Бухгалтерский учет и аудит основных средств на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 20:23, дипломная работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование организации бухгалтерского учета и аудита основных средств в анализируемом предприятии, в результате которого можно будет дать рекомендации и предложения по устранению выявленных недостатков и дальнейшему совершенствованию учета основных средств.

Задачами исследования бухгалтерского учета основных средств в этом случае является:

1. Изучение порядка учета формирования, движения и воспроизводства основных средств.

2. Составление обоснованного мнения о достоверности и полноте информации об основных средствах, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности исследуемой организации и пояснениях к ней.

3. Установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с основными средствами действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Характеристика ООО «НКХП»
1.2. Понятие основных средств и их классификация
1.3. Последовательность проведения учета основных средств
1.4. Оценка основных средств
1.5. Цель, задачи и информационная база аудита основных средств
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ООО «НКХП»
2.1. Учетная политика, цели, задачи бухгалтерского учета основных средств
2.2. Учет поступления и модернизации основных средств
2.3. Учет восстановления основных средств
2.4. Учет амортизации основных средств
2.5. Переоценка основных средств
2.6. Учет выбытия основных средств
2.7. Аналитический учет, раскрытие информации в отчетности основных средств
3. АУДИТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ООО «НКХП»
3.1. Методика проведения аудита
3.2. Проведение основных аудиторских процедур, выявление фактов ошибок и нарушений
3.3. Результаты аудиторской проверки
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

Бухгалтерский учет и аудит основных средств.doc

— 625.00 Кб (Скачать)

     Поскольку передача имущества в счет вклада в уставный капитал не признается для целей бухгалтерского учета расходами, то остаточная стоимость имущества при такой передаче может списываться со счетов учета имущества непосредственно в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», минуя счет 91 «Прочие доходы и расходы». Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств задолженность по вкладу в уставный капитал отражается по дебету счета 58 «Финансовые зложения» (субсчет 58-1) в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на величину остаточной стоимости передаваемого объекта основных средств.

     Предоставление  вклада, т.е. непосредственная передача объекта основных средств в счет вклада в уставный капитал в размере  его остаточной стоимости, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 01 «Основные средства».

     Для учета выбытия объектов основных средств, в том числе при их передаче в счет вклада в уставный капитал другой организации, также  используется субсчет 01-2 «Выбытие основных средств». В дебет субсчета 01-2 «Выбытие основных средств» переносится первоначальная стоимость передаваемого объекта основных средств, а в кредит - сумма накопленной амортизации.

     Учет  выбытия основных средств при их безвозмездной передаче. Первичными документами, подтверждающими выбытие основных средств при их безвозмездной передаче, являются:

     Первичными  документами, подтверждающими выбытие  объектов основных средств при их безвозмездной передаче, являются:

     - акты о приеме-передаче объектов основных средств (формы № ОС-1, № ОС-1 а или №ОС-16) с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта;

     - счет-фактура на безвозмездно  переданный объект основных средств;

     - документы (счета и счета-фактуры), подтверждающие расходы, связанные  с безвозмездной передачей объекта  основных средств;

     - платежно-расчетные документы, свидетельствующие  об оплате указанных выше расходов.

     При безвозмездной передаче имущества цена реализации основных средств равна нулю и у организации будет возникать убыток от такой сделки даже при отсутствии возможных расходов, связанных с безвозмездной передачей основных средств.

     Безвозмездная передача основных средств другим организациям и лицам признаете их реализацией на безвозмездной основе и поэтому такая передача должна отражаться через счета реализации.

     В связи с этим бухгалтерские проводки, отражающие операции по безвозмездной  передаче основных средств, практически  аналогичны проводкам, отражающим продажу основных средств. Основное отличие состоит в том, что цена реализации при безвозмездно, передаче объектов основных средств равна нулю.

     Для учета выбытия объектов основных средств при их безвозмездной  передаче также используется субсчет 01-2 «Выбытие основных средств».

     В дебет субсчета 01-2 переносится первоначальная стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной  амортизации.

     Выбытие основных средств в ООО «НКХП» происходит в различных случаях, основными из которых являются:

     - списание основных средств из-за  морального и физического износа;

     - ликвидация основных средств  при авариях, стихийных бедствиях  и иных чрезвычайных ситуациях;

     - продажа (реализация) основных средств;

     - передача основных средств в  обмен на другое имущество;

     - недостача и порча основных  средств, выявленные при проведении  инвентаризации;

     - частичная ликвидация основных  средств при выполнении работ  по реконструкции и др.

     Определение непригодности объектов основных средств  к дальнейшему использованию, невозможность или неэффективность его восстановления, а также оформление документации на списание указанных объектов в организации (если наличие основных средств является существенным) осуществляет постоянно действующая комиссия созданная приказом руководителя. В ее состав входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер), зам. руководителя, главный инженер, главный технолог и др. Для участия в работе комиссии приглашаются представители соответствующих инспекций.

     В компетенцию комиссии входит:

     - осмотр объекта, подлежащего списанию  с использованием необходимой  технической документации, а также  данных бухгалтерского учета,  установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;

     - установление причин списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд);

     - выявление лиц, по вине которых  произошло преждевременное выбытие  объектов основных средств из  эксплуатации, внесение предложений  о привлечении этих лиц к  ответственности, установленной  действующим законодательством;

     - возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и оценка, исходя из цен возможного использования, контроль за изъятием из списываемых основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад;

     - составление акта на списание  основных средств.

     Решение комиссии о списании объекта основных средств оформляется актами соответствующей  формы: на списание объекта основных средств (прил. 7), на списание зданий и сооружений, на списание машин, оборудования и транспортных средств, на списание производственного и хозяйственного инвентаря.

     В данных актах отражается первоначальная стоимость объекта, сумма износа на момент выбытия, указываются выводы и решения комиссии по вопросам, входящим в ее компетенцию, и т. п. Акты утверждаются руководителем предприятия. На основании оформленного акта на списание основных средств в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта.

     Продажа, безвозмездная передача объектов основных средств, осуществляемая по договору дарения, и передача организацией основных средств в собственность другого юридического или физического лица, совершаемая по договору мены, оформляется актом (накладной) приемо-передачи основных.

     Ликвидация  отдельных частей, входящих в состав объекта, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты, оформляется в порядке, изложенном выше. Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по рыночной стоимости, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета сериалов в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов.  

     Таблица 2.6

     Отражение в бухгалтерском учете хозяйственной  операции по продаже объекта основных средств в ООО «НКХП»

№ п/п Содержание  хозяйственных операций Корреспондирующие счета Сумма, руб. Наименование  документа
Дебет Кредит
1. Отражена продажная стоимость Автомобиля ГАЗ 310290 (включая НДС) 62 91-1 24684-00 Договор купли-продажи, счет-фактура 
2. Отражена сумма  НДС от продажной стоимости Автомобиля ГАЗ 310290  
91-2
 
68-1
3765-35 Счет-фактура
3. Списана первоначальная стоимость Автомобиля ГАЗ 31029 01-2 01-1 43175-00 Акт о приеме-передаче объекта основных средств 
4. Списана сумма  амортизации, начисленная по Автомобилю ГАЗ 31029 к моменту продажи  
 
02
 
 
01-2
 
37974-29
Бухгалтерская справка
5. Списана остаточная стоимость Автомобиля ГАЗ 310290  
91-2
 
01-2
5200-71 Счет-фактура

Бухгалтерская справка

6 Списана недоамортизированная часть стоимости Автомобиля ГАЗ 310290  
 
91-2
 
 
68-3
3765-35 Бухгалтерская справка
6.  Определен  финансовый результат (прибыль)  от продажи Автомобиля ГАЗ 310290 (в составе конечного финансового результата)  
 
 
91-9
 
 
 
99
15717-94 Бухгалтерская справка
7.  Получена  оплата за проданный Автомобиль  ГАЗ 310290 (включая НДС)  
51
 
62
24684-00 Платежное поручение
 

     Таблица 2.7

     Отражение в бухгалтерском учете хозяйственной операции по списанию объектов основных средств по причине неустранимых поломок, неисправности в ООО «НКХП»

№ п/п Содержание  хозяйственных операций Корреспондирующие счета Сумма, руб. Наименование  документа
Дебет Кредит
1.  Списана  первоначальная стоимость объектов основных средств при их ликвидации 01-2 01-1 50000-01 Акт о списании объектов основных средств, бухгалтерская справка
2. Списана сумма  амортизации, начисленная по объектам основных средств на дату списания 02-2 01-2 50000-01 Бухгалтерская справка
 

     В 2008 году основные фонды в ООО «НКХП» выбывали по причине списания. Выбыло всего основных фондов на сумму 48 тыс. руб. Из них на 6 тыс. руб. здания, на сумму 32 тыс. руб. сооружения, на сумму 10 тыс. руб. машины и оборудование.

    2.7. Аналитический учет, раскрытие информации  в отчетности основных  средств

 

     Для осуществления пообъектного аналитического учета в бухгалтерии организации  на каждый объект основных средств  заведена индивидуальная инвентарная карточка типовой формы: инвентарная карточка учета основных средств типовой формы (для зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств, инвентаря производственного и хозяйственного) (прил. 8).

     Инвентарные карточки содержат необходимую экономическую  и техническую информацию об объектах, на которые они заведены. Записи в них производят на основании первичных документов по поступлению, внутреннему перемещению, использованию и выбытию основных средств, а также технической документации.

     В бухгалтерии на основании инвентарных карточек формируется картотека основных средств. Карточки в ней располагаются по группам, исходя из принятой классификации. Для отражения изменений, происходящих с объектами, по каждой группе используются карточки учета движения основных средств. В них отражаются в суммовом выражении данные о наличии, поступлении и выбытии инвентарных объектов за каждый месяц с выведением итоговых значений по окончании отчетных периодов, а также данные о суммах начисленной амортизации и затратах на ремонт по соответствующей выделенной в картотеке группе. Карточки учета движения основных средств исполняют роль счетов аналитического учета движения основных средств.

Информация о работе Бухгалтерский учет и аудит основных средств на предприятии