Курс лекций по управленческому учету

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:26, курс лекций

Описание работы

Ответы на 44 вопроса.

Содержание

1. Управленческий учет в информационной системе предприятия 2
2. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета 3
3. Объекты, метод и способы управленческого учета. 4
4. Принципы и функции управленческого учета. 6
5. Системы и составные части управленческого учета 7
6. Производственные процессы как объект управленческого учета. 9
7. Классификация затрат по целям управления. 10
8. Классификация затрат на производство 12
9. Классификация затрат, характеризующая результаты финансово-сбытовой деятельности 12
10. Классификация затрат, связанных с организационной деятельностью 14
11. Методы оценки затрат в системе управленческого учета 15
12. Группировка производственных затрат для принятия решений и планирования 16
13. Объекты учета затрат и объекты калькулирования, отвечающие целям управления 17
14. Особенности организации производства и их влияние на построение управленческого учета 18
15. Формирование центров затрат, ответственности и рентабельности на предприятии 19
16. Учет запаса материалов и затрат на его создание и хранение 21
17. Учет затрат на рабочую силу 22
18. Учет и распределение накладных расходов 24
19. Классификация накладных расходов 24
20. Незавершенное производство и полуфабрикаты как особые объекты учета производственной себестоимости 25
21. Выбор состава показателей и содержание внутренней отчетности по результатам деятельности подразделений. 26
22. Система управленческого контроля за деятельностью подразделений 27
23. Система управления запасами на основе норм. 28
24. Нормативы и отклонения от них как средство контроля за издержками 29
25. Принципы разработки нормативов по материалам 30
26. Оценка материальных запасов и затрат 31
27. Трансфертные цены, формирование и использование 32
28. Бюджеты, их значение в управленческом учете 33
29. Классификация систем учета затрат на производство. 35
30. Характеристика системы позаказного учета затрат на производство и калькулирования 35
31. Характеристика попроцессного метода учета себестоимости 37
32. Калькулирование себестоимости по системе «директ-костинг». 38
33. Калькулирование себестоимости по системе «стандарт-костинг». 39
34. Система нормативного учета затрат и нормативная калькуляция 40
35. Учет постоянно распределяемых затрат на производство 42
36. Информационное обеспечение планирования и управления производственной деятельностью 43
37. Основные концепции снижения себестоимости продукции 45
38. Процедура управления материальными запасами 46
39. Расчет оптимального размера запаса и определение момента его размещения 47
40. Процедура анализа отклонений 49
41. Анализ динамики издержек производства в принятии управленческих решений 51
42. Анализ безубыточности производства и CVP-анализ 52
43. Принятие решений по производству новой продукции 54
44. Принятие решений о капитальных вложениях 55

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по упр учету ГУУ Ланг М.М._2011.docx

— 157.83 Кб (Скачать)

     Поузловая норма регламентирует расход материала на отдельный узел, который может быть использован на самом предприятии, реализован на стороны в составе запасных частей и являться товарной продукцией.

     Расход  материалов на производство изделия  в целом рассчитывают на основе подетальных и поузловых норма расхода и норм применяемости детали в узлах и сборных соединениях, а последних в изделиях.

     Функциональная  норма - величина материальных затрат, рассчитанная при совершенствовании технологии производства и его организации, увеличении серийности и использовании поточных методов производства отдельных изделий, узлов деталей и т.п. В целом функциональные нормы характеризуют процесс функционирования используемых материалов в производстве. Такие нормы применяют в конструкторских разработках, создании и совершенствовании технологических процессов, производства конкретных видов продукции.

     Основными источниками формирования нормативной  базы прямых материальных затрат являются: конструкторская документация, технологические процессы возникновения и обработки деталей и узлов, подетально-маршрутные ведомости, закрепления деталеопераций за цехами, производственными участками, спецификации узлования, комплектовочные ведомости покупных полуфабрикатов и изделий.

26. Оценка материальных запасов и затрат

     Требования  к оценке запасов. Выбор метода оценки материальных запасов должен отвечать следующим требованиям:

     - соответствовать регламентирующим  документам состава затрат, включаемых  в себестоимость продукции, работ и услуг;

     - отражать учетную политику предприятия,  касающуюся оценки имущества;

     - выступать основным элементов  в принятии решений, “закупать  или производить”;

     - быть согласованным с системой  контроля производственных затрат.

     Перечисленные выше требования являются противоречивыми  и ни одна из систем оценок не может  им удовлетворить. Противоречивость предопределена разными целями оценки отпускаемых  материальных ценностей.

     1. Для исчисления прибыли и оценки  запаса в финансовой отчетности  прошлые затраты на материалы обобщают по направлениям расхода. Затем они входят в себестоимость реализованной продукции и составляют часть оценки запаса нереализованной продукции.

     2. Для принятия решений и установления  цены на продукцию прогнозируют  затраты на материалы будущих  периодов.

     Целям внешней отчетности удовлетворяет  метод, основанный на прошлых затратах. Для управленческого учета необходима информация о будущих затратах.

     Системы оценок материальных запасов. На практике используют такие системы оценок, как ФИФО, ЛИФО, средневзвешенной цены, цены замещения, по нормативным затратам, трансфертной цены. Стандартами рекомендуется в условиях инфляции пользоваться либо методом ФИФО, либо средневзвешенными ценами.

     Средневзвешенная  цена единицы материала при отпуске со склада: 

     сумма стоимости остатка запас + сумма стоимости партии закупки

              количество остатка  запаса + количество  в партии закупки

     Цена  замещения используется при принятии решений. Любая выдача материалов со склада приводит к необходимости их замещения. Система цен замещения реально отражает уровень цен на данный и планируемый отрезок времени и наиболее достоверна при анализе отчета о прибылях и убытках. Цену замещения рассчитывают исходя из факторов, влияющих на величину затрат на материалы.

     Предприятия, которые ежедневно используют в  своем производстве тысячи видов  материалов, испытывают затруднения в сборе информации о стоимости замещения по каждому виду отпускаемых материалов. Решение проблемы сбора и обработки информации о цене замещения видится в системе оценки по нормативной (стандартной стоимости).

     Заранее устанавливается стандарт нормативной стоимости каждого наименования. Стандарт включает целевые затраты, планируемые в начале отчетного периода и показывающие, сколько должны стоить будущие закупки материалов при их эффективном использовании.

     Следует отличать нормативные затраты от сметных. Смета относится ко всей снабженческо-заготовительной деятельности или отдельной операции этого вида деятельности; норма содержит ту же информацию, но на единицу сырья и материалов.

     Система нормативных затрат, или стандартных  цен, близка к системе оценки по методам ФИФО и средневзвешенных цен.  

27. Трансфертные цены, формирование и использование

     Трансфертная  цена – это цена, используемая для определения стоимости полуфабрикатов или услуг, передаваемых одним центром ответственности другим центрам ответственности внутри предприятия.

     Рассматривая  снабженческо-заготовительную деятельность как первый передел производства, можно использовать трансфертные цены для оценки материальных запасов, особенно производственных. По методике расчета трансфертные цены подразделяются на два типа: рыночные и затратные.

     Рыночные  трансфертные цены. Если на продукцию существует рыночная цена, то предпочтение обычно отдается рыночной трансфертной цене, а не затратной. Покупающий центр ответственности не должен платить внутри предприятия больше, чем внешнему продавцу, как и продающий центр, не должен получить больше дохода, чем при продаже внешним покупателям. Преимущество рыночных цен заключается в объективном характере. Кроме того, многие предприятия считают свои центры, взаимодействующие друг с другом буквально “на расстоянии вытянутой руки”, независимыми субъектами бизнеса. В таком случае рыночные цены делают более реалистичными деловые взаимоотношения. В действительности “настоящая” рыночная цена не всегда четко выражена, т.к. различные поставщики могут устанавливать разные цены на практически одинаковые товары. Для принятия ценовых решений на рыночной основе необходима четкая политика.

     Затратные трансфертные цены. Во многих случаях не существует достоверной рыночной цены для установления трансфертной, тогда используется затратная трансфертная цена, обычно это - стандартная себестоимость. Если в нее включены только фактические затраты, то у продающего центра ответственности нет стимулов для регулирования эффективности, т.к. любые колебания затрат автоматически отразятся в трансфертной цене для покупающего центра.

     Состав  затрат и доля прибыли в трансфертной цене могут быть определены высшим руководством в целях снижения вероятных  разногласий. Из-за потенциальных возможностей разногласий в рыночном и затратном  ценообразовании цены устанавливаются  скорее путем переговоров между  покупателем и продавцом, чем  ссылкой на внешние цены, или применением формул себестоимости. Более того, временами продавец пытается отойти от обычной политики своего предприятия по отношению к трансфертному ценообразованию. Например, продающий центр ответственности может установить цену ниже рыночной, чтобы не потерять бизнес, тогда откупающий центр ответственности использует преимущества временно низкой внешней цены. В этом случае обе стороны заключают соглашение о цене путем переговоров.

     Центры  прибыли в действительности не являются независимыми юридическими лицами. Когда они вступают в совместные операции, то всегда есть риск того, что решения по увеличению объявленного дохода данного центра прибыли не приведет к увеличению совокупного дохода предприятия в целом. Этот риск недостаточной оптимизации может существовать, если трансфертная цена продающего центра прибыли выше его краткосрочных затрат, что всегда и происходит в действительности.

     Предприятия в своей политике трансфертного  ценообразования стремятся достигнуть объективности, реализма, справедливости для всех вовлеченных сторон, снижения до минимума времени переговоров и арбитражных процедур, а также минимального риска недостаточной оптимизации. Они также хотят, чтобы в конечном счете цены привели к прибыли, отражающей “истинную” экономику каждого центра прибыли.

     Возможны  другие варианты состава трансфертной цены. К примеру, в расчет включают договорную цену материалов плюс себестоимость различного рода услуг, связанных с созданием и хранением материальных запасов, +плюс прибыль снабженческо-заготовительной деятельности. Важным моментом образования трансфертных цен в течение определенного промежутка времени считается создание и поддержание оптимального запаса.  

28. Бюджеты, их значение в управленческом учете

     Бюджет – это количественное выражение плана, средство контроля за его выполнением и метод регулирования. Основной бюджет предприятия охватывает производство, реализацию, распределение и финансирование.

     Бюджетирование  как метод управления за свой цикл выполняет функции планирования деятельности предприятия в целом и по его подразделениям; суммирования всех коллективных предложений; разработки проектов бюджетов; просчета вариантов плана; внесения коррективов; окончательного утверждения планов, проектирования коммуникационных обратных связей и учета меняющихся условий.

     Полные  бюджетные системы включают не только проектные, но и отчетные данные. Они  используются в планировании, контроле, оценке результатов деятельности и  совершенствовании процесса производства, калькулировании и оценке запасов. Бюджетирование, как и классификация затрат, отвечает различным целям управления.

     Преимущества  бюджетирования проявляются в принудительном краткосрочном и долгосрочном планировании ресурсов предприятия, поведения конкурентов  и особенно текущего и проектируемого рыночного спроса продукции. По этим стратегическим аспектам разрабатываются планы и формируются бюджеты всех уровней и разной периодичности.

     Бюджетные данные более достоверны для сравнения  при оценке результатов деятельности, чем данные прошлых периодов.

     Наибольшее  внимание при разработке бюджетов уделяется  прогнозированию выручки от реализации, прибыли. Следующий этап бюджетирования предназначен для разработки смет.

     Смета затрат на материалы - производятся расчеты по каждому наименованию материалов, необходимых для производственной программы, с учетом изменения остатков на центральных складах.

     Смета затрат на заработную плату основных производственных рабочих - руководитель цехов рассчитывают зарплату рабочего времени, которое необходимо для выполнения производственной программы.

     Смета накладных производственных расходов составляется по отдельным статьям в отношении к прогнозируемому объему производства. При этом основанием является классификация затрат на регулируемые и нерегулируемые.

     Смета цеховых затрат необходима для контроля управления затратами подразделения. В сметы цехов входят: смета по труду основных производственных рабочих, смета использования материала, смета накладных расходов.

     Смета коммерческих расходов составляется по статьям затрат, сегментам рынка, группам покупателей и заказчиков.

     Смета административно-управленческих расходов предназначена для контроля за данной группой затрат. Подавляющая часть этих затрат - постоянные издержки и потому для прогнозирования прибыли важно выделить в качестве самостоятельной сметы, за исполнение которой несет ответственность администрация.

     Кассовая  консолидированная  смета имеет целью обеспечение достаточной кассовой наличности на любой момент, соответствующий уровню производственных операций в системе бюджетирования. Кассовые консолидированные сметы составляют понедельно, помесячно, поквартально. Смета содержит следующие показатели: начальное сальдо, поступления от дебиторов и авансы от покупателей и заказчиков, платежи на приобретение материалов, платежи по зарплате, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, другие расходы, конечное сальдо.

     Заключительный  этап разработки основного бюджета, кроме консолидированной кассовой сметы, включает составление отчета о прибылях и убытках, или обобщенной сметы. Она содержит такие показатели как: выручка от реализации продукции, запасы материалов на начало материалов, закупки материалов, запасы материалов на конец периода, стоимость потребленных материалов, зарплата основных производственных рабочих, накладные производственные расходы, совокупные производственные расходы, запасы готовой продукции на начало и конец отчетного периода, себестоимость реализованной продукции, коммерческие и административные расходы, планируемая прибыль от производства. Обобщенная смета характеризует планируемую рентабельность производства на определенный период.

Информация о работе Курс лекций по управленческому учету