Учет продажи продукции, работ, услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является углубление, закрепление и обобщение знаний по ведению бухгалтерского учета продаж продукции, а также применение этих знаний для практического использования.
Основные задачи работы:
1.Ознакомиться с основными нормативными документами, первичными документами и формами по продукции (работам, услугам), ее оценки, приведение типовых проводок;
2. Провести учет готовой продукции, товаров, работ и услуг;
3. Проанализировать методы учета продаж продукции;
4. Привести синтетический и аналитический учет продаж продукции (работ, услуг);
5. Рассмотреть, как влияет договорная политика на процесс продаж;
6. Привести учет расходов на продажу;
7. Предложить пути совершенствования учета и документирования продаж продукции;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1: Учет продажи продукции, работ, услуг
1.1 Понятие продукции, работ, услуг, их оценка
1.2 Методы учета продажи продукции, работ, услуг
1.3 Документальное оформление продажи продукции (работ, услуг)
1.4 Синтетический учет продажи продукции (работ, услуг)
1.4.1 Учет продажи продукции, работ, услуг
1.4.2 Влияние договорной политики на учет процесса продаж
1.5 Учет расходов на продажу
ГЛАВА 2: Пути совершенствования учета продаж продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовая на тему Учет продажи продукции работ услуг.docx

— 80.88 Кб (Скачать)

Курсовая на тему Учет продажи продукции работ услуг

скачать 
похожие рефераты • Точное совпадение: 2 реферата 
подобные качественные рефераты 
найти проверка правильности ведения аналитического и синтетического

 
Бухгалтерия 
Курсовая 
Размер: 61,75 кб. 
Язык: русский 
Разместил (а): Полина 
28.06.2010

·  Учет готовой продукции работ, услуг

·  Учет готовой продукции и ее продажи

·  Учет готовой продукции и ее продажи Документальное оформление

загрузка...

1 2 3 4 5 6    

Федеральное агентство по образованию  
ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»  
Институт экономки и управления  
Кафедра финансов и учета  
КУРСОВАЯ РАБОТА  
по бухгалтерскому учету  
на тему: «Учет продажи продукции, работ, услуг»  
                                              Выполнил студент  
гр. № 602 – 31 П.С. Мединская  
                                                           Проверил Е.В. Борнякова  
Ижевск, 2007  
 
СОДЕРЖАНИЕ  
ВВЕДЕНИЕ  
ГЛАВА 1: Учет продажи продукции, работ, услуг  
1.1 Понятие продукции, работ, услуг, их оценка  
1.2 Методы учета продажи продукции, работ, услуг  
1.3 Документальное оформление продажи продукции (работ, услуг)  
1.4 Синтетический учет продажи продукции (работ, услуг)  
1.4.1 Учет продажи продукции, работ, услуг  
1.4.2 Влияние договорной политики на учет процесса продаж  
1.5 Учет расходов на продажу  
ГЛАВА 2: Пути совершенствования учета продаж продукции  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  
ПРИЛОЖЕНИЯ  
 
ВВЕДЕНИЕ  
Продажа изготовленной продукции представляет собой важнейший показатель деятельности производственной организации. Ведь именно продажей продукции завершается оборот средств, затраченных на ее изготовление. В результате продажи продукции организация - изготовитель получает оборотные средства, необходимые для возобновления нового цикла производственного процесса.  
 Тема курсовой работы является актуальной в современном мире, так как производство и продажа товаров и услуг в целом необходима для удовлетворения тех или иных потребностей населения, для обеспечения спроса населения высококачественной продукцией. А, следовательно, необходим и качественный учет продажи продукции в каждой организации, подразделениях и т.д.  
Учет продаж продукции, работ, услуг достаточно сложен и имеет много нюансов, поэтому необходимо определить цели и задачи, которые следует рассмотреть в курсовой работе:  
Целью данной работы является углубление, закрепление и обобщение знаний по ведению бухгалтерского учета продаж продукции, а также применение этих знаний для практического использования.  
Основные задачи работы:  
1.Ознакомиться с основными нормативными документами, первичными документами и формами по продукции (работам, услугам), ее оценки, приведение типовых проводок;  
2. Провести учет готовой продукции, товаров, работ и услуг;  
3. Проанализировать методы учета продаж продукции;  
4. Привести синтетический и аналитический учет продаж продукции (работ, услуг);  
5. Рассмотреть, как влияет договорная политика на процесс продаж;  
6. Привести учет расходов на продажу;  
7. Предложить пути совершенствования учета и документирования продаж продукции;  
Курсовая работа состоит из двух разделов. В первой главе работы рассмотрены понятия готовой продукции, товаров, работ и услуг; приведены методы учета готовой продукции и реализованной. А также в данной главе приведены документы, которые необходимы для отгрузки продукции покупателям и заказчикам. Рассматривается учет продажи продукции (работ, услуг) и влияние договоров мены и комиссии на продажу и определение выручки предприятия. Приведена бухгалтерская отчетность о продаже.  
Во второй главе сформулированы основные пути совершенствования бухгалтерского учета в целом и учета продаж продукции, а также совершенствование бухгалтерского учета материально-производственных запасов.  
 
ГЛАВА 1: Учет продажи продукции, работ, услуг  
1.1 Понятие продукции, работ, услуг, их оценка  
В продукцию входят несколько составляющих ее частей: готовая продукция, товары, выполненные работы и оказанные услуги, а также товары, которые отгружены покупателям и заказчикам.  
Конечным продуктом производственного процесса предприятия является готовая продукция. Изделия считаются готовыми только в том случае, если они полностью укомплектованы и соответствуют техническим условиям, утвержденным в установленном порядке, сданы на склад готовой продукции и снабжены сертификатом или другим документом, удостоверяющим качество готовой продукции.  
Готовая продукция составляет основную часть продукции предприятия. Кроме того, в состав продукции включаются также отпущенные на сторону полуфабрикаты собственного производства, выполненные работы и оказанные услуги промышленного характера. Работами промышленного характера считаются услуги вспомогательных цехов по отпуску пара, воды, электроэнергии, сжатого воздуха, автоперевозки и другие услуги сторонним предприятиям и организациям, своим непромышленным хозяйствам или для собственного капитального строительства.  
Продукция, подлежащая сдаче указчику на месте и не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производства и в состав готовой продукции не включается. Готовая продукция в основном предназначена для реализации на сторону, но часть ее может использоваться внутри своего предприятия.  
В Методических указаниях по учету МПЗ готовая продукция определена как часть материально – производственных запасов, предназначенных для продажи, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством.  
Готовая продукция, как правило, должна быть сдана на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные изделия, сыпучие и жидкие продукты, которые не могут быть сданы на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте их изготовления, комплектации и сборки.  
Планирование и учет готовой продукции ведут в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Условно-натуральные показатели используют для получения обобщенных данных об однородной продукции.  
Для учета готовой продукции используют счета № 40 и №43 – эти счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции, работ, услуг. (Типовые корреспонденции счетов по операциям учета готовой продукции и ее реализации приведены в приложении 1).  
Реализация готовой продукции отражается на счете 90 «Продажи» - этот счет предназначен для выявления конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период. При реализации готовой продукции, работ, услуг, следует сформировать финансовый результат от продаж. Реализация готовой продукции, работ, услуг организуется с помощью бухгалтерского учета, который охватывает все стороны экономической и хозяйственной деятельности организации как внутри их, так и в их взаимоотношениях с другими юридическими и физическими лицами.  
Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива и другие затраты на производство продукции либо по прямым статьям затрат. Оценка готовой продукции в настоящее время осуществляется по:  
1.Фактической производственной себестоимости — представляет собой сумму всех затрат на её изготовление (собирается полностью только на счете 20 «Основное производство»). Применяется в основном при единичном и мелкосерийном производстве, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры.  
2. по плановой (нормативной) производственной себестоимости. Метод состоит в том, что отдельно учитывают отклонения фактической производственной себестоимости готовой продукции за отчетный месяц от плановой или нормативной себестоимости (отклонения выявляют на счете 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»). Целесообразно использовать в отраслях с массовым и серийным характером производства и с большой номенклатурой готовой продукции. Положительной стороной расчета товарного выпуска по указанной себестоимости является единство оценки в текущем учете, при планировании и составлении отчетности.  
3. По неполной (сокращенной) производственной себестоимости (метод «директ-костинг»), исчисляемой по фактическим затратам без учета общехозяйственных расходов. Этот метод предназначен для учета в производствах массовой продукции. Когда косвенные расходы списываются со счета 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счета 90 «Продажи»; 
4. По продажным (рыночным) ценам и тарифам, (без налога на добавленную стоимость и налога с продажи) при учете товаров, реализуемых через розничную сеть; Этот метод имеет самое широкое применение.  
5. По продажным ценам и тарифам (с учетом НДС). Этот вариант используют в условиях относительной стабильности цен и тарифов, причем необходимо обособленно учитывать сумму налога на добавленную стоимость.  
6. По учетным ценам (договорным, оптовым) – обособленно учитывается разница между фактической себестоимостью и учетной ценой. До настоящего времени данный вариант оценки готовой продукции был наиболее распространенным, но теперь в связи с резкими изменениями в ценообразовании применяется реже. Его преимущество реализуется при сравнительно устойчивых ценах и проявляется в возможности сопоставления оценки в текущем учете и отчетности, что важно для контроля за правильным определением объема товарного выпуска.  
При использовании в учете готовой продукции учетных цен и плановой себестоимости возникает необходимость исчисления отклонений товарного выпуска в оценке по учетным ценам от его фактической производственной себестоимости. Это позволяет независимо от вида оценки в текущем учете определять, в конечном счете, фактическую себестоимость отгруженной и отпущенной в порядке реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг, а также остатков готовых изделий на складах к концу месяца.  
Расчет обычно проводят по средневзвешенному проценту, исчисленному как отношение фактической себестоимости остатка продукции на начало месяца и продукции, выпущенной из производства в данном месяце, к стоимости этого же объема продукции в учетных ценах. Рассмотрим пример расчета фактической себестоимости проданной продукции.  
Таблица 1  
Расчет фактической себестоимости проданной продукции

Показатель 

Готовая продукция, выполненные  
работы, оказанные услуги

По учетным ценам 

По фактической производственной себестоимости 

Остаток на начало месяца

28000

26200

Поступило из производства

134880

131892


 

Итого

162880

158092

Процент отношения (фактической  про-  
изводственной себестоимости остатка  
и поступления в течение месяца к их  
стоимости по учетным ценам

158092 97,1%  
162880

Отгружено и отпущено в  порядке реалреализации

150780

146343

Остаток на конец месяца

12100

11749


Данные об остатках готовой  продукции на начало месяца берут  из аналогичной ведомости за прошлый  месяц или из регистров текущего учета. Стоимость поступившей из производства продукции определяют по учетным ценам на основе данных аналитического учета ее оприходования.  
В таблице 1 по готовой продукции, выполненным работам, оказанным услугам процент отношения равен 97,1. Данный процент отклонения умножают на стоимость отгруженной и отпущенной в порядке реализации продукции и ее остатка на конец месяца по учетным ценам. Полученный результат приравнивают к фактической себестоимости отгруженной (реализованной) продукции и ее переходящего остатка – это 11749 руб. {(12100*97,1%)/100%}.  
Отклонения в стоимости продукции в оценке по учетным ценам и плановой (нормативной) себестоимости находят путем их сопоставления. Отрицательная сумма отклонений фиксируется методом «красное сторно», положительная – обычной записью.  
Отгруженной продукцией являются отгруженные в адрес покупателя, но еще не оплаченные готовые изделия. Для учета отгруженной продукции используется балансовый счет 45 «Товары отгруженные». Стоимость отгруженной продукции по фактической или нормативной (плановой) себестоимости отражается по балансовому счету 43 «Готовая продукция».  
В течение месяца учет ведется по плановым (учетным) ценам, а затем после начисления фактической производственной себестоимости готовой продукции вносятся коррективы и стоимость отгруженной продукции доводится до фактического уровня.  
Отгрузка готовой продукции отражается по дебету счета 90 субсчету 2 «Себестоимость продаж» и по кредиту счета 43 «Готовая продукция».  
Если договором предусмотрен порядок перехода права собственности, после оплаты на счетах бухгалтерского учета операции отражаются следующим образом:  
Отгрузка продукции покупателям отражается по дебету счета 45 «Товары отгруженные» и по кредиту счета 43 «Готовая продукция».  
Факт оплаты отгруженной продукции отражается по дебету счета 51 «Расчетный счет» и по кредиту 90/1 «Выручка».  
Списание стоимости отгруженной продукции отражается по дебету 90/2 «Себестоимость продаж» и по кредиту счета 45 «Товары отгруженные».  
Для определения фактической себестоимости отгруженной продукции (если на балансовом счете 43 «Готовая продукция» учет велся по нормативной себестоимости), определяется средний процент отклонений между нормативной (плановой) и фактической себестоимостью.  
Работы и услуги – это стоимость различных работ (проектных, по ремонту техники и т.п.) и услуг (консультационных, транспортных и т.д.), выполненных и оказанных сторонним организациям и лицам, а также работникам организации на условиях оплаты.  
Сданные работы и оказанные услуги отражаются в бухгалтерском балансе по фактической (или нормативной) полной себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, связанные с реализацией продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой.  
Товары – часть материально–производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических и физических лиц и предназначенных для продажи.  
 Организации, осуществляющие торговую деятельность, на счете 41 «Товары» помимо товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи, учитывают также покупную тару собственного производства (кроме инвентарной, служащей для производственных или хозяйственных нужд и учитываемой на счетах 01 «Основные средства или 10 «Материалы»).  
К счету 41 «Товары» могут быть открыты следующие субсчета:  
1 «Товары на складах»;  
2 «Товары в розничной торговле»  
3 «Тара под товаром и порожняя» и др.  
На субсчете 1 «Товары на складах» учитывают наличие и движение товаров, находящихся на оптовых и распределительных базах, складах, в кладовых организациях, оказывающих услуги общественного питания, овощехранилищах, холодильниках и др.  
На субсчете 2 «Товары в розничной торговле» учитывают наличие и движение товаров в организациях розничной торговли (магазинах, палатках, ларьках, киосках и т.п.), а также в буфетах организаций общественного питания. На этом же субсчете указанные организации учитывают наличие и движение стеклянной посуды.  
На субсчете 3 «Тара под товаром и порожняя» учитывают наличие и движение тары под товарами и тары порожней (кроме стеклянной посуды в организациях розничной торговли и буфетах организаций общественного питания).  
 Порядок оценки товаров определен ПБУ 5/01 «Учет материально – производственных запасов». В соответствие с данным ПБУ, товары принимаются на учет по фактической себестоимости.  
Фактической себестоимостью товаров, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение (с учетом суммовых разниц), за исключением НДС и иных возмещаемых налогов; полученных по договору дарения или безвозмездно – их рыночная стоимость; полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, - стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией.  
Организации, осуществляющие торговую деятельность, могут включать затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, в состав расходов на продажу.  
Организации, осуществляющие розничную торговлю, могут производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок). В этом случае поступившие товары приходуются по стоимости приобретения по дебету счета 41 и кредиту счета 60 и др. счетов. Одновременно на разницу между стоимостью приобретения товаров и их стоимостью по продажным ценам дебетуют счет 41 «Товары» и кредитуют счет 42 «Торговая наценка».  
В соответствии с пунктом 16 ПБУ 5/01 « Учет материально-производственных запасов» отпускаемые в продажу или выбывающие товары, а также остаток товаров на конец отчетного периода оцениваются одним из следующих методов:


1.по себестоимости  единицы;  
2.по средней себестоимости;  
3.по себестоимости первых по времени приобретения товаров (ФИФО);  
4.по себестоимости последних по времени приобретения товаров (ЛИФО).  
1. Товары, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни), или товары, которые не могут обычным образом заменить друг друга, оцениваются по себестоимости каждой единицы таких товаров.  
2. Товары могут оцениваться организацией по средней себестоимости, которая определяется по каждой группе (виду) товаров как частное от деления общей стоимости группы (вида) товаров на их количество. Указанные количество и стоимость складываются соответственно из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим в течение месяца товарам.  
3. Метод ФИФО предполагает списание продаваемых товаров в оценке, соответствующей порядку их поступления (приобретения). Нормативное определение продаваемых товаров в оценке ФИФО дается в пункте 19 ПБУ 5/01. Согласно ПБУ, оценка по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов основана на допущении, что материально-производственные запасы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т.е. запасы, первыми поступающие в продажу, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого способа оценка МПЗ, находящихся на складе на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.  
Таким образом, оценка по методу ФИФО напоминает конвейер. Идея метода ФИФО заключается в том, что в условиях роста цен на приобретаемые товары его применение делает минимальной оценку себестоимости реализованных товаров и, следовательно, максимальной оценку товарного остатка и прибыли от продажи товаров. И, наоборот, в условиях снижения цен способ ФИФО минимизирует оценку товарных запасов и соответственно величину прибыли организации.  
4. Метод ЛИФО предполагает списание товаров по стоимости, соответствующей последовательности, обратной поступлению товаров. Согласно определению метода ЛИФО, дающемуся в пункте 20 ПБУ 5/01, оценка запасов методом ЛИФО основана на допущении, что материально-производственные запасы (товары), первыми поступающие в продажу, должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения.  
 Таким образом, в отличие от метода ФИФО метод ЛИФО напоминает мешок, бункер. Если в бункер закладывать товары, а затем начинать вынимать их, то первыми будут извлечены именно те ценности, которые попали в бункер последними. Отсюда эффект метода ЛИФО – последний поступивший товар как бы первым списывается с баланса.  
Идея метода ЛИФО состоит в том, чтобы в условиях роста цен продемонстрировать минимальную оценку товарного остатка и прибыли от продажи товаров. В условиях же снижения цен ЛИФО, наоборот, максимизирует оценку товарных запасов и соответственно прибыли организации.  
ПРИМЕР:  
Организация в условиях роста цен закупает три партии товаров:  
10 штук по 20 условных денежных единиц;  
10 штук по 25 условных денежных единиц;  
10 штук по 30 условных денежных единиц;  
За рассматриваемый период покупателям продается 25 штук товара за 35 условных денежных единиц, таким образом, выручка от реализации составит 875 условных д.е. Себестоимость же проданных товаров в учете будет определяться применяемым организацией методом оценки запасов:  
·                   По методу ФИФО стоимость реализованных 25 штук будет оценена в 600 условных д.е. (200+250+150), а прибыль от продажи соответственно в 275 условных д.е. Стоимость остатка товаров оценивается в 150 условных д.е.  
·                   При методе средних цен себестоимость реализованных товаров исчисляется как 625 условных д.е. (25*25 штук товара). Соответственно прибыль оценивается в 250условных д.е., а товарный остаток в 125условных д.е.  
·                   При методе ЛИФО стоимость реализованных товаров составит 650 условных д.е. (300+250+100), стоимость товарного остатка – 100 условных д.е., а прибыль от продажи товаров будет исчислена как 225 условных д.е.  
Рассмотрев составляющие продукции, необходимо отметить, что существует несколько методов оценки товаров, готовой продукции, которые используются в настоящее время.  
Для учета готовой продукции (работ, услуг) используют счета № 40 и №43, для учета товаров - 41 счет, учет товаров отгруженных ведется по счету 45.  
1.2 Методы учета продажи продукции, работ, услуг  
Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами или в порядке свободной продажи непосредственно населению по рыночным ценам, под которыми понимаются цены, сложившиеся в регионе в процессе взаимодействия спроса и предложения на рынке идентичной продукции, а при отсутствии ее – в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Продажа продукции осуществляется на основе составления разных договоров, таких как договор мены, договора комиссии и др.  
Рассмотрим реализацию товаров, услуг, продукции на основе договора мены. В соответствии с действующим законодательством при договоре мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. При этом полностью соблюдаются правила договора купли-продажи, когда каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Права собственности на обмениваемые товары переходят к организациям, участвующим в обмене, одновременно после исполнения обязательств. Соответственно и выручка от реализации продукции (работ, услуг) отражается в бухгалтерском учете одновременно.  
Рассмотрим на примере проводки по отражению хозяйственных операций по договору мены.  
Пример: По договору мены организация получает материалы на 170000 руб., НДС по ним 34000руб. В обмен организация отгружает готовую продукцию покупателю стоимость продукции 170000руб., НДС 34000руб.  
В бухгалтерском учете делаются следующие проводки:  
Таблица 2

№  
п/п

Содержание хозяйственных  
операций

документы

Дебет

Кредит 

Сумма,  
Руб.

1

Приходуется материал на  
забалансовый счет

Договор мены, счет поставщика

002

 

170000

2

Отгружена готовая продукция 

Договор мены, счет

62/1

90/1

204000

3

Начислен НДС 

Счет-фактура 

90/3

68

34000

4

Списывается фактическая  производственная себестоимость проданной  продукции 

Расчет бухгалтерии 

90/2

43

120000

5

Отражается прибыль от продажи продукции 

Расчет бухгалтерии 

90/9

99

50000

6

Производится списание с  забалансового счета полученного  имущества 

Справка бухгалтерии 

-

002

170000

7

Отражается стоимость  оприходованных и полученных материалов

Договор мены и счет поставщика

10

60

170000


 

8

Отражается НДС по поступившим  материалам

Счет поставщика

19

60

34000

9

Производится зачет задолженности 

Справка бухгалтерии 

60

62

204000

10

Предъявляется к вычету НДС  по приобретенным материалам

Счет-фактура 

68

19

34000


Таким образом, из данного  примера следует, что материал сначала  приходуется на забалансовый счет 002. После того, как организация отгрузила  готовую продукцию, заплатила налоги, а также рассчитала фактическую  себестоимость проданной продукции, и получила прибыль от продажи  продукции, то производится списание с  забалансового счета 002 полученного  ранее имущества. Также из примера  следует, что каждая хозяйственная  операция сопровождается различными документами.  
Рассмотрим реализацию товаров и продукции на основе договоров комиссии. Особенностью договора комиссии является то, что при отпуске продукции посреднику (комиссионеру) право собственности к нему не переходит. Поэтому продукция и другие товары, переданных на комиссию, учитываются организацией в составе собственных активов. Поскольку товар реализуется не собственником (комитентом), а комиссионером, основанием для отражения в бухгалтерском учете реализации продукции является отчет комиссионера об отгрузке товаров покупателю. Договор комиссии может предусматривать или не предусматривать участие комиссионера в расчетах. Если он не участвует в расчетах, комитент производит расчеты с конечными покупателями самостоятельно, а на счет комиссионера поступает только его комиссионное вознаграждение. Если посредник участвует в расчетах, то комитент производит расчеты только с комиссионером, который самостоятельно рассчитывается с конечными покупателями (поставщиками) товаров.  
В соответствии с этими взаимоотношениями осуществляется бухгалтерский учет реализации продукции на комиссионных началах. Принятые для продажи товары отражаются у комиссионера на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию». При реализации сумма, подлежащая оплате покупателями, с учетом НДС отражается комиссионером на дату отпуска (отгрузки) товаров покупателям по кредиту сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».  
Причитающаяся комиссионеру сумма вознаграждения учитывается им по кредиту 90 «Продажи» и дебету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Сумма НДС по начисленному комиссионному вознаграждению отражается по дебету 90 «Продажи» в корреспонденции с 68 «Расчеты с бюджетом». НДС в части задолженности комитенту за продукцию и товар, оплаченный покупателями, отражается по дебету 76 в корреспонденции с кредитом счета 68. После погашения задолженности перед комитентом начисленный НДС списывается обратной проводкой.  
Основной поставщик (комитент) учитывает продукцию, переданную на комиссию, на сч.45 «Товары отгруженные» в корреспонденции со счетами 43 «Готовая продукция» и 41 «Товары». Выручка от реализации товаров и продукции, включающая НДС, отражается в учете по мере поступления извещения комиссионера об отгрузке продукции покупателю. При этом стоимость реализованной продукции списывается в дебет сч.90 с кредита сч.45, а выручка от реализации отражается по дебету сч.62 и кредиту сч.90.  
Выручкой от реализации у комитента является вся сумма, поступившая от покупателя комиссионеру по договору комиссии, независимо от того, в каком виде установлено комиссионное вознаграждение: твердой суммы, процентов от сделки или торговой наценки. Оплата услуг посреднической организации по сбыту продукции и товаров учитывается в составе расходов на продажу организации-комитента.  
Сравнив с США счета бухгалтерского учета, следует заметить, что в США понятия забалансового учета нет. Товары, принятые на комиссию также отражаются двойной записью. Это приводит к тому, что в активе собственность фирмы увеличивается на стоимость предметов, ее не составляющих. Соответственно в пассиве американского баланса возникает кредиторская задолженность, которая таковой не является. Например, задолженность комитенту возникает только после продажи товаров, сданных на комиссию. В российской теории и практике, напротив, применяют двойную запись для учета того, что составляет собственность организации.  
Таким образом, учет продаж продукции зависит от того или иного вида договора, но кроме этого, организации необходимо определить рыночную цену, по которой будет реализовываться продукция.  
Организации могут воспользоваться для определения рыночной цены одним из следующих методов:  
1.Затратный метод. Рыночная цена на соответствующий вид продукции, работ, услуг формируется как сумма произведенных затрат и наценки. Суммы произведенных затрат определяются исходя из сложившейся практики учета отдельных видов затрат на производство конкретных наименований продукции (работ, услуг). Наценка устанавливается для получения прибыли в пределе, обеспечивающем разумную и обычную для соответствующего сегмента рынка цену.  
2. Метод цены последующей продажи. Он предполагает исчисление рыночной цены продукции, работ, услуг путем исключения разумных затрат при их приобретении из цены последующей продажи (перепродажи) с учетом наценки. Тем самым признается, что рыночная цена на продукт формируется на соответствующем сегменте рынка под влиянием спроса и предложения, границы которых неопределенны.  
Оба метода имеют свои достоинства и недостатки. К недостаткам следует отнести то, что законодательство не конкретизирует понятия «разумные затраты» и «разумная прибыль» в соответствующих экономических ситуациях. В условиях нестабильности экономики границы, в пределах которых формируются эти показатели, достаточно широки. Учитывая наличие на рынке в такой период случайных сделок и ограниченного количества участников, размер указанных показателей нельзя признать репрезентативным.  
Поступление выручки по моменту зачисления на расчетный счет находит отражение в учете:  
Д-т сч.51 «Расчетный счет» К-т сч.90 «Продажи»/ субсчет «Выручка»  
Одновременно отражается сумма НДС:  
Д-т сч.90 «Продажи»/ субсчет 3 «НДС»  
 К-т сч.68 «Расчеты по налогам и сборам»/ субсчет«Расчеты по налогу на добавленную стоимость»  
После этого списывается учетная цена проданной продукции с последующим доведением ее через сумму отклонений до фактической себестоимости. Рассмотрим на примере методику расчета:  
Если отгруженная продукция полностью оплачена, то фактическая себестоимость ее отгрузки будет совпадать с фактической себестоимостью проданной продукции. Когда продукция оплачена не полностью, сумма отклонений на данный объем продаж в учетной цене будет исчислена путем умножения среднего процента отклонений на указанный объем продаж.  
Пример. Из 20000руб. объема продаж оплачено 15000руб. Средний процент отклонений -5,2% (экономия).  
Сумма отклонений на данный объем продаж составит:  
15000руб.* (- 5,2%)/100% = - 780руб. (экономия)  
Списание плановой себестоимости проданной продукции на 15000руб. отразится записью:  
Д-т сч.90 «Продажи»/субсчет2 «Себестоимость продаж»  
К-т сч.45 «Товары отгруженные»  
Сумму экономии – 780 руб. следует отразить в учете методом «красное сторно» аналогичной бухгалтерской записью. Таким образом, фактическая себестоимость составит 14200руб. (15000руб. – 780руб).  
По дебету счета 90 «Продажи» показываются полная себестоимость проданной продукции и сумма НДС, а в кредите – продажная стоимость, включая НДС.  
В конце каждого месяца по счету 90 «Продажи» составляется оборот по дебету субсчетов 90/2 «Себестоимость продаж» и 90/3 «НДС», 90/4 «Акцизы» с оборотом по кредиту субсчета 90/1 «Выручка». По результатам такого сопоставления исчисляют финансовый результат: если сумма оборота по кредиту выше суммы по дебету, организация имеет прибыль, в противном случае – убыток.  
Заключительными оборотами отчетного периода этот финансовый результат списывается с субсчета 90/9 «Прибыль (убыток) от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».  
При наличии прибыли делается запись:  
Д-т сч. 90 / субсчет 9 «Прибыль (убыток) от продаж»  
К-т сч. 99 «Прибыли и убытки».  
Если получен убыток, составляется обратная запись. Заключительными проводками декабря накопительные суммы к счету 90 «Продажи» по всем субсчетам (кроме субсчета 90/9 «Прибыли и убытки от продаж») закрываются внутренними записями на субсчет 90/9.  
Исходя из финансового положения на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) организация для исчисления налогооблагаемой базы может применять по операциям продажи один из следующих вариантов формирования выручки:  
·                             по мере оплаты продукции (работ, услуг);

·                             по дате отгрузки;  
·                             учет по отгрузке, а для целей налогообложения – по мере оплаты.  
При применении первого варианта (по мере оплаты продукции) формирование финансового результата на счетах бухгалтерского учета следующее.  
Пример. 1. Продукция отгружена покупателю (в оценке по фактической себестоимости). Документы сданы в банк на инкассо.  
 Д-т сч.45 «Товары отгруженные»  
К-т сч.43 «Готовая продукция» - 10000руб.  
2.Произведены поставщиком–грузоотправителем различные расходы по отгрузке продукции, не компенсируемые покупателем:  
Д-т сч.44 «Расходы на продажу»  
К-т сч.10 «Материалы», 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - 500руб.  
3. Поступила на расчетный счет сумма выручки от покупателя за проданную ему продукцию по рыночным ценам – 15000руб, в том числе НДС – 2500руб.:  
Д-т сч.51 «Расчетный счет»  
К-т сч.90 «Продажи»/субсчет 1 «Выручка»  
4. Отражена в учете сумма налога на добавленную стоимость на проданную продукцию:  
Д-т сч.90 «Продажи»/ «НДС»  
 К-т сч.68 «Расчеты по налогам и сборам»/ субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» - 2500руб.  
5. Списаны коммерческие расходы на проданную продукцию:  
 Д-т 90 «Продажи»/»Себестоимость продаж»  
К-т сч.44 «Расходы на продажу» - 500руб.  
6. Списывается фактическая себестоимость проданной продукции:  
Д-т сч.90 «Продажи»/»Себестоимость продаж»  
К-т сч.45 «Товары отгруженные» - 10000руб.  
7. Исчислен финансовый результат от продажи:  
Д-т сч.90 / субсчет 9 «Прибыль от продаж»  
К-т сч.99 «Прибыли и убытки» - 2000руб. (15000 – 2500 – 500 – 10000).  
Рассматриваемый вариант исчисления выручки от продажи продукции, работ, услуг был присущ затратной экономике, хотя при определенных хозяйственных условиях, что отмечалось ранее, возможен и в современных условиях. Отход от затратных методов хозяйствования в условиях продолжающейся инфляции не дает оснований для отказа от применения данного варианта.  
Вместе с тем многие организации при формировании своей учетной политики исходят из целесообразности установления момента выручки от продажи продукции по дате ее отгрузки. Этот метод подобен методу учета по поставке, получившему широкое применение в странах с открытой экономикой. Содержание данного метода предполагает признание дохода в том периоде, в котором отгружается продукция или предоставляются услуги.  
В учете на договорную стоимость отгруженной продукции составляется запись:  
Д-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»  
К-т сч.90 «Продажи»/субсчет 1 «Выручка». На сумму налога на добавленную стоимость (если он подлежит налогообложению на данную продукцию ):  
Д-т сч.90 «Продажи»/ «НДС»  
К-т сч.68 «Расчеты по налогам и сборам»/ субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».  
Поступление средств от покупателя за отгруженную ранее ему продукцию, подтвержденное выпиской банка:  
Д-т сч.51 «Расчетный счет»  
К-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»  
Счет 90 «Продажи» в данной ситуации не затрагивается, поскольку факт продажи состоялся ранее, в момент исполнения своих обязательств поставщиком. На этом этапе к покупателю перешло право собственности, подтвержденное товарно-транспортными документами об отгрузке продукции.  
Когда организация строит учетную политику по формированию выручки по дате отгрузки, а для исчисления налогов – по дате оплаты, в учете составляются следующие бухгалтерские проводки (используем данные предыдущего примера):  
1.На сумму выставленного покупателю счета-фактуры на отгруженную продукцию по договорным ценам:  
Д-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» / субсчет 1 «Расчеты в порядке инкассо»  
К-т сч.90 «Продажи» / субсчет 1 «Выручка» - 15000руб.  
2. Отражается в учете сумма НДС с объема продаж:  
Д-т сч.90 «Продажи» / субсчет 3 «НДС»  
К-т сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - 2500руб./ субсчет «Расчеты по НДС».  
В том случае, когда вариант учетной политики по определению выручки от продажи продукции по дате отгрузки организация осуществляет как в целях постановки бухгалтерского учета, так и в целях налогообложения, приведенная выше операция будет отражена записью:  
Д-т сч.90 «Продажи» / субсчет 3 «НДС»  
К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» / «Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость».  
3. Списывается фактическая себестоимость отгруженной продукции:  
Д-т сч.90 «Продажи»/субсчет 2 «Себестоимость продаж» - 10000руб.  
К-т сч.43 «Готовая продукция».  
4. Списываются коммерческие расходы:  
Д-т сч.90 «Продажи»/субсчет 2 «Себестоимость продаж»  
К-т сч.44 «Расходы на продажу»-500руб.  
5. Исчислен финансовый результат:  
Д-т сч.90 «Продажи»/субсчет9 «Прибыли от продаж»  
К-т сч.99 «Прибыли и убытки» - 2000руб.  
6. Зачислена на расчетный счет сумма платежа, поступившая от покупателя за отгруженную в его адрес продукцию:  
Д-т сч.51 «Расчетный счет»  
К-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»/субсчет 1 «Расчеты по инкассо» - 15000руб.  
7. Отражена сумма НДС по расчетам с бюджетом:  
Д-т сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» / субсчет «Расчеты по НДС».  
К-т сч.68 «Расчеты по налогам и сборам»/ субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» - 2500руб.  
Для целей налогообложения выручка от продажи продукции (работ, услуг) исчисляется либо по мере ее оплаты, т.е. зачисления на счета в банках (при безналичной форме оплаты), или поступления в кассу организации (при расчетах наличными деньгами – до 10000руб., а с некоторыми организациями - до 15000руб. по каждой поставке), либо по мере отгрузки продукции, выполнения работ или оказания услуг и предъявления расчетных документов потребителям. В связи с этим, если организация исчисляет выручку по мере оплаты покупателями (заказчиками) продукции, то имеет место несоответствие между финансовой и налоговой отчетностью по расчетам с бюджетом в части начисления налогов.  
В случае, когда организация получила аванс, его получение в учете отражается следующей записью:  
Д-т сч.51 «Расчетный счет»  
К-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»/субсчет»Расчеты по авансам полученным» - 7500руб.  
Частичная предоплата покупателем в счет ожидаемой от поставщика поставки товарно-материальных и иных ценностей – сигнал для последнего о серьезных намерениях участника договора в отношении исполнения принимаемых на себя обязательств.  
На сумму текущих затрат, связанных с выполнением обязательств составляется проводка:  
Д-т 45 «Товары отгруженные»  
К-т 10 «Материалы», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. – 5000руб.  
Если работы, услуги фактически выполнены или продукция отгружена в следующем году, то счет 90 «Продажи» не будет затрагиваться.  
В такой ситуации действует общее правило, содержание которого сводится к тому, что при обнаружении ошибок, относящихся к прошлым годам, в отличие от допущенных нарушений, относящихся к отчетному периоду, они рассматриваются как доходы (убытки) по операциям прошлых лет, выявленных в отчетном году. В бухгалтерском учете их следует отразить в составе финансовых результатов отчетного года:  
Д-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»/субсчет «Расчеты по авансам полученным»  
К-т сч.91 «Прочие доходы и расходы» / субсчет 1 «Прочие доходы».  
Одновременно:  
Д-т сч.99 «Прибыли и убытки»  
К-т сч.45 «Товары отгруженные» - 5000руб.  
Взимание налога не производится, следовательно, не подлежит возмещению из бюджета сумма авансовых платежей, поступившая в счет предстоящего выполнения работ или оказания услуг, если последние предоставляются на территории РФ.  
На отгруженную по договорным ценам продукцию с переходом права собственности на нее к покупателю:  
Д-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»/ субсчет 2 «Расчеты плановыми платежами»  
К-т сч.90 «Продажи» / субсчет 1 «Выручка» - 1000руб.  
На сумму налога на добавленную стоимость:  
Д-т сч.90 «Продажи» / субсчет 3 «НДС»  
К-т сч.68 «Расчеты по налогам и сборам»/ субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» - 2500руб.  
Списываются затраты на стоимость отгруженной и проданной готовой продукции со склада по фактической себестоимости:  
Д-т сч.90 «Продажи»/субсчет 2 «Себестоимость продаж»  
К-т сч.43 «Готовая продукция» - 10000руб.  
Поступивший платеж от покупателя на оставшуюся неоплаченной стоимость отгруженной в его адрес продукции по договорным ценам оформляется записью:  
Д-т сч.51 «Расчетный счет»  
К-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»/ субсчет 2 «Расчеты плановыми платежами» - 7500руб.  
Закрывается сумма налога на добавленную стоимость:  
Д-т сч.68 «Расчеты по налогам и сборам»/ субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»  
К-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»/ субсчет 2 «Расчеты плановыми платежами» - 1250руб.  
Исчислен финансовый результат от продажи:  
 Д-т сч.90 «Продажи» / субсчет9 «Прибыль от продаж»  
К-т сч.99 «Прибыли и убытки» - 3300руб.  
При обмене или безвозмездной передаче продукции (работ, услуг) выручка для целей налогообложения определяется исходя из средней цены продажи за текущий месяц, а при отсутствии продажи – исходя из последней ее цены.  
По международным стандартам учет продаж в финансовой бухгалтерии осуществляется только в части операций, отражающих формирование дебиторской задолженности покупателей, поступление денежных средств и объем продаж.  
 
1.3 Документальное оформление продажи продукции, работ, услуг  
Отпуск готовой продукции покупателям оформляется накладными. В качестве типовой формы накладной можно использовать форму № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону».  
В зависимости от отраслевой специфики организации могут применять специализированные формы накладных и других первичных документов с указанием в них обязательных реквизитов.  
Основанием для выписки накладных являются распоряжения руководителя организации или уполномоченного им лица, а также договор с покупателем (заказчиком). Методическими рекомендациями по учету МПЗ рекомендуется следующий порядок учета отпуска готовой продукции.  
Накладные формы М-15 выписываются на складе или в отделе сбыта в четырех экземплярах, и все они передаются в бухгалтерию для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным.  
Из бухгалтерии подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта (или другое аналогичное подразделение организации). Один экземпляр передается кладовщику (или другому материально-ответственному лицу), второй служит основанием для выписки счет-фактуры, третий и четвертый – передаются получателю готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель обязан расписаться в получении продукции.  
При вывозе продукции через пропускной пункт один экземпляр накладной (четвертый) остается у службы охраны, а третий экземпляр передается получателю в качестве сопроводительного документа на груз. Служба охраны записывает накладные в журнал регистрации грузов и затем передает накладные по описи в бухгалтерию, где на их основе делают отметки о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовой продукции.  
Счета-фактуры выписываются в двух экземплярах. Первый экземпляр не позднее 10 дней с даты отгрузки продукции высылается или передается покупателю, а второй остается у организации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления НДС.  
В последнее время многие организации применяют бескарточный метод учета готовой продукции. При данном методе с помощью ЭВМ ежедневно составляют оборотные ведомости учета выпуска из производства и движения готовой продукции относительно складов (других мест хранения). Остатки готовой продукции периодически инвентаризируются.  
Как и по материальным запасам, по готовой продукции составляют номенклатуру-ценник. Помимо ценника разрабатывают справочники продукции, в которых содержатся сведения об облагаемой и не облагаемой различными видами налогов продукции, о плательщиках и грузополучателях, среднеквартальной и среднегодовой себестоимости.  
Данные платежных документов по отгруженной продукции ежедневно записывают в ведомость учета и реализации продукции (работ, услуг), форма №16 или №16а. В ведомости указывают дату и номер платежного документа, наименование поставщика, количество отгруженной продукции по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам, и отметку об оплате счетов. Ведомость является формой аналитического учета товаров отгруженных. Готовую продукцию в ведомости отражают по учетным и отпускным ценам. Ведомость формы №16 используют при определении выручки по отгрузке, а №16а – при определении выручки по оплате.  
Отгрузка продукции производится в порядке продажи в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продаж через розничную торговлю.  
Если сроки поставки не установлены договором или не вытекают из его существа и целей, покупатель вправе требовать поставки в любое время. Временем исполнения обязательств по одногородней поставке считается дата составления приемо-сдаточного акта или расписки в получении продукции, а при отгрузке продукции иногороднему покупателю – день сдачи этих документов транспортным организациям. В договоре обязательно должно быть отражено, за чей счет производится оплата расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя.  
Франко-станция назначения означает, что расходы по доставке оплачивает поставщик и включает их в отпускную цену продукции.  
Франко-станция отправления означает, что поставщик оплачивает расходы только по отгрузке готовой продукции в вагоны. Остальные расходы по перевозке несет покупатель.  
При отгрузке товаров обычно заполняется товарная накладная формы № ТОРГ-12 в двух экземплярах, один из которых остается у поставщика и является основанием для списания товаров, а второй – передается покупателю.  
 («Накладная на отпуск материалов на сторону» № М-15, счет-фактура, товарная накладная формы № ТОРГ-12 приведены в приложении 2,3,4).  
1.4 Синтетический учет продажи продукции (работ, услуг)  
1.4.1 Учет продажи продукции, работ, услуг  
Продажа готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг является завершающим этапом кругооборота продукта по фазам общественного производства: производство, распределение, обмен и потребление.  
Порядок бухгалтерского учета хозяйственных операций по продаже готовой продукции, товаров, работ, услуг зависит от норм гражданского, бухгалтерского и налогового законодательства. Предписания гражданского законодательства в значительной степени влияют как на бухгалтерскую, так и налоговую их трактовку.  
Определение продаж в гражданском законодательстве. В Гражданском Кодексе Российской Федерации налоговому понятию «реализация товаров» и бухгалтерскому «продажа товаров» соответствуют сделки, предполагающие факт перехода права собственности или иное имущество от одной стороны договора к другой. Наиболее характерными примерами таких хозяйственных операций выступает купля-продажа и мена.  
Условием данных гражданско-правовых договоров является установление момента перехода права собственности на предмет сделки. В соответствии с ГК РФ «передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей».  
Специальной нормой ГК РФ относительно операций мены устанавливается, что «право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами». Вместе с тем данные описания действуют по отношению к условиям конкретной сделки только в случае, когда иное условие о моменте перехода права собственности на товар не определено в договоре. Это относится как оговорам купли-продажи, так и к договорам мены.  
Определение продаж в бухгалтерском законодательстве. Специального определения понятия «продажи» бухгалтерское законодательство не содержит. Его косвенно можно вывести из пояснений Инструкция к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, где сказано, что продажу нужно трактовать как момент отчуждения продукта основной деятельности с передачей прав собственности на него.  
.Порядок признания момента перехода права собственности на продукцию, работы, услуги, влияющего на организацию учета продажи таков:

• списание расходов на продажу;  
• корректировка результата от продажи на сумму НДС;  
• определение и списание суммы финансового результата.  
На основе данных об объеме продажи формируют информацию о величине финансового результата — прибыли или убытка. С одной стороны, для определения финансового результата требуется информация о продажной стоимости продукции, работ, услуг, которая называется выручкой. В продажную стоимость (выручку) согласно законодательству включены налоги — НДС и акцизы. С другой стороны, необходимы сведения о фактических индивидуальных издержках по продаже продукции, работ, услуг.  
Информация о заключительной стадии кругооборота продукции аккумулируется на счете 90 «Продажи».  
Согласно Инструкции счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации. На этом счете отражаются, в частное выручка и себестоимость:  
• по готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;  
• работам и услугам промышленного характера;  
• работам и услугам непромышленного характера;  
• покупным изделиям (приобретенным для комплектации);  
• строительным, монтажным, проектно-изыскательским, разведочным, научно-исследовательским работам;  
• товарам;  
• услугам по перевозке грузов и пассажиров;  
В дебете счета 90 «Продажи» отражается фактическая себестоимость в двух вариантах в зависимости от принятой учетной политики: либо по полной себестоимости, либо по усеченной с выделением управленческих расходов. В кредите этого счета отражается выручка, т.е. дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, включая НДС и акцизы.  
По окончании отчетного периода на счете 90 «Продажи» подсчитываются итоги по дебету и кредиту, затем они сопоставляются между собой, в результате чего выявляется конечный финансовый результат.  
Если итог по кредиту больше итога по дебету, это означает, что организация получила прибыль; превышение дебетового итога над кредитовым показывает сумму убытка. Затем отражается финансовый результат. После отражения финансового результата подсчитываются дебетовый и кредитовый обороты, которые должны быть равны между собой. Остатка на этом счете быть не должно.  
Структура счета 90 «Продажи» представлена на схеме:  
Д-т Счет 90 «Продажи» К-т

Прибыль от продажи продукции 

Убыток от продажи продукции 

Оборот — сумма хозяйственных  операций за отчетный период

Оборот — сумма хозяйственных  операций за отчетный период "

Сальдо на конец  периода НЕТ

Сальдо на конец  периода НЕТ

Информация о работе Учет продажи продукции, работ, услуг