Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 12:01, курсовая работа
Экономическая сущность, значение и принципы безналичных расчётов. Организация безналичных расчётов на Частном унитарном предприятии «Комбинат кооперативной промышленности» Буда-Кошелёвского райпо.
Методика аналитического и синтетического учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками и заказчиками.
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности, расчётно-договорной дисциплины по исследуемому предприятию, ответственность за её нарушение. Организация и проведение контрольно-ревизионной работы на предприятии. Методика контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью.
Введение
1. Сущность и организация безналичных расчётов.
1.1. Экономическая сущность, значение и принципы безналичных расчётов.
1.2. Характеристика основных форм безналичных расчётов.
2. Критический анализ литературных источников по изучаемой проблеме.
3. Краткая экономическая характеристика Частного производственного предприятия «Комбинат кооперативной промышленности» Буда-Кошелёвского райпо.
4. Организация бухгалтерского учёта и методика анализа безналичных расчётов.
4.1. Организация учёта безналичных расчётов и направления его совершенствования.
4.1.1. Аналитический учёт расчётов с поставщиками, подрядчиками и покупателями.
4.1.2. Синтетический учёт расчётов с поставщиками, подрядчиками и покупателями.
4.2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности и его значение в принятии финансовых решений.
4.3. Анализ расчётно-договорной дисциплины и ответственность за её нарушение.
_5. Контроль за организацией безналичных расчётов субъектов хозяйствования в современных условиях.
5.1. Организация и проведение контрольно-ревизионной работы на предприятии.
5.2. Методика контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью.
5.3. Необходимость и пути совершенствования учёта и контроля за безналичными расчётами в современных условиях хозяйствования.
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Изучая организацию аналитического учёта по счёту 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» следует убедиться, что она обеспечивает получение информации по неотфактурованным поставкам.
При наличии расхождений в ценах и номенклатуре по оприходованным материальным ценностям и поступившим документам следует убедиться в правильности корректировки сумм по соответствующим позициям на счетах, в особенности, если ценности к моменту поступления сопроводительных документов уже были списаны на затраты проверяемого периода. Если же поступление материальных ценностей произошло в предыдущие отчётные периоды, необходимо убедиться в правильности корректировок соответствующих налоговых и финансовых отчётов.
3. Проверка расчётов по претензиям. В данных случаях следует убедиться в обоснованности выставленных претензий, отражённых на счёте 63 «Расчёты по претензиям», а также в своевременности их выставления. Кроме того, следует обратить внимание на качество оформления пакета претензионных документов, который должен быть доказательным. Он предполагает наличие претензионного расчёта, коммерческого акта или акта приёмки при установлении расхождений в количестве и качестве товарно-материальных ценностей, документов, подтверждающих произведенные расходы, стоимость которых возмещается за счёт поставщика, претензионного удостоверения о полномочии участников количественной и качественной выбраковки.
4. Проверка расчётов по векселям выданным. Эта процедура должна позволить проверяющему убедиться в том, что аналитический учёт по счёту 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» обеспечивает возможность получения данных в разрезе поставщиков по выданным векселям (в случае проведения организацией расчётов собственными векселями), срок оплаты которых не наступил, и по просроченным векселям. По векселям с истёкшим срокам исковой давности следует проконтролировать своевременность списания кредиторской задолженности на внереализационные доходы организации.
5. Проверка правильности списания дебиторской задолженности. Целью данной процедуры является установление случаев списания дебиторской задолженности с истёкшим сроком исковой давности либо не реальной к взысканию. Если учетной политикой предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам, то списание задолженности должно производится за счёт созданного резерва по сомнительным долгам. Если учётной политикой не предусмотрено создание резерва, следует убедиться в правомерности отнесения дебиторской задолженности на внереализационные расходы либо списание за счёт собственных источников. Перечень аудиторских процедур, их содержание могут незначительно корректироваться в зависимости от характера объекта проверки, вида контроля и условий его проведения.
При проверке расчётов с покупателями устанавливают, заключены ли договоры поставки продукции, правильно ли исчисляются суммы (с учётом сроков реализации, качества продукции и других факторов), причитающиеся предприятию за принятую покупателем продукцию, а также проверяют реальность задолженности покупателей, числящейся по счёту «Расчёты с покупателями и заказчиками».
Важным вопросом является проверка полноты и своевременности расчётов покупателей за принятую ими продукцию. С этой целью проводится инвентаризация расчётов.
Инвентаризация расчётов с иногородними покупателями производится высылкой копии карточки аналитического учёта расчётов (контокоррентной выписки). Здесь должно соблюдаться правило: выписки высылают организации-кредиторы организациям дебиторам. Данную выписку после проверки и внесения необходимых исправлений, подписи и заверения печатью предприятие-дебитор возвращает предприятию-кредитору в течение 10 дней со дня получения. Если покупатели не являются иногородними, при проведении инвентаризации расчётов составляется акт взаимовыверки расчётов.
В тех случаях, когда по отдельным покупателям проверка выявила устойчивую задолженность, то её обоснованность устанавливается по данным первичных документов (счетов, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных), отражающих её возникновение, и актом взаимной сверки расчётов выясняются причины, препятствующие своевременному проведению расчётов покупателя с ревизуемым предприятием, устанавливаются виновные лица.
По акту инвентаризации расчётов с покупателями и заказчиками необходимо исследовать задолженность, числящуюся на балансе в целом и по отдельным должникам, в том числе подтверждённую и не подтверждённую ими, а также выявленную инвентаризационной комиссией в качестве просроченной. По справке а акту инвентаризации расчётов с покупателями и заказчиками, составленной бухгалтерией проверяемого предприятия, устанавливают: за что и когда образовалась эта задолженность, а также является ли она реальной.
При расчётах с покупателями и заказчиками аудитор должен проверить правильность формирования отпускной цены.
В заключение контроля расчётов с покупателями и заказчиками проверяется соблюдение действующей корреспонденции счетов бухгалтерского учёта, что позволяет не только выявить ошибки в учётном отражении расчётных операций, но и вскрыть факты умышленного искажения учётных данных с целью сокрытия допущенных злоупотреблений.
При
применении рассмотренных процедур комбинат
кооперативной промышленности в значительной
степени сможет совершенствовать контроль
за дебиторской и кредиторской задолженностью.
5.3.
Необходимость и пути
совершенствования
учёта и контроля за
безналичными расчётами
в современных
условиях хозяйствования
Можно с уверенностью сказать, что финансовое положение производственных предприятий напрямую зависит от того, насколько применяемая форма безналичных расчетов способствует скорейшему и полному поступлению денежных средств на счет поставщика, укреплению платёжной и договорной дисциплины. От эффективности применения тех или иных способов платежа и форм расчётов, четкости и упорядоченности документооборота, обслуживающего расчеты, полноты информационной базы учёта и совершенства методик анализа зависит, в конечном счете, и оборачиваемость оборотного капитала производственных предприятий. А ее ускорение и влияние на конечный финансовый результат приобретает особое значение.
В соответствии с вышеизложенным, определение основных направлений совершенствования расчётных взаимоотношений между поставщиками и покупателями, другими субъектами хозяйствования, является непременным условием политики претворения в жизнь требований рыночной экономики.
В настоящее время Национальным банком Республики Беларусь ведется целенаправленная работа по совершенствованию организационно-методического обеспечения расчетов между субъектами хозяйствования, по повышению ответственности за нарушение расчетных операций. Вместе с тем следует отметить, что такая работа должна проводиться и непосредственно на самих предприятиях, что должно содействовать улучшению их хозяйственно-финансовой деятельности, укреплению договорной и расчетной дисциплины. Одной из основных задач совершенствования расчетов на предприятиях является нахождение оптимальных форм расчетов. Используя метод линейной оптимизации можно выбрать наиболее эффективную форму расчетов, тем самым свести до минимума уровень коммерческих расходов на их проведение, ускорить расчеты.
Для ускорения расчетов можно рекомендовать применение, широко распространенного в странах с развитой рыночной экономикой способа предоставления скидки за сокращение сроков платежа. Основной проблемой при этом будет являться определение оптимальных условий, устраивающих и поставщика и покупателя.
Принятие эффективных управленческих решений по улучшению финансового состояния предприятий во многом зависит от методологии учета активов и пассивов предприятия, отражаемых в балансе на отчетную дату. За последние годы теория и практика бухгалтерского учета продвинулась вперед. Однако проблема отражения в учете дебиторской задолженности поставщиков остается до настоящего времени одной из самых неурегулированных и актуальных в правовом и экономическом отношении.
Ни
одно из предприятий не обходится
без использования в
Если
на дату составления баланса
В результате пользователи бухгалтерской информации получают искаженную картину о реальных размерах дебиторской задолженности поставщиков.
Учитывая вышеизложенное, видимо, имеет смысл придать юридическую силу варианту, выработанному передовой учетной практикой, при котором дебиторская задолженность поставщиков отражается в учете не в завуалированной форме, а в реальной суме отдельными строками «Задолженность поставщиков» или «Предоплата» в регистрах аналитического учёта по счёту 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками.
Важное
значение в деле совершенствования
платежных отношений имеет
Часто случается, что покупатель задерживает представление платежного поручения в банк, и по этой причине замедляется оборачиваемость средств в расчетах. В этом случае необходимо установить прогрессивную шкалу начисления пени, взыскиваемой за задержку платежа, что позволит стимулировать сокращение разрыва сроков получения товаров и зачисления денег на счет предприятия-поставщика. Одним из направлений совершенствования формы расчетов плановыми платежами является установление материальной ответственности за несвоевременность представления расчетных документов по установленной ставке от суммы платежного требования (платежного поручения) за каждый день задержки платежа. С целью сокращения дебиторско-кредиторской задолженности при плановых платежах следует плановый платеж за расчетный период устанавливать не только в сумме планового объема поставки за этот период, но и исходя из фактических поставок за истекший месяц, а последующие платежи производить с учетом фактического размера поставки за предыдущий период.
Альтернативой предварительной стопроцентной оплате может быть только поэтапная оплата с обязательным авансовым платежом, перечисляемым сразу после заключения договора. Компромиссным вариантом, устраивающим поставщика, может быть последующая оплата с предоставлением таких юридических гарантий, как залог имущества покупателя, банковская гарантия, поручительства, векселя и т.п. Риск неоплаты или несвоевременной оплаты может быть застрахован с отнесением расходов по страхованию на покупателя. Широкие возможности в плане совершенствования расчетов открываются благодаря использованию договорных отношений, которые строятся преимущественно на основе договоров купли-продажи. Способом защиты от инфляции в рамках таких договоров является включение в него пункта о предоплате. Также можно предложить включение в договор условия, по которому в случае просрочки оплаты платеж производить с учетом корректировки просроченной суммы на индекс цен (курс доллара США). Однако, чтобы наращивать объемы продаж, предприятию придется отказаться от торговли на условиях полной предоплаты и находить более перспективные рынки сбыта.