Безналичные расчеты

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Экономическая сущность, значение и принципы безналичных расчётов. Организация безналичных расчётов на Частном унитарном предприятии «Комбинат кооперативной промышленности» Буда-Кошелёвского райпо.
Методика аналитического и синтетического учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками и заказчиками.
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности, расчётно-договорной дисциплины по исследуемому предприятию, ответственность за её нарушение. Организация и проведение контрольно-ревизионной работы на предприятии. Методика контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью.

Содержание

Введение
1. Сущность и организация безналичных расчётов.
1.1. Экономическая сущность, значение и принципы безналичных расчётов.
1.2. Характеристика основных форм безналичных расчётов.
2. Критический анализ литературных источников по изучаемой проблеме.
3. Краткая экономическая характеристика Частного производственного предприятия «Комбинат кооперативной промышленности» Буда-Кошелёвского райпо.
4. Организация бухгалтерского учёта и методика анализа безналичных расчётов.
4.1. Организация учёта безналичных расчётов и направления его совершенствования.
4.1.1. Аналитический учёт расчётов с поставщиками, подрядчиками и покупателями.
4.1.2. Синтетический учёт расчётов с поставщиками, подрядчиками и покупателями.
4.2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности и его значение в принятии финансовых решений.
4.3. Анализ расчётно-договорной дисциплины и ответственность за её нарушение.
_5. Контроль за организацией безналичных расчётов субъектов хозяйствования в современных условиях.
5.1. Организация и проведение контрольно-ревизионной работы на предприятии.
5.2. Методика контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью.
5.3. Необходимость и пути совершенствования учёта и контроля за безналичными расчётами в современных условиях хозяйствования.
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Диплом безналичные расчёты.doc

— 845.00 Кб (Скачать)
 
 

     Данные таблицы 3.3 свидетельствуют о том, что на начало 2004 года за счёт имеющихся денежных средств в расчётах комбинат может погасить 1,5% краткосрочных обязательств, а на конец 2004 года – 2,9%. Рост коэффициента абсолютной ликвидности вызван опережающим ростом денежных средств по сравнению с краткосрочными обязательствами. Коэффициент промежуточной ликвидности характеризует потенциальную платёжеспособность предприятия, его значение свидетельствует о том, что за счёт имеющихся денежных средств и по мере погашения дебиторской задолженности предприятие сможет погасить 38,5% краткосрочных долгов на начало года и соответственно 47,5% на конец 2004 года. 
 

                                                                   Таблица 3.4

     Показатели  рентабельности комбината 

Показатели Годы Отклонение ( +; - )
2003 2004
1 2 3 4
1. Прибыль (убыток) отчётного периода,  млн.р. -35 36 71
2. Валюта баланса млн. р. (среднее  значение) 2402 2480 78
3. Выручка от реализации, млн. р. 1406 1915 509
4. Коммерческие расходы, млн. р. 124 214 90
5. Собственный капитал, млн. р. (среднее  значение) 1811 2059 248
6. Рентабельность      
6.1. активов(1/2*100) -1,46 1,45 2,91
6.2. продаж(1/3*100) -2,49 1,88 4,37
6.3. коммерческих расходов(1/4*100) -28,23 16,82 45,05
 

      На комбинате в 2004 году рентабельность активов возросла почти на 3%, рентабельность продаж на 4,4%, коммерческих расходов – на 45% и составила соответственно 1,45; 1,88; 16,82 процента, что свидетельствует о незначительном  улучшении финансового состояния организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Организация бухгалтерского  учёта и методика  анализа           безналичных расчётов.

     4.1. Организация учёта безналичных расчётов и     направления его совершенствования

     4.1.1. Аналитический учёт  расчётов с поставщиками,  подрядчиками и покупателями 

      Поставщики  и подрядчики – это организации, поставляющие сырьё, материалы и  другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).

      Расчёты с поставщиками и подрядчиками осуществляют после отгрузки им товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия предприятия или по его поручению.

      Поставка  товаров осуществляется в соответствии с принятыми условиями, определяющими  юридические права и обязанности поставщиков и покупателей по отношению к товару.

      В соответствии с этими условиями  чётко определяется, кто организует и оплачивает перевозку товара от поставщика к покупателю, несёт риск и ответственность при осуществлении  этих функций и при гибели или  порче товара.

      Поставщик на отгруженные материалы выписывает расчетные документы и передает их покупателю для оплаты. Эти документы поступают в отдел снабжения (маркетинга), где их проверяют на соответствие с договором, регистрируют в книге поступления грузов и дают акцепт. Затем они передаются в бухгалтерию для учета и оплаты. С этого  момента у предприятия возникают расчеты с поставщиком. По мере поступления материала на склад, выписываются приходные документы, которые передаются по реестру в бухгалтерию. Бухгалтерия подбирает документы склада к расчетным документам поставщика и производит запись в Ж-О № 6. При журнально-ордерной форме учёта учёт расчётов с поставщиками ведут в журнале-ордере № 6. В данном журнале-ордере синтетический учёт расчётов с поставщиками сочетается с аналитическим учётом. Аналитический учёт расчётов с поставщиками при расчётах и в порядке плановых платежей ведут в ведомости № 5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнал-ордер № 6 (Приложение    ).

     Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками производится на основании заключённых  между частным унитарным предприятием «Комбинат кооперативной промышленности».

      Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по:

  • поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
  • поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
  • поставщикам по неотфактурованным поставкам; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
  • поставщикам по просроченным оплатой векселям;
  • поставщикам по полученному коммерческому кредиту.

      Учёт  расчётов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных  организаций, о деятельности которой  составляется сводная 

бухгалтерская отчётность, ведётся на счёте 60 “Расчёты с поставщиками и подрядчиками” обособленно.

     При автоматизации учёта на основании  выписок банка составляют машинограммы синтетического и аналитического учёта  по каждому счёту, применяемому для  учёта расчётов с поставщиками и покупателями. Эти машинограммы служат основанием для разработки машинограмм - оборотных ведомостей по счетам, итоговые данные которых записывают в Главную книгу.

      По  данным аналитического учёта расчётов с поставщиками бухгалтер обобщает и контролирует сальдо на конец месяца по следующим направлениям:

    - расчётные документы, срок оплаты  которых не наступил;

    - не оплаченные в срок расчётные  документы;

    - расчёты по просроченным платежам.

     Для формирования данных о состоянии  задолженности в целом по Комбинату кооперативной промышленности используется машинограмма «Оборотная ведомость средств» на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»» (Приложение      ), «Оборотная ведомость средств» на счёте 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками (Приложение    ).

      Расчёты с покупателями и заказчиками  в зависимости от отраслевых особенностей осуществляются как в безналичном  порядке, так и наличными денежными  средствами.

      В соответствии с учётной политикой  предприятия выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере оплаты (при безналичных расчётах – по мере поступления денежных средств на счета в учреждения банков, а при расчётах наличными деньгами – по поступлении средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю расчётных документов. Метод определения выручки от реализации товаров (работ, услуг) устанавливается организацией самостоятельно на длительный срок (не менее 1 года) исходя из условий хозяйствования и заключаемых договоров.

     Дебиторская задолженность покупателей и  заказчиков отражается в учёте по мере отпуска продукции, товаров  и тары на основании актов приёма-сдачи  выполненных работ, товарно-транспортных накладных, выписанных со счетов на оказанные  услуги и других документов. Погашение (списание) дебиторской задолженности покупателей происходит при оплате предъявленных платежей требований. Аналитический учёт расчётов с покупателями и заказчиками в порядке инкассо ведётся по каждому покупателю в специальной ведомости. Записи в этих регистрах по аналитическим счетам покупателей ведутся оппозиционным способом по каждому документу, а по аналитическим счетам заказчиков – в хронологическом порядке. По данным аналитического учёта расчётов с покупателями и заказчиками бухгалтер обобщает возникшую на конец месяца дебиторскую задолженность и контролирует её погашение в следующем месяце. При отражении данных по расчетам с покупателями и заказчиками следует учитывать сроки исковой давности, установленные законодательством.

     В соответствии со ст. 197 Гражданского Кодекса Республики Беларусь устанавливается общий срок исковой давности в три года. Для отдельных видов требований законодательными актами могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

     При пропуске сроков исковой давности по кредиторской задолженности следует  произвести ее списание на внереализационные доходы организации.

      Аналитический учёт расчётов с покупателями и заказчиками  ведётся в журнале ордере № 11 (Приложение    ).

      Аналитический учёт расчётов с разными дебиторами и кредиторами ведётся по каждому  дебитору и кредитору. Сальдо по счёту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» определяют по оборотной  ведомости по аналитическим счетам и сверяют с журналом ордером № 8      (Приложение      ). 

       Учет расчетов – трудоемкий и объемный участок учетных работ. Основными задачами автоматизации бухгалтерского учета расчетов являются:

    1. ведение информационной базы по дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе плательщиков и получателей, а также в разрезе первичных документов;
    2. обеспечение контроля своевременной оплаты кредиторской задолженности и взыскания дебиторской;
    3. оптимизация бухгалтерского труда по увязке информационных потоков.

     Основная цель автоматизации бухгалтерского учета расчетов – обеспечить достаточно глубокий аналитический учет дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе наименования дебиторов и кредиторов, поставщиков и покупателей, платежным документам, выставленным на оплату или принятых к оплате, а при необходимости и по видам долгов. Не мало важным является и  организация обработки корреспонденции счетов по учету расчетов, и обеспечить ведение бухгалтерского учета по расчетным счетам.

     Применение  автоматизированной формы учёта помогает предприятию получать достоверную информацию о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, своевременно востребовать причитающиеся суммы или оплатить платежные документы, выявить просроченную задолженность и, как результат укрепить финансовую устойчивость предприятия. Таким образом, использование автоматизированной формы учета расчетов с поставщиками и покупателями, да и учета в целом, значительно облегчает труд бухгалтера в области учета и ускоряет его производительность.

         4.1.2. Синтетический учёт расчётов с поставщиками,                    подрядчиками и покупателями 

     Для учёта расчётных операций с поставщиками согласно новому Типовому плану счетов с 01.01.2004 г. использует активно-пассивный счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками, на котором обобщается информация за:

     • за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, по которым расчетные документы акцептованы и подлежат оплате через банк;

Информация о работе Безналичные расчеты