Безналичные расчеты

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Экономическая сущность, значение и принципы безналичных расчётов. Организация безналичных расчётов на Частном унитарном предприятии «Комбинат кооперативной промышленности» Буда-Кошелёвского райпо.
Методика аналитического и синтетического учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками и заказчиками.
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности, расчётно-договорной дисциплины по исследуемому предприятию, ответственность за её нарушение. Организация и проведение контрольно-ревизионной работы на предприятии. Методика контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью.

Содержание

Введение
1. Сущность и организация безналичных расчётов.
1.1. Экономическая сущность, значение и принципы безналичных расчётов.
1.2. Характеристика основных форм безналичных расчётов.
2. Критический анализ литературных источников по изучаемой проблеме.
3. Краткая экономическая характеристика Частного производственного предприятия «Комбинат кооперативной промышленности» Буда-Кошелёвского райпо.
4. Организация бухгалтерского учёта и методика анализа безналичных расчётов.
4.1. Организация учёта безналичных расчётов и направления его совершенствования.
4.1.1. Аналитический учёт расчётов с поставщиками, подрядчиками и покупателями.
4.1.2. Синтетический учёт расчётов с поставщиками, подрядчиками и покупателями.
4.2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности и его значение в принятии финансовых решений.
4.3. Анализ расчётно-договорной дисциплины и ответственность за её нарушение.
_5. Контроль за организацией безналичных расчётов субъектов хозяйствования в современных условиях.
5.1. Организация и проведение контрольно-ревизионной работы на предприятии.
5.2. Методика контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью.
5.3. Необходимость и пути совершенствования учёта и контроля за безналичными расчётами в современных условиях хозяйствования.
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Диплом безналичные расчёты.doc

— 845.00 Кб (Скачать)

    Обобщая вышеизложенное можно отметить, что:

  • важнейшей задачей дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в республике является формирование единой методологии, объединяющей в себе принципы бухгалтерского учета, методы и методики формирования и представления бухгалтерских документов, отражающих факты хозяйственной деятельности предприятия, а также разработанные и утвержденные положения по применению всех методологических элементов бухгалтерского учета и отчетности, что обеспечит повышение качества и достоверность бухгалтерской информации;
  • применение в практике хозяйствования предложенных рекомендаций будет способствовать совершенствованию методических и организационных основ бухгалтерского учета расчетных операций, позволит повысить качество учетной работы и удовлетворить потребность заинтересованных пользователей в информационном обеспечении при оценке эффективности функционирования предприятий промышленности Республики Беларусь.

      Финансовая  отчётность является заключительным элементом  метода бухгалтерского учёта, единой системой взаимоувязанных показателей об имущественном, финансовом положении и итогах работы субъекта хозяйствования за отчётный период.

      Согласно  международным нормам бухгалтерская  отчётность должна соответствовать общепринятым принципам и правилам бухгалтерского учёта. В случае трансформации бухгалтерской отчётности, составленной по белорусским стандартам, в отчётность, составленную по международным стандартам, прибыль из белорусской отчётности зачастую превращается в убытки, поскольку из отчётности «уходит» сомнительная дебиторская задолженность и включенная в неё нереализованная прибыль.

      В настоящее время детальная информация о состоянии расчётов находит  отражение в статистической отчётности «Отчёт о задолженности предприятий» - форма № 6-Ф, в «Приложении к  балансу предприятий» - форма № 5. Однако баланс и статистическая отчётность не дают достаточно данных для проведения комплексного анализа состояния расчётов. Такая ситуация требует совершенствования информационной базы проведения такого анализа.

      Поэтому экономистами разработано и рекомендовано  к практическому использованию дополнение к бухгалтерской отчётности в виде «Расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности», характеризующей состояние расчётно-платёжной дисциплины в организации.

      В условиях перехода к рыночным отношениям всё большее число предприятий  включается в систему международных  расчётов.

      В 2004 году Правительством Республики Беларусь установлены единые обязательные для  всех юридических лиц формы бухгалтерской  отчётности, значительно приближённые к международным стандартам. По сравнению с отчётами предыдущих периодов, годовой отчёт претерпел значительные изменения, существенно изменился бухгалтерский баланс. Вся информация о состоянии дебиторской и  кредиторской задолженности теперь показывается развёрнуто на основании данных аналитического учёта, предназначенному для учёта расчётов.

      Несколько изменена детализация отражаемой в  бухгалтерском балансе дебиторской  задолженности.

      Можно отметить, что все преобразования в бухгалтерском учёте создают необходимые предпосылки для улучшения информационного обеспечения управления как внутри хозяйствующего субъекта, так и для внешних пользователей, заинтересованных в результатах его деятельности. Однако в области  бухгалтерского учёта продолжается доминирование его контрольных и счетоводческих функций над функциями интерпретации и передачи соответствующей информации для принятия соответствующих управленческих решений.

      Определение основных направлений совершенствования  расчётных взаимоотношений между субъектами хозяйствования является непременным условием политики претворения в жизнь требований рыночной экономики.

      Задачи  совершенствования расчётов на предприятии:

    • нахождение оптимальных форм расчётов;
    • предоставление скидок за сокращение сроков платежа;
    • развитие автоматизации учёта и оформление документов на электронных вычислительных машинах;
    • установление прогрессивной шкалы начисления пени, взыскиваемой за задержку платежа;
    • установление материальной ответственности за несвоевременность представления расчётных документов по установленной ставке от суммы платёжного документа за каждый день задержки платежа;
    • усиление интереса предприятий в снижении кредиторской задолженности и повышение их ответственности за чрезмерное использование внеплановых источников средств в обороте;
    • организация системы аналитического учёта задолженности по срокам, размерам, юридическим и физическим лицам, срокам погашения;
    • совершенствование договорной работы.

      В практике работы организаций встречаются  недостатки в организации расчётов и методике отражения расчётных операций на счетах бухгалтерского учёта.

      На  практике очень мало внимания уделяется  учёту расчётных операций, учёту  дебиторской и кредиторской задолженности, хотя это весьма серьёзные участки учётной работы.

      Одна из особенностей учёта расчётов состоит в том, что между бухгалтерскими проводками, оформленными у поставщика и у покупателя, имеется прямая связь. Это существенно облегчает проведение инвентаризации расчётов и проведение сверок взаимозачётов между участниками хозяйственных операций. Так, например, суммы отражённые по счёту 60-3 «Расчёты по авансам полученным» у поставщика, должны быть в тех же суммах отражены на счёте 62-4 «Расчёты по авансам выданным» у покупателей.

      Мы  считаем ошибочным использование  дебета счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» для учёта выданных авансов, а кредита счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» – для учёта авансов полученных. Счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» является пассивным, а счёт 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» – активным. А искусственное образование дебетового сальдо по пассивным счетам, а кредитового – по активным, является экономически неверным и способно существенно исказить информацию о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности. Применение счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» снимает эту проблему. Он является активно-пассивным и позволяет учитывать любые расчёты. Таким образом, использование счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» целесообразно в тех случаях, когда организация осуществляет расчёты по разовым договорам. Из-за занижения размеров дебиторской задолженности, предприятие, применяющее вариант учёта реализации товаров по оплате, будет иметь более низкие значения коэффициента текущей ликвидности, чем предприятие, применяющее  другой вариант учёта реализации. Однако, несмотря на недостатки, вариант признания выручки от реализации по мере оплаты отгруженных товаров, является наиболее распространённым среди отечественных предприятий, так как в условиях инфляции и неплатежей гарантирует возможность расчёта с бюджетом по налогам после зачисления денег от покупателей на счета продавцов. Отчётность не учитывает специфику деятельности конкретного предприятия. Информация о задолженности формируется на уровне подразделений предприятия, а в бухгалтерском учёте находит отражение после совершения хозяйственной операции, что исключает возможность объективного отражения долговых обязательств, возникающих при определённых условиях, а также прогнозной оценки существования дебиторской и кредиторской задолженности.

      В настоящее время, в связи с  ростом требований к представляемой бухгалтерской отчётности у предприятий  возникает необходимость в достоверном  и точном учёте, обеспечить который  может только автоматизированная система управления потоками бухгалтерской информации. В этом случае решением проблем промышленных предприятий могут служить автоматизированные системы бухгалтерского учёта или автоматизированные комплексы, охватывающие всю деятельность предприятия.

      Типичные  проблемы, связанные с учётом расчётных  операций и анализом задолженности, - невозможность отслеживать данные  «день в день», большие усилия, затрачиваемые на подготовку отчётов, и вынужденная необходимость периодической сверки данных, полученных от финансовой и бухгалтерских служб. Очень часто эти данные «не стыкуются» друг с другом ни по форме, ни по содержанию.

      Эти и другие проблемы могут довольно успешно решаться с помощью компьютерных технологий.

      Наиболее  распространённой программой в Республике Беларусь является программа «1 С: Бухгалтерия», которая работает под управлением операционной системы Windows . Особенностью учёта расчётных операций является обработка большого количества хозяйственных операций в течение каждого рабочего дня. Кроме того, при машинной обработке данных необходимо обеспечить достаточный уровень аналитического учёта и своевременность получения сведений о состоянии расчётов. Информационное обеспечение, используемое для автоматизации учёта расчётов, бывает внемашинное и внутримашинное. В качестве внемашинного обеспечения выступают переменные источники учётной информации: товарные, товарно-транспортные накладные, расчётно-платёжные документы. В качестве внутримашинного информационного обеспечения используются справочники, которые принято называть константами. Константы – это параметры, которые проходят по всем документам предприятия. Они могут быть постоянными и переменными, текстовыми и числовыми. Таким образом, для учёта расчётов создаются следующие справочники (константы):

    • справочник партнёров с указанием всех реквизитов;
    • справочник договоров, который подчинён справочнику партнёров, то есть определённому партнёру соответствуют определённые договора;
    • справочник счетов и субсчетов.

      Поскольку в данный комплекс сведения поступают из нескольких автоматизированных рабочих мест, то встаёт проблема в сопоставлении товарных и расчётных документов. Существует два типа систем, разрешающих эту проблему.

         1 тип – система  имитации ручной работы. Здесь  отдельно ведутся реестры товарных и платёжных документов. На экране компьютера открываются два окна. В первом – товарные документы, во втором – платёжные документы, а затем вручную производится их сопоставление.

         2 тип – системы  автоматизированного сведения расчётов, которые особенно эффективны при зачёте авансов.

      Если  вся аналитика введена и является сопоставимой, то алгоритм работы (технология обработки учётных данных) следующий: для каждого партнёра программа делает проводки на закрытие аванса, если он был, на часть суммы соответствующей величине поставки, или на полную сумму поставки, если она больше аванса. Затем автоматически формируются проводки по учёту налога на добавленную стоимость.

      Результатом автоматизированного учёта расчётных  операций является получение выходных машинограмм. В данном случае ими являются ведомости аналитического учёта по счетам. Эти машинограммы формируются в разрезе партнёров с указанием остатков и документов за отчётный период. Формируются также ведомости синтетического учёта по каждому счёту в целом.

      В таблице 5.1. мы  предоставим данные проверки системы контроля и бухгалтерского учёта расчётных операций по комбинату и предложим выводы по решению сложившихся недочётов. 

                                                                               Таблица 5.1

      Проверка  состояния систем контроля и бухгалтерского учёта расчётных операций Комбината кооперативной промышленности 

Содержание  вопроса или объект исследования Содержание  ответа (результат  проверки) Выводы  и решения
Как часто проводится сверка расчётов? Один раз в  год Контроль слабый. Необходимо про-вести выборочную инвентаризацию расчётов
Как отслеживаются сроки возникновения  задолженности? Нерегулярно. Как  правило, раз в год, при подготовке к составлению годового баланса Вероятность пропуска исковой дав-ности велика. Провести классифи-кацию задолженности по срокам воз-никновения
Как регулярно и кем проводится анализ актов сверки расчётов? Поскольку сверка расчётов раз в год бухгалтером, они анализируются выборочно Ослаблен внутренний контроль. Риск контроля высокий
Анализируются ли причины неплатежей? Выборочно по первич-ным  докуметам по зада-нию руководителя При возможности  провести анализ неплатежей сплошным способом
Наличие на предприятии необходимой нормативной  базы, кем и как часто она  обновляется? Ввиду отсутствия на предприятии юриста, нормативная база обновляется от случая к случаю. Рекомендовать заключить  договор на регулярное обновление (по мере ввода в действие) нормативных  документов
Имеется ли рабочий альбом первичных документов? Да -
Разработаны ли схемы организации и отражения  на счетах расчётных операций? Схем нет. Разработан рабочий план счетов Возможны ошибки в корреспон-денции счетов. Рекомендуем  раз-рабртку схемы и ознакомить с ними  непосредственных исполнителей
Соблюдается ли график документооборота по расчётным  операциям? График систематически нарушается В текущей отчётности возможны ошибки из-за отсутствия данных
Ведётся ли учёт по каждому дебитору и кредитору? Да Правильность учётных  записей можно провести выборочно
Систематически  ли проводятся записи в регистрах  бухгалтерского учёта? Да Правильность учётных  записей можно вести выборочно
Проверяются ли главным бухгалтером записи по расчётным операциям в учётных  регистрах? Ежеквартально Вероятность ошибок невысокая, можно провести выборочную проверку записей
Имеются ли отклонения от инструкции в корреспонденции счетов по расчётным операциям? Схемы отражения  на счетах расчётных операций отсутствуют Рекомендуем разработать  схему отражения и провести аттестацию непосредственных исполнителей

Информация о работе Безналичные расчеты