Позаказное калькулирование себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 07:58, реферат

Описание работы

Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции – очень важная часть экономической политики предприятия, позволяющий с максимальной точностью определить причины, влияющие на окончательную и промежуточную себестоимость единицы производимой продукции и, при необходимости, скорректировать их. Калькуляция является наглядным развернутым расчетом, позволяющим управляющему или собственнику составить свое мнение о стоимости производства продукции.

Работа содержит 1 файл

Позаказное калькулирование себестоимости продукции.docx

— 30.71 Кб (Скачать)

Позаказное калькулирование себестоимости продукции

Калькулирование себестоимости продукции – это определение всех затрат по производству и продаже готовой продукции и их группирование по статьям расходов.

Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции – очень важная часть экономической политики предприятия, позволяющий с максимальной точностью определить причины, влияющие на окончательную и промежуточную себестоимость единицы производимой продукции и, при необходимости, скорректировать их. Калькуляция является наглядным развернутым расчетом, позволяющим управляющему или собственнику составить свое мнение о стоимости производства продукции.

Задача калькулирования – определить издержки, которые приходятся на единицу их носителя, т.е. на единицу продукции (работ, услуг), предназначенной для реализации, а также для внутреннего потребления.

Научно-обоснованное калькулирование себестоимости необходимо для правильного установления цен на продукцию, определения рентабельности и эффективности производства. Калькуляция используется для экономического анализа себестоимости и выявления резервов ее снижения, планирования издержек, оценки деятельности структурных подразделений (центров ответственности).

Калькулирование позволяет изучить себестоимость полученных в процессе производства конкретных продуктов. На предприятиях не только калькулируют фактическую себестоимость единицы производственной продукции, но и также определяют себестоимость:

  • продукции вспомогательного производства, использованной основным производством;
  • промежуточных продуктов (полуфабрикатов) подразделений основного производства, используемых на последующих стадиях производства;
  • продукции подразделений предприятия для выявления результатов их деятельности;
  • товарного выпуска продукции;
  • единицы вида готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства, реализуемых на сторону.

Себестоимость продукции  – это выраженные в денежной форме  затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость продукции  является качественным показателем, в  котором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся  резервы. Чем ниже себестоимость  продукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится как предприятию, так и всему обществу.

Различают три вида калькуляции:

  • нормативная – составляется согласно заводским и отраслевым нормам. Она необходима для того, чтобы определить технически и экономически обоснованную величину расходов, которые понадобятся для производства продукции (работ, услуг);
  • плановая – такая калькуляция планируется на определенный период для составления бюджета. Она необходима для того, чтобы определить потребность в оборотных средствах и при планировании прибыли;
  • отчетная – та, которая реально имела место на конец отчетного периода.

При экономическом анализе  плановое и бюджетное калькулирование себестоимости продукции сравниваются между собой для того, чтобы определить отклонение и выяснить его причины. Также такое сравнение позволяет контролировать расходование ресурсов и эффективность производственных подразделений.

Калькулирование себестоимости продукции может осуществляться по таким основным статьям:

  • материалы и все виды сырья;
  • возвратные отходы и тара (эти расходы вычитаются из суммы калькуляции, так как они впоследствии возвращаются на баланс предприятия);
  • топливо и энергия (для технологических целей и производства)
  • оплата труда, включая бонусы производственным рабочим;
  • социальные отчисления с фонда оплаты труда;
  • расходы на эксплуатацию производственного оборудования и помещений.

Все эти расходы образуют технологическую себестоимость. Она  необходима для оценки затрат непосредственно на процесс производства.

  1. общепроизводственные расходы (на обслуживание определенных цехов и расходы по их управлению, рассчитываются пропорционально сумме зарплаты всех производственных рабочих и персонала, непосредственно занятого в производстве);
  2. общехозяйственные расходы (это расходы по управлению и обслуживанию предприятия в целом);
  3. потери от брака;
  4. прочие хозяйственные расходы.

Все выше перечисленные расходы создают производственную себестоимость. Она нужна для оценки затрат производственного процесса, включая его управление и обслуживание.

внепроизводственные расходы (отгрузка, хранение, сбыт).

Все эти расходы создают  полную себестоимость. Именно эта себестоимость  является базой для определения цены товара методом издержек.

Структура себестоимости  – это удельный вес всех составляющих статей калькуляции.

На структуру себестоимости  влияет характер выпускаемой продукции, природные условия и уровень  технической и общей организации предприятия.

При необходимости каждую статью калькуляции можно разбивать  на подпункты, связанные с особенностью деятельности, для получения более детальной информации.

Калькуляция себестоимости  единицы продукции – это внутренний документ предприятия, в котором  подробно расписаны все издержки на 1 единицу изготовляемой продукции, зачастую он является коммерческой тайной.

Калькулирование себестоимости продукции чаще всего возложено на экономический отдел, бухгалтерию, а также на производственный и нормировочный отдел предприятия. Калькулирование затрат - очень важный момент бюджетирования расходов предприятия.

Позаказный способ применяется:

·        при  единичном или мелкосерийном  производстве продукции либо при  выполнении работ (оказании услуг), особенно при условии, что продукция, производимая по каждому заказу, если не уникальна, то хотя бы существенно отличается от продукции других заказов;

·        при  производстве сложных и крупных  продуктов (изделий);

·        при  производстве с длительным технологическим  циклом.

Примерами позаказного производства являются тяжелое машиностроение, судостроение, самолетостроение, строительство, наука  и интеллектуальные услуги (аудит, консультирование), типографский и издательский бизнес, мебельная промышленность, ремонтные  услуги и др.

Себестоимость единицы продукции  определяется как результат деления  накопленной по отдельному заказу суммы  затрат на количество единиц продукции, изготовленной по данному заказу. Поэтому принципиальной особенностью позаказного метода является формирование объема затрат по каждому завершенному заказу, а не за промежуток времени.

Для организации раздельного  учета на единичных или мелкосерийных  производствах, как правило, на счете  учета затрат по каждому заказу открывается  отдельный субсчет. Если же количество заказов велико, то разделение аналитического учета достигается путем кодировки  первичных документов. Код заказа проставляется на материальных требованиях  на выдачу сырья и материалов, на расчетных ведомостях по начислению заработной платы (в основном при  сдельной форме) и т.д. Затем путем  выборки записей с одинаковым кодом заказа определяется объем  затрат, связанных с его выполнением. Поэтому позаказный учет может применяться  только при том условии, что основные материалы (материалы на технологические цели), основная заработная плата производственных рабочих и прочие прямые затраты относительно легко идентифицируются с конкретной продукцией, работами или услугами (или их группами).

Аналитический учет в разрезе  отдельных заказов должен быть построен аналогичным образом (на субсчетах  или методом кодирования) и на счетах учета готовой продукции, и на счете учета продаж. Таким  образом, логическим завершением учетного процесса позаказным методом является получение информации о финансовом результате реализации каждого конкретного  заказа.

В индивидуальном и мелкосерийном  производстве для организации позаказного  учета детали и узлы подразделяются:

а) на детали и узлы, изготовляемые  только для отдельного конкретного  изделия (заказа). Учет затрат на их изготовление осуществляется по соответствующим  заказам в изложенном выше порядке;

б) на детали и узлы, общие  для нескольких изделий (заказов). Затраты  на производство этих деталей и узлов, изготовляемых, как правило, в порядке  серийного или массового производства, учитываются с помощью нормативного метода. На комплекты таких деталей  и узлов, предназначенных для  изготовления изделий индивидуального  производства, исчисляется нормативная  и фактическая себестоимость.

Полная себестоимость  изготовляемого в индивидуальном порядке  изделия складывается из затрат, учтенных по заказу (в части так называемых оригинальных деталей и узлов), и  стоимости общих деталей и  узлов, изготовляемых в порядке  серийного или массового производства.

Все затраты относятся  к незавершенному производству вплоть до окончания заказа. При частичном  выполнении заказов и их сдаче  выпуск оценивают по фактической  себестоимости ранее выполненных  заказов с учетом изменений в  их конструкции, технологии, условиях производства. К недостаткам данного  способа учета затрат и калькулирования себестоимости продукции следует отнести отсутствие оперативного контроля за уровнем затрат, сложность и громоздкость инвентаризации незавершенного производства.

Позаказный метод предполагает учет производственных затрат и калькулирование по индивидуальному продукту или группе однородных продуктов, которые обладают определенными свойствами и легко идентифицируются. Таким образом, объектом калькулирования выступает отдельный заказ. При этом заказ, состоящий из заранее известного количества изделий, предназначен, как правило, для отдельного заказчика (потребителя, получателя).

Из изложенной сущности позаказного  метода видно, что сфера его применения в основном должна быть ограничена индивидуальным производством. Кроме  того, в силу определенных преимуществ  данный метод также получил распространение  в мелкосерийном производстве при  выпуске заранее определенного  количества изделий. Примерами являются предприятия машиностроения, мебельной  промышленности, типографского и издательского бизнеса. Аналогично организуется учет в сфере интеллектуальных услуг (аудит, консультирование), ремонтных организациях, работающих на заказ и предоставляющих услуги в соответствии с требованиями покупателей.

Достоинством данного  метода является то, что нет необходимости  распределять затраты между законченной  продукцией и незавершенным производством. Кроме того, позаказный метод учета  и исчисления себестоимости продукции  по сравнению с другими позволяет:

  • более точно определить затраты на конкретный заказ и, соответственно, его цену;
  • оценить эффективность отдельных заказов, выявить наиболее прибыльные заказы как в целом, так и по отдельным операциям в аналогичных заказах;
  • сформировать базу для планирования производственных затрат и отпускных цен по будущим заказам.

Основным недостатком  позаказного способа учета затрат и калькулирования себестоимости продукции является определение фактической себестоимости только в конце выполнения заказа (а период выполнения может иметь длительный срок) и, как следствие, отсутствие оперативного контроля за уровнем затрат. Использование нормативных затрат может частично снизить влияние этого недостатка, однако при этом увеличивается стоимость ведения учета. Контроль затрат по подразделениям или операциям может быть осуществлен лишь при дополнительном анализе первичных данных. Кроме того, данный метод предполагает сложность и громоздкость учета и инвентаризации незавершенного производства. Зачастую стоимость получения точных данных по заказам может не компенсироваться из-за их низкой прибыльности.

Применение позаказного  метода калькулирования требует соблюдения следующих условий:

  1. наличие системы открытия производственных заказов;
  2. производство продукции конкретного заказа отдельной партией;
  3. соблюдение отличий в количестве, виде, размере или качестве продукта каждой партии, что обуславливает разную величину их себестоимости;
  4. идентификация основных материалов (материалов на технологические цели), основной заработной платы производственных рабочих и прочих прямых затрат с конкретной продукцией, работами или услугами (или их группами).

Заказы на предприятии, как  правило, формирует планово-производственный отдел. На основании договоров с  покупателями на предприятии открываются  заказы, т.е. оформляется соответствующий  бланк заказа или наряда на выполнение заказа, которые содержат следующую  базовую информацию: тип заказа, его номер, характеристика, исполнители (наименование цехов или участков), срок исполнения. По типу заказы подразделяются на внешние (для других предприятий) и внутренние (для цехов и служб предприятия), а также на сводные и разовые.

Информация о работе Позаказное калькулирование себестоимости продукции