Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:22, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисцилпине "Бухгалтерский учет"
Выводы
Самая большая сумма амортизации (8000 рублей) начисляется в 1-й год, а затем год за годом она уменьшается;
Накопленная сумма амортизации возрастает незначительно;
Остаточная стоимость каждый год уменьшается на сумму амортизации до тех пор, пока не достигнет нуля.
5. При способе списания стоимости объекта основных средств пропорционально объему продукции (работ) исходят из натуральных показателей объема продукции за отчетный период и соотношения первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта.
Амортизация основных средств включается в себестоимость изготовленной продукции. При начисленной амортизации осуществляется следующая бухгалтерская запись:
Д-т 20 «Основное производство»
23 «Вспомогательные производства»
25 «Общепроизводственные расходы» К-т 02 «Амортизация ОС»
26 «Общехозяйственные расходы»
44 «Расходы на продажу»
Ввод в эксплуатацию объекта основных средств
Организация строит для себя, например здание офиса. Работы могут выполняться хозяйственным способом (собственными силами) или подрядным способом (сторонней специализированной организацией). При хозяйственном способе списываются материалы для производства работ, з/плата рабочим начисляется, амортизация ОС, расходы по эксплуатации техники. При подрядном способе – подрядчики предъявляют счета за выполненные работы. В первом и во втором случаях затраты группируются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» до момента ввода в эксплуатацию. При этом на счете 08 группируется не только стоимость выполненных строительно-монтажных работ, но и стоимость проектно-изыскательских работ и стоимость оборудования. После подписания акта ввода в эксплуатацию стоимость объекта ОС в бухгалтерском учете переносится на счет 01, 08 счет закрывается(Д-т 01 – К-т 08 – оприходовано основное средство). Со следующего месяца начинается начисляться амортизация.
Поступления основных средств
Основные средства поступают в организацию из разных источников:
приобретение (сооружение) за плату (Д-т 01 «Основные средства» - К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсч. «Приобретение объектов основных средств» - первоначальная стоимость объекта, принятого к учету в сумме фактических затрат на приобретение и доставку) Пример – организация приобрела у завода станок, первоначальная стоимость = стоимость станка по договору + услуги по транспортировке (за доставку станка организация уплатила транспортной организации по счету) + командировочные расходы (доставкой станка занимался сотрудник организации);
в качестве взноса (вклада) в уставный капитал при создании организации (Д-т 01 «Основные средства» - К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» - принятие к учету основных средств, поступивших в счет вклада в уставный капитал);
по договору дарения – безвозмездно (Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» - К-т 98 «Доходы будущих периодов», субсч. 2 «Безвозмездные поступления» - отражена сумма безвозмездно поступивших основных средств);
по договору мены;
в порядке нового строительства объектов основных средств;
сооружения и изготовления самой организацией.
Затраты, связанные с поступлением объектов основных средств в организацию, учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». К счету 08 в соответствии с Планом счетов открываются субсчета: 08-1 «Приобретение земельных участков»; 08-2 «Приобретение объектов природопользования»; 08-3 «Строительство объектов основных средств»; 08-4 «Приобретение объектов основных средств».
Выбытие основных средств
Варианты выбытия основных средств:
списание вследствие физического или морального износа;
ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
продажа юридическому или физическому лицу;
вклад в уставный капитал других организаций;
передача по договору дарения или мены;
выявление недостачи или порчи активов при их инвентаризации.
При списании основных средств утверждается комиссия, которая утверждает решение о списании объекта и оформление соответствующей документации. Члены комиссии осматривают объект, устанавливают причины его списания, выявляют виновных (если они имеются).
При решении комиссии о нецелесообразности дальнейшего использования и списании объекта оформляется акт на списание основных средств формы № ОС-4.
Рассмотрим на примере, как отражается в бухгалтерском учете ликвидация основных средств.
Пример ликвидации основных средств
Организация ликвидировала объект основных средств вследствие его морального износа. Первоначальная стоимость объекта равнялась 25000 рублей. Сумма начисленной амортизации на момент ликвидации составила 12300 рублей. Расходы на демонтаж – 4068 рублей. В результате демонтажа объекта приняты к учету материалы стоимостью 750 рублей.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:
а) Д-т 01, субсч. «Выбытие основных средств» - К-т 01 «Основные средства – 25000 рублей – сумма списанной первоначальной стоимости основных средств;
б) Д-т 02 «Амортизация основных средств» - К-т 01, субсч. «Выбытие основных средств» - 12300 рублей. – списана начисленная амортизация;
в) Д-т 91-2 «Прочие расходы» - К-т 01, субсч. «Выбытие основных средств» - 12700 рублей – списана на расходы организации остаточная стоимость ликвидируемого объекта основных средств;
г) Д-т 91-2 «Прочие расходы» - К-т 23 «Вспомогательные производства» - 4068 рублей – отражены в составе операционных расходов услуги вспомогательных производств по демонтажу объекта основных средств;
д) Д-т 10 «Материалы» - К-т 91-1 «Прочие доходы» - 750 рублей – приняты к учету материалы, полученные в связи с ликвидацией объекта основных средств;
е) Д-т 99 «прибыли и убытки» - К-т 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - 16080 рублей – отражен убыток от ликвидации объекта основных средств (12700 + 4068 – 750 = 16018).
Бухгалтерский учет реализации объекта основных средств
Пример продажи основных средств
В соответствии с договором купли-продажи организация реализует объект основных средств за 23600 рублей, в том числе 18% НДС – 3600 рублей. Первоначальная стоимость объекта равна 30000 рублей. Сумма начисленной амортизации составила 12000 рублей.
В бухгалтерском учете организации должны быть сделаны следующие записи:
а) Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - К-т 91-1 «Прочие доходы» - 23600 рублей – выручка от продажи объекта основных средств;
б)Д-т 91-2 «Прочие доходы» - К-т 68, субсч. «Расчеты по НДС» - 3600 рублей – НДС по продажам;
в) Д-т 01, субсч. «Выбытие основных средств» - К-т 01 «Основные средства» - 30000 рублей – списана первоначальная стоимость объекта основных средств;
г) Д-т 02 «Амортизация основных средств» - К-т 01, субсч. «Выбытие основных средств» - 12000 рублей – списана сумма начисленной амортизации;
г) Д-т 91-2 «Прочие расходы» - К-т 01, субсч. «Выбытие основных средств» - 18000 рублей – списана остаточная стоимость проданного объекта основных средств;
е) Д-т 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов – К-т 99 «Прибыли и убытки» - 2000 рублей – учтен финансовый результат от продажи объекта основных средств (23600 – 18000 – 3600).
Особенности учета основных средств для целей налогообложения
В налоговом учете в соответствии со ст. 259 НК РФ организация может применять один из двух способов начисления амортизации ОС :линейный или нелинейный.
Чтобы рассчитать ежемесячную сумму амортизационных отчислений линейным способом в налоговом учете, необходимо первоначальную стоимость объекта ОС умножить на норму амортизационных отчислений. Норма амортизационных отчислений в процентах за месяц (К) рассчитывается по формуле: К = (1:п)100%, где п – срок полезного использования объекта ОС в месяцах. Линейный способ начисления амортизации применяется к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в амортизационные группы со сроком полезного использования свыше 20 лет (восьмая – десятая группы).
При нелинейном способе норма амортизации рассчитывается по формуле: К = (2:п)100%, где п – срок полезного использования ОС в месяцах. Сумма начисленной за каждый месяц амортизации будет равна произведению нормы амортизации и остаточной стоимости ОС на начало месяца. После того как остаточная стоимость объекта ОС достигнет 20% его первоначальной стоимости, порядок исчисления амортизации изменится: для дальнейшего расчета остаточная стоимость ОС принимается за базовую сумму. Начисляемая сумма ежемесячной амортизации определяется путем деления базовой стоимости объекта ОС на число месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования данного объекта, как при линейном способе.
Выбранный налогоплательщиком способ начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту ОС ни в налоговом, ни в бухгалтерском учете.
ТЕМА 11. УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
Нормативное регулирование бухгалтерского учета
нематериальных активов
При учете нематериальных активов необходимо руководствоваться следующими законодательно-нормативными документами:
Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. № 3520-1;
Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 г. № 3523 -1;
Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/07).
Условия принятия имущества к бухгалтерскому учету в качестве объекта нематериальных активов
При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных необходимо единовременное выполнение следующих условий:
Отсутствие материально-вещественной структуры;
Может быть идентифицировано (выделено) от другого имущества;
Предназначено для использования в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг;
Используется в течение длительного времени (свыше 12 месяцев);
Не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
Способно приносить организации экономическую выгоду.
Структура нематериальных активов хозяйствующего субъекта
В зависимости от назначения и функций, выполняемых в хозяйственной деятельности, нематериальные активы классифицируются следующим образом:
Объекты интеллектуальной собственности;
Деловая репутация (гудвилл) – активы, капитал организации, не поддающиеся материальному измерению: техническая компетенция, деловые связи, маркетинговые приемы, уровень квалификации персонала;
Деловая репутация организации - это разница между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и балансовой стоимостью ее имущества. При приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловая репутация организации определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной (начальной) стоимостью проданной организации.
Объектом нематериальных активов является положительная деловая репутация, которая рассматривается как надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод. Отрицательная деловая репутация рассматривается как скидка с цены, предоставляемая покупателю, и учитывается как доходы будущих периодов.
Организационные расходы – это расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников в уставный капитал организации.
К нематериальным активам относят следующие объекты интеллектуальной собственности:
Исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
Исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
Исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания;
Исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.
Обладателем исключительного права может быть только одна организация, а другие лица могут использовать результаты интеллектуальной деятельности с согласия правообладателя.
Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов согласно ПБУ 14/07 является инвентарный объект. Инвентарным объектом нематериальных активов считается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав.
В учете и отчетности нематериальные активы отражают по первоначальной и остаточной стоимости. Отдельно отражают амортизацию нематериальных активов.
Задачи бухгалтерского учета нематериальных активов
Задачи бухгалтерского учета нематериальных активов:
правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете поступления, выбытия нематериальных активов;
контроль за сохранностью нематериальных активов;
правильное начисление и использование амортизации;