Инвентаризация средств и учет ее результатов в ООО «АМАЛЬГАМА-ТИСС»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:53, дипломная работа

Описание работы

Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета представляет собой способ установления истинного положения дел или возможность установить соответствие между данными бухгалтерского учета и фактическим положением дел. Обычно инвентаризацию связывают с пересчетом и перемериванием предметов. Но не все так просто, как кажется.
Главное в инвентаризации - необходимость подтвердить права собственника на определенные виды имущества. Собственник может сам лично проводить инвентаризацию, н

Работа содержит 1 файл

инвентаризация.doc

— 376.50 Кб (Скачать)

Инвентарь и хозяйственные принадлежности, находящиеся в эксплуатации ООО «Амальгама-ТИСС», инвентаризируются по местам их нахождения и материально-ответственным лицам, на хранении у которых они находятся.

Инвентаризацию  проводят путем осмотра каждого  предмета. В описи инвентарь и хозяйственные принадлежности заносят по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете. Инвентарь и хозяйственные принадлежности, пришедшие в негодность и несписанные, в инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.

Оформленные инвентаризационные описи сдают  в бухгалтерию ООО «Амальгама-ТИСС», где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие материально-производственных запасов с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость (приложение 6). В ней указывают фактическое наличие МПЗ по данным инвентаризации (количество и сумма), наличие МПЗ по данным учета и результаты сравнения – излишек или недостача. В сличительную ведомость записывают только те ценности, по которым выявлены излишки или недостачи, а остальные показывают в ведомости общей суммой. По окончании инвентаризации эти документы визируются главным бухгалтером, директором и подшиваются в архив.

Излишки материально-производственных запасов, выявленных в результате проеденной инвентаризации в ООО «Амальгама-ТИСС», отражаются в бухгалтерском учете по Д-т 10 «Материалы», Д-т 41 «Товары», Д-т 43 «Готовая продукция» в зависимости от вида инвентаризируемых МПЗ и К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в сумме выявленных излишков. За тем они списываются на доходы с Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в К-т 91 «Прочие доходы и расходы».

При выявлении фактов недостач, хищений, порчи МПЗ их фактическая себестоимость списывается в Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» К-т 10 «Материалы», К-т 41 «Товары», К-т 43 «Готовая продукция» в зависимости от вида инвентаризируемых МПЗ

Со счета 94 стоимость недостающих  и испорченных МПЗ списывают на счета издержек производства и обращения в сумме не превышающей нормы естественной убыли; в Дт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» если установлено лицо, чья вина доказана; в Дт 91 «Прочие доходы и расходы» в части расхода, превышающего нормы естественной убыли и при отсутствии виновного лица.

Стоимость материалов, товаров и готовой продукции, утраченных в результате стихийных бедствий, списывается с Кт 10 «Материалы», К-т 41 «Товары», К-т 43 «Готовая продукция» в Дт 99 «Прибыли и убытки». Материалы, израсходованные при ликвидации последствий стихийных бедствий, также списываются со счета 10 на счет 99.

В итоге можно сказать, что инвентаризация материально-производственных запасов – это способ уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью МПЗ. В ООО «Амальгама-ТИСС» инвентаризация МПЗ проводится до 4 раз в год с целью получения достоверной информации об объектах учета для составления квартальной и годовой отчетности. Для проведения инвентаризации материальных запасов на предприятии создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

МПЗ ООО «Амальгама-ТИСС» проверяют при обязательном участии материально-ответственного лица. Результаты подсчета заносят в инвентаризационные описи, которые подписывают все члены комиссии.

Оформленные инвентаризационные описи сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие материально-производственных запасов с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения вносят в сличительную ведомость, где записывают только те ценности, по которым выявлены излишки или недостачи, а остальные показывают в ведомости общей суммой.

2.3. Учет инвентаризации основных средств в ООО «Амальгама-ТИСС»

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризации основных средств обязательно:

  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
  • при смене материально-ответственных лиц;
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.

Инвентаризация основных средств в ООО «Амальгама-ТИСС» проводиться один раз в три года. До начала инвентаризации проверяют:

  • наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
  • наличие и состояние аналитических паспортов или другой технической документации;
  • наличие документов на основные средства, сданные или принятые предприятием (учреждением) в аренду и на  хранении. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

В данном контексте важным и значимым является понятие инвентарного объекта. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В случае наличия у  одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Объект основных средств, находящийся в собственности  двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности.

Инвентарные карточки следует группировать на основе классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов - по месту эксплуатации (структурным подразделениям организации).

Рекомендуемая нами группировка карточек основных средств может иметь следующий вид:

- по сроку полезного  использования (по амортизационным  группам);

- внутри группы - в  соответствии с ОКОФ (по разделам, классам, подклассам);

- внутри подкласса  - по местам эксплуатации.

При обнаружении расхождений и  неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации в ООО «Амальгама-ТИСС» вносятся соответствующие исправления и уточнения.

При инвентаризации основных средств  комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплутационные показатели. Проводя инвентаризацию зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности предприятия. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты  природных ресурсов, находящихся в собственности предприятий.

При выявлении объектов, не принятых на учет в ООО «Амальгама-ТИСС», а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствует или указаны не правильные данные, характеризующие их, комиссия включает в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Основные средства вносятся в описи  по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что  работы капитального характера (надстройка этажей, пристройки новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием инвентарного номера, заводского номера предприятия-изготовителя, года выпуска, изготовления, мощности и т.д.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений предприятий, учитываемые по  типовой инвентарной карточке группового учета, в описях производятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения предприятия (отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование), инвентаризуются до момента временного их выбытия.

На основные средства, не пригодные  к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Одновременно с инвентаризацией  собственных основных средств, находящихся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам в ООО «Амальгама-ТИСС» составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на соответственное хранение или в аренду.

Общий порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности результатов инвентаризации регламентирован пунктом 3 статьи 12 Закона о бухгалтерском учете. Выявленные излишки имущества приходуются с их отнесением на финансовые результаты деятельности организации, а недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства (обращения), а сверх указанных норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты деятельности организации.

Оформляются результаты инвентаризации по типовым формам, утвержденным постановлениями Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» и от 27 марта 2000 г. № 26 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией».

Применение утвержденных данными руководящими документами  унифицированных форм является обязательным для всех организаций в силу требований статьи 9 Закона о бухгалтерском  учете.

При инвентаризации объектов основных средств в ООО «Амальгама-ТИСС» комиссия проверяет не только наличие и техническое состояние объектов основных средств, но также и правильность ведения соответствующей первичной учетной документации по учету объектов основных средств.

При отсутствии необходимых документов члены комиссии вправе потребовать от уполномоченных должностных лиц их оформления в соответствии с установленным порядком. При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения. Рекомендуется при анализе учетных данных проверять также правильность начисления по объектам основных средств амортизационных отчислений и проведения по ним переоценки.

Для оформления данных инвентаризации основных средств в ООО «Амальгама-ТИСС» используется «Инвентаризационная опись основных средств» форма № ИНВ-1 (приложение 7).

Оценка выявленных инвентаризацией  неучтенных объектов должна быть произведена  с учетом рыночных цен, а износ  определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами [43, п. 3.3.].

Стоимость неучтенных объектов основных средств отражается в составе  внереализационных доходов организации (пункт 8 ПБУ 9/99) на основании оформленной в установленном порядке «Ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией» (форма № ИНВ-26) следующими записями по счетам учета: дебет счета 01 «Основные средства» кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» - рыночная стоимость выявленного объекта основных средств (с учетом износа соответствующего объекта).

В соответствии с пунктом 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств  под текущей  рыночной стоимостью понимается сумма  денежных средств, которая может  быть получена в результате продажи соответствующего актива на дату принятия к бухгалтерскому учету.

При определении текущей  рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичные  основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения (в частности, оценщиков) о стоимости соответствующих объектов основных средств.

Одновременно с этим, стоимость неучтенных объектов основных средств увеличивает налоговую  базу по налогу на прибыль в составе  внереализационных доходов на основании  пункта 20 статьи 250 НК РФ. Представляется, что увеличение налоговой базы в  данном случае должно осуществляться на рыночную стоимость имущества, определенную на дату выявления излишков имущества с учетом его физического износа.

Если в ходе работы комиссии будет выявлено, что в  бухгалтерском учете организации  не отражены работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов), по соответствующим документам определяется сумма увеличения или снижения балансовой стоимости объекта, а данные о произведенных изменениях вносятся в соответствующие описи.

Информация о работе Инвентаризация средств и учет ее результатов в ООО «АМАЛЬГАМА-ТИСС»