Аудит товарных операций на предприятиях общественного питания на примере ООО «Мир ресторанов»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

В первой главе «Сущность и значение аудита» определяется роль аудита в хозяйственной деятельности предприятия, анализируются нормативные акты, регламентирующие аудиторскую деятельность, определены цели и задачи аудита товарных операций, проводимой в ООО «Мир ресторанов» за 2011 год.
Во второй главе «Планирование аудита» дана краткая характеристика деятельности ООО «Мир ресторанов», оценена эффективность системы бухучета и надежность внутреннего контроля на основании изучения учетной политики предприятия, применяемой системы бухгалтерского учета, а также типовых тестов. На основании совокупности положительных и отрицательных ответов по тестам дается высокая, средняя или низкая оценка системы бухгалтерского учета. В этой же главе определен уровень существенности в целом, а затем уровень существенности для аудита товарных операций как произведение общего уровня существенности на долю товаров в структуре баланса, (для этого использовано «старое» правило «Существенность и аудиторский риск»); оценен аудиторский риск, для которого используются три градации: высокий, средний и низкий. В третьей части этой главы разработана программа аудиторской проверки и представлена в виде таблицы, где указан рассчитанный для ООО «Мир ресторанов» уровень существенности и размер аудиторского риска.
В третье главе «Методика аудиторской проверки и её завершение» показан порядок проведения аудита товарных операций.

Работа содержит 1 файл

курсовая по АУДИТУ 22.doc

— 402.00 Кб (Скачать)
  • независимость;
  • честность;
  • объективность;
  • профессиональная компетентность и добросовестность;
  • конфиденциальность;
  • профессиональное поведение;
  • профессиональный скептицизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Регламентация  аудиторской деятельности в РФ

Основным регламентирующим документом аудиторской деятельности в Российской Федерации является закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001г. №119-ФЗ.

Возрождение аудита в  России обусловлено, прежде всего, переходом  страны к рыночной экономике и  возрождением предпринимательской  деятельности. Все это потребовало возрождения целого ряда правовых институтов, к которым и относится аудит. Это, в свою очередь, потребовало разработки в России нового механизма правового регулирования аудиторской деятельности.

В настоящее время действует Федеральный закон от 30 декабря 2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", который сменил одноименный закон от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Принятие Федерального закона от 30 декабря 2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности",  было направлено, в первую очередь, на законодательное обеспечение существенного снижения административного вмешательства в аудиторскую профессию, освобождение государства от выполнения избыточных функций по регулированию аудиторской деятельности, создание механизмов профессионального и общественного надзора за деятельностью аудиторов.

С 1 января 2009 г. целый ряд важнейших  функций регулирования аудиторской деятельности от Минфина России передан саморегулируемым организациям аудиторов. К подобным функциям относятся предоставление права заниматься аудиторской деятельностью, разработка федеральных стандартов аудиторской деятельности и кодекса профессиональной этики, внешний контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов, организация системы непрерывного повышения квалификации аудиторов и контроль за соблюдением ими соответствующих требований, принятие мер дисциплинарного воздействия к аудиторским организациям и аудиторам. Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в основном сведено к выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, ведению госреестра саморегулируемых организаций аудиторов, анализу состояния рынка аудиторских услуг в РФ.

С 1 января 2010 г. было отменено лицензирование аудиторской деятельности. Одновременно введено обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в СРО. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, не вступившие в СРО, не вправе с 01.01.2010 проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги, а аудиторы, не вступившие в СРО, не вправе участвовать в аудиторской деятельности.

Помимо этого Федеральным законом от 30 декабря 2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" установлены дополнительные требования к аудиторам и аудиторским организациям, которые призваны повысить качество аудиторских услуг и обеспечить независимость аудиторов и аудиторских организаций. В целях поддержки малого бизнеса снижены требования к численности аудиторов в аудиторской организации, индивидуальные аудиторы допущены к проведению обязательного аудита. Также был введен единый квалификационный аттестат аудитора, который будет давать аудиторам право проводить аудит в любых отраслях экономики.

22 марта 2012 г. Советом по аудиторской  деятельности был одобрен Кодекс профессиональной этики аудиторов. Он представляет собой свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.

 

 

Аудит товарных операций на предприятиях оптовой торговли осуществляется на базе приведенных ниже нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 30 декабря 2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности",
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации.
  3. Налоговый Кодекс Российской Федерации.
  4. Федеральный закон РФ от 22.05.03 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»  (в ред. от 27.06.2011 N 162-ФЗ).
  5. План счетов бухгалтерского учета хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. Утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.00 г. №94н ( в ред. от 08.11.10г.)
  6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н.
  7. Положение по бухгалтерскому чету «Учетная политика организаций»  (ПБУ 1/2008). Утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 №160н.
  8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01). Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 №44н.
  9. Приказ Министерства финансов РФ от от 28 декабря 2001 г. N 119н об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.
  10. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 № 49.

1.3 Цели и  задачи аудита товарных операций на предприятиях общественного питания  (с учетом специфики деятельности ООО  «Мир ресторанов»)

Целью аудиторской проверки товарных операций является формирование мнения о достоверности показателей  отчетности по статьям материальных ценностей «Запасы»  и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения товарных операций действующим в Российской Федерации нормативным документам. Это достигается проведением проверок на существенность, а также структур контроля и системы бухгалтерского учета и оценкой риска аудита, который зависит от характера запасов предприятия и их важности для бухгалтерских отчетов. Проверка товарных операций рассматривается как основная часть аудита на тех предприятиях, где их величина существенна.

В процессе проверки аудитор должен установить: 

  • реальность наличия и существования товаров;
  • все ли товарные операции, которые должны быть отражены на счетах учета,  действительно в них представлены;
  • является ли организация собственником всех товаров, т.е. имеются ли на них имущественные права, а суммы, отраженные как задолженность – обязательствами;
  • правильность оценки товаров и связанных с ними обязательств;
  • правильно ли выбраны и применялись принципы учета товаров.

Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушениям и отступлениям от установленных правил учета.

ООО «Мир ресторанов» – малое  предприятие, основной вид деятельности – услуги общественного питания. Реализация готовых блюд и покупных товаров осуществляется за наличный и безналичный расчет. Таким образом, для данной организации товарные операции занимают основное место в учете.

В ходе работы торгового  предприятия осуществляются процессы приобретения, хранения, реализации товаров. Совокупность этих процессов можно объединить в понятие - товарные операции. Экономическая сущность товарных операций в розничной торговле заключается в том, что в процессе осуществления торговой деятельности происходит взаимодействие экономических субъектов (производители, оптовые организации, арендодатели, экспедиторские организации и др.) и конечных потребителей товара (физические лица, юридические лица, приобретающие товары затраты по которым не относятся на себестоимость). Происходит перемещение товара из сферы производства в сферу конечного потребления, тем самым завершается цикл движения товара. Процесс реализации в рознице выявляет потребительские приоритеты, что в свою очередь влияет на ассортимент производимой продукции. Кроме того, развитие розничной торговли способствует развитию здоровой конкуренции, что содействует улучшению качества товаров и снижению цен, а следовательно развивается инфраструктура рынка и экономика в целом.

Для правильного руководства  деятельностью торгового предприятия необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением хозяйственного учета. Основным объектом бухгалтерского учёта в розничной торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации розничной торговли обязана обеспечить полный учёт поступающих товаров и своевременное отражение в учёте операций, связанных с их выбытием. В связи с чем, основными целями бухгалтерского учета в торговле являются: контроль за сохранностью товаров, своевременное представление руководству предприятия информации о товарообороте и валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.

Следует отметить, что  для целей бухгалтерского учета  под товарами понимается часть – материально - производственных запасов организации, приобретенная и предназначенная для продажи (ПБУ 5/01) [19]. Для достижения этих целей решается целый комплекс бухгалтерских задач:

- проверка правильности  документального оформления товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;

- контроль за товарными  запасами, выявление неходовых, залежалых  и недоброкачественных товаров;

- контроль за финансовыми  показателями (размер прибыли, источники  поступления средств и порядок их расходования, оборотные средства, капитальные вложения, отчисления от прибыли и т. д.), за правильностью расчетов с поставщиками и покупателями, за своевременным поступлением платежей в бюджет, за правильностью использования банковских кредитов;

- учет расходования  фонда заработной платы;

- выявление возможности  для снижения издержек обращения  и повышения рентабельности (издержки обращения покрываются за счет торговых наценок, включаемых в цену товара, но за счет наценки образуется и прибыль; поэтому, чем ниже уровень издержек обращения, тем большая часть торговой наценки идет на образование прибыли);

- контроль за наличием  и движением материальных ценностей  и денежных средств. Для правильного и своевременного учета должны быть установлены четкие разграничения материальной ответственности должностных лиц за вверенные им ценности, а также своевременно и качественно необходимо проводить инвентаризации и ревизии.

Задачи, стоящие перед  бухгалтерским учетом в торговом предприятии, могут быть выполнены только при правильной его организации. Особое значение для предприятия розничной торговли имеет правильность, своевременность и полнота отражения товарных операций в системе бухгалтерского учета. Информация, полученная на базе бухгалтерского учета товарных операций необходима для принятия управленческих решений (по сбытовой политике, формированию ассортимента товаров и др.), которые повышают экономическую эффективность деятельности торгового предприятия.

Для оценки достоверности  информации, полученной в системе бухгалтерского учета товарных операций, следует обратиться к аудиту. Аудит товарных операций имеет большое значение для управления предприятием розничной торговли, так как на основе полученных данных о наличии и движении товаров определяют обоснованность показателей доходов, расходов и финансовых результатов организаций.

Целью аудита товарных операций является определение законности этих операций и правильности отражения  их в бухгалтерском учете для  оценки влияния на достоверность бухгалтерской отчетности торговой организации. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

- оценка организации  учета сохранности и списания  товаров;

- проверка правильности  документального оформления товарных  операций;

- проверка наличие  первичных документов по учету товаров;

- проверка организации  и порядка ведения складского  хозяйства;

- проверка наличия  товаров;

- изучение договоров  (контрактов) на поставку товаров;

- ознакомление с учетной  политикой предприятия в части  организации учета товаров;

- проверка соблюдения нормативно - правовой базы в ходе осуществления товарных операций;

- ознакомление с материалами  проводимых инвентаризаций;

- проверка соблюдения  метода учета товаров методу, закрепленному в учетной политике.

В заключении необходимо отметить, что бухгалтерский учет и аудит товарных операций направлен на систематизацию информации, полученной в процессе осуществления торговой деятельности, и является ключевым звеном управления и планирования работы торгового предприятия в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Аудит товарных операций можно отнести к инициативному  тематическому аудиту, он осуществляется либо внешним аудитором, либо внутренней аудиторской службой предприятия. Внешняя инициативная аудиторская проверка должна состоять из определенных этапов. Условно аудиторскую проверку можно разбить на три основных этапа:

1) планирование;

2) сбор аудиторских  доказательств;

3) завершение аудита.

Порядок проведения аудиторской  проверки можно разделить на несколько этапов. На первом этапе аудитор:

  • предварительно знакомится с клиентом;
  • оформляет свои отношения с клиентом контрактом и (или) письмом-обязательством;
  • изучает и оценивает систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации клиента;
  • готовит общий план и программу аудита.

Информация о работе Аудит товарных операций на предприятиях общественного питания на примере ООО «Мир ресторанов»