Финансовый учет

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Денежные средства являются составной частью оборотных активов. Без них не может обойтись практически не одна операция, будь то расчеты с поставщиками или покупателями, сотрудниками предприятия, расчеты с бюджетом. Везде денежные средства принимают непосредственное участие, как в наличной, так и в безналичной форме.
В процессе функционирования каждого предприятия возникают вопросы, связанные с расчётами с подотчётными лицами. В основном, это закупка товарно-материальных ценностей за наличный расчет и служебные командировки.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 909.00 Кб (Скачать)

По классификации  счетов сейчас это чистый счет расчетов, ибо на нем учитывается дебиторская задолженность или инкассаторской службы, или почтового отделения. Во всяком случае, сейчас - это долги, временно изъятые из денежной наличности. Они станут вновь деньгами, как только будут зачислены банком на счета 51 "Расчетные счета" и/или 52 "Валютные счета".

     5. Учет денежных средств на расчетном счете и специальных счетах в банке. 

  Учет денежных  средств на расчетном  счете.   

    Под расчетными отношениями понимается  обязательство покупателя оплатить в установленные сроки стоимость материальных ценностей, услуг и прочей задолженности после выполнения поставщиком договорных обязательств или право поставщика востребовать от покупателя сумму оплаты за отгруженную ему продукцию или оказанные услуги. Четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями имеет большое значение, т.к. оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств, своевременное поступление денежных средств ведет к сокращению задолженности. Основная масса расчетов осуществляется безналичным путем посредством перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя. Посредниками при осуществлении расчетов выступают банки .

При проведении расчетных операций банки контролируют соблюдение предприятиями платежной и договорной дисциплины, а также содействуют применению наиболее целесообразных норм расчетов. Банк выполняет поручения предприятия о перечислении или выдаче соответствующих сумм в оплату приобретенных товарно–материальных ценностей, по погашению ссуд банка и займов, обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, поставщиками, другими кредиторами, и на другие цели, в пределах остатка средств на счете и соблюдения очередности, предусмотренной  законодательством. Списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, может производиться только по решению суда, а также в случаях, установленных законом (например, при взыскании финансовых санкций налоговым органом) или предусмотренных договором между банком и клиентом (например, владелец счета по согласованию с банком может предусмотреть ведение расчетов по своему счету с оплатой платежных требований контрагентов в без акцептном порядке). Списание денежных средств с расчетного счета по требованиям, относящиеся к одной очередности, производится в порядке календарной очередности поступления документов. При недостаточности или отсутствии средств на расчетном счете предприятия предъявленные к оплате платежные документы банк помещает в картотеку.  Документы, помещенные в картотеку, банк оплачивает по мере поступления средств на расчетный счет предприятия, соблюдая условия очередности.

Одним из основных документов, регулирующих отношения между банком и клиентом при осуществлении операций по безналичному расчету, является договор между банком и клиентом. В договоре может быть предусмотрено, в течение какого срока банк обязан осуществлять перечисление средств по поручению клиента. Если данный срок в договоре отсутствует, то, как установлено новой редакцией Закона РФ "О банках и банковской деятельности", банк обязан осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позже следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа. Иной срок может быть установлен лишь Федеральным законом или указан в платежном документе.

Открытие  расчетного счета.

   Любой нормальной работающей  организации необходим банковский  счет. Открытие расчетного счета – один из самых первых шагов каждой организации после ее государственной регистрации. Этим обусловлена необходимость для бухгалтеров, непосредственно осуществляющих в организациях работу с банковским счетом, владеть основными знаниями о взаимных правах и обязанностях владельцев счетов и обслуживающих их банков, а также о правильном оформлении расчетных документов по движению денежных средств по счету.

 Банк  обязан заключить договор банковского  счета с любым клиентом, обратившимся в данный банк с предложением открыть счет в соответствии с банковскими правилами.[4, ст. 486] Следует отметить, что банк не вправе отказать организации в открытии счета, за исключением случаев, когда такой отказ, вызван отсутствием у банка принять еще одну организацию на банковское обслуживание. Организация вправе открыть несколько расчетных счетов в различных банках и вправе выбирать коммерческий банк.

В каждом банке свои требования к пакету документов для открытия расчетного счета, но обычно это: учредительные документы (Устав, Учредительный договор); свидетельство о государственной регистрации юридического лица; свидетельство о постановке на налоговый учет; заявление на открытие расчетного счета (Приложение 9); банковская карточка с образцами подписей и оттиском печати (обычно 2 экземпляра по форме № 0401026). Также довольно часто требуются страховое свидетельство из Фонда Социального Страхования. Копии всех документов, должны быть нотариально заверены.

Между предприятием и банкам заключается  кредитный договор, открывается расчетный счет, которому присваивается определенный номер, в соответствии с которым в дальнейшем производят все расчеты и ведется учет движения денежных средств предприятия.

После открытия расчетного счета организация  обязана уведомить об этом налоговую инспекцию, в которой состоит на учете по установленной форме .

Оформление  операций по расчетному счету.

    Для осуществления расчетов по  текущим операциям предприятия  в учреждении банка, предприятие  предоставляет первичные документы,  в которых указываются все необходимые реквизиты плательщика и получателя денежных средств (наименование, расчетный счет, корреспондентские счета банков, обслуживающих предприятие плательщика и получателя).

Операции  по расчетному счету производятся по следующим документам с подписями руководителя и главного бухгалтера, которые сверяются с карточкой с образцами: платежное поручение (приложение 10); платежное требование (приложение 11); Инкассовое поручение.

Внесение  и снятие наличных денежных средств, осуществляется по следующим документам: объявление на взнос наличными - применяется для зачисления денежных средств, оставшихся в кассе; денежный чек - выдача денежных средств наличными с расчетного счета. Он находится в чековой книжке, которая выдается предприятию банком. При получении денег наличными заполняется чек в чековой книжке и корешок чека. В чеке и корешке указывается сумма денежных средств, на какие цели она получена. Чек и корешок подписывается руководителем и главным бухгалтером. Чек остается в банке, а корешок - как оправдательный документ - в кассе предприятия.

Хочется отметить, что  в настоящее время  все большее распространение  получают системы «Клиент-банк»  и «Интернет-банк», на основе этих систем предприятия и банки работают по коммуникативным каналам связи, что значительно упрощает работу бухгалтера и банка.  При работе в таким системам, используется    электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и  электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки. Электронная подпись служит заменой настоящей подписи.

  Говоря  о платежных документах, на списание  денежных средств с расчетного  счета, необходимо выделить два  момента. Во первых при перечислении денежных средств поставщикам в платежном документе необходимо указать за что именно производиться оплата с указанием в том числе НДС (ставки налога и суммы), согласно законодательству. Во вторых платежные документы на перечисление денежных средств, заполняются в особом порядке. Так с 1 января 2005 г. «платить налоги следует по новым кодам бюджетной классификации (далее КБК)»[33]. Если ошибиться хотя бы с одним значком, деньги могут уйти в другой бюджет или "повиснут". Перечисляя налоги в бюджет, платежное поручение надо заполнять по новым правилам. [53].

Аналитический и синтетический  учет на расчетном  счете.

    В бухгалтерии предприятия операции  производятся на основании расчетных  документов вместе с выпиской  из банка. Периодически в установленные с владельцем счета сроки банк выдает предприятию выписки с расчетного счета – копии лицевых счетов, в которых указывается дата совершения операции, номер документа-основания, сумма поступления/списания, остаток. К выписке банк прилагает все документы, подтверждающие операции.    Бухгалтерия предприятия после проверки выписки отражает операции на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

   Синтетический учет операций  на расчетном счете ведется  на счете 51 “Расчетный счет”  - активный (в банке - пассивный). Поступления - по Дт ( в выписка банка - по Кт), расход, списание денег - по Кт ( в выписке - по Дт).

Регистр для ведения синтетического учета  по Дт счета 51 - при журнально-ордерной форме - ведомость № 2, где на основании  первичных документов в шахматном порядке отражается поступление денег на расчетный счет в течение месяца и подсчитывается оборот за месяц (итог ведомости). Полученный остаток записывается в ведомость № 2 и сверяется с выпиской по счету.

Аналитический учет по счету 51 "Расчетные счета" ведется по каждому расчетному счету.

Счет 51 "Расчетные счета" корреспондирует  со счетами:

Рисунок 5.1.

по  дебету   по  кредиту
50 Касса 04 Нематериальные  активы
51 Расчетные счета 50 Касса
52 Валютные  счета 51 Расчетные счета
55 Специальные счета в банках 52 Валютные  счета
57 Переводы  в пути 55 Специальные счета в банках
58 Финансовые  вложения 57 Переводы  в пути
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 58 Финансовые  вложения
62 Расчеты с покупателями и заказчиками 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками
66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам 62 Расчеты с покупателями и заказчиками
67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
68 Расчеты по налогам и сборам 67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам
69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 68 Расчеты по налогам и сборам
71 Расчеты с подотчетными лицами 69 Расчеты по социальному страхованию и  обеспечению
73 Расчеты с персоналом по прочим операциям 70 Расчеты с персоналом по оплате труда
75 Расчеты с учредителями 71 Расчеты с подотчетными лицами
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 73 Расчеты с персоналом по прочим операциям
79 Внутрихозяйственные расчеты 75 Расчеты с учредителями
80 Уставный  капитал 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
86 Целевое финансирование 79 Внутрихозяйственные расчеты
90 Продажи 80 Уставный  капитал
91 Прочие  доходы и расходы 81 Собственные акции (доли)
98 Доходы  будущих периодов 84 Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)
99 Прибыли и убытки 96 Резервы предстоящих расходов
    99 Прибыли и убытки
 

Согласно  действующих правил, записи по счету 51, должны выполняться на основе банковских выписок, что находится в противоречии, как с мировой практикой, так  и требованиями п. 7 ПБУ 1/98 - требование приоритета,  содержания перед формой, которое предполагает "отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования" [40].

Из этого  следует, что бухгалтер должен делать записи на основе первичных платежных документов. Например, если выписано платежное поручение, и его уже направили в банк, то бухгалтер тут же должен кредитовать счет 51 "Расчетные счета". А по банковской выписке следует только выверять уже сделанные записи. Применяемый же у нас порядок приводит к тому, что на счете 51 "Расчетные счета" числящиеся суммы денежных остатков оказываются выше реальных. В нашем случае банк может списать с расчетного счета суммы платежей и представить выписку в течение несколько дней, и весь этот период на предприятии на счете 51 "Расчетные счета" числится сумма, которая уже уплачена, и которой реально уже нет. Говоря о месте счета 51 "Расчетные счета" в классификации счетов., нужно отметить, что в литературе по этому поводу есть две точки зрения: это счет денежных средств; это счет расчетов.

Действительно, если считать платежеспособность организации, то: в первом случае, вся наличность счета может быть принята для  покрытия долгов; во втором случае исходят  из того, что расчетные счета ничто иное, как дебиторская задолженность банка перед организацией, и далеко не всегда и не во всех случаях эта задолженность может быть погашена вовремя, а в ряде случаев, например, банк прекратил платежи, эта задолженность автоматически обращается в убыток.  Следовательно, при расчете денежного покрытия долгов величины наличности денежных средств на расчетных счетах нельзя принимать в расчет в полном объеме. Обращая внимание на то обстоятельство, что при списании денежных средств с расчетного счета на основании платежного поручения на оплату поставщикам или подрядчикам, в бухгалтерском учете делается запись: Дебет счета расчетов с поставщиками и подрядчиками 
Кредит 51 "Расчетные счета"  Запись делается независимо от того, получит или не получит денежные средства адресат. Очевидно, что такая запись не только сокращает объем учетной работы, но соответствует требованиям законодательства. Покупатель должен выполнить свои обязательства перед поставщиком при оплате товара: "покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли - продажи и не вытекает из существа обязательства"[4, ст. 486]. Но при обнаружении технической ошибки и неполучении денежных средств поставщиком или подрядчиком должны быть сделаны записи по уточнению размера обязательств перед поставщиками и подрядчиками. Остается открытым вопрос о том, на какой счет отнести перечисленные не на соответствующие счета денежные средства? "Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет расчетного счета организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражаются на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям")"[24]. Однако, очевидно, предполагается, что на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям") отражаются суммы, списание и зачисление которых было произведено по вине банка. Суммы, списанные по ошибке бухгалтера предприятия, не должны отражаться на субсчете "Расчеты по претензиям", так как претензии, в этом случае, не могут быть никому адресованы. Данные суммы должны быть отражены на субсчете "Ошибочно перечисленные суммы" счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" до возврата указанных сумм на расчетный счет.

Информация о работе Финансовый учет