Аудит основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 06:24, курс лекций

Описание работы

Основной целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению основных средств нормативным актам, действующим в |РК в проверяемом периоде для того, чтобы сформировать мнение о достоверности финансовой отчетности во всех существенных аспектах.

Работа содержит 1 файл

Audit_Lektsii.docx

— 116.10 Кб (Скачать)

Они подразделяются на документы с материальным подлогом (подделка подписи должностного лица или подписи в получении денег, подделка штампа, печати и др.); с интеллектуальным подлогом (завышение количества, цены, суммы); комбинированные, сочетающие материальные и интеллектуальные подлоги.

 

    1. ВСТРЕЧНАЯ ПРОВЕРКА И ВЗИМНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕВИЗИИ

Встречная проверка – эта проверка представляет собой сравнение нескольких экземпляров одного и того же документа, находящихся в разных подразделениях ревизуемой организации или в других организациях.

При такой проверке могут быть вскрыты  следующие злоупотребления:

1) полное или частичное недооприходование товарно-материальных ценностей и денежных средств, полученных от другой стороны, участвующей в хозяйственной операции;

2) присвоение выручки от реализации  товаров, работ и услуг (в  том числе и сдаваемой в банк);

3) наличие полностью или частично  бестоварных операций;

4) излишнее списание товарно-материальных  ценностей, денежных средств и др.

Взаимный  контроль необходим для сопоставления  различных документов, отражающих взаимосвязанные хозяйственные операции.

При этом возможно:

1) сопоставление документов, отражающих  непосредственное совершение хозяйственной операции, с документами, имеющими к первым косвенное отношение (сопоставление материального отчета о расходе сырья и материалов с данными карточек складского учета);

2) сопоставление документов, отражающих  хозяйственную операцию, с документами, оформление и содержание которых обусловливается непосредственно первичными документами (включение в акт выполненных работ таких объемов, на которые не оформлены наряды, и пр.).

Взаимный  контроль позволяет выявить:

1) полностью или частично бестоварные  или безденежные операции;

2) участие в торгово-хозяйственной  деятельности неучтенных товаров;

3) создание неучтенных излишков  различных материалов, сырья, товаров  и тары, а также других ценностей с целью дальнейшего оформления подложных документов об их реализации или приобретении (с присвоением самих ценностей или их денежного эквивалента);

4) создание неучтенных излишков  готовой продукции либо необоснованного  начисления и выплаты заработной  платы;

5) составление подложных бухгалтерских  проводок либо проводок, не подтвержденных оправдательными первичными документами, и др.

 

 

  1. ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЬНОГО СЛИЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕВИЗИИ

Контрольное сличение является одним из приемов документальной проверки.

Контрольные сличения применяются преимущественно там, где ведется учет материальных ценностей по наименованиям без указания сортов, марок, номеров и других признаков, при запущенности аналитического учета по отдельным сортам, маркам, номерам материальных ценностей и во всех случаях, когда отдельные организации используют суммовой учет материальных ценностей. При контрольных сличениях остаток на начало проверяемого периода вместе с документированным приходом должен быть равен документированному расходу вместе с остатком на конец проверяемого периода.

Начальные и конечные остатки обычно базируются на данных инвентаризационных описей.

Особенности контрольного сличения позволяют выявить злоупотребления, которые связаны:

1) с созданием неучтенных излишков  отдельных видов товарно-материальных ценностей в результате:

А) недооприходования части товарно-материальных ценностей, поступающих в организацию;

Б) излишнего списания части товарно-материальных ценностей под видом документированного расхода;

В) неправомерного оформления пересортицы  и др.;

2) с манипулированием ценами при  верной количественной информации  о движении однородных ценностей в результате:

А) занижения цен на получаемые товары;

Б) завышения цен на отпускаемые  и списываемые товары и др.

3) с сокрытием части выручки,  полученной от населения за  реализацию товарно-материальных ценностей, и др.

 

    1. ФОРМЫ РЕАГИРОВАНИЯ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ НА ВЫЯВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ

Формы реагирования контролирующих органов на выявленные нарушения в результате ревизии многообразны. Они включают следующие полномочия:

– пресечение выявленных нарушений;

– устранение причиненного ими вреда;

– восстановление установленного порядка и условий  деятельности;

– привлечение  нарушителей к ответственности  – дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовно-правовой;

– устранение причин и обстоятельств, способствующих нарушениям.

Результаты  ревизии предаются гласности, в необходимых случаях результаты ревизии выносятся на обсуждение производственных совещаний. Руководитель ревизионной группы в ходе ревизии должен принимать меры к устранению выявленных нарушений и возмещению материального ущерба.

В случаях, когда имеется основание  для привлечения виновных лиц  к уголовной ответственности, материалы ревизий передаются следственным органам и одновременно руководством ревизуемого предприятия или вышестоящей организации решается вопрос об отстранении от работы виновных должностных и материально ответственных лиц. Передача материалов следственным органам может производиться в необходимых случаях непосредственно руководителем ревизионной группы, производившей ревизию.

Передаваемые  в следственные органы материалы  должны содержать: заявление (письмо), в котором должно быть изложено, в чем состоит суть злоупотреблений, какие законы нарушены, размер причиненного ущерба, виновные лица; акт ревизии и подлинные документы или копии документов, подтверждающие факты выявленных злоупотреблений; объяснения ревизуемых, а также лиц, чьи показания имеют значение для проверки обстоятельств совершения злоупотреблений; заключения ревизующих по этим объяснениям.

В случаях, когда причинен материальный ущерб, но виновные лица не привлекаются к уголовной ответственности, или уголовное дело прекращено, следует предложить руководителю ревизуемого предприятия предъявить гражданские иски к лицам, виновным в причинении материального ущерба.

Руководитель  контрольно-ревизионного органа не позднее  чем в 10-дневный срок по окончании ревизии принимает решение по устранению недостатков и нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц, которое направляет руководителю проверенной организации.

Контрольно-ревизионный  орган обеспечивает контроль за ходом реализации материалов ревизии следующими способами:

1) получение письменных отчетов  о выполнении предложении по  итогам ревизии или оперативной  информации посредством технических  средств связи (телефонной, телефакса и др.);

2) проверка выполнения решения,  принятого по результатам ревизии,  по данным отчетности и другим материалам, представляемым и ревизующий орган;

3) вызов руководителя и специалистов  предприятия с отчетом о выполнении решения, принятого по материалам ревизии;

4) проверка на месте, осуществляемая  работниками ревизующей организации;

5) проверка в ходе следующей  ревизии и отражение ее результатов  в основном акте ревизии.

Контрольно-ревизионный  орган систематически изучает и  обобщает материалы ревизий и на основе этого в необходимых случаях вносит предложения о совершенствовании системы государственного финансового контроля, дополнениях, изменениях, пересмотре действующих в РК законодательных и других нормативных правовых актов.

 

 

      1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕВИЗИИ

Ревизия – это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных должностных лиц.

  Ревизия осуществляется по поручению  государственных, ведомственных  или внутрихозяйственных органов управления. Она может назначаться по поручению правоохранительных органов. Ревизия представляет собой наиболее действенную форму последующего контроля, в процессе которого контролирующими органами исследуются финансовые операции и хозяйственные процессы предприятий и организаций, отраженные в первичных документах и записях бухгалтерского учета.

Проверка  представляет собой единичное контрольное  действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

Цель ревизии или проверки – осуществление контроля за соблюдением законодательства РК при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Основными задачами ревизии являются:

1) проверка сохранности имущества  и эффективности его использования  в хозяйственной деятельности организации;

2) выявление злоупотреблений, условий  их возникновения и разработка мероприятий по предупреждению злоупотреблений;

3) проверка исполнительской дисциплины  и оценка эффективности деятельности управленческого персонала организации;

4) исследование системы внутреннего  контроля, выявление ее узких  мест и повышение эффективности ее функционирования.

 

      1. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТЫ РЕВИЗИИ

Предметом или объектом ревизии является финансово-хозяйственная деятельность организаций и предприятий в рамках определенного круга вопросов.

Объектом  ревизии являются также финансовые операции, хозяйственные процессы и факты хозяйственной жизни предприятий и организаций, отраженные в первичных документах, учетных регистрах, формах бухгалтерской и статистической отчетности, других источниках информации. Используя и объективно оценивая их при проверке, ревизующие устанавливают соблюдение технологической, сметно-финансовой и платежно-расчетной дисциплины, а также достоверность, законность, целесообразность и экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности контролируемого объекта.

Объектом  ревизии выступает и непосредственно  сама управленческая деятельность проверяемой организации. В этом случае изучается организация работы по подбору и расстановке кадров текущего контроля за исполнением приказов и распоряжений, работы по рассмотрению писем, заявлений, жалоб и предложений, внутрихозяйственного контроля за работой структурных подразделений и подведомственных предприятий. При этом устанавливаются и анализируются причины недостатков в работе, определяются виновные должностные и материально ответственные лица, вносятся предложения по совершенствованию системы управления предприятием и рационализации управленческого аппарата.

Объекты ревизии необходимо рассматривать  применительно к конкретным условиям, которые зависят от организационно-правовой формы организации, особенностей производства, масштабов деятельности организаций и других факторов.

 

 

      1. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ

К основным правилам проведения ревизии  относятся внезапность, активность, непрерывность, обоснованность, гласность.

1. Внезапность. Ревизор должен применять неожиданные для контролируемых лиц средства и способы проверки их действий. Важнейшим условием достижения внезапности ревизии является неразглашение этапов ее подготовки и начала.

2. Активность. Ревизор должен проявлять инициативу в поиске приемов и средств проверки, высокую оперативность в работе, соблюдать сроки проверки, так как медлительность в ревизии может позволить скрыть нарушения, например, оформить недостающие документы, завезти и вывезти ценности, оприходовать неучтенные ценности. Однако ревизору не нужно проявлять опрометчивость и делать поспешные выводы.

3. Непрерывность. Начатые ревизионные действия должны вестись активно и непрерывно до полного объяснения обнаруженных фактов, возмещения выявленного ущерба, привлечения виновных к ответственности, т.е. до выполнения намеченных в программе ревизии заданий.

4. Обоснованность. Вскрытые факты и выводы ревизии должны быть документально обоснованы, что предполагает дополнительную проверку любого факта, приводимого заинтересованными лицами в свое оправдание. Ревизору нельзя игнорировать просьбы заинтересованных лиц о выполнении каких-либо ревизионных действий, в результате которых могут быть установлены важные обстоятельства, например, данные, оправдывающие заинтересованных лиц.

Несоблюдение  правила обоснованности является причиной повторных и дополнительных ревизий, бухгалтерских экспертиз, возврата материалов ревизии следственными органами.

Информация о работе Аудит основных средств