Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 08:52, курсовая работа
Бюджетирование представляет собой метод краткосрочного планирования будущих значений финансовых отчетов, основанный на том, что каждая их статья получает ответственного за ее исполнение. Бюджетирование является составной частью финансового менеджмента и управленческого учета.
1.Теоретические основы организации бюджетирования на предприятии ….6
1.1 Понятие и значение бюджетирования в управленческом учете…………...6
1.2 Виды и функции бюджета………………………………………………...…9
1.3 Контроль исполнения бюджетов и бюджетный анализ…...........................11
1.4. Классификация бюджетов и методы их разработки…………….………..12
2 Анализ себестоимости продукции на примере ОАО «Алтайвагон»……...30
2.1 Общая характеристика и экономическое положение ОАО “Алтайвагон”…………………………………………………………………...30
2.2 Методы оценки затрат в себестоимости продукции……………………..35
2.3 Анализ динамики и структуры затрат по производству продукции и факторный анализ себестоимости……………………………………………..39
3. Организация бюджетирования в ОАО»Алтайвагон»……………..……….50
3.1 Контроль исполнения бюджетов в ОАО «Алтайвагон»……………..…....50
3.2 Методические подходы к совершенствованию системы бюджетирования на предприятии…………………………………..……………………..………50
Заключение…………………………………………………………….………...56
Список использованных источников………………………………
Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности.
Бюджет по финансовой деятельности призван соответствующим образом детализировать показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств.
Бюджет текущих затрат состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности, и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированных в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг).
Бюджет капитальных затрат представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т. д.
Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат (например, бюджет оплаты труда персонала).
Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат (например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т. п.).
Гибкий бюджет является скорее динамическим, чем статическим. Разрабатывается с учетом возможности изменений, которые будут внесены в него при колебаниях выпуска, реализации и других параметров деятельности, влияющих на уровень доходов и расходов предприятия. В случае гибкого бюджета характер изменения затрат по каждому пункту учитывается путем пересмотра заложенных в бюджет допущений в свете фактически достигнутого уровня деятельности. Гибкий бюджет является эффективным средством для сравнения фактических затрат с предписанными для выбранного уровня активности.
Фиксированный (статичный) бюджет должен оставаться без изменений независимо от объемов выпуска и другого достигнутого уровня деятельности. То есть это бюджет, основанный только на одном уровне активности (для одного объема производства или продаж). Он подходит для предприятий, уровень производства (реализации) которых предсказуем и достаточно стабилен или, наоборот, у которых изменение уровня деятельности в производстве не внесет изменений в затраты или годовой доход. Фиксированный бюджет относительно прост при составлении и не нуждается в пересмотре при изменениях уровня деятельности. Тем не менее даже при составлении бюджета такого типа должна быть возможность при необходимости внести по крайней мере незначительные корректировки.
Оперативный бюджет - это бюджет, прямо связанный с достижением целей предприятия, например план производства, материально-технического снабжения.
Текущий бюджет - краткосрочный бюджет, направленный на планирование текущих целей предприятия.
Перспективный бюджет - бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры предприятия.
Самостоятельный бюджет - изолированный, не зависящий от других бюджетов.
Непрерывный (скользящий) бюджет - по мере того как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый.
Укрупненный бюджет - бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются в обобщенном виде.
Детализированный бюджет - бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим.
Говоря о методах разработки бюджетов, можно выделить метод прироста и метод нулевого базиса.
Метод прироста является традиционным. При подготовке бюджета часто применяется следующий подход: в основу его составления на предстоящий период закладываются данные о достигнутых ранее уровнях дохода и затрат. Затем эти данные перерабатываются с учетом ожидаемых цен, а также изменений объема или характера предпринимаемой деятельности. Таким образом, бюджеты подготавливаются на базе прироста затрат и доходов от достигнутого уровня деятельности. Недостаток этого метода в том, что неэффективные решения, «заложенные» на достигнутом уровне, переходят в бюджеты будущих периодов.
Метод нулевого базиса позволяет подготовить бюджет затрат для определенной сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем определить, оформив в решение в виде отдельного документа, затраты и выгоды от дополнительного прироста деятельности.
Суть метода в том, что
каждый из видов деятельности, осуществляемый
в рамках центра финансовой ответственности
или же структурного подразделения,
в начале года должен доказать свое
право на дальнейшее существование
путем обоснования будущей
При сопоставлении данных
методов выявляются как их недостатки,
так и преимущества. Составление
бюджета по методу прироста имеет
то преимущество, что он оказывается
относительно простым. С другой стороны,
составление бюджета на основе нулевого
базиса, хотя и более обоснованно,
практически труднее
Выбор того или иного метода разработки, видов и форм бюджетов определяется исходя из специфики деятельности, объемов производства и реализации, целей и задач деятельности предприятия и т. д.
Виды бюджетов и особенности их разработки
1. Бюджет продаж
Бюджет продаж является основой
для составления всех остальных
планов компании. Составление бюджета
продаж начинается с прогнозов реализации
продукции или услуг. Этот прогноз
обычно составляется так, чтобы показать
предполагаемую реализацию по месяцам,
неделям и даже по дням. Предполагаемый
объем сбыта также может
Бюджет продаж (приведен в таблице 2) формируется в натуральных и стоимостных показателях на год с месячной разбивкой и, как правило, определяет план отгрузки продукции.
Таблица 2
Бюджет продаж |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
№ п/п |
Показатели |
Формулы |
январь |
февраль |
март |
1-й кв. | |
А |
1 |
Планируемый объем продаж, шт. |
1000 |
1100 |
1150 |
3250 | |
В |
2 |
Цена реализации, р. |
800 |
808 |
816 |
808 | |
С |
3 |
Выручка, р. |
800 000 |
888 800 |
938 400 |
2 627 200 |
2. Бюджет производства
Основным инструментом планирования производственной деятельности является производственный бюджет (таблица 3), который непосредственно основывается на прогнозах сбыта. Производственный бюджет дает возможность координировать сбыт, производство и товарные запасы. Он представляет собой наметку объема производства, необходимого в течение бюджетного периода, чтобы удовлетворить требования сбыта.
Планово-учетной единицей
при составлении
План производства продукта = Спрос
на продукт - Остаток продукта на начало
периода - Количество продукта, ограничиваемое
производственными
отгрузки.
Остаток продукта на начало периода < Нормативного страхового запаса продукта на складе. Формула верна при условии:
Для расчета остатков готовой продукции на начало планируемого года:
Остаток продукта на начало планируемого года = Остаток продукта на текущий момент + Планируемая величина производства продукта - Планируемая отгрузка продукта.
Качественное планирование программы производства напрямую зависит от прогнозирования потребностей и согласования их с возможностями предприятия и непосредственно влияет на составление операционных и финансовых бюджетов, и в первую очередь на формирование бюджета продаж.
Таблица 3
Бюджет производства |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
№ п/п |
Показатели |
Формулы |
январь |
февраль |
март |
1-й кв. | |
M |
1 |
Планируемый объем продаж, шт. |
A |
1000 |
1100 |
1150 |
3250 |
N |
2 |
Планируемый запас готовой продукции на конец периода, шт. |
110 |
115 |
115 |
||
O |
3 |
Планируемый запас готовой продукции на начало периода, шт. |
100 |
110 |
115 |
||
P |
4 |
Количество продукции, подлежащее изготовлению, р. |
M+N-O |
1010 |
1105 |
1150 |
3265 |
Условия:
• запас готовой продукции на конец периода составляет 10% от продаж следующего месяца;
• запас готовой продукции на начало периода равен конечному запасу предыдущего периода.
3. Бюджет закупок материалов
Бюджет материалов - это документ, в котором указывается предполагаемое количество материалов (как деталей, так и сырья), необходимых для удовлетворения производственных потребностей (таблица 4).
Прогноз запасов сырья и материалов необходим для корректного формирования бюджета закупок, рассчитываемого с учетом потребности на производственную программу, имеющихся остатков на складе и нормативного страхового запаса:
Планируемая величина закупки компонента = Плановая потребность в компоненте по нормам на производственную программу - Остаток компонента на начало периода + Количество компонента, необходимое для формирования нормативного страхового запаса на складе.
Формула верна при условии:
Остаток компонента на начало периода < Нормативного страхового запаса компонента на складе.
Потребность в материалах для выполнения производственной программы рассчитывается на основании предполагаемого объема производства и обоснованных норм расходования материальных ресурсов:
где Vвпi — объем валового выпуска конкретного продукта; К - норма расхода материала на единицу продукции; М - количество продуктов.
Потребность
в постоянных материальных затратах
на производство и реализацию продукции
определяется коммерческими расходами,
плановыми работами по ремонту и
эксплуатации оборудования, зданий и
сооружений, планов капитального строительства
и подготовки производства новых
изделий. При составлении бюджета
предприятия обычно считается, что
данная потребность не влияет на выпуск
продукции и может быть приобретена
как у определенного
Таблица 4
Бюджет затрат на материалы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
№ п/п |
Показатели |
Формулы |
январь |
февраль |
март |
1-й кв. | |
Q |
1 |
Планируемый объем пр-ва, шт. |
P |
1010 |
1105 |
1150 |
3265 |
R |
2 |
Удельные затраты материалов, кг/шт. |
2 |
2 |
2 |
2 | |
S |
3 |
Потребность в материалах, кг |
QxR |
2020 |
2210 |
2300 |
6530 |
T |
4 |
Планируемый запас материалов на конец периода, кг |
884 |
920 |
920 |
||
U |
5 |
Запас материалов на начало периода, кг |
808 |
884 |
920 |
||
V |
6 |
Материалы к закупке, кг |
S+T-U |
2020 |
2210 |
2300 |
6642 |
W |
7 |
Цена 1 кг материалов, р. |
200 |
202 |
204 |
202 | |
X |
8 |
Расходы на материалы, р. |
VxW |
419 200 |
453 692 |
469 200 |
1 342 092 |