Инвентаризация средств и учет ее результатов в ООО «АМАЛЬГАМА-ТИСС»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:53, дипломная работа

Описание работы

Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета представляет собой способ установления истинного положения дел или возможность установить соответствие между данными бухгалтерского учета и фактическим положением дел. Обычно инвентаризацию связывают с пересчетом и перемериванием предметов. Но не все так просто, как кажется.
Главное в инвентаризации - необходимость подтвердить права собственника на определенные виды имущества. Собственник может сам лично проводить инвентаризацию, н

Работа содержит 1 файл

инвентаризация.doc

— 376.50 Кб (Скачать)

Чтобы иметь реальное представление о результатах инвентаризации, необходимо данные обобщить и соизмерить. Периодическое обобщение информации по годовой инвентаризации должно быть отражено в годовом бухгалтерском отчете, а текущие – в отчетности того месяца, в котором была окончена инвентаризация. Системное обобщение и соизмерение информации в балансе и отчетности является завершающим этапом бухгалтерского учета, в ходе которого отражают полученные в его системе наиболее общие стоимостные показатели о тех измерениях и результатах в деятельности предприятия.

Как мы видим роль инвентаризации очень велика т.к. с ее помощью проверяется правильность данных текущего учета материальных и денежных средств, выявляются ошибки допущенные в учете, принимаются на учет не учтенные хозяйственные объекты, контролируется сохранность хозяйственных средств, которые числятся у материально ответственных лиц. Также инвентаризация тесно связана с другими элементами метода бухгалтерского учета. Поэтому, говоря о методе, всегда имеется в виду, что это именно система, т.е. упорядоченная система отдельных приемов, а не какие-либо случайные способы, действия. Каждый предыдущий элемент обеспечивает применение последующего. Поэтому проведение инвентаризации должно осуществляться в строгом единстве с остальными элементами метода бухгалтерского учета.

Это становится необходимостью в тот момент, когда инвентаризация закрепляется внутренними регламентирующими  документами организации. Важнейшим  из которых является учетная политика.

Учетная политика организации - это внутренний документ организации, раскрывающий всем заинтересованным лицам особенности бухгалтерского (налогового) учета этой организации в конкретном отчетном периоде. Учетная политика утверждается руководителем и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.

Учетная политика для  целей бухгалтерского учета представляет собой совокупность выбранных организацией способов ведения бухгалтерского учета  организации, имеющую методическую и организационно-техническую составляющие, а учетная политика для целей налогообложения - совокупность способов ведения налогового учета организации, имеющую методическую и организационно-техническую составляющие элементов методики исчисления некоторых налогов (сборов).

Данный документ формируют все организации независимо от организационно-правовых форм. ООО «Амальгама-ТИСС» существует не первый год, следовательно, в учетной политике раскрываются только случаи применения новых способов учета. Согласно п. 11 ПБУ 1/98 организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания которых невозможна достоверная оценка финансового положения, денежного оборота или результатов деятельности организации. К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации, относятся:

способы амортизации  основных средств, нематериальных и иных активов;

способы оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства, готовой продукции;

способы признания прибыли  от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.

Однако, несмотря на все это, учетная политика не должна быть излишне перегружена. Формируя учетную политику организации, следует помнить положение п. 8 ПБУ 1/98, которое на практике часто нарушается. Нарушение состоит в том, что при формировании учетной политики по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного из нескольких допускаемых законодательными и нормативными актами способов, входящих в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Избранные организацией методы учетной политики действительны, если они не противоречат действующим нормативным актам. И только в том случае, если указанная система нормативного регулирования не устанавливает способ ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, при формировании учетной политики разработка соответствующего способа осуществляется исходя из содержания ПБУ 1/98 и иных положений по бухгалтерскому учету.

В учетной политике ООО «Амальгама-ТИСС» инвентаризация как необходимый и постоянно используемый элемент учета не регламентирован. На наш взгляд это является недостатком. Рекомендуем в организационный раздел учетной политики ООО «Амальгама-ТИСС» внести информацию о порядке и сроках проведения инвентаризации имущества и расчетов, ссылаясь при этом на ст. 12 ФЗ «О бухгалтерском учете».

В этом же разделе учетной  политики ООО «Амальгама-ТИСС» следует четко сформулировать структуру инвентарного номера для собственных и арендованных основных средств. Поскольку нами в ходе изучения инвентаризации в ООО «Амальгама-ТИСС» было обнаружено, что инвентарные номера основным средствам не присвоены. Это является нарушением и требует доработки. Также в учетной политике ООО «Амальгама-ТИСС», на наш взгляд, следует пояснить порядок проведения инвентаризации арендованных основных средств. Поскольку данные объекты учета присутствуют в организации и не подвергались инвентаризации никогда.

3.2. Совершенствование документального  оформления проведения инвентаризации в ООО «Амальгама-ТИСС»

Закон обязывает проводить  инвентаризацию минимум раз в  год перед составлением годовых отчетов. Ее результаты могут показать, что в бухгалтерии цифры одни, а в действительности – совсем другие. Расхождения между учетными и фактическими данными могут быть двух видов: излишек и недостача. Налоговики расценивают их так: излишки – это то, что организация получила в подарок, а недостача – то, что предприятие бесплатно отдало на сторону.

Основная причина недостачи в ООО «Амальгама-ТИСС» – ошибки учета. Она может приводить к весьма существенным расхождениям. Однако логично предположить, что если фактически ничего не пропало, а погрешности пересчета выражены в пересортице, то положительные и отрицательные отклонения по отдельным номенклатурным позициям в сумме компенсируют друг друга.

Такой вариант предусмотрен в пункте 5.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49. В виде исключения там разрешен взаимный зачет излишков и недостач товарно-материальных ценностей одного наименования у одного и того же проверяемого лица за один и тот же период.

Но налоговики в данной ситуации строго стоят на страже бюджета  и не позволяют засчитывать подобные недостачи в счет излишков. Аргументация проста: включение недостач в расходы, вызванные подобными причинами, не предусмотрено НК РФ, и если в бухучете возможность учетной ошибки допускается, то в налоговом учете плательщик лишен права путать товарные позиции.

В ООО «Амальгама-ТИСС» сохранность ценностей контролируют материально ответственные лица, с которыми фирма заключила трудовые договоры. Если недостача возникла из-за халатности этих людей, они несут личную материальную ответственность, то есть возмещают стоимость пропавшего или испорченного имущества. Однако, такие ситуации в исследуемом предприятии не наблюдались.

В соответствии с правилами  бухгалтерского учета излишки надо приходовать по рыночной стоимости и относить на увеличение финансового результата (п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ). В налоговом законодательстве порядок тот же: излишки товарно-материальных ценностей включаются во внереализационные доходы (п. 20 ст. 250 НК РФ). При этом датой признания дохода считается день подписания акта инвентаризационной комиссии (формы учета результатов инвентаризации утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88).

Дальнейшая судьба обнаруженных излишков в налоговом и бухучете различна. В бухгалтерском учете  стоимость излишков списывают при  дальнейшей реализации на расходы, как  любое другое выбытие активов по правилам ПБУ 10/99 «Расходы организации». А вот для целей налогообложения рыночная стоимость проданных излишков в затраты не включается, потому что такие ценности фактически приравниваются к безвозмездно полученным. Раз плательщик не понес издержек на приобретение данного имущества, то его расходы равны нулю. Поэтому при определении затрат, связанных с реализацией и относимых на уменьшение доходов, стоимость безвозмездно поступивших ценностей также принимается за ноль. Соответствующие разъяснения содержит письмо МНС России от 29 апреля 2004 г. № 02-5-10/33.

Следует признать, что  определенная логика здесь есть, ведь причиной излишков может быть либо ошибка в учете, либо так называемый левый товар, не принадлежащий фирме, которым тайком от работодателя торгуют продавцы. Если ревизия нагрянула внезапно, спрятать «левую» продукцию не успели, и она попала в ведомость. В случае с ошибкой выходит, что стоимость излишков уже была отнесена к расходам, иначе учетный остаток не был бы меньше фактического. А «левый» товарный остаток по сути – это безвозмездно полученная продукция. В обеих ситуациях запрет на уменьшение облагаемого дохода выглядит справедливо, если не считать налога на прибыль, который является не чем иным, как расходами плательщика. Начиная с 1 января 2006 года, на сумму налога разрешают уменьшать облагаемую базу, об этом сказано в новой редакции пункта 2 статьи 254 НК РФ (утверждена Федеральным законом N 58-ФЗ).

Несмотря на то, что  порядок проведения инвентаризации достаточно подробно регламентирован действующим законодательством, на практике в ООО «Амальгама-ТИСС» встречаются ошибки и нарушения. Любое нарушение приводит к ситуации, когда проведенная инвентаризация считается недействительной. Достаточно большое количество нарушений происходит по документальному оформлению проводимых инвентаризаций в ООО «Амальгама-ТИСС».

В частности нами было обнаружено:

  1. В ряде случаев, при проведении инвентаризации в соответствующем приказе не было указано основание процедуры.
  2. Имеют место случаи проведения инвентаризации в отсутствии одного из членов инвентаризационной комиссии.
  3. В приказе могут быть не указаны сроки проведения инвентаризации. Таким образом, нет основания для ее проведения.
  4. При значительном объеме хранящихся материальных ценностей очень часто не полностью проверяется содержание тары, в которой хранятся материальные ценности.
  5. При <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt; text-de

Информация о работе Инвентаризация средств и учет ее результатов в ООО «АМАЛЬГАМА-ТИСС»