Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:30, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время большое внимание уделяется расчётам с поставщиками и подрядчиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары и прочие материальные ценности.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1. Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.2. Нормативное регулирование и источники информации расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.3. Методика аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками
Глава 2. Организация аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере ООО «Алтайагротех»
2.1 Экономическая характеристика ООО «Алтайагротех»
2.2 Планирование аудиторской проверки с поставщиками и подрядчиками
Глава 3. Аудиторская проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Алтайагротех»
3.1. Аудит организации первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками
3.2. Аудиторская проверка организации бухгалтерского и налогового учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Заключение
Приложения

Работа содержит 1 файл

Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере ООО Алтайагротех.doc

— 984.00 Кб (Скачать)

−        договоры на поставку товарно-материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг);

−        счета-фактуры поставщиков (при импортных операциях - таможенные декларации);

−        накладные на поступившие ТМЦ (акты выполненных работ)

−        документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах и проч.);

−        журналы регистрации счетов-фактур;

−        книга покупок;

−        регистры аналитического и синтетического учета.

Для того чтобы наметить направления проверки, области углубленного контро­ля, аудитору необходимо получить предварительное представление о состоянии расчетов на предприятии и исследовать имеющиеся факторы риска. Поэтому он должен установить наличие на предприятии необходимой нормативной базы, пере­чень применяемых первичных документов, порядок их заполнения, состояние ана­литического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций. Тесты позволяют установить, насколько контроль расчетных опе­раций отвечает современным требованиям, а их учет – выполняет поставленные перед ним задачи. Они позволяют аудитору более подготовлено подойти к прове­дению основных аудиторских процедур по данному разделу учета, а также обо­снованно определить объемы выборки и способы отбора элементов в проверяе­мую совокупность.

Исследование системы первичного учета по данному разделу учета может строиться по схеме, включающей три этапа. На первом этапе определяется степень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних (орга­низационная структура, философия управления и стиль работы руководителей, методы распределения полномочий и ответственности, информационное и кадровое обеспечение, техническая оснащенность) и внешних (требования законодательства, принадлежность организации, специфика отрасли, размеры производства, местопо­ложение, используемые ресурсы) факторов. На втором этапе оцениваются вели­чины внутрихозяйственного и контрольного рисков системы первичного учета на данном участке с помощью проведения тестов. Ответив на поставленные в тестах вопросы, аудитор формулирует свои выводы. На третьем этапе конкретизируются объемы первичной учетной документации, представляемой к проверке, по данному разделу учета.

Проведенное исследование позволяет составить план и программу аудитор­ской проверки.

При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками используются такие приемы для сбора аудиторских доказательств, как экономико-правовая экспертиза договоров на поставку продукции, оказание услуг, выполнение работ, проведение инвентаризации финансовых обязательств, проверка документов, полученных эко­номическим субъектом от третьих лиц, приемы фактического и документального контроля, аналитические процедуры, логический анализ, устные опросы должност­ных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы. [22]

Аудиторская проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками предусматри­вает изучение договоров поставки продукции и других хозяйственных договоров на оказанные предприятию услуги, выполненные работы. Помимо соблюдения формы договора проверяется полнота и своевременность исполнения сторонами обязательств вне зависимости от срока договора. Аудитор должен установить: наличие договоров поставки по проведенным сделкам, правильность их оформле­ния, дату возникновения и причину образования просроченной задолженности.

Аудитор, как правило, выборочно проверяет расчетные операции с поставщика­ми по данным учетных регистров по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и расчетно-платежные документы. В состав выборки включаются поставщики, расчетные операции с которыми осу­ществляются систематически, или суммы расчетов с которыми существенны. В процессе проверки выясняется дата проведения и характер операции, правиль­ность применения цен, наценок по поступившим ценностям, полнота их оприходова­ния, обоснованность выделения «входного» НДС.

При поступлении ТМЦ, на которые не получены расчетные документы (неот­фактурованные поставки), устанавливается, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути (дебиторская задолженность). Опре­деляется, проводилась ли инвентаризация и сверка расчетов, предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств, обосно­ванность начисленных или полученных сумм штрафных санкций, правильность спи­сания сомнительных долгов. При необходимости может быть проведена контрольная инвентаризация ценностей и расчетов, встречная сверка документов и регистров учета на проверяемом предприятии у поставщика.

Следует проверить правильность корреспонденции счетов, указанной в учетных регистрах. Кредитовые записи по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» сверяют с дебетовыми записями по счетам 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 19 «Налог на добавленную стоимость», 20 «Основное производство», 41 «Товары». Дебетовые записи по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» сверяют с кредитовы­ми записями по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» (или счетам 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами  кредитоами» - при бартерных сдел­ках). Данные синтетического учета подтверждаются аналитическими данными. Ито­говые записи по оборотам и остаток по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» сверяются с данными Главной книги и балансом.

Особое внимание уделяется операциям с использованием векселей, отражение которых в учете часто производится с ошибками. Аудитору следует учитывать, что выданные векселя отражаются у предприятия на отдельном субсчете счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», налоговый вычет по НДС применяется только после оплаты векселя.

Полнота оприходования поступивших от поставщиков ТМЦ, обоснованность ис­пользования налоговых вычетов по НДС контролируется с помощью таких при­емов, как прослеживание, сопоставление и др.

Обоснованность расчетов с подрядчиками на выполняемые работы должна подтверждаться, кроме заключенных договоров, наличием проектно-сметной доку­ментации, актов сдачи-приемки выполненных работ, счетов-фактур. Реальность чис­лящейся кредиторской и дебиторской задолженности по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Точность про­изведенных расчетов, качество проектов и смет, отсутствие приписок могут быть проверены, в том числе, и путем контрольного обмера выполненных работ (по заключениям эксперта).

Аудитор проверяет расчеты по претензиям. Согласно ГК РФ претензия предъяв­ляется поставщикам, если счет поставщика оплачен и акцептован до поступления ТМЦ (оказания работ, выполнения услуг), а при приемке на склад обнаружилась недостача ТМЦ против отфактурованного количества либо обнаружились несоот­ветствия принятых ТМЦ (работ, услуг) по ценам, качеству, номенклатуре против оговоренных в договоре величин. На неудовлетворенные претензии поставщику должен быть предъявлен иск.

При проверке этих операций аудитор должен убедиться, что претензия дей­ствительно была предъявлена и что отраженные на счете 76 «Расчеты с разны­ми дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям» суммы соответ­ствуют значениям, указанным в коммерческом акте. Претензия должна была предъявлена своевременно, так как в противном случае суд может отказать в удовлетворении иска. Пакет документов, приложенных к претензии и исковым за­явлениям, должен быть доказательным, в частности в нем должны присутствовать как минимум претензионный расчет, коммерческий акт об установленном расхож­дении в количестве и качестве при приемке ТМЦ (в качестве — при приемке выполненных работ, оказанных услуг), претензионное удостоверение о полномо­чии участников количественной и качественной выбраковки, документы, подтверждающие произведенные расходы, стоимость которых возмещается за счет по­ставщика.

По задолженности с каждым поставщиком и подрядчиком необходимо выя­вить соблюдение срока исковой давности. В случае его пропуска кредиторская задолженность подлежит зачислению на счет 91 «Прочие доходы и расходы». Должны быть проверены случаи списания с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на себестоимость сумм, не относящихся к производ­ственной деятельности предприятия.

Следует проанализировать также правильность оформления и отражения в учете выданных авансов, отражаемых на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»/Авансы выданные. Аудитор путем изучения первичных документов и учетных регистров выясняет: обоснованность выдачи авансов (в том числе в валюте), правильность ведения аналитического и синтетического учета.

Типичные ошибки, выявляемые в проверяемых организациях при проведении аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками:

      отсутствие договоров с поставщиками или неправильное их оформление;

      уничтожение подлинных документов;

      ненадлежащее ведение учета (недостоверность аналитического учета, формаль­ное проведение инвентаризации расчетов и т.д.);

      неправильное оформление и предъявление претензий по договорам;

      отражение на счетах бухгалтерского учета нереальной дебиторской и креди­торской задолженности;

      несоответствие данных в счетах поставщиков данным учета предприятия;

      неправильное или неправомерное отражение на счетах учета сумм НДС, выде­ленных в счетах поставщиков;

      некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;

      неоприходование ТМЦ, полученных от поставщиков;

      подделка документов и составление фиктивных обязательств для обеспечения неверных кассовых выплат;

      несоответствие данных в счетах поставщиков данным учета предприятия;

      счетные ошибки при отражении расчетов с поставщиками и подрядчикам (при измерении количества, веса, размеров и т.п.);

      регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы;

      отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;

      отсутствие графика документооборота;

      ошибки при регистрации документа, несвоевременная регистрация документа в учетном регистре;

      нарушение срока хранения документации в архиве;

      уничтожение первичных документов без акта о выделении документов к унич­тожению;

      перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому контрагенту;

      несвоевременное списание задолженности с истекшим сроком исковой давно­сти;

      необоснованное отражение налогового вычета по НДС (по неотфактурованным поставкам, по поставкам, обеспеченным выданными организацией собственны­ми векселями и т.д.);

      отсутствие корректировки по списанным на затраты ТМЦ (работам, услугам), ранее отраженным как неотфактурованные поставки, документы по которым поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными в учете;

      счетные ошибки при исчислении курсовых разниц;

      отражение суммовых разниц на счетах учета прочих доходов и расходов, а не на счетах учета запасов и затрат;

      списание безнадежного долга на счет прочих доходов и расходов при нали­чии ранее образованного резерва под эту задолженность;

      неправомерное признание задолженности безнадежной и ее списание за счет резерва по сомнительным долгам либо за счет внереализационных расходов;

      отсутствие аналитического учета по поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам, по неотфактурованным поставкам, по авансам выдан­ным и т.п.;

      несвоевременное предъявление претензий поставщикам и др.

 

Глава 2. Организация аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками  на примере ООО «Алтайагротех»

2.1 Экономическая характеристика ООО «Алтайагротех»

Общество с ограниченной ответственностью «Алтайагротех» является независимой организацией. Общество зарегистрировано Постановлением Администрации Индустриального района г. Барнаула №992 от 23.04.98г. в соответствии с Гражданским кодексом и Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Уставной капитал общества сформирован за счет вкладов учредителей по долям в общей сумме уставного капитала. Учредителями являются физические лица.

Общество создано для осуществления высококачественного обслуживания населения, производственной и коммерческой деятельности в соответствии с действующим законодательством. с целью удовлетворения потребностей населения в услугах и товарах и получения прибыли. Основными видами деятельности являются оптовая, розничная, комиссионная торговля тракторами, самоходными машинами для сельскохозяйственных, мелиоративных, дорожных и иных работ грузовыми, легковыми автомобилями, спецтехникой, автобусами, прицепами и номерными агрегатами, запчастями.

Учетной политикой определены основные положения по ведению бухгалтерского учета.

Организационная структура фирмы предоставляет собой отдельные подразделения с их взаимосвязями, которые определены поставленными фирмой целями и распределением между ними функций. Она предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решение между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

На исследуемом предприятии используется функционально-линейная организационная структура. При генеральном директоре созданы специальные подразделения, которые помогают ему в выполнении отдельных функций управления. Руководители функциональных подразделений взаимодействуют между собой, минуя, линейного руководителя.

Информация о работе Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками