Аудит предприятия малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 02:47, курсовая работа

Описание работы

Основной целью аудиторской проверки субъектов малого предпринимательства является составление обоснованного мнения о достоверности и полноте информации, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемого предприятия и пояснениях к ней, а также установление соответствия применяемой на малом предприятии методики учета и налогообложения хозяйственных операций действующим в РФ нормативным документам.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1) исследуются понятие, цели и задачи аудиторской проверки субъектов малого предпринимательства;
2) исследуется нормативная, информационная база и учетная политика организации в области организации учета и аудита;
3) рассматриваются особенности деятельности организации;
4) изучается методика проведения аудиторской проверки, а именно рассматривается порядок проведения аудита расходов, доходов, финансовых результатов деятельности субъекта малого предпринимательства, а также аудита налогообложения организации.

Работа содержит 1 файл

аудит-МП.doc

— 385.50 Кб (Скачать)

        2) обеспечивается ли контроль за наличием и сохранностью основных средств (правильность классификации основных средств; правильность оценки и переоценки основных средств; вопросы организации аналитического учета и материальной ответственности за основные средства; инвентаризация основных средств; соответствие данных отчетности, синтетического и аналитического учета);

       3) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

       4) использование в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

       5) организацией не предполагается ли последующая перепродажа данных активов;

       6) способность  приносить организации экономические  выгоды в будущем;

       7) обоснованы  ли способы начисления амортизации  по вновь поступившим основным  средствам и НМА;

       8) правильно ли  оформляются операции по движению  основных средств (использование унифицированных форм первичной учетной документации; отражение операций поступления и выбытия основных средств в регистрах синтетического учета; вопросы налогообложения операций при поступлении и выбытии основных средств);

         9) соблюдается ли график документооборота по движению основных средств и НМА;

       10) правильно ли отражаются в учете восстановление основных средств – ремонт, модернизация и реконструкция.

         При аудиторской проверке основных  средств и НМА аудитору необходимо получить подтверждение надлежащего оформления права собственности организации на объекты основных средств. При этом аудитор проверяет договоры на создание, приобретение, передачу объектов основных средств, в необходимых случаях – и свидетельства о регистрации сделок в соответствии с законодательством. Особое внимание  уделяется проверке сохранности и наличия основных средств, выяснению правильности оценки основных средств и НМА, поскольку от этого зависят расчеты с бюджетом по налогу на имущество, а также достоверность отражения финансовых результатов организации и составления отчетности. Для проведения проверки аудитор привлекает первичные документы, формы которых должны быть унифицированы. Проверка правильности оценки основных средств выполняется сплошным методом (т. к. у организации небольшое количество объектов).

         Оценка основных средств и  определение первоначальной стоимости  определяется в соответствии  с ПБУ 6/01 и зависит от способа  поступления основных средств  на предприятие.

         Проверка условий хранения и  эксплуатации основных средств  предполагает получение сведений  о том, за кем закреплены  отдельные объекты, как организована  их охрана и использование.  Для этого аудитор планирует  провести  осмотр производственных  помещений и опрос сотрудников предприятия. В процессе изучения учетных данных аудитор устанавливает наличие объектов основных средств по отдельным классификационным группам и местам размещения. Выясняя правильность организации аналитического учета, аудитор обращает внимание на наличие инвентарных номеров, технической документации, на сроки поступления и оприходования основных средств и НМА. Эти данные сопоставляются с записями по счетам 01, 04 и информацией инвентарных карточек. При расхождении данных аналитического и синтетического учета определяются их причины, виновные лица и экономические последствия. Аудитор проверяет: подверглись ли переоценке основные средства или их часть; не производилась ли переоценка земельных участков, числящихся в составе основных средств; каким способом проводилась переоценка; имеется ли документальное подтверждение рыночных цен; выборочно проверить правильность расчетов; менялась ли степень износа после проведения переоценки, отражены ли результаты переоценки в инвентарных карточках, правильно ли отражены результаты переоценки в бухучете, учтены ли результаты переоценки при составлении отчетности.

         Важным этапом при составлении  программы аудита является проверка  операций по движению основных  средств. Поступление объектов  основных средств аудитор проверяет с точки зрения законности, целесообразности и правильности отражения в учете. При этом объем проводимых процедур аудитор определяет самостоятельно исходя из классификации операций с основными средствами на типичные и нетипичные [15, c. 87].

          Если организация приобретала основные средства за плату, аудитор проверяет правильность отражения НДС на счетах бухучета. Аудитор устанавливает методом прослеживания: выделен ли НДС в договоре, в первичных документах поставщиков, в расчетных документах   организации; имеется ли счет-фактура на приобретенные основные средства, используется ли в учете счет 19 при осуществлении капвложений; для каких целей приобретен объект основных средств, поскольку от этого зависит порядок отражения налоговых вычетов по НДС. Особое внимание аудитор обращает на операции приобретения основных средств у физических лиц. Такие операции оформляются договором купли-продажи, составленным в письменной форме с указанием паспортных данных продавца. При проверке выбытия основных средств необходимо выяснить, правильно ли начислены и уплачены налоги на прибыль и НДС. При передаче основных средств по договору дарения плательщиком НДС является сторона, передающая основные средства. При проверке операций по реализации основных средств и их передаче по договору дарения аудитору необходимо обратить внимание на правильность составления счетов-фактур и  их регистрацию в книге продаж, при прочем выбытии основных средств аудитор проверяет сплошным методом путем изучения первичных документов (актов списания, актов приемки-передачи, накладных и т. д.) и регистров аналитического и синтетического учета (инвентарных карточек, ведомостей и др.).

          Также изучаются договоры аренды (особое внимание – договорам,  заключенным с физическими лицами) и данные учетных регистров по счетам 20, 26, 51, 76, 84 и др.  Расходы, связанные с эксплуатацией арендуемых объектов основных средств, относятся нас себестоимость только при условии их документального подтверждения даже в том случае, если объекты используются для нужд производства или управления. Если предприятие сдает в аренду объекты основных средств, то аудитору необходимо на основе анализа заключенных договоров, расчетно-платежных документов выяснить целесообразность и законность таких операций, своевременность поступления арендных платежей, правильность их регистрации в учете и налогообложения.

         В процессе подтверждения достоверности  проводимой инвентаризации аудитор  оценивает учетную политику на  предмет обоснования сроков и порядка проведения инвентаризации основных средств. Изучаются предоставленные инвентаризационные и сличительные ведомости, описи (формы №№ ИНВ-1, ИНВ-10, ИНВ-18), протоколы заседаний инвентаризационных комиссий, решения руководства организации по итогам проведения инвентаризации. Проверка материалов инвентаризации необходима аудитору для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам внутреннего контроля, чтобы скорректировать аудиторский риск и аудиторские процедуры. Если в процессе инвентаризации отклонения не установлены, то можно сделать вывод об эффективности СВК. Аудитор проводит выборочную инвентаризацию основных средств для подтверждения своего мнения, результаты такой инвентаризации распространяют на всю проверяемую совокупность основных средств и делает вывод о качестве проведения инвентаризации. С помощью процедуры прослеживания аудитор проверяет соответствие: показателей отчетности и Книги доходов и расходов; показателей Книги доходов и расходов и регистров синтетического и аналитического учета.

        В процессе проведения аудита  амортизационных отчислений осуществляет  проверку правильности начисления  амортизации по отдельным объектам  основных средств.  Аудитору необходимо  получить список объектов основных средств, по которым применяются особые условия начисления амортизации или ее прекращения [10, c. 75].

         Аудитору следует проверить правильность  применяемых норм и сумм начисленной  амортизации. Аудитор должен учитывать,  что по вновь вводимым объектам  основных средств может применяться метод начисления амортизации, закрепленный в положения учетной политики организации, который применяется в течение всего срока полезного использования объектов.

         Объекты основных средств стоимостью не более 20000 руб. за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т. п. издания разрешается списывать на затраты производства по мере отпуска их в эксплуатацию или в производство.

         Путем арифметического пересчета  сумм амортизационных отчислений  по отдельным объектам и сопоставление полученных результатов с данными разработочных таблиц расчета амортизации, анализа указанной в учетных регистрах корреспонденции счетов аудитор выясняет правомерность применения методики расчета и норм амортизации и определение величины амортизационной стоимости объектов. 

         Не менее важным является проверка  правильности учета затрат на  ремонт основных средств. При  этом аудитор должен установить  наличие планов и смет на  ремонты, акты сдачи-приемки основных  средств, договоров подряда, актов  технологического осмотра зданий и сооружений, правомерности и своевременности составления этих документов и соблюдение норм расхода материалов, расценок по оплате труда ремонтных рабочих. При этом аудитор должен учесть, что затраты на ремонт основных средств могут отражаться лишь одним из способов. Выбранный вариант учета затрат на ремонт основных средств должен быть зафиксирован в учетной политике предприятия. Аудитору следует убедиться в том, что затраты на ремонт основных средств производственного назначения отнесены на себестоимость, а непроизводственного назначения – за счет чистой прибыли.

         В ходе проверки аудитору необходимо  убедиться, что проектно-сметная  документация на проведение ремонта  сформирована и выяснить, не производится  ли под видом ремонта новое строительство и реконструкция основных средств, затраты по которым должны относится на капвложения.

         Проверка правильности переоценки  основных средств в зависимости  от их количества осуществляется  сплошным порядком. Для этого  путем прослеживания первичных документов, проверки арифметических расчетов, обоснованности примененных коэффициентов определяется восстановительная стоимость объектов и сравнивается со стоимостью указанной в ведомости переоценки. Если же переоценка осуществлялась не по коэффициентам, то рыночная стоимость объектов должна быть подтверждена документами.

       Проверка  порядка отражения операций с  основными средствами и НМА в налоговом учете:

  1. проверка учетной политики организации для целей налогообложения;
  2. проверка регистров налогового учета по учету основных средств и НМА;
  3. проверка налоговых деклараций по налогу на прибыль, НДС, транспортному налогу и др.

         4. При проверке оформления первичных документов рассматривается правильность заполнения бланков, или иных первичных документов, разработанных в организации самостоятельно. Понятие правильности заполнения включает в себя:

        1) заполнение всех реквизитов документа, если реквизит не содержит информации, то графа, содержащая его - прочеркивается;

        2) аккуратность заполнения, все исправления должны быть оговорены;

        3) первичные документы должны быть подписаны всеми должностными лицами, которые указаны в документе;

        4) к первичному документу должен быть приложен оправдательный документ. Так, к авансовому отчету (форма № АО -1) должны быть приложены товарные счета, кассовые счета или квитанции к приходному кассовому ордеру, счета-фактуры и т. п.

5. Учет доходов и расходов и хозяйственных операций осуществляется субъектами малого предпринимательства в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций организации и  индивидуального предпринимателя (далее – Книга учета) на основе первичных документов позиционным способом.

        Книга учета может вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. При ведении Книги учета в электронном виде индивидуальные предприниматели обязаны по окончании налогового периода вывести ее на бумажные носители.

        Предприниматель самостоятельно приобретает Книгу учета или журналы, блокноты для ее ведения. На последней странице пронумерованной и прошнурованной индивидуальным предпринимателем Книги учета указывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется  подписью должностного лица налогового органа и заверяется печатью.

      Исправление ошибок в Книге учета должно быть обоснованно и подтверждено подписью индивидуального предпринимателя с указанием даты исправления.

       Заполнение Книги учета осуществляется по данным первичных документов. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Госкомстатом РФ.

      При оформлении любой хозяйственной операции к первичному учетному документу должен прилагаться оправдательный документ (например, товарный чек и кассовый чек или квитанция к ПКО к авансовому отчету и т. п.), а также  данный  документ должен быть составлен в момент совершения  операции или по ее окончании.

       Книга учета содержит Сведения об организации или индивидуальном предпринимателе и шесть разделов. В Сведениях указываются ИНН, фамилия, имя, отчество руководителя организации или ИП, код и наименование налогового органа, в котором налогоплательщик поставлен на учет, данные свидетельства о предпринимательской деятельности (номер, дата выдачи, на какой срок), а также лицензии на вид деятельности и другие данные.

Информация о работе Аудит предприятия малого бизнеса