Банковский аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Исходя из этого, целью данной работы является освещение темы «Аудит коммерческих банков, особенности его проведения». Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить общетеоретические положения и нормативную базу аудита коммерческих банков;
Подробно осветить методические подходы к проведению аудита в коммерческих банках, отразить особенности его проведения;
Продемонстрировать на примере конкретной организации проведение аудита и подготовку документов и отчетности.

Содержание

Введение ……………………..2
Глава 1. Общетеоретические положения и нормативная база аудита коммерческих банков. Характеристика объекта аудита 4
1.1. Понятие о банковском аудите. Цели и задачи банковского аудита 4
1.2 Нормативная и законодательная база проведения аудита 7
1.3 Характеристика объекта аудита 7
Глава 2. Методические подходы к проведению аудита в коммерческом банке 21
2.1 Основные положения и подходы к проведению аудита деятельности коммерческого банка 21
2.2 Основные этапы аудиторской проверки 23
2.2.1 Методика аудита операций формирования уставного капитала банка 23
2.2.2 Методика аудита кассы и кассовых операций 26
2.2.3 Методика аудита расчетных операций 30
2.2.4 Методика аудита операций кредитования 35
2.2.5 Методика аудита операций с ценными бумагами 41
2.2.6 Методика аудита валютных операций 46
2.2.7 Методика аудита имущества банка 53
2.2.8 Методика аудита финансовых результатов и собственных средств … банка 57
2.3 Общий план проведения аудиторской проверки 62
2.4 Программа аудиторской проверки 64
Глава 3. Аудиторское заключение. 65
3.1 Теоретические основы составления аудиторского заключения 65
Заключение 69
Список литературы 72
Приложение

Работа содержит 1 файл

аудит курсовая готовая.doc

— 545.50 Кб (Скачать)

   Правила переоценки НВПИ

   Активы, требования и обязательства, конкретная величина (стоимость) которых определяется с применением НВПИ, подлежат обязательной переоценке (перерасчету) в последний  рабочий день месяца.

   В случае если изменилось значение переменной, лежащей в основе НВПИ, переоценка (пересчет) производится в течение  месяца. 

   Обязательства Банка

   А. Собственные ценные бумаги

   Все выпущенные Банком ценные бумаги (акции, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты) учитываются по номинальной стоимости.

   Б. Финансовые обязательства

   Финансовые  обязательства Банка могут возникать  как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или в иностранной  валюте), так и в форме обязательств по поставке ценных бумаг.

   Обязательства в денежной форме принимаются  к учету в сумме фактически возникших обязательств.

   Обязательства по поставке ценных бумаг отражаются на балансе в сумме сделки. 

   Регламент проведения инвентаризации имущества  и финансовых обязательств

   Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности Банк производит инвентаризацию имущества и финансовых обязательств в соответствии с Правилами бухгалтерского учета, на основании Приказа по Банку. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств. Инвентаризации подлежит все имущество Банка, независимо от его местонахождения, и все виды финансовых обязательств:

   - при передаче имущества в аренду, в случае выкупа, продажи инвентаризуются передаваемые, выкупаемые ценности;

   - перед составлением годового  отчета - основные средства, нематериальные  активы, материальные запасы - по  состоянию на 1 ноября,

   - финансовые обязательства, денежные  средства, дебиторская и кредиторская  задолженности - по состоянию на 1 декабря года;

   - при смене должностных лиц,  ответственных за сохранность  материальных ценностей;

     при установлении фактов хищений,  злоупотреблений, порчи ценностей;

   - в случае пожара или стихийного  бедствия.

   - денежные средства, денежные документы и бланки строгой отчетности — не реже одного раза в квартал и перед составлением годовой отчетности.

   Кроме того, инвентаризации подлежит имущество, не принадлежащее организации, но числящееся в бухгалтерском учете (арендованное имущество, имущество, находящееся на ответственном хранении и т.п.) - по состоянию на 1 ноября.

   Руководство Банка может устанавливать более  частые сроки проведения инвентаризаций имущества и обязательств.

   Выявленные  излишки товарно-материальных ценностей, основных и денежных средств приходуются и зачисляются в доходы Банка того месяца, в котором закончена инвентаризация (по символам: 17303 "Другие доходы, относимые к прочим — от оприходования излишков материальных ценностей" и 17304 «Другие доходы, относимые к прочим – от оприходования излишков денежной наличности»). Недостача товарно-материальных ценностей, основных и денежных средств относится на виновных лиц. При невозможности взыскания с виновных лиц (отказано судом, виновные лица не установлены и др.) потери от недостач списываются на финансовые результаты того месяца, в котором принято соответствующее решение (по символам 27302 "Другие расходы, относимые к прочим — от списания недостач материальных ценностей» и 27303 «Другие расходы, относимые к прочим – от списания недостач денежной наличности, сумм по имеющим признаки поддельности денежным знакам"). Если выявлена недостача, и она взыскивается с материально ответственных лиц по рыночной цене, превышающей балансовую стоимость объекта, то сумма превышения относится на доходы Банка.

   Правила документооборота и технологии обработки  информации

   Для кредитных организаций разработан "Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения", утвержденный Руководителем Федеральной архивной службы России 06 октября 2000г., согласованный с Банком России.

   Банк  осуществляет создание первичных документов, передачу их в установленном порядке  для отражения в бухгалтерском  учете в соответствии с утвержденным Положением о документообороте. В названном Положении под документооборотом понимается движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки.

   Названное положение о документообороте обеспечивает следующее:

   - все документы, поступающие в операционное время в бухгалтерские службы, подлежат оформлению и отражению по счетам бухгалтерского учета в этот же день;

   - документы, поступившие во внеоперационное  время, отражаются по счетам  не позднее следующего рабочего  дня. Порядок приема документов после операционного времени оговаривается в договорах по обслуживанию клиентов.

   Бухгалтерский учет в Банке и Книга регистрации  лицевых счетов ведется с применением  Автоматизированной банковской системы "ВА-Банк". Перечень документов, подлежащих обязательному распечатыванию, и периодичность их вывода на печать: ежедневно выводятся на печать баланс, ежедневная оборотная ведомость. Остальные документы могут выдаваться на печать по мере необходимости.  

   Порядок внутрибанковского контроля операций Банка

   Все бухгалтерские операции, совершенные  в предыдущем дне, в течение следующего рабочего дня должны быть полностью  проверены на основании первичных  документов, записей в лицевых  счетах, в других регистрах бухгалтерского учета. О произведенной проверке делается запись в бухгалтерском журнале за подписью лиц, проводивших проверку. Контроль осуществляется путем визуальной проверки документов, оформленных на бумажных носителях (может обеспечиваться программным путем, а также применением кодов, паролей и иных средств).

   Главный бухгалтер Банка, его заместители, начальники отделов, работники последующего контроля и специалисты Службы внутреннего  контроля (СВК) систематически производят последующие проверки бухгалтерской  и кассовой работы, цель которых  состоит в выявлении нарушений правил совершения операций и ведения бухгалтерского учета. Состав групп, осуществляющих такой контроль, определяется Главным бухгалтером и руководителем СВК.

 

    Организационная структура  управления АКБ«Ижкомбанк»(ОАО) 

   СОБРАНИЕ  АКЦИОНЕРОВ
                             
                             
   АУДИТОР БАНКА    СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ    РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ
                             
   ПРАВЛЕНИЕ БАНКА
   Председатель Правления
                             
                             
   Комитеты  банка    Вице-Президенты, Советники Председателя Правления, Консультанты Правления
                             
                             
              
        Заместитель Председателя Правления (фин. планирование, депозитарные услуги         
Заместитель Председателя Правления (Административное и корпор.управление)
    
         
                             
        Заместитель Председателя Правления (Казначейство, доверительное управление, рынок капитала)             Заместитель Председателя Правления – главный бухгалтер Банка     
         
                   
        Заместитель Председателя Правления (Клиентская база, розничные услуги)         Заместитель Председателя Правления (Правовое обеспечение  корпор.политики)     
         
                             
        Заместитель Председателя Правления (Кредитование юр.лиц, инф.технологии)         Первый  Вице-президент (Правовое обеспечение  и проблемная задолженность)     
         
                        
        
Заместитель Председателя Правления (Инновационно-банковская деятельность)
   
Заместитель Председателя Правления (финансовый мониторинг и хозобеспечение)
    
         
                   
        Исполнительный  Вице-президент (Инвестиции)    Заместитель Председателя Правления
(Внутренний контроль, конкурсные закупки)
    
         
                                       
        Начальник Департамента – Управляющий директор (Корпор.финансирование)         Заместитель Председателя Правления (Безопасность, инкассация)     
         
                                            

   Глава 2. Методические подходы  к проведению аудита в коммерческом банке

   2.1 Основные положения и подходы к проведению аудита деятельности коммерческого банка

 

   Кредитная организация самостоятельно выбирает аудиторскую фирму (аудитора) для проведения у нее аудиторской проверки с целью подтверждения достоверности годового отчета.

   Перед заключением договора на проведение аудиторской проверки аудиторская фирма (аудитор) должна предъявить кредитной организации лицензию, выданную Центральным Банком Российской Федерации.

   В недельный срок после начала аудиторской  проверки по итогам деятельности за истекший год кредитная организация сообщает территориальному учреждению Банка России по месту нахождения своего корреспондентского счета информацию, содержащую данные об аудиторской фирме (аудиторе), привлекаемой для проведения проверки.

   При проведении аудиторской проверки аудиторские фирмы (аудиторы) имеют право:

  • самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, а также конкретных условий договора с кредитными организациями;
  • проверять у кредитной организации в полном объеме управленческую документацию и документацию о финансовой деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;
  • получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших провести проверку;
  • привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, аудиторские фирмы;
  • отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемой кредитной организацией необходимой документации. Обо всех случаях отказа от проведения проверки с указанием причин аудиторская фирма (аудитор) сообщает в 2-х недельный срок в территориальное учреждение Банка России.

   При аудиторской проверке кредитной  организации, имеющей филиалы, аудиторской  проверке подлежат филиалы, валюта баланса каждого из которых составляет не менее 5 % от валюты баланса кредитной организации. Одновременно должно выполняться требование об аудиторской проверке филиалов кредитной организации, совокупная валюта баланса которых составляет не менее 60 % общей валюты баланса филиалов.

   По  заявлению экономического субъекта или собственной инициативе Банк России может назначить проверку качества аудиторского заключения. Установление неквалифицированного проведения аудиторской  проверки, приведшей к убыткам государства или экономического субъекта, является основанием для применения к аудиторской фирме (аудитору) мер ответственности, установленных Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2263 “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации”.

   В соответствии с п.24 Временных правил, Банком России лицензии могут быть аннулированы в следующих случаях:

  • в случае неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг;
  • в случае обнаружения после выдачи лицензии факта предоставления аудитором недостоверных сведений;
  • в случае осуществления аудиторской фирмой (аудитором) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ей лицензией;
  • в случае предоставления аудиторской фирмой (аудитором) полученных ею сведений третьим лицам без разрешения участников или руководителя кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
  • в случае умышленного сокрытия аудиторской фирмой (аудитором) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки кредитной организации;
  • в случае вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений.

   Решение об аннулировании лицензии принимает  ЦАЛАК Банка России.

   Аудиторская фирма (аудитор) вправе обжаловать решение об аннулировании лицензии в установленном порядке в суд или арбитражный суд.

   2.2 Основные этапы аудиторской проверки

   2.2.1 Методика аудита  операций формирования   
уставного капитала банка

 

   Аудит деятельности коммерческого банка целесообразно начинать с экспертизы его учредительных документов, проверки правильности формирования его уставного капитала. Согласно ГК РФ уставный капитал акционерного общества составляется из номинально стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Информация о работе Банковский аудит