Бюджетирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Бюджетирование представляет собой метод краткосрочного планирования будущих значений финансовых отчетов, основанный на том, что каждая их статья получает ответственного за ее исполнение. Бюджетирование является составной частью финансового менеджмента и управленческого учета.

Содержание

1.Теоретические основы организации бюджетирования на предприятии ….6
1.1 Понятие и значение бюджетирования в управленческом учете…………...6
1.2 Виды и функции бюджета………………………………………………...…9
1.3 Контроль исполнения бюджетов и бюджетный анализ…...........................11
1.4. Классификация бюджетов и методы их разработки…………….………..12
2 Анализ себестоимости продукции на примере ОАО «Алтайвагон»……...30
2.1 Общая характеристика и экономическое положение ОАО “Алтайвагон”…………………………………………………………………...30

2.2 Методы оценки затрат в себестоимости продукции……………………..35
2.3 Анализ динамики и структуры затрат по производству продукции и факторный анализ себестоимости……………………………………………..39

3. Организация бюджетирования в ОАО»Алтайвагон»……………..……….50
3.1 Контроль исполнения бюджетов в ОАО «Алтайвагон»……………..…....50
3.2 Методические подходы к совершенствованию системы бюджетирования на предприятии…………………………………..……………………..………50
Заключение…………………………………………………………….………...56
Список использованных источников………………………………

Работа содержит 1 файл

БУУ курсовик.docx

— 284.26 Кб (Скачать)

Кроме того, за три года наблюдается снижение доли накладных (общепроизводственных, общехозяйственных) расходов на 13% или 34088 тыс. рублей. Это объясняется  общим оздоровлением и оптимизацией производственного процесса на предприятии, оптимизации внутризаводских перемещений.

За три года несколько увеличилась  доля прочих затрат (на 0,2% по сравнению  с 2008г.) по большей части за счет увеличения платы за коммунальные услуги. Этот показатель также может являться резервом (хоть и небольшим) снижения себестоимости продукции.

На структуру  затрат за анализируемый период повлияли следующие факторы:

  • повышение цены сырья и материалов;
  • рост заработной платы;
  • рост отчислений соответственно росту заработной платы;
  • постепенный износ амортизационных фондов;
  • подорожание стоимости энерго- и тепло тарифов;
  • увеличение расходов на промоушн продукции на рынке.

Данные о постоянных и переменных затратах показывают, что в структуре себестоимости продукции ОАО «Алтайвагон” в 2008 г. переменные затраты занимали 91%, в 2009 г. 97%, а в 2010г. – 98%. Увеличение переменных затрат в структуре себестоимости говорит об использовании дорогого сырья в производстве продукции, а рост в денежном выражении - об увеличении объема производства.

Более подробно рассмотрим себестоимость, проведя факторный анализ. Для  того чтобы проводить факторный  анализ по ОАО «Алтайвагон», необходимо выбрать определенные виды позиций/продукции.

В данном случае необходимо остановиться на основных видах продукции предприятия, имеющей устойчивый спрос и реализацию. Итак, учитывая вышеизложенное, остановимся на трех моделях вагонов, актуальных для предприятия в указанный период. Это полувагон модели 12-296 для перевозки сыпучих грузов, вагон крытый модели 11-280 и вагон-цистерна модели 15-289 для перевозки светлых нефтепродуктов. Именно данные виды продукции формировали портфель приоритетных заказов предприятия в заданном периоде.

 

 

         Таблица 5 - Удельный вес основных видов продукции в общем объеме выпуска продукции ОАО «Алтайвагон»

Вид продукции

Объём выпуска, шт.

Структура выпуска, %

2008

2009

+,-2008-2009

2010

+, - 2009-2010

2008

2009

+,-2008-2009

2010г.

+, - 2009-2010

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Крытый вагон - Мод. 11-280

257

402

145

750

348

12

9

-3

14

5

Вагон - цистерны - Мод. 15-289

1025

3762

2737

2031

-1731

47

87

40

37

-50

Полувагоны - Мод. 12-296

54

148

94

2720

2572

3

4

1

49

45

Полувагоны - Мод. 12-295

371

-

-371

-

-

17

-

-17

-

-

Весоповерочный вагон мод. А-300

454

-

-454

-

-

21

-

-21

-

-

Итого общий выпуск указанных позиций  за год

2161

4312

2151

5501

1189

100

100

-

100

-


 

Как следует из таблицы 5 наибольший удельный вес в производстве новых вагонов на предприятии в 2008 году занимали вагоны-цистерны, пользующиеся наибольшим спросом на рынке. Их доля составила 47% от общего числа произведенных вагонов. Однако, применительно к общему анализу состава продукции по данному виду вагонов можно сделать вывод о неравномерном их распределении по отчетным периодам. Так 2009 год можно считать годом цистерн на ОАО «Алтайвагон» - их доля выросла на 40% и составила 87% или 3762 в/комплекта на 2009 год. Это объясняется не только большим спросом рынка на данный вид вагонов, но и неготовностью предприятия переходить к изготовлению других видов вагонов в связи с необходимостью технического и технологического перевооружения производства (к примеру, для изготовления тех же полувагонов 12-296 для перевозки сыпучих грузов отсутствовала необходимая технологическая и конструкторская документация на предприятии для загрузки рамно-заготовительного цеха (участка ЦМС) изготовлением рамы для данного полувагона.

Что касается производства полувагонов 12-295 и весоповерочных вагонов, то 2003 год стал для них последним в производстве на предприятии в связи с переполнением парка вагонов на рынке данной продукцией, а также нерентабельным производством весоповерочного вагона. И, хотя в 2008 году доля данных вагонов составляла в общей сложности 38%, в 2009 году от производства данной продукции завод отказался полностью.

Наибольший удельный вес в 2009 году в производстве на предприятии занимает вагон-цистерна 15-289, выпуск которой составил 87,24% в общем объеме выпуска продукции, а в 2010 году наибольшую долю занимает полувагон 12-296 для перевозки сыпучих грузов. Это изменение связано с насыщенностью рынка цистернами и увеличению спроса на полувагоны с люками (полувагон для перевозки сыпучих грузов предполагает в конструкции специальные люка для удобства разгрузки перевозимого материала). Увеличение производства полувагонов, кроме того, объясняется стратегическими планами предприятия по переходу на изготовление платформ и люковых полувагонов на будущее и, в связи с этим ОАО «Алтайвагон» наращивает темп производства именно полувагонов и в будущем платформ (серийное производство идет с февраля 2006 года).

При наличии  данных о себестоимости и структуре  выпуска продукции, можно провести факторный анализ себестоимости  продукции. Чтобы провести данный анализ себестоимости, необходимо в первую очередь определить число факторов, влияющих на себестоимость. В данном случае возьмем в качестве анализируемых периодов 2004 и 2005 годы. Именно этот период является по большей части переломным для предприятия, так как на предприятии произошла смена руководства, и новый штат руководителей повернул развитие предприятия в несколько другое (как показало время правильное) направление.

Необходимо  подчеркнуть, что каждый фактор влияет на себестоимость по-своему, одни из факторов влияют непосредственно, а  другие косвенно. Следовательно, без  изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения, провести, в конце концов, грамотный  анализ.

Необходимо, для начала дать определение факторного анализа как такового. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. При проведении анализа использовалась методика, предложенная Г.В. Савицкой.

Полная  себестоимость продукции (С/с) может  меняться в зависимости от объема выпуска продукции (ВП), ее структуры (Д), себестоимости единицы продукции (Сед.):

 

С/с=ВП*Д*Сед    (2.1)

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6 - Исходные данные для факторного анализа полной себестоимости продукции  на 2010г.

Виды продукции

Количество вагонов, ед.

Себестоимость единицы продукции, тыс.руб.

Полная себестоимость продукции, тыс. руб.

базис 2009 г.

факт 2010 г.

базис 2009

факт 2010

базис 2009

Факт 2010

откл.

ед.

уд. вес, %

ед.

уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Крытый вагон - Мод. 11-280

402

9,32

750

13,63

851,2

987

342182

740250

398068

Вагон - цистерны - Мод. 15-289

3762

87,24

2031

36,92

864

956

3250368

1940729

-1309639

Полувагоны - Мод. 12-296

148

3,44

2720

49,45

942,98

1205

139561

3277600

3138039

Итого

4312

100

5501

100

-

-

3732111

5958581

2226470


 

Определение влияния факторов на изменение  себестоимости продукции ОАО  «Алтайвагон»:

 

  1. С/с = ВП00xСед 0;
  2. С/с1(скор) = ВП10xСед 0
  3. С/с2 (скор) = ВП11xСед 0
  4. С/с1 = ВП11xСед 1

Влияние факторов на изменение себестоимости  продукции:

  1. объема товарной продукции ∆С/сВП = С/с 1(скор) – С/с0
  2. структуры товарной продукции ∆С/сД = С/с2 (скор) – С/с 1(скор)
  3. себестоимости единицы продукции ∆С/сС/с = С/с1 - С/с2 (скор)

 

 

 

 

 

 

Таблица 7 - Полная себестоимость продукции  при базисных показателях структуры  продукции и себестоимости единицы  продукции, и фактическом показателе объемов производства

Виды продукции

Объем товарной продукции фактический  при базисной структуре, ед. (п.4 Т6 * п.3 Т.6)

Себестоимость единицы продукции  базисная, т.руб. (п. 6 Т.6)

Себестоимость скорректированная, т. руб. (п.2*п.3)

1

2

3

4

Крытый вагон - Мод. 11-280

69,9

851

59 498,91

Вагон - цистерны - Мод. 15-289

1 771,84

864

1 530 869,76

Полувагоны - Мод. 12-296

93,57

943

88 234,64

Итого

   

1 678 603,31


 

В данной таблице расчёты производились в следующем порядке: структура продукции и себестоимости единицы продукции были взяты из базисного периода (2009 год), а объем производства взят по фактическому показателю 2010 года (см. таблицу 6).

 

Таблица 8 – Полная себестоимость  продукции при базисном показателе себестоимости единицы продукции, и фактических показателях объемов  производства и структуры товарной продукции

Виды продукции

Объем товарной продукции фактический  при фактической структуре, ед. (п.4Т.6 * п.5 Т6/100)

Себестоимость единицы продукции  базисная, т.руб. (п.6 Т.6)

Себестоимость скорректированная, т. руб. (п.2*п.3)

1

2

3

4

Крытый вагон – Мод. 11-280

102,23

851

87 018,23

Вагон - цистерны - Мод. 15-289

749,85

864

647 870,40

Полувагоны - Мод. 12-296

1 345,04

943

1 268 345,82

Итого

   

2 004 234,45


 

Таблица 9 - Влияние основных факторов на полную себестоимость продукции

Показатели

Сумма, т. руб.

Факторы изменения затрат

объем выпуска продукции

структура выпуска продукции

себестоимость единицы продукции

1

2

3

4

5

Себестоимость базисного периода (Итог п.3 Т.6)

3732112

базис

базис

Базис

Себестоимость продукции при базисном показателе себестоимости единицы  продукции, и фактических показателях  объемов производства и структуры  товарной продукции (Итог п.4 Т.7)

1 678603,31

факт

базис

базис

Себестоимость базисного периода

3 574 111,96

базис

базис

базис

Себестоимость продукции при базисном показателе себестоимости единицы  продукции, и фактических показателях  объемов производства и структуры  товарной продукции

1 611 931,35

факт

базис

базис

Себестоимость скорректированная: при  фактическом объеме, фактической  структуре товарной продукции и  базисной себестоимости единицы  продукции (Итог п.4 Т.8)

2004234,45

факт

факт

базис

Фактическая себестоимость (Итог п.4 Т.6)

5958581

факт

факт

факт

Информация о работе Бюджетирование