Аудит предприятия малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 02:47, курсовая работа

Описание работы

Основной целью аудиторской проверки субъектов малого предпринимательства является составление обоснованного мнения о достоверности и полноте информации, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемого предприятия и пояснениях к ней, а также установление соответствия применяемой на малом предприятии методики учета и налогообложения хозяйственных операций действующим в РФ нормативным документам.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1) исследуются понятие, цели и задачи аудиторской проверки субъектов малого предпринимательства;
2) исследуется нормативная, информационная база и учетная политика организации в области организации учета и аудита;
3) рассматриваются особенности деятельности организации;
4) изучается методика проведения аудиторской проверки, а именно рассматривается порядок проведения аудита расходов, доходов, финансовых результатов деятельности субъекта малого предпринимательства, а также аудита налогообложения организации.

Работа содержит 1 файл

аудит-МП.doc

— 385.50 Кб (Скачать)

          8) Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н (в ред. от 24.12.2010 г. № 186н). Регулирует условия учета активов в качестве основных средств, вопросы оценки и переоценки основных средств, их амортизации, порядок определения срока полезного использования объектов основных средств, выбытия основных средств, раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности [3, 12].

         9) Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н (в ред. от 08.11.2010 г. № 144н). В Положении определено понятие «доходы организации», установлен порядок их оценки, принятия к учету и отражения в отчетности [6].

        10) Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина от 06.05. 1999 г. № 33н (в ред. от 08.11.2010 г. № 144н). Положением дано определение понятию «расходы организации», установлен порядок их оценки, принятия к учету и отражения в отчетности [7].

11) Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007. Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 г. № 153н (в ред. 24.12.2010 г. № 186н). Документ регламентирует порядок отнесения объектов к НМА, их оценки, амортизации, списания НМА организации [11].

12) Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/08. Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 г. г. № 107н (в ред. от 08.11.2010г. № 144н). В документе оговаривается порядок учета задолженности по полученным займам, кредитам, выданным заемным обязательствам, порядок признания затрат по займам и кредитам [18].

13) Положение по бухгалтерскому  учету 22/10 «Исправление ошибок  в бухгалтерском учете и отчетности»: Приказ МФ РФ №63н от 28.06.2010 г. (изм. От 08.11.2010 г. № 144н).

14) Приказ МФ РФ «О  формах бухгалтерской отчетности  организации» от 02.07.2010 г. № 66н.

        15) Постановление Правительства РФ от 01.01. 2002 г. № 1 (с изм. и доп.) «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». В данном документе определена классификация основных средств, которые необходимо в обязательном порядке амортизировать.

         16) Постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». Здесь определен круг первичной документации, необходимой для учета основных средств [11].

       17) Постановление Госкомстата РФ от 18.08. 1998 г. № 88 (в ред. от  03.05. 2000 г.) «Об утверждении унифицированных форм инвентаризационных описей» [15, c. 69].

       18) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06. 1995 г.  № 49. Документ регулирует  порядок, сроки проведения инвентаризации, а также порядок оформления инвентаризационных описей [9].

         19) Методические указания по бухгалтерскому  учету основных средств, утверждены  Приказом МФ РФ от 13.10.2003 г. №  91н (в ред. от 04.12.2010 г. № 186н).

         20) Методические указания по бухгалтерскому  учету материально-производственных  запасов, утверждены Приказом  МФ РФ от 28.12.2001 г. № 119н (в  ред. от 24.12.2010 г. № 186н).

         21) Методические рекомендации по  бухгалтерскому учету затрат, утвержденные Комитетом по торговле РФ от 20.04.1995 г. № 1-55/32-2.

        Источниками информации при осуществлении проверки являются:

      1) основные нормативные документы предприятия, регулирующие вопросы организации бухгалтерского учета, контроля и налогообложения, например, схема документооборота организации;

      2) приказ об учетной политике организации (раскрываются следующие данные: порядок и форма ведения бухгалтерского учета; рабочий План счетов бухучета; использование в качестве регистра Книги учета доходов и расходов; лимит стоимости объектов для их отнесения к основным средствам и средствам в обороте, установленный перечень объектов, относимых к основным средствам независимо от стоимости, способы начисления амортизации по основным средствам, порядок отражения затрат на ремонт основных средств, предусмотрено ли проведение переоценки основных средств на 1 января отчетного года, сроки проведения инвентаризации основных средств, перечень счетов и субсчетов, установленных рабочим планом счетов и используемых для отражения операций по учету основных средств; порядок инвентаризации прочих активов; метод учета доходов и расходов; порядок формирования финансового результата и т. д.);

      3) первичные документы по отражению хозяйственных операций (договора купли-продажи основных средств; акт (накладная) приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1); акт приемки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № ОС-3); акт на списание основных средств (ф. № ОС-4); акт на списание автотранспортных средств (ф. № ОС-4а); акты ввода в эксплуатацию; накладные; счета-фактуры; инвентарные карточки (ф. № ОС-6); опись инвентарных карточек; инвентарные книги; акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (ф. № КС-14); акт о приемке-передаче  оборудования в монтаж (ф. № ОС-15); акт о выявленных дефектах в оборудовании (ф. № ОС-16); разработочные таблицы; дефектные ведомости; наряд-заказ на ремонт основных средств; договоры на передачу, получение в аренду основных средств; авансовый отчет (ф. № АО-1); приходный (ф. № КО-1) и расходный (ф. № КО-2) кассовые ордера и т.д.);

         4) баланс или баланс переходного периода (в случае если организация плательщик Единого налога) (основные средства, принадлежащие организации на праве собственности, оперативного управления и хозяйственного ведения, представлены в разделе 1 «Внеоборотные активы» по статье «Основные средства» с детализацией по видам: земельные участки, здания, машины и оборудование. Основные средства показываются в балансе по остаточной стоимости); отчет о прибылях и убытках (ф. № 2); приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) (раскрываются данные о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течении отчетного периода отдельных видов основных средств, о суммах начисленной амортизации на начало и конец отчетного периода по всем основным средствам, а также по отдельным группам: здания и сооружения; машины, оборудование, транспортные средства; о наличии на начало и конец отчетного периода основных средств, переданных в аренду, как в целом, так и по отдельным видам; о наличии на начало и конец отчетного периода основных средств, переведенных на консервацию); в Пояснительной записке раскрывается исходя из Положения 6/01 информация: об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету; о принятых организацией  сроках полезного использования объектов основных средств; об объектах основных средств, стоимость которых не погашается; о способах начисления в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по отдельным объектам основных средств.

Таким образом,  отметим, что  методологические основы ведения субъектом малого предпринимательства учета хозяйственных операций установлены законодательными актами, учетными стандартами, методическими рекомендациями, а также нормативными актами самой организации.  Для правильного проведения аудиторской проверки данного вида операций аудитору  необходимо глубокое знание действующих нормативных актов в области методологии и организации бухгалтерского учета, а также налогообложения [24, c. 94].

 

1.3. Программа аудита

       Аудиторская проверка субъектов малого предпринимательства планируется на основе сводного общего плана аудита и сводной программы аудита организации.

        К методам аудиторского  исследования относится согласно п. 1 ст. 5 Закона «Об аудиторской деятельности»:

         1. Программа  тестов средств контроля –  перечень совокупных действий, предназначенных  для сбора информации о функционировании  системы внутреннего контроля и учета [14, c. 97]. Тестирование СВК представлено в таблице А. 1 Приложения А.

          2. Аудиторские  процедуры по существу включают  в себя детальную проверку  верности отражения в бухгалтерском  учете оборотов и сальдо по  счетам, а также аналитические процедуры. Она может быть сплошной, выборочной, документальной, фактической, аналитической или комбинированной. Также аудиторские процедуры включают в себя следующие методы: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет, аналитические процедуры. Они определены отдельным разделом  Федерального правила (стандарта) ФСАД 7/2011 «Аудиторские доказательства» (утв. МФ РФ от 16.08.2011 г. № 99н).

           3. Аудиторская  выборка – это перечень определенным  образом отобранных элементов проверяемой совокупности с целью на основе их изучения сделать вывод обо всей проверяемой совокупности. Она может быть нестатистической (произвольной) и статистической. Обычно выборка должна быть репрезентативной, т.е. представительной.

          4. Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора.

          5. Документирование аудита  - перечень рабочих документов и материалов, подготавливаемых аудитором  и для аудитора либо получаемые и хранимые  аудитором  в связи с проведением аудита. Единые правила к составлению документации в процессе аудита  установлены Федеральным правилом (стандартом)  аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита» (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696).

         В общем  виде общий план аудита субъекта малого предпринимательства представлен в таблице Б.1 Приложения Б, программа аудита – таблица В. 1 Приложения В.

        1. Аудит субъектов малого предпринимательства начинается с проверки Учредительных документов, Устава, Учетной политики; устанавливается правомерность отнесения его к малому предприятию; устанавливается правовой статус субъекта предпринимательства: организация или индивидуальный предприниматель; выясняется: на каком режиме налогообложения находится (проверяется разрешение, выданное налоговой инспекцией, на ведение УСНО), ведет ли субъект предпринимательства бухгалтерский учет; наличие и момент регистрации Книги учета доходов и расходов (если субъект малого предпринимательства – плательщик Единого налога); документация на создание, приобретение объектов ОС, НМА, свидетельства о сделках с ОС и НМА.

1.1.Установление учредителей организации.

1.2. Установление основного вида деятельности.

1.3. Технические аспекты организации  бухучета и налогового учета: 

1.3.1. учет затрат

1.3.2. способ учета доходов и  расходов

1.3.3. налоговый учет

1.4. Организация СВК

1.5. Организация учета операций  с основными средствами и НМА.

1.6.Выявление права  собственности или оперативного  управления объектами ОС.

         2. Далее проводится проверка особенностей ведения бухгалтерского учета субъектом малого предпринимательства. Детально выясняется, какую форму ведения учета применяет организация или индивидуальный предприниматель (обычную, упрощенную) или не ведет совсем (кроме бухучета ОС и НМА). Проверяется Рабочий план счетов малого предприятия, первичная учетная документация, регистры синтетического и аналитического учета.

        При упрощенной форме учета в качестве регистра синтетического учета используют Книгу учета фактов хозяйственной деятельности, а в качестве регистров аналитического учета – ведомости учета имущества и основных операций  предприятия.

        При использовании обычной формы ведения учета проводится аудит первичной документации, синтетических и аналитических регистров бухучета, тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухучета, а также правильности отражения оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета по учету операций:

  1. проверка журналов-ордеров №№ 1, 2, 6, 7, 8, 13 ведомостей №№ 1, 2, 6а, 7, 10-с по счетам 01, 02, 08, 10, 20, 26, 50, 51, 60, 62, 63, 71, 76, 84, а также регистров по учету финансовых результатов деятельности организации;
  2. оборотов Главной книги по счетам 01, 02, 08, 10, 20, 26, 50, 51, 60, 62, 63, 71, 76, 84, 90, 91, 99;
  3. проверка бухгалтерской отчетности: баланса и отчета о прибылях  и убытках за 2011 г.

        Если же субъект малого предпринимательства – плательщик Единого налога, то он вправе не вести бухучет, кроме учета ОС и НМА. Однако он обязан вести Книгу учета доходов и расходов, к которой прилагаются оправдательные первичные документы.

         При проверке  операций субъекта малого предпринимательства аудитору целесообразно использовать тест внутреннего контроля, что позволяет оценить его надежность и скорректировать программу проведения проверки.

        Ответ на каждый вопрос теста может оцениваться количественно (в баллах) или вербально. Применяемый вид или шкала оценки регламентируются внутренними стандартами аудиторской организации. По результатам тестирования устанавливается оценка надежности систем и сравнивается с первоначальной оценкой, полученной на стадии планирования аудита. Если такая оценка окажется ниже первоначальной, то необходимо скорректировать объем и порядок проведения других аудиторских процедур. Аудиторы определяют объекты повышенного внимания при планировании конкретных  процедур и уточняют аудиторский риск. При выборочной проверке аудитор должен разделить всю совокупность основных средств на подсовокупности, чтобы отобранными для проверки могли быть с равной  вероятностью элементы всех подсовокупностей.

      3. В процессе аудита бухгалтерского учета основных средств и НМА следует выяснить:

       1) выполняются ли при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств и НМА (необходимо единовременное выполнение условий, сформулированных в ПБУ 6/01 и в ПБУ 14/2007);

Информация о работе Аудит предприятия малого бизнеса