Бухгалтерский учет и аудит основных средств на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 20:23, дипломная работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование организации бухгалтерского учета и аудита основных средств в анализируемом предприятии, в результате которого можно будет дать рекомендации и предложения по устранению выявленных недостатков и дальнейшему совершенствованию учета основных средств.

Задачами исследования бухгалтерского учета основных средств в этом случае является:

1. Изучение порядка учета формирования, движения и воспроизводства основных средств.

2. Составление обоснованного мнения о достоверности и полноте информации об основных средствах, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности исследуемой организации и пояснениях к ней.

3. Установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с основными средствами действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Характеристика ООО «НКХП»
1.2. Понятие основных средств и их классификация
1.3. Последовательность проведения учета основных средств
1.4. Оценка основных средств
1.5. Цель, задачи и информационная база аудита основных средств
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ООО «НКХП»
2.1. Учетная политика, цели, задачи бухгалтерского учета основных средств
2.2. Учет поступления и модернизации основных средств
2.3. Учет восстановления основных средств
2.4. Учет амортизации основных средств
2.5. Переоценка основных средств
2.6. Учет выбытия основных средств
2.7. Аналитический учет, раскрытие информации в отчетности основных средств
3. АУДИТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ООО «НКХП»
3.1. Методика проведения аудита
3.2. Проведение основных аудиторских процедур, выявление фактов ошибок и нарушений
3.3. Результаты аудиторской проверки
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

Бухгалтерский учет и аудит основных средств.doc

— 625.00 Кб (Скачать)

     При проведении переоценки основных средств  методом прямой оценки организация  может определять их рыночную стоимость  как самостоятельно, так и с  привлечением для этой цели независимого оценщика.

     Индексный метод основан на применении индекса-дефлятора, ранее рассчитывавшегося ежеквартально Госкомстатом РФ и Министерством экономики РФ.

     В ООО «НКХП» переоценка основных средств  не производится.

     2.6. Учет выбытия основных  средств

 

     Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

     Основной  задачей бухгалтерского учета основных средств при их выбытии является достоверное определение результатов от продажи (реализации) и прочего выбытия основных средств.

     Выбытие объекта основных средств признается в бухгалтерском учете организации  на дату единовременного прекращения  действия условий принятия их к бухгалтерскому учету.

     Учет  выбытия основных средств при их списании. Первичными документами, подтверждающими списание основных средств, являются акты о списании объекта основных средств, о списании автотранспортных средств, о списании групп объектов основных средств (формы Ма ОС-4, № ОС-4а, № ОС-46).

     Акт на списание объекта основных средств  оформляется комиссией и утверждается руководителем организации.

     Одним из основных способов выбытия основных средств является их списание в случае физического или морального износа.

     Как правило, списанию подлежат только полностью  непригодные основные средства, которые  невозможно восстановить или их восстановление экономически нецелесообразно (неэффективно), а также когда они не могут  быть реализованы или переданы другим организациям.

     При отражении операций по списанию объекта  основных средств в результате ликвидации организация должна выявить и отразить в учете финансовый результат от ликвидации объекта.

     Детали, узлы и агрегаты выбывающего объекта основных средств, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются по текущей рыночной стоимости по дебету счета учета материалов в корреспонденции с кредитом счета учета прибылей и убытков в качестве операционных доходов. Другими словами, в бухгалтерском учете предметы, полученные при списании объектов 'основных средств, на счета учета списания основных средств не относятся, а отражаются по дебету счета учета материалов (счет 10) в корреспонденции со счетами учета прибылей и убытков (субсчет 91-1 «Прочие доходы» счета 91 «Прочие доходы и расходы»).

     Операции  по любому выбытию основных средств, как и операции, отражающие поступление основных средств в организацию, должны отражаться на счете 01 «Основные средства».

     Для учета выбытия (списания) основных средств  предусматривается использование  субсчета «Выбытие основных средств». Условно примем, что поступающие  в организацию объекты основных средств учитываются на субсчете 01-1 «Основные средства организации», а их выбытие учитывается на субсчете 01-2 «Выбытие основных средств».

     При выбытии основных средств в дебет  субсчета 01-2 списывается первоначальная (восстановительная) стоимость объекта  основных средств в корреспонденции  с субсчетом 01-1, а в кредит субсчета 01-2 списывается сумма начисленной амортизации за срок полезного использования в организации данного объекта в корреспонденции с дебетом счета учета амортизации (счет 02).

     По  окончании процедуры выбытия  основного средства его остаточная стоимость, выявленная на субсчете 01-2 «Выбытие основных средств», списывается дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-2 «Прочие расходы») в качестве операционных расходов.

     Другие  расходы, связанные с выбытием объекта  основных средств (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества и т.п.), учитываются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-2 «Прочие расходы») в качестве операционных расходов.

     Указанные расходы могут предварительно аккумулироваться на счете учета затрат вспомогательного производства (счет 23).

     Ежемесячно  сопоставлением дебетового оборота  по субсчету 91-2 «Прочие расходы» и  кредитового оборота по субсчету 91-1 «Прочие доходы» определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно списывается с субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки», на котором формируется конечный финансовый результат от деятельности организации.

     Списание  основных средств с баланса организации  может также осуществляться при их выбытии в связи с чрезвычайными обстоятельствами (из-за аварии, пожара, стихийного бедствия и других чрезвычайных ситуаций).

     Формирование  финансового результата по основным средствам, утраченным в связи с  чрезвычайными обстоятельствами, осуществляется непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки».

     Суммы потерь, расходов и доходов в связи  с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности отражаются на счете 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов по социальному страхованию и обеспечению и др.

     Учет  операций по приобретению и списанию основных средств стоимостью до 10 000 рублей включительно. С 1 января 2002 года установлено, что для целей бухгалтерского и налогового учета приобретенные объекты основных средств стоимостью не более 10 000 рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере'передачи их в производство или эксплуатацию.

     В целях обеспечения сохранности  таких объектов в производстве или  при эксплуатации в организации  должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

     Согласно  ПБУ 6/01 приобретенные книги, брошюры  и т.п. издания относятся к категории объектов основных средств, которые разрешается списывать на затраты производства (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. Данная норма применима к организациям, имеющим библиотечные фонды.

     Для организаций, не имеющих библиотечные фонды, если приобретаемая литература по бухгалтерскому учету, аудиту, экономике, финансам, праву и др. в виде учебников, словарей, законодательных сборников, статистических сборников, различных энциклопедий и т.п. является средством для выполнения или обслуживания производственного процесса, то затраты по ее приобретению относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).

     Такое пояснение следует из Письма Министерства по налогам и сборам РФ от 19.07.2001 г. № ВГ-6-02/559@, согласованного с Министерством  финансов РФ.

     Учет  выбытия основных средств при их продаже. Первичными документами, подтверждающими продажу основных средств, являются:

     - акт о приеме-передаче объекта  основных средств (формы №  ОС-1, № ОС-1а или № ОС-16) с  приложением договора купли-продажи;

     - счет-фактура на проданный объект  основных средств;

     - документы (счета и счета-фактуры), подтверждающие расходы, связанные с реализацией основных средств;

     - платежно-расчетные документы, свидетельствующие  об оплате указанных выше расходов.

     На  основании указанных выше актов  при продаже основных средств  бухгалтерия организации вносит соответствующие записи в инвентарные карточки (книги) учета объектов основных средств.

     При продаже организацией объекта основных средств цена продажи определяется по соглашению сторон (продавца и покупателя). Объекты основных средств, как правило, должны продаваться по рыночным ценам  с учетом их физического состояния.

     Поступления от продажи объектов основных средств  относятся к операционным доходам и отражаются по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-1 «Прочие доходы»).

     Учет  выбытия объектов основных средств  в результате их продажи отражается на субсчете 01-2 «Выбытие основных средств».

     В дебет субсчета 01-2 переносится первоначальная (восстановительная) стоимость выбывающего  объекта основных средств, а в кредит - сумма начисленной амортизации за полезного использования в организации данного объекта.

     По  окончании процедуры выбытия  объекта основных средств его  остаточная стоимость, выявленная на субсчете «Выбытие основных средств» списывается на счет 91 Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-2 «Прочие расходы»).

     На  этом же счете выявляется финансовый результат от продажи объекта  основных средств. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов») в кредит счета 99 «Прибыли и убытки».

     Оплата  за объект основных средств, полученная от покупателя, отражается в учете  по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции  со счетами учета денежных средств.

     Доходы  и расходы от выбытия объекта  основных средств, в том числе  при их продаже, подлежат зачислению на счет прибылей и убытков (счет 91) в качестве операционных доходов  и расходов и отражаются в бухгалтерском  учете в том отчетном периоде, к которому они относятся.

     Учет  выбытия основных средств при их передаче в счет вклада в уставный капитал. В соответствии с п. 3 ПБУ 10/99 вклады (в том числе основными средствами) в уставные (складочные) капиталы других организаций не признаются расходами организации.

     Передача  объектов основных средств в уставный капитал другой организации представляет собой один из видов финансовых вложений организации, рассчитанных на получение доходов от долевого участия в виде дивидендов.

     Первичными  документами, подтверждающими передачу объектов основных средств в уставный капитал другой организации, являются:

     - решение общего собрания учредителей  и учредительный договор, в  которых отражается денежная оценка объектов основных средств, вносимых учредителями в счет вклада в уставный капитал; .

     - документы (счета и счёта-фактуры), подтверждающие расходы, связанные  с передачей объектов основных  средств в счет вклада в  уставный капитал другой организации;

     - платежно-расчетные документы, свидетельствующие  об оплате указанных выше расходов.

     Учет  финансовых вложений организации в  уставные капиталы других организаций  осуществляется на субсчете 58-1 «Паи и акции» счета 58 «Финансовые вложения».

     Для целей бухгалтерского учета в  соответствии с п. 8 ПБУ 19/02 финансовые вложения должны приниматься к учету по первоначальной стоимости.

     В соответствии с п. 14. ПБУ 19/02 первоначальной стоимостью финансовых вложений, приобретенных  по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными  средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией.

     В случае передачи в счет вклада основных средств под этой стоимостью понимается их первоначальная или остаточная стоимость, отраженная в бухгалтерском учете.

     В соответствии с главой 25 НК РФ расходы  передающей организации, в том числе в виде вклада в уставный капитал другой организации, относятся к расходам, не учитываемым в целях налогообложения. Для целей налогового учета при передаче имущества в уставный капитал вклад передающей стороны должен оцениваться по стоимости имущества, учтенного в налоговом учете передающей стороны.

     При этом передаваемые в качестве вклада в уставный капитал основные средства в целях налогообложения должны учитываться по их остаточной стоимости, которая определяется по данным налогового учета у передающей стороны. В этой же оценке учитывается имущество в налоговом учете у получающей стороны, стоимость которого должна быть подтверждена документально.

Информация о работе Бухгалтерский учет и аудит основных средств на предприятии