Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 08:52, курсовая работа
Бюджетирование представляет собой метод краткосрочного планирования будущих значений финансовых отчетов, основанный на том, что каждая их статья получает ответственного за ее исполнение. Бюджетирование является составной частью финансового менеджмента и управленческого учета.
1.Теоретические основы организации бюджетирования на предприятии ….6
1.1 Понятие и значение бюджетирования в управленческом учете…………...6
1.2 Виды и функции бюджета………………………………………………...…9
1.3 Контроль исполнения бюджетов и бюджетный анализ…...........................11
1.4. Классификация бюджетов и методы их разработки…………….………..12
2 Анализ себестоимости продукции на примере ОАО «Алтайвагон»……...30
2.1 Общая характеристика и экономическое положение ОАО “Алтайвагон”…………………………………………………………………...30
2.2 Методы оценки затрат в себестоимости продукции……………………..35
2.3 Анализ динамики и структуры затрат по производству продукции и факторный анализ себестоимости……………………………………………..39
3. Организация бюджетирования в ОАО»Алтайвагон»……………..……….50
3.1 Контроль исполнения бюджетов в ОАО «Алтайвагон»……………..…....50
3.2 Методические подходы к совершенствованию системы бюджетирования на предприятии…………………………………..……………………..………50
Заключение…………………………………………………………….………...56
Список использованных источников………………………………
Кроме того, за три года наблюдается снижение доли накладных (общепроизводственных, общехозяйственных) расходов на 13% или 34088 тыс. рублей. Это объясняется общим оздоровлением и оптимизацией производственного процесса на предприятии, оптимизации внутризаводских перемещений.
За три года несколько увеличилась доля прочих затрат (на 0,2% по сравнению с 2008г.) по большей части за счет увеличения платы за коммунальные услуги. Этот показатель также может являться резервом (хоть и небольшим) снижения себестоимости продукции.
На структуру затрат за анализируемый период повлияли следующие факторы:
Данные о постоянных и переменных затратах показывают, что в структуре себестоимости продукции ОАО «Алтайвагон” в 2008 г. переменные затраты занимали 91%, в 2009 г. 97%, а в 2010г. – 98%. Увеличение переменных затрат в структуре себестоимости говорит об использовании дорогого сырья в производстве продукции, а рост в денежном выражении - об увеличении объема производства.
Более подробно рассмотрим себестоимость, проведя факторный анализ. Для того чтобы проводить факторный анализ по ОАО «Алтайвагон», необходимо выбрать определенные виды позиций/продукции.
В данном случае необходимо остановиться на основных видах продукции предприятия, имеющей устойчивый спрос и реализацию. Итак, учитывая вышеизложенное, остановимся на трех моделях вагонов, актуальных для предприятия в указанный период. Это полувагон модели 12-296 для перевозки сыпучих грузов, вагон крытый модели 11-280 и вагон-цистерна модели 15-289 для перевозки светлых нефтепродуктов. Именно данные виды продукции формировали портфель приоритетных заказов предприятия в заданном периоде.
Таблица 5 - Удельный вес основных видов продукции в общем объеме выпуска продукции ОАО «Алтайвагон»
Вид продукции |
Объём выпуска, шт. |
Структура выпуска, % | ||||||||
2008 |
2009 |
+,-2008-2009 |
2010 |
+, - 2009-2010 |
2008 |
2009 |
+,-2008-2009 |
2010г. |
+, - 2009-2010 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Крытый вагон - Мод. 11-280 |
257 |
402 |
145 |
750 |
348 |
12 |
9 |
-3 |
14 |
5 |
Вагон - цистерны - Мод. 15-289 |
1025 |
3762 |
2737 |
2031 |
-1731 |
47 |
87 |
40 |
37 |
-50 |
Полувагоны - Мод. 12-296 |
54 |
148 |
94 |
2720 |
2572 |
3 |
4 |
1 |
49 |
45 |
Полувагоны - Мод. 12-295 |
371 |
- |
-371 |
- |
- |
17 |
- |
-17 |
- |
- |
Весоповерочный вагон мод. А-300 |
454 |
- |
-454 |
- |
- |
21 |
- |
-21 |
- |
- |
Итого общий выпуск указанных позиций за год |
2161 |
4312 |
2151 |
5501 |
1189 |
100 |
100 |
- |
100 |
- |
Как следует из таблицы 5 наибольший удельный вес в производстве новых вагонов на предприятии в 2008 году занимали вагоны-цистерны, пользующиеся наибольшим спросом на рынке. Их доля составила 47% от общего числа произведенных вагонов. Однако, применительно к общему анализу состава продукции по данному виду вагонов можно сделать вывод о неравномерном их распределении по отчетным периодам. Так 2009 год можно считать годом цистерн на ОАО «Алтайвагон» - их доля выросла на 40% и составила 87% или 3762 в/комплекта на 2009 год. Это объясняется не только большим спросом рынка на данный вид вагонов, но и неготовностью предприятия переходить к изготовлению других видов вагонов в связи с необходимостью технического и технологического перевооружения производства (к примеру, для изготовления тех же полувагонов 12-296 для перевозки сыпучих грузов отсутствовала необходимая технологическая и конструкторская документация на предприятии для загрузки рамно-заготовительного цеха (участка ЦМС) изготовлением рамы для данного полувагона.
Что касается производства полувагонов 12-295 и весоповерочных вагонов, то 2003 год стал для них последним в производстве на предприятии в связи с переполнением парка вагонов на рынке данной продукцией, а также нерентабельным производством весоповерочного вагона. И, хотя в 2008 году доля данных вагонов составляла в общей сложности 38%, в 2009 году от производства данной продукции завод отказался полностью.
Наибольший удельный вес в 2009 году в производстве на предприятии занимает вагон-цистерна 15-289, выпуск которой составил 87,24% в общем объеме выпуска продукции, а в 2010 году наибольшую долю занимает полувагон 12-296 для перевозки сыпучих грузов. Это изменение связано с насыщенностью рынка цистернами и увеличению спроса на полувагоны с люками (полувагон для перевозки сыпучих грузов предполагает в конструкции специальные люка для удобства разгрузки перевозимого материала). Увеличение производства полувагонов, кроме того, объясняется стратегическими планами предприятия по переходу на изготовление платформ и люковых полувагонов на будущее и, в связи с этим ОАО «Алтайвагон» наращивает темп производства именно полувагонов и в будущем платформ (серийное производство идет с февраля 2006 года).
При наличии данных о себестоимости и структуре выпуска продукции, можно провести факторный анализ себестоимости продукции. Чтобы провести данный анализ себестоимости, необходимо в первую очередь определить число факторов, влияющих на себестоимость. В данном случае возьмем в качестве анализируемых периодов 2004 и 2005 годы. Именно этот период является по большей части переломным для предприятия, так как на предприятии произошла смена руководства, и новый штат руководителей повернул развитие предприятия в несколько другое (как показало время правильное) направление.
Необходимо подчеркнуть, что каждый фактор влияет на себестоимость по-своему, одни из факторов влияют непосредственно, а другие косвенно. Следовательно, без изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения, провести, в конце концов, грамотный анализ.
Необходимо, для начала дать определение факторного анализа как такового. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. При проведении анализа использовалась методика, предложенная Г.В. Савицкой.
Полная себестоимость продукции (С/с) может меняться в зависимости от объема выпуска продукции (ВП), ее структуры (Д), себестоимости единицы продукции (Сед.):
С/с=ВП*Д*Сед (2.1)
Таблица 6 - Исходные данные для факторного анализа полной себестоимости продукции на 2010г.
Виды продукции |
Количество вагонов, ед. |
Себестоимость единицы продукции, тыс.руб. |
Полная себестоимость | ||||||
базис 2009 г. |
факт 2010 г. |
базис 2009 |
факт 2010 |
базис 2009 |
Факт 2010 |
откл. | |||
ед. |
уд. вес, % |
ед. |
уд. вес, % | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Крытый вагон - Мод. 11-280 |
402 |
9,32 |
750 |
13,63 |
851,2 |
987 |
342182 |
740250 |
398068 |
Вагон - цистерны - Мод. 15-289 |
3762 |
87,24 |
2031 |
36,92 |
864 |
956 |
3250368 |
1940729 |
-1309639 |
Полувагоны - Мод. 12-296 |
148 |
3,44 |
2720 |
49,45 |
942,98 |
1205 |
139561 |
3277600 |
3138039 |
Итого |
4312 |
100 |
5501 |
100 |
- |
- |
3732111 |
5958581 |
2226470 |
Определение влияния факторов на изменение себестоимости продукции ОАО «Алтайвагон»:
Влияние факторов на изменение себестоимости продукции:
Таблица 7 - Полная себестоимость продукции
при базисных показателях структуры
продукции и себестоимости
Виды продукции |
Объем товарной продукции фактический при базисной структуре, ед. (п.4 Т6 * п.3 Т.6) |
Себестоимость единицы продукции базисная, т.руб. (п. 6 Т.6) |
Себестоимость скорректированная, т. руб. (п.2*п.3) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Крытый вагон - Мод. 11-280 |
69,9 |
851 |
59 498,91 |
Вагон - цистерны - Мод. 15-289 |
1 771,84 |
864 |
1 530 869,76 |
Полувагоны - Мод. 12-296 |
93,57 |
943 |
88 234,64 |
Итого |
1 678 603,31 |
В данной таблице расчёты производились в следующем порядке: структура продукции и себестоимости единицы продукции были взяты из базисного периода (2009 год), а объем производства взят по фактическому показателю 2010 года (см. таблицу 6).
Таблица 8 – Полная себестоимость
продукции при базисном показателе
себестоимости единицы
Виды продукции |
Объем товарной продукции фактический при фактической структуре, ед. (п.4Т.6 * п.5 Т6/100) |
Себестоимость единицы продукции базисная, т.руб. (п.6 Т.6) |
Себестоимость скорректированная, т. руб. (п.2*п.3) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Крытый вагон – Мод. 11-280 |
102,23 |
851 |
87 018,23 |
Вагон - цистерны - Мод. 15-289 |
749,85 |
864 |
647 870,40 |
Полувагоны - Мод. 12-296 |
1 345,04 |
943 |
1 268 345,82 |
Итого |
2 004 234,45 |
Таблица 9 - Влияние основных факторов на полную себестоимость продукции
Показатели |
Сумма, т. руб. |
Факторы изменения затрат | ||
объем выпуска продукции |
структура выпуска продукции |
себестоимость единицы продукции | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Себестоимость базисного периода (Итог п.3 Т.6) |
3732112 |
базис |
базис |
Базис |
Себестоимость продукции при базисном показателе себестоимости единицы продукции, и фактических показателях объемов производства и структуры товарной продукции (Итог п.4 Т.7) |
1 678603,31 |
факт |
базис |
базис |
Себестоимость базисного периода |
3 574 111,96 |
базис |
базис |
базис |
Себестоимость продукции при базисном показателе себестоимости единицы продукции, и фактических показателях объемов производства и структуры товарной продукции |
1 611 931,35 |
факт |
базис |
базис |
Себестоимость скорректированная: при фактическом объеме, фактической структуре товарной продукции и базисной себестоимости единицы продукции (Итог п.4 Т.8) |
2004234,45 |
факт |
факт |
базис |
Фактическая себестоимость (Итог п.4 Т.6) |
5958581 |
факт |
факт |
факт |