Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:23, курсовая работа
В рыночной экономике важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия, которая нужна владельцу предприятия для определения стратегии развития и способов повышения эффективности его деятельности; государственным органам для контроля за соблюдением законодательных актов о налогообложении; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям для оценки платежеспособности предприятия и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы и другие предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с субъектом хозяйствования.
Введение………………………………………………………………………………..4
Значение и задачи аудита заработной платы. Обзор нормативных
актов ……………………………………………………………………………………………7
2. Аудит документального оформления и своевременности расчетов с персоналом по оплате труда…………………………...………………………………..............................11
2.1. Планирование и методика проведения аудита заработной платы…………...11
2.2. Аудит документации по учету личного состава работников и оплаты труда…………………………………………………………………..………………………16
2.3. Аудит правильности оформления и порядка начисления заработной платы работников………………………………………………………………………….………...18
2.4. Аудит премирования работников предприятия…………..…………………...22
2.5. Аудит расчетов за очередной ежегодный отпуск……………………………..25
2.6. Аудит выплаты пособий по временной нетрудоспособности……………….27
3. Аудит удержаний из заработной платы работников…………………………....32
3.1. Аудит расчетов по отчислениям в Фонд социальной защиты населения…...32
3.2. Аудит удержаний из заработной платы и других доходов работников……..33
4. Совершенствование методики аудита заработной платы……………………....37
Заключение…………………………………………………………………………....41
Список использованных источников……………………………………………….43
13) Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденным приказом Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации от 30.12.1996 г. № 234.
Предприятия и организации, имеющие ведомственную подчиненность, руководствуются дополнительно инструкциями, утвержденными соответствующими министерствами и ведомствами, например:
– Инструкцией
о порядке организации и
– Инструкцией
о порядке организации и
При ревизии использования трудовых ресурсов, средств на оплату труда и премирования необходимо проверить:
– соблюдение штатно-сметной дисциплины, заключенных контрактов, законность установления надбавок и доплат;
– состояние и развитие прогрессивных форм организации труда и его оплаты;
– систему оплаты
труда руководителей
– порядок применения положения об условиях оплаты труда руководителей предприятий, с которыми заключены контракты, а также положений коллективного договора;
– состояние нормирования труда, планирование и организацию этой работы на ревизуемом предприятии;
– использование рабочего времени и состояние трудовой дисциплины;
– соблюдение условий
оплаты труда и показателей
– соответствие
наименований должностей ИТР и служащих
и профессий рабочих
При ревизии необходимо проверить состояние первичной учетной документации и отчетности по учету личного состава, фонда заработной платы и расчетов по оплате труда, обратив особое внимание на достоверность составления отчетности по труду и заработной плате При этом проверяются:
правильно ли исчисляется
среднесписочная численность
правильность
и своевременность ведения
правильно ли учитывается заработная плата в составе затрат на производство продукции;
правильность
составления расчетно-
своевременность выплаты заработной платы рабочим и служащим, выдерживаются ли сроки выплаты, предусмотренные в коллективных договорах, правильно ли отражены в учете суммы депонированной заработной платы;
достоверность расчета с органами социального страхования, правильность исчисления и взимания налогов и других обязательных удержаний из заработной платы рабочих и служащих;
правильность исчисления среднего заработка для начисления сумм за время очередного отпуска, выполнение государственных обязанностей и др.;
правильность оформления нарядов, путевых, учетных листков и другой документации. Для чего следует провести сверку записей в этих документах по оприходованию продукции, выполненным работам и т.д., определить, нет ли фактов приписок объема выполненных работ, завышения расценок и занижения норм выработки;
достоверность расчетов по отпускам, больничным листкам, пенсиям, пособиям в соответствии с действующими положениями;
обоснованность и правильность заключения договоров подряда с физическими лицами.
При проверке удержаний проверяют суммы удержанных налогов и платежей в соответствии с законодательством: подоходного налога; отчислений в Фонд социальной защиты населения; аванса, выданного в счет оплаты труда; сумм по исполнительным листам; невозвращенных своевременно подотчетных сумм; сумм, ошибочно излишне выплаченных в счет заработной платы, и т.д.3
При этом необходимо учитывать следующие нормы ст. 107 Трудового кодекса РБ:
– удержания из заработной платы могут производиться только в случаях, предусмотренных законодательством;
– удержания из заработной платы работников для погашения их задолженности нанимателю могут производиться по распоряжению нанимателя:
– заработная плата, излишне выплаченная работнику нанимателем, в т.ч. при неправильном применении закона, не может быть с него взыскана, за исключением случаев счетной ошибки;
– наниматель обязан производить удержания из заработной платы работника по его письменному заявлению для производства безналичных расчетов.4
Статьей 108 ТК РБ
установлено ограничение
При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено не менее 50% заработка.5
Не допускаются удержания из выходного пособия, компенсационных и иных выплат, на которые, согласно законодательству, не обращается взыскание.
2.1. Планирование и методика проведения аудита заработной платы
Аудиторская проверка состоит из следующих основных этапов:
планирование аудиторской проверки;
получение аудиторских доказательств;
завершение аудиторской проверки.6
Порядок проведения аудиторской проверки представлен на рисунке 1.7
Предложенная схема лишь приблизительно отражает процесс проведения аудита. Следует понимать, что не все действия, осуществляемые на этапах аудиторской проверки, выполняются последовательно (как показано на схеме). Так, например, изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля продолжается и на стадии получения аудиторских доказательств, а оценки компонентов аудиторского риска могут уточняться в ходе проведения аудита. Тем не менее, оценка компонентов аудиторского риска на этапе планирования аудита выполняется всегда, какая бы аудиторская проверка не проводилась (обязательная, инициативная, либо по специальному аудиторскому заданию)8.
Планирование является начальным этапом проведения аудита и состоит из разработки общего плана аудита с указанием ожидаемого объема работ и сроков проведения аудита, а также аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, их исполнителей.
Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии со следующими принципами:
комплексности планирования;
непрерывности планирования;
оптимальности планирования.
Этапы планирования предусматривают:
предварительное планирование аудита;
подготовку и составление общего плана аудита;
подготовку и составление программы аудита.
На этапе предварительного планирования аудиторская организация должна ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица и информацией о внешних и внутренних факторах, влияющих на его деятельность.
Кроме того, необходимо получить сведения о:
организационной структуре аудируемого лица;
наличии обособленных подразделений;
видах производственной деятельности и номенклатуре выпускаемой продукции;
структуре капитала;
учетной политике;
уровне рентабельности;
порядке распределения прибыли;
принципах организации системы оплаты труда персонала;
технологических особенностях производства продукции;
основных покупателях (заказчиках) и поставщиках;
организации внутреннего контроля.9 (Приложение 1)
Аудиторской организации необходимо разработать и документально оформить общий план аудита с указанием предполагаемого объема, перечня работ и сроков их проведения. Общий план аудита должен быть достаточно детальным, его форма и содержание могут меняться в ходе осуществления аудита в зависимости от объема и характера деятельности аудируемого лица, сложности аудита, специфической методологии и технических приемов, используемых аудиторской организацией в ходе аудита.
При разработке общего плана аудита необходимо учитывать:
данные предварительного планирования;
оценку риска внутреннего контроля;
определение существенности для целей аудита;
оценку вероятности
существенного искажения
выявление наиболее сложных участков бухгалтерского учета, подлежащих аудиту;
возможность изменения
подхода к специфическим
соответствие методик бухгалтерского учета аудируемого лица нормативным правовым актам;
выполнение принципа непрерывности планирования;
условия проведения аудита.10 (Приложение 2)
Программа аудита (Приложение 3) составляется в развитие общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита, и предполагаемый перечень рабочей документации аудитора.11
Выводы аудиторской организации по каждому разделу программы аудита, документально отраженные в рабочей документации аудитора, являются фактическим материалом для составления письменной информации (отчета) по результатам проведения аудита, а также основанием для формирования объективного аудиторского мнения.
Аудиторская организация не может гарантировать, что выраженное ею мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица абсолютно объективно. Так, например, в ходе выборочной проверки аудиторская организация не может быть уверена, что обнаружены все возможные ошибки, поскольку даже при использовании сплошного метода есть вероятность невыявления нарушений. Следовательно, всегда существует риск подтверждения недостоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, что может иметь для аудиторской организации самые негативные последствия.
Таким образом, риск в аудите можно определить как вероятность того, что аудиторская организация совершит ошибку, сформировав неверное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. 12
В соответствии с правилом аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск» аудиторский риск (риск неэффективности аудиторской проверки) определяется как вероятность того, что бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица может содержать невыявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности или признание того, что она содержит существенные искажения, когда в действительности таких искажений в бухгалтерской (финансовой) отчетности нет.
Аудиторский риск включает в себя следующие компоненты:
внутрихозяйственный риск;
риск средств контроля;
риск необнаружения.
Внутрихозяйственный риск (внутренний риск, неотъемлемый риск, риск неэффективности системы учета) – вероятность появления существенных искажений в конкретном бухгалтерском счете, статье баланса, группе однотипных хозяйственных операций, отчетности в целом до того, как такие искажения будут выявлены средствами системы внутреннего контроля аудируемого лица или при условии допущения отсутствия таких средств.(Приложения 8,12)
Риск средств контроля (риск контроля, контрольный риск, риск неэффективности внутреннего контроля) – вероятность того, что существующие у аудируемого лица и регулярно применяемые им средства систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля не позволят своевременно обнаруживать и исправлять нарушения, являющиеся существенными по отдельности или в совокупности, и (или) препятствовать возникновению таких нарушений.(Приложения 9, 13)