Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:30, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время большое внимание уделяется расчётам с поставщиками и подрядчиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары и прочие материальные ценности.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1. Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.2. Нормативное регулирование и источники информации расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.3. Методика аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками
Глава 2. Организация аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере ООО «Алтайагротех»
2.1 Экономическая характеристика ООО «Алтайагротех»
2.2 Планирование аудиторской проверки с поставщиками и подрядчиками
Глава 3. Аудиторская проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Алтайагротех»
3.1. Аудит организации первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками
3.2. Аудиторская проверка организации бухгалтерского и налогового учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Заключение
Приложения

Работа содержит 1 файл

Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере ООО Алтайагротех.doc

— 984.00 Кб (Скачать)

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъяв­ленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждо­му поставщику и подрядчику. Построение аналитического учета должно обеспечивать получение данных о задолженности поставщикам: по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; по не оплаченным в срок расчетным документам; по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; по просроченным векселям; по полученному коммерческому кредиту и др.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» обособленно.

1.2. Нормативное регулирование и источники информации аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками

 

В Российской Федерации бухгалтерский учет регламентируется правовыми и нормативными документами. Государство в лице Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Банка России, Госкомстата России при помощи законов, постановлений и инструкций устанавливает правила учета. Основным разработчиком документов по бухгалтерскому учету является Министерство финансов РФ. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет четыре уровня:

−                    первый – законы и иные акты законодательства РФ, регулирующие прямо или косвенно постановку учета;

−                    второй – положения по бухгалтерскому учету;

−                    третий – методические указания по ведению бухгалтерского учета;

−                    четвертый – рабочие документы организации, формирующие его учетную политику (в методическом, техническом и организационном аспектах).

Документы первого уровня закрепляют обязательность ведения бухгалтерского учета всеми хозяйствующими субъектами, его основные принципы и правила (кодексы, законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ). К таким документам относятся:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II - определяет основания приобретения и перехода права собственности на имущество, правила оформления и выполнения договоров гражданско-правового характера.

Договор – это соглашение сторон, акт, в котором выражено их взаимное согласие действовать совместно, в интересах обоюдной выгоды.

В Гражданском кодексе РФ отсутствуют правовые нормы, регулирующие структуру договора купли-продажи и поставки. Норма Гражданского кодекса РФ предусматривает свободу договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ), т.е. возможность сторон заключить договор и не предусмотренный нормативными актами (п. 2 ст.421 ГК РФ), а условия договора определяются по усмотрению сторон (ст.421, 422 ГК РФ).

Стороны могут использовать примерные условия договоров (ст.427 ГК РФ), но это по добровольному их согласию, а не обязательно. В силу презумпции свободы договора (ст.421 ГК РФ) государство не вправе вмешиваться в договорную сферу предпринимательских взаимоотношений, кроме как посредством установления законов. Следует учесть, что Правительство в соответствии с п.4 ст.426 ГК РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении договоров.

К важнейшим основам правопорядка при осуществлении сделок на поставку товаров (выполнения работ или оказания услуг) относятся соблюдение формы договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров вне зависимости от срока договора. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной Гражданским кодексом РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, в соответствии с Гражданским кодексом РФ являются ничтожными. Установлено, что обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы или оказанные услуги).

2. Федеральный закон «О защите прав потребителей» в ред. ФЗ от 17.12.1999 г. №212-ФЗ регулирует все возникшие споры и претензии, возникающие между продавцами и покупателями,

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ является определяющим. В законе сформулированы понятия бухгалтерского, аналитического и синтетического учета; определены задачи, объекты и способы организации бухгалтерского учета; перечислены требования к ведению бухгалтерского учета, регламентировано назначение первичных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности, инвентаризации имущества и пр.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ) – устанавливает порядок налогообложения и налогового учета хозяйственных операций.

4. Постановления Правительства РФ регулируют правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС.

5. Инструкция МФ СССР регулирует порядок выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности.

Правила отпуска товара в продажу предусматривают отпуск товара по предоставленной покупателем доверенности на получение товара.

6. Документы второго уровня представлены положениями по бухгалтерскому учету, устанавливающими правила его ведения.

Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности отдельных участках.

Из положений особенно важным является Положение 1\2008 «Учетная политика организации», поскольку в нем изложены основные принципы учета

7. К числу важных документов третьего уровня относятся методические указания по бухгалтерскому учету расчетов, которые определяют особенности учета частности методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость»

8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной Деятельности предприятий и Инструкция по его применению. Утв. Приказом МФ РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (в ред. от 7 мая 2003 г. № 38н).

9. О формах бухгалтерской отчетности организаций – Приказ МФ РФ от 22 июля 2003 г. № 67н.

10. Положением о безналичных расчетах в РФ: Утверждено ЦБ РФ, октябрь 2002 г.

Руководствуясь, законодательством РФ о бухгалтерском учете и нормативными правовыми актами Министерства Финансов РФ непосредственно сами организации формируют самостоятельно свою учетную политику и регулируют учетный процесс, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

Основными рабочими документами организации являются:

−        документ об учетной политике предприятия;

−        утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

−        графики документооборота;

−        утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

−        утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Нормативные акты, в которых рассматриваются вопросы регулирования расчетных операций с поставщиками и подрядчиками, как следует из приведенного списка использованных источников, включают Кодексы, Законы, Положения, План счетов бухгалтерского учета, постановления Правительства, Инструкции, рекомендации и другие виды документов.

 

 

 

1.3. Методика аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками

 

Расчеты   с поставщиками и подрядчиками имеют место практически на любом   предприятии. Данному участку учета свойственны факторы риска, обусловленные такими причинами как отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки; сложность восстановления отсутствующих и ис­правления неправильно оформленных документов; большая вероятность несвоев­ременного поступления подтверждающих документов; отсутствие унификации зна­чительной части первичных документов, подтверждающих совершение этих опера­ций. Таким образом высок риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей.

Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками – лишь часть проверки   финансово-хозяйственной деятельности организации. Его целью является   установление соответствия совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.

   Согласно основной цели аудитору в первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок. При этом все сделки с поставщиками и подрядчиками можно разделить на две группы в зависимости от предмета и сущности заключаемых договоров. В первую группу входят расчеты с поставщиками. Предмет договоров данной группы – приобретение любых товаров и имущественных прав. Основные формы заключаемых договоров в рамках этой группы: договор купли-продажи, договор поставки, договор энергоснабжения, договор мены. Во вторую группу входят расчеты с подрядчиками. Предметом договоров этой группы является выполнение определенной работы и сдача ее  результата заказчику. Основные формы договоров: договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение НИОКР. Подобное деление на группы обусловлено тем, что специфика договоров внутри каждой из групп требует различных подходов при проведении аудита. В первую очередь это разница в используемых приемах сбора аудиторских доказательств и порядке построения аудиторской выборки.

   В ходе аудита данного раздела учета подлежат проверке:

−        поступление товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе неотфактурованные поставки и поставки, обеспеченные векселями;

−        выставленные поставщикам и подрядчикам претензии;

−        списанные безнадежные к взысканию долги;

−        выданные авансы и полученные коммерческие кредиты.

При этом особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности и задолженности с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины возникновения такой задолженности и уточнить, какие были приняты меры к ее взысканию. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения.[8]

В случае, если среди контрагентов предприятия есть поставщики-нерезиденты, осуществляющие поставки за иностранную валюту, следует выяснить, как велся учет курсовых разниц, и уточнить, производился ли пересчет остатков по  счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на отчетную дату. При наличии поставщиков-резидентов, договоры на поставку от которых выражены в иностранной валюте (или в условных единицах), необходимо определить, каким образом в учете отражались суммовые разницы, возникшие до даты принятия товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) к  учету и после этой даты.

При применении на предприятии журнально-ордерной формы бухгалтерского учета, все операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками отражаются в журнале-ордере № 6. При ведении учета с использованием средств автоматизированной обработки данных – все операции группируются в  различных аналитических карточках и ведомостях аналитического и  синтетического учета.[21]

Данные синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должны давать полное представление о расчетах:

−        с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным  документам, срок оплаты которых не наступил;

−        с поставщиками и подрядчиками по неоплаченным в срок расчетным документам;

−        с поставщиками по неотфактурованным поставкам;

−        по авансам выданным;

−        с поставщиками и подрядчиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

−        с поставщиками и подрядчиками по просроченным оплатой векселям;

−        с поставщиками по полученному коммерческому кредиту и др.

   Основные источники информации для проверки данного раздела учета:

Информация о работе Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками