Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 11:15, курсовая работа
Денежные средства являются составной частью оборотных активов. Без них не может обойтись практически не одна операция, будь то расчеты с поставщиками или покупателями, сотрудниками предприятия, расчеты с бюджетом. Везде денежные средства принимают непосредственное участие, как в наличной, так и в безналичной форме.
В процессе функционирования каждого предприятия возникают вопросы, связанные с расчётами с подотчётными лицами. В основном, это закупка товарно-материальных ценностей за наличный расчет и служебные командировки.
С транзитного валютного счета денежные средства списываются: для осуществления продажи иностранной валюты, включая обязательную продажу части валютной выручки; для оплаты расходов и иных платежей, подлежащих оплате в иностранной валюте; для зачисления на текущий валютный счет организации; для зачисления на специальный банковский счет организации
Специальным называется банковский счет, который используется для осуществления по нему операций, связанных с движением капитала. Юридическим лицам резидентам могут быть открыты различные виды специальных счетов. Каждый из которых предназначен для строго ограниченного круга операций. Расчетов и переводов при получении кредитов и займов из-за рубежа. Расчетов при продаже иностранным компаниям внешних ценных бумаг, которые не были учтены на специальном разделе счета депо. Расчетов при предоставлении займов иностранным компаниям.
Расчетов при продаже внешних ценных бумаг иностранным компаниям.
Учет валютных операций.
Основные первичные документы для ведения валютных операций - платежное поручения для ведения безналичных расчетов, чековая книжка, для получения валюты наличными.
Для обобщения информации о наличии и движении средств в иностранной валюте использует счет 52 “Валютный счет”. По дебету которого, отражается поступление денежных средств на валютные счета организации. По кредиту списание денежных средств с валютных счетов организации. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет валютных счетов организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражаются на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").
Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации и приложенных к ним денежно - расчетных документов.
К счету 52 "Валютные счета" могут быть открыты субсчета:
52-1 "Валютные счета внутри страны",
52-2 "Валютные счета за рубежом".
К валютным операциям относятся: операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте; ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей; осуществление международных денежных переводов; расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.
В этом определении подчеркивается, что при совершении валютных операций происходит переход права собственности на валютные ценности (иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте и др.). Однако есть ряд операций, не влекущих за собой переход права собственности на валютные ценности. Например, получение в кассу с валютного счета иностранной валюты не приводит к переходу права собственности на иностранную валюту (собственником ее остается организация). Поэтому при практической работе следует исходить из того, что валютные операции - это факты хозяйственной жизни, связанные с движением валютных ценностей и корректировкой их оценки. Под последней понимается пересчет валютных статей бухгалтерского баланса по курсу ЦБ РФ на дату составления бухгалтерской отчетности.
Учет валютных операций осуществляется в соответствии с ПБУ 3/2000, и отражаются в учете в двух оценках: в иностранной валюте; в рублях.
Для целей бухгалтерского учета иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу, установленному ЦБ РФ. Пересчет иностранной валюты в рубли осуществляется в двух случаях: при совершении валютной операции; при переоценке валютных статей баланса. В первом случае пересчет иностранной валюты в рубли осуществляется путем умножения количества иностранной валюты на курс ЦБ РФ на дату совершения операции. «При составлении баланса его валютные статьи: денежные знаки, хранящиеся в кассе организации; средства на счетах в кредитных организациях;
денежные и платежные документы; краткосрочные ценные бумаги; средства в расчетах (включая по заемным обязательствам) с юридическими и физическими лицами; остатки средств целевого финансирования, полученные из бюджета или иностранных источников в рамках технической или иной помощи Российской Федерации в соответствии с заключенными соглашениями (договорами), выраженные в иностранной валюте, должны переоцениваться» [39,3]. Процедура переоценки заключается в пересчете иностранной валюты в рубли по курсу ЦБ РФ на последнее число отчетного периода. Иностранная валюта, находящаяся в кассе и на счетах в банках, может переоцениваться по мере изменения курсов иностранных валют.
Аналитический учет по счету 52 "Валютные счета" ведется по каждому счету, открытому для хранения денежных средств в иностранной валюте.
Величина одних и тех же активов и/или обязательств может пересчитываться в рубли на различные даты. Поскольку курсы валют, котируемые ЦБ РФ, постоянно меняются, это приводит к возникновению курсовых разниц - "разница между рублевой оценкой соответствующего актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, исчисленной по курсу Центрального банка Российской Федерации, на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, и рублевой оценкой этих актива и обязательства, исчисленной по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату принятия их к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период". [39]
Иными словами, курсовой называется разница между рублевой оценкой на разные даты активов и/или обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Курсовые разницы, могут быть, положительные и отрицательные. Положительные курсовые разницы увеличивают налогооблагаемую прибыль, а отрицательные разницы ее уменьшают.
Курсовые разницы отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы", положительные - по кредиту субсчета 1 "Прочие доходы", а отрицательные - по дебету субсчета 2 "Прочие расходы". Исключение составляют курсовые разницы, возникающие при расчетах по вкладам в уставный капитал в иностранной валюте, которые отражаются на счете 83 "Добавочный капитал". Курсовая разница, связанная с формированием уставного (складочного) капитала организации, определяется как разность между рублевой оценкой задолженности учредителя (участника) по вкладу в уставный (складочный) капитал организации, оцененному в учредительных документах в иностранной валюте, исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату поступления суммы вкладов, и рублевой оценкой этого вклада в учредительных документах.
В пояснениях к счету 52 "Валютные счета" инструкции по применению плана счетов рекомендуется открывать два субсчета:
52.1 "Валютные счета внутри страны"
52.2 "Валютные счета за рубежом".
По мнению
специалистов для учета денежных
средств на валютных счетах внутри
страны следует открыть несколько субсчетов:
транзитный валютный счет, специальный
валютный счет, текущий валютный счет.
7.
Учет расчетов
с подотчетными
лицами в рублях
и иностранной
валюте.
В хозяйственной деятельности организаций довольно часто возникает необходимость в приобретении материальных ценностей (работ, услуг) для производственных нужд за наличный расчет. Несоблюдение определенных условий при документальном оформлении таких операций нередко приводит к проблемам с налоговыми и другими контролирующими финансово-хозяйственную деятельность органами.
Любому сотруднику предприятия может понадобиться произвести какие-либо расходы для нужд самого предприятия (съездить в командировку, купить какие-то материалы, оплатить мелкие ремонтные работы и т.д.). Для подобных случаев сотруднику выдают наличные деньги. Произведя расходы, сотрудник должен отчитаться перед руководством предприятия, составив специальный отчет и приложить к нему все оправдательные документы.
Авансовый отчет.
Израсходованные подотчетным лицом суммы подтверждаются авансовым отчетом (приложение 12) с приложением оправдательных документов. Утверждена унифицированная авансового отчета [46. Она должна применяться юридическими лицами всех форм собственности, кроме бюджетных учреждений, для учета денежных средств, выданных подотчетным лицам на административно-хозяйственные расходы.
В бухгалтерии при сдаче работником авансового отчета бухгалтер указывает на лицевой стороне отчета, номер этого документа и внизу лицевой стороны формы оформляет расписку, которая затем отрывается от бланка отчета и отдается работнику в подтверждение того, что авансовый отчет с прилагаемыми к нему документами у него принят к проверке. На лицевой стороне формы заполняются все обязательные реквизиты.
Затем
в бухгалтерии проверяется
После проверки бухгалтер делает в авансовом отчете отметку о проверке. Бухгалтер, проверивший отчет, а также главный бухгалтер расписываются с расшифровкой подписи. Проверенный авансовый отчет утверждается руководителем или уполномоченным на это лицом. Лицо, утверждающее отчет, проверяет целевое расходование аванса и на лицевой стороне формы указывает сумму, которую оно утверждает, свою должность, расписывается с расшифровкой подписи и ставит дату утверждения. Утвержденный авансовый отчет передается обратно в бухгалтерию для дооформления и принятия к учету. На основании данных утвержденного авансового отчета бухгалтерией производится списание подотчетных денежных сумм в установленном порядке, указываются суммы расходов, принятые к учету и счета (субсчета), которые дебетуются на эти суммы.
Остаток неиспользованного аванса сдается подотчетным лицом в кассу организации. Если по авансовому отчету выявлен перерасход, то он выдается подотчетному лицу. Об этом в авансовом отчете делается соответствующая отметка.
Техническое заполнение авансового отчета как правило не вызывает проблем, трудности обычно возникают с оправдательными документами и другими особенностями учета и расчетов с подотчетными лицами
Особенности покупок за свой счет.
Иногда сотрудник делает покупку на собственные деньги, не забыв взять у продавца все необходимые документы. Затем сдает приобретенный товар или материалы на склад, а бумаги в бухгалтерию с тем, чтобы организация вернула ему потраченные средства. Однако, многие ревизоры считают: если бы человек заранее взял на предприятии деньги, а затем принес оправдательные документы, то проблем бы не было. Но поскольку он сделал покупку на свой страх и риск, не получив "благословения" руководства в виде подписи на расходном ордере, заплатил продавцу свои деньги, то и право собственности на продукцию получил сам работник, а не фирма. В данном случае организация должна перекупить товар у своего сотрудника. Требования чиновников, конечно, нелогичны. Ведь человек, даже покупая товар на свои деньги, знает, что ему компенсируют расходы, и он сдаст организации приобретенные ценности. Но то, что нелогично, может быть признано законным в суде. Ведь формально сотрудника, не получившего на предприятии деньги, можно признать лицом, закупающим что-либо за счет собственных средств, а значит, для себя. Да и, кроме того, в Инструкции к Плану счетов записано, что счет 71 предназначен для учета, выданных под отчет сумм. Получается, что расходы, которые не авансировались, там показываться не должны и не признаются подотчетными. Эти доводы можно попробовать оспорить, так в Порядке ведения кассовых операций не сказано, что персоналу запрещено оплачивать товары "из своего кошелька", а потом получать компенсацию. Но все эти аргументы, возможно, придется приводить в суде, позицию которого нельзя предугадать.
Поэтому оформить выдачу подотчетной суммы, нужно заранее или что называется, задним числом. Главное, чтобы остаток позволял произвести дополнительный расход. Кроме того, нужно, чтобы фамилия сотрудника была в числе тех, кому по приказу директора разрешено выдавать деньги под отчет.
Если
все таки работник, купил для фирмы
товар по собственной инициативе,
далее должен продать его фирме.
Соответственно он получает доход (подп.
5 п. 1 ст. 208 НК РФ), и ему следует
представить налоговую
Если бухгалтер будет действовать по всем правилам, он отразит покупку имущества у работника по кредиту счета 733 и дебету счета 10 или 41. Если же главбух решит не усложнять себе жизнь, то "проведет" всю операцию как выдачу денег под отчет, то есть через счет 71. Что, может быть, расценено как грубое нарушение правил учета, выразившееся в неправильном отражении на счетах бухучета хозяйственной операции, а штраф за такое нарушение по статье 120 НК РФ.
У ситуации с покупкой за свой счет есть и обратная сторона. Если работник совершал покупку от имени своей фирмы и все документы оформлены на нее, а организация не рассчитается со своим служащим сразу же, то получается, что он дает ей взаймы на покупку товаров. Работник может быть признан кредитором и поэтому в доход предприятия необходимо будет включить сумму экономии на процентах. Вопрос этот спорный и однозначного мнения по нему нет. Но что бы избежать вероятных неприятностей. Необходимо в приказе, где утверждается круг подотчетных лиц, прописать, что в исключительных случаях сотрудники могут использовать личные деньги, покупая товары для фирмы. И указать, что истраченные деньги будут компенсированы, как только работник представит авансовый отчет. Так же можно, выдавать подотчетным лицам хотя бы небольшие суммы, только совершать сделки они должны всегда от имени организации.
О времени учете и подтверждающих документов.
В приказе по организации о подотчетных лицах, чаще всего устанавливается и срок, на который им выдают деньги. Этот период законодательно никак не ограничен, его определяет руководитель предприятия. В пункте 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ, сказано, что работник должен отчитаться в течение трех рабочих дней по истечении срока, на который он получал деньги (или дня возвращения из командировки). Не списанные на основании авансового отчета и не возвращенные в кассу суммы, становятся облагаемым доходом сотрудника. Многие фирмы, стремясь использовать данное правило в собственных интересах, устанавливают срок представления отчета от нескольких недель до нескольких месяцев, потому что на практике довольно часто взяв деньги в подотчет работники не спешат отчитаться.