Банковский аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Исходя из этого, целью данной работы является освещение темы «Аудит коммерческих банков, особенности его проведения». Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить общетеоретические положения и нормативную базу аудита коммерческих банков;
Подробно осветить методические подходы к проведению аудита в коммерческих банках, отразить особенности его проведения;
Продемонстрировать на примере конкретной организации проведение аудита и подготовку документов и отчетности.

Содержание

Введение ……………………..2
Глава 1. Общетеоретические положения и нормативная база аудита коммерческих банков. Характеристика объекта аудита 4
1.1. Понятие о банковском аудите. Цели и задачи банковского аудита 4
1.2 Нормативная и законодательная база проведения аудита 7
1.3 Характеристика объекта аудита 7
Глава 2. Методические подходы к проведению аудита в коммерческом банке 21
2.1 Основные положения и подходы к проведению аудита деятельности коммерческого банка 21
2.2 Основные этапы аудиторской проверки 23
2.2.1 Методика аудита операций формирования уставного капитала банка 23
2.2.2 Методика аудита кассы и кассовых операций 26
2.2.3 Методика аудита расчетных операций 30
2.2.4 Методика аудита операций кредитования 35
2.2.5 Методика аудита операций с ценными бумагами 41
2.2.6 Методика аудита валютных операций 46
2.2.7 Методика аудита имущества банка 53
2.2.8 Методика аудита финансовых результатов и собственных средств … банка 57
2.3 Общий план проведения аудиторской проверки 62
2.4 Программа аудиторской проверки 64
Глава 3. Аудиторское заключение. 65
3.1 Теоретические основы составления аудиторского заключения 65
Заключение 69
Список литературы 72
Приложение

Работа содержит 1 файл

аудит курсовая готовая.doc

— 545.50 Кб (Скачать)

   Ошибки  при формировании финансовых результатов, распределении и использовании прибыли банка:

  • допускается отнесение отдельных видов доходов (дивидендов, полученных по акциям, доходов от реализации банком объектов залога и заклада и т.д.) непосредственно в кредит счета 70301 «Прибыль отчетного года»;
  • периодичность списания доходов и расходов отчетного периода на финансовые результаты не соответствует периодичности, установленной в учетной политике банка;
  • на «чистую» прибыль, т.е. в дебет счета 705, относят расходы на рекламу, командировочные, представительские и другие расходы, произведенные сверх установленных нормативов, штрафы, уплаченные в бюджет и внебюджетные государственные фонды, и другие аналогичные расходы. Такие расходы в соответствии с действующим налоговым законодательством не подлежат включению в себестоимость банковских услуг, но в бухгалтерском учете должны отражаться по соответствующим статьям расходов банка, не уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль;
  • в банках, осуществляющих авансовые платежи по налогу на прибыль, соответствующие суммы платежей относят в дебет счета 60302 «Расчеты с бюджетом по налогам», в то время как их следует отражать по счету 70501 «Использование прибыли отчетного года»;
  • размеры фактически произведенных отчислений в резервный фонд, фонды накопления, специального назначения и другие фонды, создание которых предусмотрено учредительными документами, не всегда соответствуют решениям Совета (Правления) банка.

   Ошибки  при создании и  использовании фондов банка:

  • не соблюдаются действующие нормативы ЦБ РФ в отношении размера ежегодных отчислений в резервный фонд: он должен составлять не менее 5% от чистой прибыли до того момента, пока размер резервного фонда не достигнет 5% от величины уставного капитала банка, если уставом не предусмотрен больший размер;
  • направления использования резервного фонда банка не всегда соответствуют требованиям Закона «Об акционерных обществах», допускаются случаи использования средств резервного фонда на цели, не предусмотренные этим законом и уставом кредитной организации (например, списание с баланса ссудной задолженности при недостатке средств резервов под возможные потери по ссудам, выплата дивидендов по привилегированным акциям при недостатке или отсутствии при были и др.);
  • допускается расходование средств резервного фонда, сформированного за счет промежуточных отчислений от прибыли текущего года, в то время как он может быть направлен только на покрытие убытков по результатам этого года, что отражается в учете заключительными оборотами;
  • имеют место случаи нецелевого использование фондов специального назначения. 

   2.3 Общий план проведения аудиторской проверки

 

   После завершения анализа рисков аудиторы, основываясь на предварительных данных об экономическом субъекте и результатах проведенных аналитических процедур, могут приступить к разработке общего плана и программы аудиторской проверки. Созданный непосредственно перед проведением проверки план определяет последовательность действий аудитора, т.е. по каким направлениям и с какой интенсивностью будет проводиться проверка. Для лучшего обзора и рациональной постановки задач могут использоваться графики, диаграммы и компьютерные системы.

   Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации следует  учитывать степень автоматизации  обработки учетной информации, что также позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур. При проведении общего планирования большое значение придается профессиональным качествам аудиторов. Им необходимо так организовать свои действия, чтобы произвести оценку используемой на предприятии системы учета и внутреннего контроля с учетом принципа существенности и экономичности проверки.

   В общем плане необходимо предусмотреть  сроки проведения аудита и составить  график его проведения, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования необходимо учесть: реальные трудозатраты; уровень существенности; проведенные оценки рисков аудиторской проверки.

   В общем плане аудиторская организация  определяет способ проведения аудиторской проверки на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита. В случае решения провести выборочную проверку аудитор формирует аудиторскую выборку. В общем плане рекомендуется предусмотреть [1]:

  • какие конкретные области надо изучить, чтобы аудит был объективен;
  • какие существенные моменты следует охватить;
  • какие выборочные планы надо разработать;
  • формирование аудиторской группы, ее численность и квалификацию специалистов;
  • распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам проверки;
  • с какими стандартами, процедурами или документами необходимо ознакомить рабочую группу;
  • бюджет рабочего времени для каждого этапа проверки;
  • предполагаемые сроки работы группы;
  • инструктирование всех членов группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, с положениями общего плана аудита;
  • контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации.

   Аудиторская организация определяет в общем  плане необходимость привлечения  экспертов в процессе проведения проверки и роль внутреннего аудита.

   Общий план проверки оформляется в виде таблицы (табл. 1).

   Таблица 1. Общий план аудиторской  проверки.

       Проверяемая организация     
       Период  аудиторской проверки     
       Количество  человеко-часов     
       Руководитель  аудиторской группы     
       Состав  аудиторской группы     
       Планируемый аудиторский риск     
       Планируемый уровень существенности     
 
   № п/п    Планируемые виды работ    Период  проведения    Исполнитель    Примечания

   

         Руководитель  аудиторской организации:

         Руководитель  аудиторской группы:

   Из-за влияния непредвиденных факторов на проверяемые элементы даже хорошо составленный план должен содержать различные альтернативы, которые могут быть определены лишь при наличии информации о реальном положении дел в проверяемой компании.

   2.4 Программа аудиторской проверки

 

   Разработка  программы проведения аудиторской  проверки включает те же этапы, что и разработка общего плана аудита. Программа  является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации общего плана аудита. Программа необходима для наиболее эффективного распределения работы внутри аудиторской группы и для контроля за ходом аудиторской проверки со стороны руководства аудиторской фирмы.

   Аудитор документально оформляет программу  аудиторской проверки, присваивает  код каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы иметь возможность в процессе работы делать ссылки ни них в рабочих документах.

   Аудиторскую программу следует составлять в  виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских  процедур по существу.

   Программа тестов средств контроля представляет собой совокупность действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Ее цель – выявление существенных недостатков средств контроля экономического субъекта.

   Программа аудиторских процедур по существу включает в себя перечень действий аудитора для детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Аудитор должен составить программу аудиторской проверки по каждому разделу бухгалтерского учета, который он будет проверять. Программа может пересматриваться в процессе проверки в  зависимости от изменений условий проведения проверки и результатов аудиторских процедур.

   Выводы  аудитора по каждому разделу аудиторской  программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

   По  окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудиторской проверки должны быть документально оформлены и завизированы в установленном порядке.

   Глава 3. Аудиторское заключение.

   3.1 Теоретические основы  составления аудиторского  заключения

 

   Главным результатом аудиторской проверки кредитной организации является заключение аудиторской фирмы (аудитора) - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.

   Аудиторское заключение направляется в Главное  управление Центрального банка Российской Федерации в трехмесячный срок со дня представления ему годовых  отчетов кредитной организацией.

   Аудиторское заключение представляется в виде подробного акта проверки кредитной организации. Каждая страница акта проверки, составленного несколькими аудиторами, подписывается каждым из аудиторов в отдельности в части, относящейся к предмету его проверки, руководителем фирмы и заверяется печатью фирмы. Акт в обязательном порядке должен быть прошит.

   Заключение  аудиторской фирмы (аудитора) по результатам  проверки кредитной организации, проведенной  по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с  процессуальным законодательством Российской Федерации.

   Заключение  аудиторской фирмы (аудитора) должно состоять из трех частей - вводной, аналитической  и итоговой.

   1. Вводная часть содержит общие сведения об аудиторской фирме или аудиторе, работающем самостоятельно, а также сведения о проверяемом клиенте.

   Об  аудиторской фирме:

   · название фирмы, юридический адрес и телефон;

   · номер, дата выдачи лицензии и срок ее действия;

   · номер свидетельства о государственной регистрации;

   · номер расчетного счета;

   · фамилии, имена и отчества руководителей аудиторской фирмы и всех аудиторов, принимавших участие в данной аудиторской проверке;

   · продолжительность аудиторской проверки с указанием конкретных дат ее проведения);

   О проверяемом клиенте:

   · наименование кредитной организации;

   · ее организационно-правовая форма;

   · номер и дата выдачи Центральным банком Российской Федерации лицензии на право проведения банковских операций;

   · количество филиалов.

   2. Аналитическая часть включает следующую информацию:

   ·  объем работы, выполненной в ходе аудита;

  • тип аудиторской проверки (выборочная или сплошная), который применялся в процессе аудита, при этом если выборочная проверка проводилась по отдельным объектам учета (операциям кредитной организации), то необходимо указать, какие именно объекты подвергались выборочной проверке, а какие - сплошной;

   ·  соблюдение действующего законодательства по совершаемым кредитной организацией операциям;

Информация о работе Банковский аудит