Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 02:47, курсовая работа
Основной целью аудиторской проверки субъектов малого предпринимательства является составление обоснованного мнения о достоверности и полноте информации, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемого предприятия и пояснениях к ней, а также установление соответствия применяемой на малом предприятии методики учета и налогообложения хозяйственных операций действующим в РФ нормативным документам.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1) исследуются понятие, цели и задачи аудиторской проверки субъектов малого предпринимательства;
2) исследуется нормативная, информационная база и учетная политика организации в области организации учета и аудита;
3) рассматриваются особенности деятельности организации;
4) изучается методика проведения аудиторской проверки, а именно рассматривается порядок проведения аудита расходов, доходов, финансовых результатов деятельности субъекта малого предпринимательства, а также аудита налогообложения организации.
Для осуществления успешной деятельности в условиях сложившейся рыночной экономики необходимо учитывать возможность максимального использования ресурсов, так как одним из важнейших факторов увеличения объема производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) субъектами малого предпринимательства является обеспеченность их ресурсами в необходимом количестве и ассортименте и более полное и эффективное их использование [24, c. 81].
Оптимальным вариантом достижения таких решений в новых экономических условиях хозяйствования является правильно обоснованная и организованная система учета и контроля субъектами малого предпринимательства. Ни одно из предприятий не сможет работать прибыльно в условиях рыночной экономики без тщательно разработанной системы контроля за наличием и движением ресурсов.
Актуальность выбранной темы курсового проектирования заключается в том, что данная проблема несет не только экономическое, но и социальное, народохозяйственное, а также отраслевое значение, поскольку, потерпев убытки от неправильно организованного учета и контроля, малое предприятие мобилизует свои финансовые ресурсы на устранение последствий воздействия от него, что отвлекает ресурсы от социальной программы, проводимой предприятием, и данный фактор может оказать негативное влияние на показатели всей отрасли в целом, а далее и на показатели экономики страны [22, c. 54].
Основной целью аудиторской проверки субъектов малого предпринимательства является составление обоснованного мнения о достоверности и полноте информации, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемого предприятия и пояснениях к ней, а также установление соответствия применяемой на малом предприятии методики учета и налогообложения хозяйственных операций действующим в РФ нормативным документам.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
4) изучается методика проведения аудиторской проверки, а именно рассматривается порядок проведения аудита расходов, доходов, финансовых результатов деятельности субъекта малого предпринимательства, а также аудита налогообложения организации.
Объектом исследования курсовой работы служит организация аудиторской проверки хозяйственных операций субъекта малого предпринимательства.
Предметом проводимого исследования является проверка эффективности и достоверности системы способов и методов бухгалтерского, финансового учета и налогообложения, присущих организации ООО «Стройэксперимент».
Информационно-статистической базой для выполнения расчетов служат: нормативно-законодательные акты, регулирующие деятельность предприятий в плане организации бухгалтерского учета, а также данные регистров бухгалтерского учета хозяйственных операций субъекта малого предпринимательства и форм бухгалтерской отчетности, данные оперативного учета организации.
Курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена ознакомлению с методологическими и теоретическими аспектами организации аудита субъектов малого предпринимательства в современных условиях, а также исследованию нормативной базы, особенностей деятельности и учетной политики исследуемой организации, влияния последних на организацию и содержание бухгалтерского учета хозяйственных операций. Во второй главе рассматриваются вопросы, освещающие порядок проведения аудита и характеризующие организацию бухгалтерского учета субъекта малого предпринимательства: в частности, порядок отнесения хозяйственных операций к расходам, доходам, формирование финансового результата субъектом малого предпринимательства. Также анализируется порядок налогообложения, сформировавшийся в организации.
Объектом курсового исследования является общество с ограниченной ответственностью «Стройэксперимент», именуемое в дальнейшем ООО «Стройэксперимент», основным видом деятельности которого является строительство.
1. Теоретические основы аудита
Как явствует из самого определения,
«малый бизнес» – это
Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:
В российской практике существование
малого предпринимательства было разрешено
в 1988 г. В этот период к числу малых
отнесли государственные
в промышленности – 100 человек;
в строительстве – 100 человек;
на транспорте – 100 человек;
в сельском хозяйстве – 60 человек;
в научно технической сфере – 60 человек;
в оптовой торговле – 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
В данном Федеральном Законе установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Что же касается самого определения аудиторской проверки субъектов малого предпринимательства, то под этим понятием понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией, в результате которой составляется мнение о степени достоверности и полноте информации об операциях в финансовой (бухгалтерской) отчетности экономического субъекта [42, c. 56]. В ходе проверки аудитор устанавливает, насколько полно и своевременно оформлены все необходимые документы по осуществлению хозяйственных операций и соблюдены ли требования налогового законодательства.
Цель аудита – формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях. Это мнение может способствовать повышению доверия к отчетности со стороны заинтересованных в информации пользователей.
Основная цель проверки – установить правильность ведения хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, а также их отражения в отчетности организации [10, с. 102].
В ходе аудита операций субъектов малого предпринимательства должны быть решены следующие задачи:
1) правомерность отнесения субъекта предпринимательства к малому (принять во внимание два критерия: численность работников и участие других организаций в уставном капитале);
2) изучение состава хозяйственных операций по данным первичных документов и учетных регистров;
3) подтверждение первоначальной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета хозяйственных операций;
4) подтверждение наличия и правильности оформления первичных документов;
5) проверка организации синтетического и аналитического учета хозяйственных операций (в случае если экономический субъект применяет УСНО, то ведет ли бухгалтерский учет основных средств и НМА);
6) подтверждение достоверности оформления и отражения на счетах бухучета хозяйственных операций;
7) оценка качества инвентаризаций денежных средств, основных средств и НМА;
8) соответствие записей по учету хозяйственных операций в главной книге и бухгалтерской отчетности или в Книге учета доходов и расходов и первичных документов (в случае если субъект малого предпринимательства использует УСНО или ЕНВД);
9) определение правильности исчисления налогов при обычном режиме налогообложения или правомерность применения специальных режимов налогообложения.
Эффективная организация бухгалтерского учета хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства играет большую роль в совершенствовании организации производственной деятельности и управления, в укреплении плановой, финансовой и сметной дисциплины, а аудит помогает выявлять и рационально использовать внутренние резервы в производственно-экономической деятельности организации.
1.2. Нормативная и информационная базы аудита
В основе системы организации аудита субъектов малого предпринимательства лежит нормативно-правовая база, без которой невозможен правомерный учет хозяйственных операций.
Целесообразно представить перечень документов нормативно – правового характера в виде списка:
1) Налоговый кодекс РФ: ст. 256 «Амортизируемое имущество», ст. 257 «Порядок определения стоимости амортизируемого имущества», ст. 258 «Амортизационные группы», ст. 259 «Методы и порядок расчета сумм амортизации». Регулирует порядок отнесения основного средства к одной из десяти амортизационных групп, а также порядок определения стоимости амортизируемого имущества, методы и принципы расчета сумм амортизации, способы начисления амортизации по основным средствам. Глава 26.2 НК РФ статьи 246.11-246.25 регулирует правомерность применения упрощенной системы налогообложения [2, c. 85]. А глава 26.3 НК РФ статьи 346.26 -346.33 регулируют правоотношения при применении ЕНВД.
2) Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ (ред. от 11.07.2011 г., с изм. от 21.11.2011 г.) «Об аудиторской деятельности», Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 г. № 696, Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации 16.02.2008 г. № 80 и другие нормативные правовые акты. Закон установил понятие аудиторской деятельности как предпринимательской деятельности по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций, определил сферу аудита, его цели, требования к аудиторам, их права и обязанности.
3) Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129 – ФЗ от 21.11.1996 г. (в ред. От 27.07.2010 г. № 209-ФЗ). Данный нормативный акт регулирует деятельность организации в плане обязательного ведения бухгалтерского учета [4, c. 2].
4) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н (в ред. от 24.12.2010 г. № 186н). Регулирует порядок ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций (в т.ч. основных средств и НМА), представления информации о них в отчетности [4, c. 6].
5) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/08. Приказ Минфина РФ от 06.08.2008 г. № 106н (в ред. От 08.11.2010 г. № 144н), в котором раскрываются методологические принципы формирования, раскрытия, изменения учетной политики организации [18, с. 229]. Настоящее Положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений). Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы [13].
6) Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»: Приказ МФ РФ № 43н от 06.07.199 г. (в ред. от 08.11.2010 г. № 142н) регулирует перечень бухгалтерской документации, сроки ее подготовки и сдачи в соответствующие контролирующие органы.
7) Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н 9в ред. от 25.10.2010 г. № 132н), документ раскрывает порядок оценки, инвентаризации, учета, списания МПЗ в организации [5].