Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:03, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать проблемы учета затрат и анализа системы калькулирования себестоимости продукции при позаказном методе. В рамках указанной цели необходимо решение следующих частных задач:
Исследование методической базы учета затрат при позаказном методе;
Определение основных принципов (правил) учета затрат;
Сравнительный анализ методов учета затрат;
Изучение анализа калькуляции, целей, задач, методов, а также результатов анализа калькулирования продукции для принятия управленческий решений;
Ведение……………………………………………………….………………...3
Глава 1 Методологические основы учета затрат при позаказном методе….5
1.1 Принципы учета затрат при позаказном методе………………..…5
1.2 Принципы учета затрат………………………………………….….8
1.3 Сравнительная характеристика позаказного и попередельного методов учета затрат… . ………………………………………………….….14
Глава 2 Анализ калькулирования себестоимости продукции при позаказном методе…………………………………………………………….35
2.1 Цели, задачи и методы калькуляции………..……………..……...35
2.2 Методы проведения анализа……………..……..………………....38
2.3 Варианты применения результатов анализа калькулирования себестоимости продукции для принятия управленческих решений………42
Глава 3 Учет затрат и анализ системы калькулирования себестоимости на примере производственного предприятия…………………………………..48
Заключение…………………………………………………………………….56
Список литературы……………………………………………………………58
Изучение этих взаимозависимостей
позволяет руководству
Анализ безубыточности основан на изучении зависимости между доходами, издержками и прибылью на протяжении короткого промежутка времени, в течение которого предприятие имеет действующие в настоящий момент мощности и может работать с относительно постоянными ресурсами.
Математическая модель взаимосвязи между прибылью издержками и объемом продаж базируется на делении себестоимости на постоянные и переменные расходы. Постоянные расходы – это амортизация, плата за кредит, арендная плата, оклады управленческого персонала, другие административные расходы. Переменные расходы – это сырье и материалы, энергия, транспортные расходы, торгово-комиссионные расходы. Смешанные затраты состоят из постоянных и переменных частей – почтовые, телеграфные, затраты на ремонт и содержание оборудования. В этих расходах выделяется долевое участие постоянных и переменных частей. Прямые переменные расходы в себестоимости продукции растут пропорционально объему производства и объему продаж. Таким образом, доля переменных расходов в цене за единицу продукции не меняется, а доля постоянных расходов меняется с изменением объема производства, так как меньшая их часть приходится на 1 руб. цены продаж. Связь прибыли, объема продаж и себестоимости заключается в том, что прибыль зависит не только от количества проданного, но и от доли постоянных расходов, которые приходятся на единицу продукции, т.е. реально возникает возможность экономии условно-постоянных расходов. В поисках максимальной прибыли тщательно изучаются возможности снижения уровня постоянных расходов. Поэтому на переменные и особенно на постоянные расходы составляются сметы, называемые бюджетами. Оптимальным признается тот проект сметы, который позволяет снизить долю постоянных расходов в цене за единицу продукции.
Для описания модели взаимосвязи введем следующие условные обозначения:
Тк – точка критического объема продаж;
Дм—общая сумма маржинального дохода;
Ду — удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж;
Дс — ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции;
Ц—цена единицы продукции;
Нр — постоянные расходы (фиксированные);
Рп — переменные расходы;
Пр — прибыль от продаж (прибыль от реализации);
Врп – выручка от продаж без НДС, акцизов, экспортных тарифов;
К – количество проданного в натуральных единицах;
Сп -полная себестоимость продукции;
Спр –производственная себестоимость;
КР – коммерческие расходы.
Традиционный подход к исчислению прибыли от реализации продукции:
Пр = Впр – Сп = Врп – (Спр +КР) = Врп – Спр – КР (1 вариант),
Пр = Врп – Сп = Врп – (Нр + Рп), отсюда
Пр + Нр = Врп – Рп или
Нр + Рп = Врп – Пр.
Вариантов построения графиков и расчетов точки безубыточности несколько. Однако при всех вариантах расчета безубыточности необходимо строго соблюдать следующие допущения:
Далее необходимо привести
анализ затрат, необходимый для принятия
оперативных решений и
Для всех четырех типов решений необходимо определение принимаемых в расчет релевантных издержек — издержек будущего периода.
Расходы и доходы, величина которых зависит от принимаемого решения, называются релевантными, т.е. принимаемыми в расчет. Величина расходов и доходов, не принимаемых в расчет при принятии решения, называется нерелевантными расходами. Релевантные затраты представляют собой приростное дополнительное движение денежной наличности, величина которой зависит от принимаемых альтернативных решений.
Анализ издержек при принятии решения о собственном производстве или закупке изделий со стороны заключается в следующем. Например, предприятие решает, закупить ли данную продукцию на стороне или изготовить ее самостоятельно. Сопоставляются расчетные затраты на оба варианта по схеме, приведенной в таблице 6.
Таблица 6. Сравнительный анализ затрат
Статьи релевантных затрат |
Затраты производства, руб. | |
Собственными силами |
При закупке | |
1. Труд основных |
100 |
- |
2. Основные материалы |
300 |
- |
3. Переменные накладные расходы |
50 |
- |
4. Постоянные расходы |
100 |
100 |
5. Цена закупки на стороне |
- |
500 |
Итого |
550 |
600 |
Из приведенных данных следует, что постоянные накладные расходы как были, так и останутся; они не зависят от принятия решения о выборе варианта и называются нерелевантными. Следует отметить, что некоторые затраты могут быть в одном случае релевантными, а в другом – нерелевантными.
Таким образом, для принятия
управленческих решений применяется
так называемый метод балансового
анализа. Он предполагает сопоставление
взаимосвязанных показателей
Обычно перерабатывающие
предприятия выпускают
Прямые расходы, связанные с производством, включают в стоимость продукции.
Рассмотрим, как предприятие
может рассчитать стоимость реализованной
готовой продукции в
ОАО "ИнтерПласт" производит пластмассовые изделия из полистирола.
В июне предприятием:
ОАО "ИнтерПласт" подписало
с обслуживающей помещение
Датой осуществления коммунальных расходов является день подписания предприятием акта приемки-передачи услуг. Об этом сказано в п.2 ст.272 Налогового кодекса РФ.
Арендная плата, перечисленная арендодателю за июнь - август 2005 г., не может быть включена в полном объеме в косвенные расходы июня. Так как на сентябрь приходится 100000 руб. (300000 руб. : 3 мес.).
Исходя из принципа равномерности признания доходов и расходов в июне в состав косвенных расходов можно включить затраты на проведение рекламной акции на сумму 80000 руб. (320000 руб. : 4 мес.).
Полный перечень расходов ОАО "ИнтерПласт" в июне 2005 г. представлен в регистре.
Регистр учета расходов в июне 2005 г. | |||
N |
Расходы |
Сумма расходов, | |
всего |
в июне | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Материальные
расходы за месяц (в том числе |
1 650 000 |
1 650 000 |
2 |
Расходы на оплату труда, в том числе: |
729 600 |
729 600 |
заработная
плата работников основного |
600 000 |
600 000 | |
ЕСН, начисленный на заработную плату |
129 600 |
129 600 | |
3 |
Сумма начисленной
амортизации (в том числе |
180 400 |
180 400 |
4 |
Прямые расходы
всего (стр. 1 + стр. 2 + |
2 560 000 |
2 560 000 |
5 |
Общепроизводственные расходы, в том числе: |
510 000 |
510 000 |
страховые взносы
на обязательное |
84 000 |
84 000 | |
услуги сторонней
организации |
87 000 |
87 000 | |
заработная
плата работников, занятых |
250 000 |
250 000 | |
ЕСН, начисленный
на заработную плату |
89 000 |
89 000 | |
6 |
Общехозяйственные расходы, в том числе: |
1 090 000 |
650 000 |
материальные
ценности, использованные в |
63 200 |
63 200 | |
заработная
плата руководства предприятия, |
300 000 |
300 000 | |
ЕСН, начисленный
на заработную плату |
106 800 |
106 800 | |
арендная плата за три месяца |
300 000 |
100 000 | |
рекламные расходы
за размещение информации |
320 000 |
80 000 | |
7 |
Косвенные расходы всего (стр. 5 + стр. 6) |
1 600 000 |
1 160 000 |
Данные о незавершенном производстве на начало и конец июня 2005 г. по видам готовой продукции представлены в регистре.
Регистр остатков
незавершенного производства | |||
Заказ (вид |
Незавершенное
производство |
Незавершенное | |
количество |
прямые расходы, |
остатки | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Изделие А |
500 |
15 000 |
600 |
Изделие Б |
1 000 |
32 000 |
1 200 |
Изделие В |
2 500 |
78 000 |
3 000 |
Итого |
4 000 |
125 000 |
4 800 |
В июне:
В июне реализовано: изделие А - 50400 шт.; изделие Б - 76100 шт.; изделие В - 101500 шт. Выручка от реализации готовой продукции - 4720000 руб. (в том числе НДС - 720000 руб.), заплатить которую надо до 20-го числа месяца, следующего за этим периодом.
Предприятие учитывает затраты позаказным методом. По каждому виду продукции на весь объем выпуска открывается отдельный заказ. И по каждому заказу ведут калькуляционную карту учета затрат. Сумма прямых расходов по не завершенным на конец месяца заказам, учтенная в калькуляционных картах, составляет остаток незавершенного производства на конец месяца.
Сумма общепроизводственных расходов, приходящаяся на остатки незавершенного производства на начало месяца, - 23800 руб. В соответствии с учетной политикой ОАО "ИнтерПласт" общепроизводственные расходы распределяются между заказами пропорционально сумме прямых затрат. Общехозяйственные расходы непосредственно списываются на счет 90, субсчет "Себестоимость продаж".