Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:53, дипломная работа
Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета представляет собой способ установления истинного положения дел или возможность установить соответствие между данными бухгалтерского учета и фактическим положением дел. Обычно инвентаризацию связывают с пересчетом и перемериванием предметов. Но не все так просто, как кажется.
Главное в инвентаризации - необходимость подтвердить права собственника на определенные виды имущества. Собственник может сам лично проводить инвентаризацию, н
Тема: ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ СРЕДСТВ И УЧЕТ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В ООО «АМАЛЬГАМА-ТИСС»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета представляет собой способ установления истинного положения дел или возможность установить соответствие между данными бухгалтерского учета и фактическим положением дел. Обычно инвентаризацию связывают с пересчетом и перемериванием предметов. Но не все так просто, как кажется.
Главное в инвентаризации - необходимость подтвердить права собственника на определенные виды имущества. Собственник может сам лично проводить инвентаризацию, но может - что, как правило, и делает - назначить комиссию. В крупных предприятиях инициатива проведения инвентаризаций принадлежит руководству, которому собственником делегировано это право.
При самом проведении инвентаризации возможны два варианта: просто констатируется наличие ценностей, а потом выявленные (снятые) остатки сверяются с учетными данными данные аналитических счетов (учетные остатки) подтверждаются фактическим наличием. В первом случае процесс инвентаризации идет от факта к учетным данным, во втором - от учетных данных к фактическим. Самый простой вариант проведения инвентаризации - это так называемый нулевой вариант. Он удобен при достаточно быстрой оборачиваемости ценностей в условиях их партионного учета.
Обычно считается, что
самая эффективная
Предполагается, что инвентаризацию хорошо проводить внезапно. Во многих случаях это правильно. Зачастую нужна внезапность. Но возможно возникновение и других ситуаций. В некоторых предприятиях, где ведется количественно-суммовой (натурально-стоимостной) учет, вместо одноразовых сплошных инвентаризаций проводятся выборочные сличения. Такие перманентные инвентаризации поддерживают учетно-бухгалтерскую дисциплину и способствуют усилению режима сохранности товарно-материальных ценностей.
Очевидно, что при проведении такой, на первый взгляд простой процедуры, бухгалтер может столкнуться с определенными трудностями. Жесткая регламентация порядка проведения инвентаризации не дает гарантии для того, чтобы избежать ошибок. Одновременно в учете результатов инвентаризации возникает много вопросов. Это на наш взгляд обуславливает актуальность выбранной темы.
Целью дипломной работы является изучение инвентаризации как элемента метода бухгалтерского учета и отражения ее результатов в учете на примере конкретного предприятия.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
В качестве объекта исследования выбрано общество с ограниченной ответственностью «Амальгама-ТИСС». Деятельность предприятия: ремонт, производство и реализация очковой оптики для населения. Для ведения данной деятельности получена лицензия в соответствии с действующим законодательством.
Теоретической и методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области учета и аудита: Алборова Р.А., Кондракова Н.П., Барышникова Н.П., Безруких П.С., Вахрушиной М.А., Данилевского Ю.А., Палия В.Ф., Подольского В.И., Соколова Я.В., Суйца В.П., Куттера М.И., Шапигузова С.М., Шеремета А.Д., Нидлза Б., Ришара Ж.
В исследовании широко использовались федеральные законы, нормативные акты Правительства РФ, Министерства финансов РФ и других государственных органов власти. В процессе работы также применялись гражданский, налоговый кодексы.
Методологической основой работы является системный подход к исследуемым процессам и явлениям. В зависимости от характера решаемых задач используется широкий набор методов: дедукция, индукция, сравнения, систематизация и обобщение теоретических и практических материалов, сводки и группировки, аналитические процедуры и другие методы, которые позволили бы обеспечить достоверность и обоснованность выводов, предложенных в дипломной работе.
1. теоретические аспекты проведения инвентаризации в РФ
1.1. Значение, задачи и виды инвентаризации
Инвентаризация - неотъемлемая часть работы бухгалтера. Когда-то это был единственный учетный прием. Со временем ее роль изменилась, но исчезнуть она не могла. Слово «инвентаризация» относительно новое. В русском языке оно существует менее ста лет. Считается, что оно появилось в 1931 году в № 8 «Вестника АН», а глагол «инвентаризировать» - еще позже - в 1935 году. Но существительное, от которого эти слова произошли, «инвентарь» - старое и датируется, как минимум, 1713 годом. Первоначально оно существовало в формах - инвентариум и инвентарий. Но победила немецкая версия - инвентарь. Слово это возникло в латинском языке, где inventar или inventarium означало «опись», теперь оно означает «совокупность предметов».
В наше время инвентаризация уже не слово, а элемент метода бухгалтерского учета. Это его старейший метод. Любая учетная работа начинается с инвентаризации, то есть с описи имущества, которое принадлежит кому-то. И частные люди, и государство всегда проводили пересчет ценностей, чтобы узнать, умножаются или уменьшаются ресурсы частного хозяйства или страны. Уже в Древнем Египте (3400 - 2980 гг. до н.э.) один раз в два года проводилась сплошная инвентаризация по всей стране, описывали все, что можно, так как считалось, что имущество граждан находится у них во владении, а собственником всего является фараон.
Первоначально инвентаризация носила информационный характер, собственник просто хотел узнать, что у него есть. Со временем она приобрела контрольный характер: все имущество распределялось между конкретными людьми, вводился текущий учет за всеми поступлениями и выдачами. Периодически данные этого учета сравнивались с тем, что было в наличии: например в учете записано два быка, а в поле пасутся три. Значит ответственный человек - пастух, кормит за счет собственника неучтенного быка, а расходы по содержанию трех быков падают на содержание двух. А если в поле один бык, вместо двух, то значит, по вине пастуха произошла утеря собственности. И в те далекие времена люди поняли самое главное: и излишки, и недостачи - это большое зло, и лицо, допустившее их, должно быть нещадно наказано.
Первоначально существовала только натуральная инвентаризация. Она позволяла выявить наличие учетных объектов, но не определить их общую ценность. Связано это было с тем, что на Древнем Востоке (Египет, Вавилон, Персия, Палестина) долго не было денег. Монета появилась только в VII веке до новой эры в Древней Греции, и тогда возникла новая проблема: оценки инвентаря.
В средневековье (VIII-IX в. н.э.), с одной стороны, наблюдается поворот в сторону преобладания натурального измерителя. Это был регресс, но с другой стороны - мы видим попытки структурировать инвентаризационные описи - и это был прогресс: так обычно выделялись четыре группы ценностей:
1) здания и сооружения;
2) хозяйственный инвентарь;
3) продукты;
4) скот.
В этом списке отсутствуют деньги, что свидетельствует о низком, по сравнению с Античным миром, уровнем товарных отношений. Но с Х века деньги начали вновь широко проникать в жизнь Западной Европы. В инвентарных описях того времени появляется принцип значимости. В сущности, что нельзя было продать за достаточно значимую сумму, то не получало отражения в учете.
Развитие капитализма серьезно повлияло на методологию инвентаризации: прежде всего, расширился ее объект. На первое место выдвинулся учет кассы: денежных средств, далее дебиторской задолженности и, наконец, ценных бумаг. Любопытно, но инвентаризация кредиторской задолженности будет признана много позднее, поскольку люди того времени предполагали, что их задолженность должны учитывать и отслеживать сами кредиторы.
Существенно то, что капитализм требовал исчисления финансовых результатов, и вплоть до конца XIX века все бухгалтеры могли это делать только посредством инвентаризации. Поскольку счет любого товара по дебету отражал поступление ценностей по покупным ценам, а списание товаров проводилось по кредиту и по продажным ценам. Отсюда возникала несопоставимость оборотов и, чтобы выявить финансовый результат, прибегали к инвентаризации товарных остатков, которые расценивались по покупным ценам. А дальше было легко: к начальному остатку товаров прибавлялся приход товаров за отчетный период и вычитался конечный остаток. В результате устанавливалась себестоимость проданных товаров. Потом ее вычитали из выручки и находили прибыль или убыток.
Таким образом, инвентаризацию признали обычным постоянным делом. Она стала средством управления финансами практически любой фирмы [47].
В наши дни важным этапом подготовки к успешному составлению годового бухгалтерского отчета за год является своевременное и качественное проведение инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, другого имущества, денежных средств и прочих финансовых активов и финансовых обязательств организации.
В тех организациях где, эта работа проведена на должном уровне, реальность показателей баланса на 1 января следующего года, как правило, не вызывает ни каких сомнений. Наоборот, проведению инвентаризации не уделяется должного внимания (или она не проводится вообще), показатели баланса по отдельным его статьям бывают не реальными.
Существуют различные подходы к инвентаризации в российской Федерации и западных странах. В России ответственность за правильное проведение инвентаризации насеет главный бухгалтер, учет ведется не только по стоимости, но и по количеству. В западном учете проведение инвентаризации не относится к функции бухгалтерии, ее проводит прочий технический персонал, бухгалтер сверяет лишь стоимостную оценку ценностей.
В нормативных актах термину инвентаризация не дается точного определения, в литературе он трактуется по-разному.
Инвентаризация - это периодическая проверка в натуре и состояния описей наличия и состояния материальных ресурсов, денежных средств и расчетов [14].
Инвентаризация - установление на определенную дату фактических средств в натуральном и денежном выражении и источников их образования путем непосредственного пересчета (снятия остатков) инвентаризуемого объекта в натуре и сличения фактических остатков с данными бухгалтерского учета [13, с. 218].
Инвентаризация - прием, который позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта и получить ориентировочную информацию о состоянии и стоимости такого имущества. Инвентаризации подлежит имущество клиента и его финансовые обязательства. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут наблюдать за процессом проведения инвентаризации. Такое наблюдение может помочь аудиторской организации правильно оценить надежность системы бухгалтерского учета и действенность системы внутреннего контроля [18, с. 27].
Инвентаризация имущества и финансовых обязательств - это проверка и документальное подтверждение фактического наличия имущества и финансовых обязательств, выявленные отклонения от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета [19, с. 118].
С помощью инвентаризации проверяется правильность данных текущего учета материальных и денежных средств, выявляются ошибки, допущенные в учете, принимаются к учету не учтенные хозяйственные объекты, контролируется сохранность хозяйственных средств, которые числятся у материально ответственных лиц. Практика показывает, что в отдельных организациях инвентаризацией охватываются не все имущественные ценности.
Инвентаризация преследует следующие цели: выявление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения финансовых обязательств в учете.
Задачи инвентаризации:
В соответствии с Положением
о бухгалтерском учете и
Информация о работе Инвентаризация средств и учет ее результатов в ООО «АМАЛЬГАМА-ТИСС»