Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) при позаказном методе учета затрат

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать проблемы учета затрат и анализа системы калькулирования себестоимости продукции при позаказном методе. В рамках указанной цели необходимо решение следующих частных задач:
Исследование методической базы учета затрат при позаказном методе;
Определение основных принципов (правил) учета затрат;
Сравнительный анализ методов учета затрат;
Изучение анализа калькуляции, целей, задач, методов, а также результатов анализа калькулирования продукции для принятия управленческий решений;

Содержание

Ведение……………………………………………………….………………...3
Глава 1 Методологические основы учета затрат при позаказном методе….5
1.1 Принципы учета затрат при позаказном методе………………..…5
1.2 Принципы учета затрат………………………………………….….8
1.3 Сравнительная характеристика позаказного и попередельного методов учета затрат… . ………………………………………………….….14
Глава 2 Анализ калькулирования себестоимости продукции при позаказном методе…………………………………………………………….35
2.1 Цели, задачи и методы калькуляции………..……………..……...35
2.2 Методы проведения анализа……………..……..………………....38
2.3 Варианты применения результатов анализа калькулирования себестоимости продукции для принятия управленческих решений………42
Глава 3 Учет затрат и анализ системы калькулирования себестоимости на примере производственного предприятия…………………………………..48
Заключение…………………………………………………………………….56
Список литературы……………………………………………………………58

Работа содержит 1 файл

курсовая Управленческий учет.doc

— 372.00 Кб (Скачать)

Изучение этих взаимозависимостей позволяет руководству определить критические уровни продаж, при которых:

  • Прибыль будет максимальной (зона прибыльности);
  • Прибыли не будет (точка безубыточности);
  • Будут убытки (зона убытков).

Анализ безубыточности основан на изучении зависимости  между доходами, издержками и прибылью на протяжении короткого промежутка времени, в течение которого предприятие имеет действующие в настоящий момент мощности и может работать с относительно постоянными ресурсами.

Математическая модель взаимосвязи между прибылью издержками и объемом продаж базируется на делении  себестоимости на постоянные и переменные расходы. Постоянные расходы – это амортизация, плата за кредит, арендная плата, оклады управленческого персонала, другие административные расходы. Переменные расходы – это сырье и материалы, энергия, транспортные расходы, торгово-комиссионные расходы. Смешанные затраты состоят из постоянных и переменных частей – почтовые, телеграфные, затраты на ремонт и содержание оборудования. В этих расходах выделяется долевое участие постоянных и переменных частей. Прямые переменные расходы в себестоимости продукции растут пропорционально объему производства и объему продаж. Таким образом, доля переменных расходов в цене за единицу продукции не меняется, а доля постоянных расходов меняется с изменением объема производства, так как меньшая их часть приходится на 1 руб. цены продаж. Связь прибыли, объема продаж и себестоимости заключается в том, что прибыль зависит не только от количества проданного, но и от доли постоянных расходов, которые приходятся на единицу продукции, т.е. реально возникает возможность экономии условно-постоянных расходов. В поисках максимальной прибыли тщательно изучаются возможности снижения уровня постоянных расходов. Поэтому на переменные и особенно на постоянные расходы составляются сметы, называемые бюджетами. Оптимальным признается тот проект сметы, который позволяет снизить долю постоянных расходов в цене за единицу продукции.

Для описания модели взаимосвязи  введем следующие условные обозначения:

Тк – точка критического объема продаж;

Дм—общая сумма маржинального  дохода;

Ду — удельный вес  маржинального дохода в выручке от продаж;

Дс — ставка маржинального  дохода в цене за единицу продукции;

Ц—цена единицы продукции;

Нр — постоянные расходы (фиксированные);

Рп — переменные расходы;

Пр — прибыль от продаж (прибыль от реализации);

Врп – выручка от продаж без НДС, акцизов, экспортных тарифов;

К – количество проданного в натуральных единицах;

Сп  -полная себестоимость  продукции;

Спр –производственная  себестоимость;

КР – коммерческие расходы.

Традиционный подход к исчислению прибыли от реализации продукции:  

Пр = Впр – Сп = Врп  – (Спр +КР) = Врп – Спр – КР (1 вариант),

Пр = Врп – Сп = Врп  – (Нр + Рп), отсюда

Пр + Нр = Врп – Рп или

Нр + Рп = Врп – Пр.

Вариантов построения графиков и расчетов точки безубыточности несколько. Однако при всех вариантах  расчета безубыточности необходимо строго соблюдать следующие допущения:

    1. все расходы, кроме переменных, остаются постоянными;
    2. при расчете точки безубыточности должна быть постоянная номенклатура, так как при одном и том же физическом объёме, но при разной номенклатуре результаты будут разными;
    3. прибыль рассчитывается по переменным издержкам;
    4. совокупные издержки и совокупный доход являются линейными функциями объема производства;
    5. главным условием является соблюдение приемлемого диапазона производства. Это означает, что все формулы расчетов верны только в приемлемом диапазоне производства. Это тот уровень производства, который фирма переживала в прошлом;
    6. издержки необходимо точно подразделять на постоянные и переменные, так как от правильности такого разделения зависят результаты расчетов.

Далее необходимо привести анализ затрат, необходимый для принятия оперативных решений и управления прибылью. Анализ затрат необходим  при принятии следующих решений:

    1. о собственном производстве или закупке изделий со стороны;
    2. специальных  решений о ценах реализации и размере прибыли;
    3. решений, связанных с расформированием сегмента рынка;
    4. решений, связанных с ограниченными производственными возможностями.

Для всех четырех типов  решений необходимо определение  принимаемых в расчет релевантных издержек — издержек будущего периода.

Расходы и доходы, величина которых зависит от принимаемого решения, называются релевантными, т.е. принимаемыми в расчет. Величина расходов и доходов, не принимаемых в расчет при принятии решения, называется нерелевантными расходами. Релевантные затраты представляют собой приростное дополнительное движение денежной наличности, величина которой зависит от принимаемых альтернативных решений.

Анализ издержек при  принятии решения о собственном  производстве или закупке изделий со стороны заключается в следующем. Например, предприятие решает, закупить ли данную продукцию на стороне или изготовить ее самостоятельно. Сопоставляются расчетные затраты на оба варианта по схеме, приведенной в таблице 6.

Таблица 6. Сравнительный анализ затрат

Статьи релевантных  затрат

Затраты производства, руб.

Собственными силами

При закупке

1. Труд основных производственных  рабочих

100

-

2. Основные материалы

300

-

3. Переменные накладные  расходы

50

-

4. Постоянные расходы

100

100

5. Цена закупки на стороне

-

500

Итого

550

600


 

Из приведенных данных следует, что постоянные накладные  расходы как были, так и останутся; они не зависят от принятия решения  о выборе варианта и называются нерелевантными. Следует отметить, что некоторые  затраты могут быть в одном случае релевантными, а в другом – нерелевантными.

Таким образом, для принятия управленческих решений применяется  так называемый метод балансового  анализа. Он предполагает сопоставление  взаимосвязанных показателей хозяйственной  деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства. При применении балансового метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных сопоставлений.

  1. Учет затрат и анализ системы калькулирования себестоимости на примере производственного предприятия

Обычно перерабатывающие предприятия выпускают несколько  видов продукции - по каждому в  налоговом учете отдельно оценивают  незавершенное производство и готовую продукцию.

Прямые расходы, связанные  с производством, включают в стоимость  продукции.

Рассмотрим, как предприятие  может рассчитать стоимость реализованной  готовой продукции в бухгалтерском  и налоговом учете.

ОАО "ИнтерПласт" производит пластмассовые изделия из полистирола.

В июне предприятием:

  • перечислена арендная плата за офис за июнь - август 2005 г. в размере 300000 руб. (без НДС);
  • подписан акт приемки-передачи коммунальных услуг за июнь на сумму 87000 руб. (без НДС) с организацией, обслуживающей цехи основного производства;
  • перечислено 320000 руб. (без НДС) рекламному агентству, которое в соответствии с заключенным договором будет размещать информацию о предприятии в газетах и журналах в течение июня - сентября 2005 г.;
  • осуществлены иные расходы.

ОАО "ИнтерПласт" подписало  с обслуживающей помещение офиса  организацией акт приемки-передачи оказанных услуг в июне 2005 г. Следовательно, соответствующие затраты по коммунальным услугам на сумму 87 000 руб. являются косвенными расходами этого месяца.

Датой осуществления коммунальных расходов является день подписания предприятием акта приемки-передачи услуг. Об этом сказано в п.2 ст.272 Налогового кодекса РФ.

Арендная плата, перечисленная  арендодателю за июнь - август 2005 г., не может быть включена в полном объеме в косвенные расходы июня. Так как на сентябрь приходится 100000 руб. (300000 руб. : 3 мес.).

Исходя из принципа равномерности  признания доходов и расходов в июне в состав косвенных расходов можно включить затраты на проведение рекламной акции на сумму 80000 руб. (320000 руб. : 4 мес.).

Полный перечень расходов ОАО "ИнтерПласт" в июне 2005 г. представлен в регистре.

 

Регистр учета  расходов в июне 2005 г.

N

Расходы

Сумма расходов,   
руб.

всего

в июне

1

2

3

4

1

Материальные  расходы за месяц (в том числе 
стоимость полистирола)                   

1 650 000

1 650 000

2

Расходы на оплату труда, в том числе:    

729 600

729 600

 

заработная  плата работников основного      
производства                             

600 000

600 000

 

ЕСН, начисленный на заработную плату       
работников основного производства          
(без учета сумм страховых взносов на       
обязательное пенсионное страхование)     

129 600

129 600

3

Сумма начисленной  амортизации (в том числе 
амортизация станков основного              
производства)                            

180 400

180 400

4

Прямые расходы  всего (стр. 1 + стр. 2 +    
стр. 3)                                  

2 560 000

2 560 000

5

Общепроизводственные  расходы, в том числе:

510 000

510 000

 

страховые взносы на обязательное           
пенсионное страхование, начисленные на     
заработную плату работников основного      
производства                             

84 000

84 000

 

услуги сторонней  организации               
производственного характера              

87 000

87 000

 

заработная  плата работников, занятых       
обслуживанием производства               

250 000

250 000

 

ЕСН, начисленный  на заработную плату       
работников, занятых обслуживанием          
производства (включая взносы на            
обязательное пенсионное страхование)     

89 000

89 000

6

Общехозяйственные расходы, в том числе:  

1 090 000

650 000

 

материальные  ценности, использованные в    
процессе управления предприятием         

63 200

63 200

 

заработная  плата руководства предприятия,  
бухгалтерии                              

300 000

300 000

 

ЕСН, начисленный  на заработную плату       
руководства предприятия, бухгалтерии       
(включая взносы на обязательное пенсионное 
страхование)                             

106 800

106 800

 

арендная плата за три месяца             

300 000

100 000

 

рекламные расходы  за размещение информации 
о предприятии                            

320 000

80 000

7

Косвенные расходы  всего (стр. 5 + стр. 6)

1 600 000

1 160 000


 

Данные о незавершенном  производстве на начало и конец июня 2005 г. по видам готовой продукции представлены в регистре.

 

Регистр остатков незавершенного производства           
на начало и конец июня 2005 г.

Заказ (вид 
готовой  
продукции)

Незавершенное производство      
на начало месяца

Незавершенное  
производство  
на конец    
месяца

количество     
затраченного сырья 
(с учетом     
технологических  
потерь), кг

прямые расходы,  
руб.

остатки     
сырья (с    
учетом     
технологических 
потерь), кг

1   

2       

3       

4      

Изделие А

500     

15 000    

600    

Изделие Б 

1 000     

32 000    

1 200    

Изделие В 

2 500     

78 000    

3 000    

Итого    

4 000     

125 000    

4 800    


 

В июне:

  • отпущено в производство 82 500 кг сырья;
  • изготовлено и передано на склад готовой продукции: изделие А – 50000 шт.; изделие Б – 75000 шт.; изделие В - 100000 шт.

В июне реализовано: изделие  А - 50400 шт.; изделие Б - 76100 шт.; изделие  В - 101500 шт. Выручка от реализации готовой  продукции - 4720000 руб. (в том числе  НДС - 720000 руб.), заплатить которую надо до 20-го числа месяца, следующего за этим периодом.

Предприятие учитывает  затраты позаказным методом. По каждому  виду продукции на весь объем выпуска  открывается отдельный заказ. И  по каждому заказу ведут калькуляционную карту учета затрат. Сумма прямых расходов по не завершенным на конец месяца заказам, учтенная в калькуляционных картах, составляет остаток незавершенного производства на конец месяца.

Сумма общепроизводственных расходов, приходящаяся на остатки  незавершенного производства на начало месяца, - 23800 руб. В соответствии с учетной политикой ОАО "ИнтерПласт" общепроизводственные расходы распределяются между заказами пропорционально сумме прямых затрат. Общехозяйственные расходы непосредственно списываются на счет 90, субсчет "Себестоимость продаж".

Информация о работе Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) при позаказном методе учета затрат