Бюджетирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Бюджетирование представляет собой метод краткосрочного планирования будущих значений финансовых отчетов, основанный на том, что каждая их статья получает ответственного за ее исполнение. Бюджетирование является составной частью финансового менеджмента и управленческого учета.

Содержание

1.Теоретические основы организации бюджетирования на предприятии ….6
1.1 Понятие и значение бюджетирования в управленческом учете…………...6
1.2 Виды и функции бюджета………………………………………………...…9
1.3 Контроль исполнения бюджетов и бюджетный анализ…...........................11
1.4. Классификация бюджетов и методы их разработки…………….………..12
2 Анализ себестоимости продукции на примере ОАО «Алтайвагон»……...30
2.1 Общая характеристика и экономическое положение ОАО “Алтайвагон”…………………………………………………………………...30

2.2 Методы оценки затрат в себестоимости продукции……………………..35
2.3 Анализ динамики и структуры затрат по производству продукции и факторный анализ себестоимости……………………………………………..39

3. Организация бюджетирования в ОАО»Алтайвагон»……………..……….50
3.1 Контроль исполнения бюджетов в ОАО «Алтайвагон»……………..…....50
3.2 Методические подходы к совершенствованию системы бюджетирования на предприятии…………………………………..……………………..………50
Заключение…………………………………………………………….………...56
Список использованных источников………………………………

Работа содержит 1 файл

БУУ курсовик.docx

— 284.26 Кб (Скачать)

 

Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности.

Бюджет по финансовой деятельности призван соответствующим образом детализировать показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств.

Бюджет текущих  затрат состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности, и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированных в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг).

Бюджет капитальных  затрат представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т. д.

Функциональный  бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат (например, бюджет оплаты труда персонала).

Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат (например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т. п.).

Гибкий бюджет является скорее динамическим, чем статическим. Разрабатывается с учетом возможности изменений, которые будут внесены в него при колебаниях выпуска, реализации и других параметров деятельности, влияющих на уровень доходов и расходов предприятия. В случае гибкого бюджета характер изменения затрат по каждому пункту учитывается путем пересмотра заложенных в бюджет допущений в свете фактически достигнутого уровня деятельности. Гибкий бюджет является эффективным средством для сравнения фактических затрат с предписанными для выбранного уровня активности.

Фиксированный (статичный) бюджет должен оставаться без изменений независимо от объемов выпуска и другого достигнутого уровня деятельности. То есть это бюджет, основанный только на одном уровне активности (для одного объема производства или продаж). Он подходит для предприятий, уровень производства (реализации) которых предсказуем и достаточно стабилен или, наоборот, у которых изменение уровня деятельности в производстве не внесет изменений в затраты или годовой доход. Фиксированный бюджет относительно прост при составлении и не нуждается в пересмотре при изменениях уровня деятельности. Тем не менее даже при составлении бюджета такого типа должна быть возможность при необходимости внести по крайней мере незначительные корректировки.

Оперативный бюджет  - это бюджет, прямо связанный с достижением целей предприятия, например план производства, материально-технического снабжения.

Текущий бюджет - краткосрочный бюджет, направленный на планирование текущих целей предприятия.

Перспективный бюджет - бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры предприятия.

Самостоятельный бюджет - изолированный, не зависящий от других бюджетов.

Непрерывный (скользящий) бюджет  - по мере того как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый.

Укрупненный бюджет - бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются в обобщенном виде.

Детализированный  бюджет - бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим.

 

Говоря о методах разработки бюджетов, можно выделить метод прироста и метод нулевого базиса.

Метод прироста является традиционным. При подготовке бюджета часто применяется следующий подход: в основу его составления на предстоящий период закладываются данные о достигнутых ранее уровнях дохода и затрат. Затем эти данные перерабатываются с учетом ожидаемых цен, а также изменений объема или характера предпринимаемой деятельности. Таким образом, бюджеты подготавливаются на базе прироста затрат и доходов от достигнутого уровня деятельности. Недостаток этого метода в том, что неэффективные решения, «заложенные» на достигнутом уровне, переходят в бюджеты будущих периодов.

Метод нулевого базиса позволяет подготовить бюджет затрат для определенной сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем определить, оформив в решение в виде отдельного документа, затраты и выгоды от дополнительного прироста деятельности.

Суть метода в том, что  каждый из видов деятельности, осуществляемый в рамках центра финансовой ответственности  или же структурного подразделения, в начале года должен доказать свое право на дальнейшее существование  путем обоснования будущей экономической  эффективности выделяемых средств. В результате руководство получает информацию, позволяющую лучше определить приоритеты.

При сопоставлении данных методов выявляются как их недостатки, так и преимущества. Составление  бюджета по методу прироста имеет  то преимущество, что он оказывается  относительно простым. С другой стороны, составление бюджета на основе нулевого базиса, хотя и более обоснованно, практически труднее осуществимо. Если применять его ко всем разрабатываемым  бюджетам, то процесс потребует больших  затрат времени.

Выбор того или иного метода разработки, видов и форм бюджетов определяется исходя из специфики деятельности, объемов производства и реализации, целей и задач деятельности предприятия  и т. д.

 

 

Виды бюджетов и особенности их разработки

1. Бюджет продаж

Бюджет продаж является основой  для составления всех остальных  планов компании. Составление бюджета  продаж начинается с прогнозов реализации продукции или услуг. Этот прогноз  обычно составляется так, чтобы показать предполагаемую реализацию по месяцам, неделям и даже по дням. Предполагаемый объем сбыта также может разбиваться  по отдельным продуктам или их группам с дальнейшей подразбивкой ожидаемой реализации продукции по каждому району или территории, в которых реализуется продукция. Бюджет продаж показывает предполагаемый сбыт каждого вида или группы продукции как в денежном, так и в натуральном выражении. При большой номенклатуре товаров необходимо их группировать. В этом случае бюджет продаж составляется по группам товаров и средним ценам для каждой группы. Если совокупная доля отдельных товаров в общем объеме продаж достаточно велика (не менее 50%), в бюджете продаж они не группируются.

Бюджет продаж (приведен в таблице 2) формируется в натуральных  и стоимостных показателях на год с месячной разбивкой и, как  правило, определяет план отгрузки продукции.

Таблица 2

 

Бюджет продаж

1

2

3

4

5

 

№ п/п

Показатели

Формулы

январь

февраль

март

1-й кв.

А

1

Планируемый объем продаж, шт.

 

1000

1100

1150

3250

В

2

Цена реализации, р.

 

800

808

816

808

С

3

Выручка, р.

 

800 000

888 800

938 400

2 627 200


 

 

 

 

2. Бюджет производства

Основным инструментом планирования производственной деятельности является производственный бюджет (таблица 3), который  непосредственно основывается на прогнозах  сбыта. Производственный бюджет дает возможность  координировать сбыт, производство и  товарные запасы. Он представляет собой  наметку объема производства, необходимого в течение бюджетного периода, чтобы  удовлетворить требования сбыта.

Планово-учетной единицей при составлении производственной программы является продукт (полупродукт), выпускающийся на производственной установке с определенной рецептурой производства.

 

План производства продукта = Спрос  на продукт - Остаток продукта на начало периода - Количество продукта, ограничиваемое производственными возможностями + Количество продукта, необходимое для  формирования нормативного страхового запаса на складе для обеспечения  ритмичности

отгрузки.


 

Остаток продукта на начало периода < Нормативного страхового запаса продукта на складе. Формула верна при условии:

 

Для расчета остатков готовой  продукции на начало планируемого года:

Остаток продукта на начало планируемого года = Остаток продукта на текущий  момент + Планируемая величина производства продукта - Планируемая отгрузка продукта.


 

Качественное планирование программы производства напрямую зависит  от прогнозирования потребностей и  согласования их с возможностями  предприятия и непосредственно  влияет на составление операционных и финансовых бюджетов, и в первую очередь на формирование бюджета  продаж.

 

Таблица 3

 

Бюджет производства

1

2

3

4

5

 

№ п/п

Показатели

Формулы

январь

февраль

март

1-й кв.

M

1

Планируемый объем продаж, шт.

A

1000

1100

1150

3250

N

2

Планируемый запас готовой продукции  на конец периода, шт.

 

110

115

115

 

O

3

Планируемый запас готовой продукции  на начало периода, шт.

 

100

110

115

 

P

4

Количество продукции, подлежащее изготовлению, р.

M+N-O

1010

1105

1150

3265


 

Условия:

•  запас готовой продукции  на конец периода составляет 10% от продаж следующего месяца;

•  запас готовой продукции  на начало периода равен конечному  запасу предыдущего периода.

3. Бюджет закупок материалов

 Бюджет материалов - это документ, в котором указывается предполагаемое количество материалов (как деталей, так и сырья), необходимых для удовлетворения производственных потребностей (таблица 4).

Прогноз запасов сырья  и материалов необходим для корректного  формирования бюджета закупок, рассчитываемого  с учетом потребности на производственную программу, имеющихся остатков на складе и нормативного страхового запаса:

 

Планируемая величина закупки компонента = Плановая потребность в компоненте по нормам на производственную программу - Остаток компонента на начало периода + Количество компонента, необходимое  для формирования нормативного страхового запаса на складе.


 

Формула верна при условии:

Остаток компонента на начало периода < Нормативного страхового запаса компонента на складе.

Потребность в материалах для выполнения производственной программы рассчитывается на основании предполагаемого объема производства и обоснованных норм расходования материальных ресурсов:

где Vвпi — объем валового выпуска конкретного продукта; К - норма расхода материала на единицу продукции; М - количество продуктов.

Потребность в постоянных материальных затратах на производство и реализацию продукции  определяется коммерческими расходами, плановыми работами по ремонту и  эксплуатации оборудования, зданий и  сооружений, планов капитального строительства  и подготовки производства новых  изделий. При составлении бюджета  предприятия обычно считается, что  данная потребность не влияет на выпуск продукции и может быть приобретена  как у определенного поставщика, так и на свободном рынке.

 

 

 

Таблица 4

 

Бюджет затрат на материалы

1

2

3

4

5

 

№ п/п

Показатели

Формулы

январь

февраль

март

1-й кв.

Q

1

Планируемый объем пр-ва, шт.

P

1010

1105

1150

3265

R

2

Удельные затраты материалов, кг/шт.

 

2

2

2

2

S

3

Потребность в материалах, кг

QxR

2020

2210

2300

6530

T

4

Планируемый запас материалов на конец  периода, кг

 

884

920

920

 

U

5

Запас материалов на начало периода, кг

 

808

884

920

 

V

6

Материалы к закупке, кг

S+T-U

2020

2210

2300

6642

W

7

Цена 1 кг материалов, р.

 

200

202

204

202

X

8

Расходы на материалы, р.

VxW

419 200

453 692

469 200

1 342 092

Информация о работе Бюджетирование