Безналичные расчеты

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Экономическая сущность, значение и принципы безналичных расчётов. Организация безналичных расчётов на Частном унитарном предприятии «Комбинат кооперативной промышленности» Буда-Кошелёвского райпо.
Методика аналитического и синтетического учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками и заказчиками.
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности, расчётно-договорной дисциплины по исследуемому предприятию, ответственность за её нарушение. Организация и проведение контрольно-ревизионной работы на предприятии. Методика контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью.

Содержание

Введение
1. Сущность и организация безналичных расчётов.
1.1. Экономическая сущность, значение и принципы безналичных расчётов.
1.2. Характеристика основных форм безналичных расчётов.
2. Критический анализ литературных источников по изучаемой проблеме.
3. Краткая экономическая характеристика Частного производственного предприятия «Комбинат кооперативной промышленности» Буда-Кошелёвского райпо.
4. Организация бухгалтерского учёта и методика анализа безналичных расчётов.
4.1. Организация учёта безналичных расчётов и направления его совершенствования.
4.1.1. Аналитический учёт расчётов с поставщиками, подрядчиками и покупателями.
4.1.2. Синтетический учёт расчётов с поставщиками, подрядчиками и покупателями.
4.2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности и его значение в принятии финансовых решений.
4.3. Анализ расчётно-договорной дисциплины и ответственность за её нарушение.
_5. Контроль за организацией безналичных расчётов субъектов хозяйствования в современных условиях.
5.1. Организация и проведение контрольно-ревизионной работы на предприятии.
5.2. Методика контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью.
5.3. Необходимость и пути совершенствования учёта и контроля за безналичными расчётами в современных условиях хозяйствования.
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Диплом безналичные расчёты.doc

— 845.00 Кб (Скачать)
 

                                                                      Таблица 4.10

Анализ  обеспеченности договорных обязательств по комбинату

за 2004 год 

Потребители По  итогам работы за год
Произве-дено продук-ции, млн. р. Преду-смотрено поставок продук-    ции по догово-рам, млн.р. Факти- чески  постав-  лено продук-   ции по догово-  рам, млн.р. Обеспечение обязательств по поставкам произведенной  продукции
млн.р. (гр.1 - гр.2) % ((гр. 1% : гр.2) х х100)
А 1 2 3 4 5
1 2600 3500 2400 -900 74,2
2 8500 8500 8500 - 100,0
3 17200 17200 17200 - 100,0
Итого по всем потребителям 28300 29200 28100 -900 96,9
 

      Анализируя   таблицы 4.9. и 4.10. можем сделать вывод, что по отдельным потребителям объём произведенной продукции не обеспечил объёма реализации по заключённым договорам как в 2003, так и в 2004 году. Обеспечение обязательств по поставкам произведенной продукции в 2004 году снизилось незначительно всего на 1% по сравнению с 2003 годом.

      Договор поставки – один из самых распространённых договоров в хозяйственной деятельности. Пунктом 4 Положения о поставках  товаров в Республике Беларусь, утверждённого  постановлением Кабинета Министров  Республики Беларусь от 08.07.1996 №444, определено, что договор поставки считается заключённым и тогда, когда между сторонами согласованы лишь наименование товара, его количество и цена либо установлен порядок их определения. На основе анализа законодательства можно сделать вывод, что в договоре поставки необязательно определять порядок расчётов.

      Статьёй 486 Гражданского кодекса Республики Беларусь определено, что покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением  порядка и формы расчётов, предусмотренных договором поставки. В договоре стороны могут определять любые не запрещённые законодательством форму и порядок расчётов (например, платёжными поручениями, платёжными требованиями – поручениями, платёжными требованиями и т.д.). Если сторонами порядок и форма расчётов не определены, то расчёты осуществляются платёжными поручениями. В этом случае при рассмотрении споров в суде применяются следующие требования законодательства.

      В последнем абзаце п. 3 разъяснения Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь от 29.07.2002 № 04-03/1621 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с неисполнением и ненадлежащим исполнением договоров поставки» разъясняется, что при расчётах за товар платёжными поручениями покупатель должен оплатить товар непосредственно после его получения. При этом просрочка со стороны покупателя наступает по истечении предусмотренного действующим законодательством срока осуществления банковского перевода, исчисляемого со дня, следующего за днём получения товара.

      По  действующему гражданскому законодательству убыток, возникший у кредитора вследствие нарушения должником договорного обязательства, подлежит возмещению в полном объёме . Это общее правило.

      Когда применяется общее правило об ответственности в полном объёме, ни форма вины (умысел, неосторожность), ни степень виновности (лёгкая, грубая) не оказывают влияния на объём имущественной ответственности. Общего принципа, устанавливающего зависимость размера убытков от формы или степени вины должника, в гражданском праве нет.

      Всё вышесказанное относится к часто  встречающемуся на практике случаю, когда вина в причинении убытков лежит только на должнике и вопрос о вине кредитора в их возникновении не поднимается.

      Если  убытки возникли не только вследствие поведения должника, но и вследствие виновного поведения кредитора, можно и должно говорить о соразмерении размера возмещаемых кредитору убытков со степенью вины каждой из сторон. Именно о таком соразмерении и идёт речь в ст. 375 ГК. Проблема заключается в том, насколько на практике такое соразмерение соответствует духу гражданского законодательства, его смыслу и основным началам.

      В правовом регулировании института  возмещения убытков недостаёт нормы, однозначно полностью освобождающей  должника от ответственности перед  кредитором за убытки, возникшие хотя и в связи с нарушением должником договорных обязательств, но не по его вине, а лишь в результате действий самого кредитора, не принявшего вследствие своей бесхозяйственности никаких разумных мер по их предотвращению.

      По  применению статьи 311  ГК Высший хозяйственный суд письмом от 10 июля 2002 года № 03-25/1479 разъяснил, что неисполнение или ненадлежащее исполнение должником решения хозяйственного суда о взыскании в отношении его суммы основного долга и пени, начисленной на сумму основного долга, не прекращает его обязательство перед кредитором по уплате этих сумм. Кредитор вправе предъявлять в общеисковом порядке требования в хозяйственный суд о взыскании пени с момента вынесения решения о взыскании суммы основного долга и пени, начисленной на сумму основного долга, вплоть до реального его исполнения.

      В заключение необходимо отметить, что  выбор не запрещённой законодательством  конкретной формы и порядка расчётов зависят, как правило, исключительно  от воли договаривающихся сторон, и  этот выбор должен, прежде всего, обеспечивать возможность каждой стороны надлежащим образом исполнить свои обязательства по договору.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Контроль за организацией  безналичных расчётов  субъектов хозяйствования  в современных  условиях.

5.1. Организация и  проведение контрольно-ревизионной  работы на предприятии 

      Ревизия представляет собой наиболее действенную  форму последующего контроля, в процессе которого исследуются финансовые операции и хозяйственные процессы субъектов  предпринимательской деятельности, отражённые в первичных документах и записях бухгалтерского учёта, контролирующими органами на предмет контроля соблюдения законов в сфере экономических отношений, достоверности, целесообразности и объективного отражения их совершения, ведения бухгалтерского учёта в соответствии с действующим законодательством, наличия документально зафиксированных денежных средств и материальных ценностей.

      Объектом  ревизии является проверка фактического наличия денежных средств и материальных ценностей. Для реализации этой задачи используют приём фактического контроля, такой, как инвентаризация, и сопоставляют её результаты с данными бухгалтерского учёта. Объектом ревизии являются также финансовые операции, хозяйственные процессы и факты хозяйственной жизни субъекта предпринимательской деятельности, отражённые в первичных документах, учётных регистрах, формах бухгалтерской и статистической отчётности, других источниках информации. Используя и объективно оценивая их при проверке, ревизующие устанавливают соблюдение технологической, сметно-финансовой и платёжно-расчётной дисциплины, а также достоверность, законность, целесообразность и экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности контролируемого объекта. В этот же период изучают возможности использования резервов, возникающих с развитием и совершенствованием технологического процесса производства. Объектом ревизии выступает и непосредственно сама управленческая деятельность проверяемой организации.

      Ревизия финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности классифицируются по ряду признаков. Так, в зависимости от субъекта ревизии или органа управления, осуществляющего ревизию, они подразделяются на вневедомственные, ведомственные и внутрихозяйственные.

      По  организационному признаку ревизии  могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего контролирующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих безотлагательной проверки). В соответствии с действующим Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций плановые ревизии одного и того же субъекта предпринимательской деятельности могут проводиться не более одного раза в год. Внеплановые ревизии одного и того же субъекта предпринимательской деятельности могут проводиться только по поручению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, налоговых, правоохранительных и судебных органов, за исключением встречных проверок. Иные контролирующие органы вправе обращаться к указанным государственным органам и Совету с предложениями о необходимости проведения внеплановых ревизий.

      В зависимости от полноты проверки финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, ревизии классифицируются на комплексные, документальные и тематические ревизии. 

      В отличие от других форм контроля ревизия  имеет чёткий правовой статус, определяющий границы её распространения, права и обязанности лиц, проводящих ревизию, и должностных лиц, деятельность которых проверяется, порядок оформления и рассмотрения результатов ревизии, сроки её проведения и ряд других аспектов организации контрольно-ревизионной работы.

      Непосредственно сам процесс ревизии финансово-хозяйственной  деятельности организаций и предприятий  – подготовка к её проведению, общие  вопросы организации, оформление и  рассмотрение результатов – регламентирован  Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций. Более детально процесс проведения ревизий регламентирован ведомственными инструкциями, разрабатываемыми органами государственного управления и другими контролирующими организациями в соответствии с утверждённым Порядком организации и проведения проверок (ревизий) и Положением о ведомственном контроле. Вышеуказанные инструкции о порядке организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организации утверждаются приказом руководителя соответствующего органа государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь либо его территориальными органами в областях и по г. Минску.

      Порядок проведения инвентаризаций денежных средств и материальных ценностей, оформления и рассмотрения результатов ревизий и проверок, организация их учёта и представления отчётности о проводимой контрольно-ревизионной работе в органах государственного управления и иных контролирующих организациях также регламентирован соответствующими законодательными актами и инструктивными материалами. К числу их следует отнести Методические указания о порядке проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждённые приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 5 декабря 1995 г. (с соответствующими изменениями и дополнениями); постановление Министерства статистики и анализа РБ от 28 ноября 2002 г. №199 «Об утверждении формы государственной статистической отчётности 2 – ревизия «Отчёт о контрольно-ревизионной работе и указания по её заполнению»; Правила ведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учёта проверок (ревизий), утверждённые постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2001 г. № 248; Правила ведения кассовых операций и расчётов наличными денежными средствами в Республике Беларусь, утверждённые Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 марта 2003 г. № 57 (изменениями и дополнениями) и ряд других.

      Содержание  плана контрольно-ревизионной работы должно быть сориентировано на контроль максимально возможного числа предприятий  при высоком качестве ревизий  и проверок с наименьшими затратами, т.е. с соблюдением принципа экономичности  контроля. Оно зависит от видов и объёма намечаемых работ, а также от индивидуальных качеств и навыков работников контролирующих органов. Наряду с этим при планировании контрольно ревизионной работы следует учитывать ряд общих положений. Так, в план должна включаться вся предстоящая работа, благодаря чему будет обеспечиваться его полнота. Поэтому в контролирующих органах составляется несколько планов: план работы контрольно-ревизионной службы на год (полугодие); план проведения комплексных ревизий на год (полугодие); план проведения тематических проверок.

      Планы контрольно-ревизионной работы должны быть конкретными и составляться таким образом, чтобы можно было осуществлять контроль за их исполнением.

      Планы контрольно-ревизионной работы составляются в контрольно-ревизионном подразделении и утверждаются руководителем соответствующего органа государственного управления или иной контролирующей организации. Планы проведения ревизий и проверок хранятся как документы, не подлежащие разглашению, в целях обеспечения внезапности контроля, - одного из общих принципов его осуществления.

Информация о работе Безналичные расчеты