Аудит основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 06:24, курс лекций

Описание работы

Основной целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению основных средств нормативным актам, действующим в |РК в проверяемом периоде для того, чтобы сформировать мнение о достоверности финансовой отчетности во всех существенных аспектах.

Работа содержит 1 файл

Audit_Lektsii.docx

— 116.10 Кб (Скачать)

Этические нормы различных профессиональных организаций отличаются друг от друга по своей структуре и содержанию, но неизменными остаются основополагающие принципы:

  • независимости;
  • объективности;
  • внимательности;
  • конфиденциальности
  • профессиональной компетентности;

Независимость предполагает свободу аудитора от контроля и посторонних влияний. Он не должен подчиняться каким-либо властным структурам и у него не должно быть никаких личных интересов.

Объективность – это образ мышления, принимающий во внимание только факты, имеющие отношение к данному делу. Объективность предполагает интеллектуальную честность.

В соответствии с принципом внимательности аудиторы  при выполнении профессиональных услуг должны серьезно и внимательно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвержденные аудиторские стандарты, адекватно планировать свою работу и контролировать работу подчиненных специалистов.

В соответствии с принципом профессиональной компетенции достаточный профессиональный уровень оказываемых аудиторских услуг обеспечивается необходимой компетентностью аудитора, т.е. объемом знаний и навыков, достаточных для добросовестного и профессионального выполнения  принятого аудитором обязательства. Профессиональная компетентность аудитора основывается на общем и специальном высшем образовании, сдаче квалификационного экзамена, а также на опыте непрерывной практической работы по оказанию профессиональных  аудиторских услуг.

Одним из важней принципов аудиторской деятельности является принцип конфиденциальности. Аудитор не имеет право использовать конфиденциальную информацию для собственной выгоды или для выгоды третьих сторон, а также в ущерб интересам клиента.

Можно выделить и другие принципы аудита как:  научность, оперативность,  конкретность, подотчетность, суждение, ценность и т.д.

Этические нормы призваны  поднимать престиж аудиторской профессии. По мере роста самосознания аудиторов независимо от существующих правил каждый специалист должен определить для себя содержание понятия «профессиональное поведение».

 

 

      1. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОД АУДИТА

В общем виде метод (исследование – греч. сл.) представляет собой способ подхода к изучению реальной действительности, способ исследования различных явлений, путь научного познания к установлению истины.

Совокупность методов определяет методологию.

Общенаучная теория познания включает такие методические приемы, как:  анализ и синтез; индукцию и дидукцию,  аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, исторический метод, наблюдение, эксперимент, сравнение. (разд. Философии)

В процессе осуществления аудиторских процедур аудитор использует различные технические приемы и методы, которые в целом составляют методологию контроля. В специальной литературе авторы по разному подходят к вопросам классификации приемов и методов контроля, применяемых при внутреннем и внешнем аудите..

Методические приемы аудита – это специфические приемы, разработанные на основе достижений практики, а также развития экономических и юридических  наук. Существуют различные приемы, характерные для специалистов разных областей знаний, которыми могут пользоваться аудиторы, применяя их в зависимости от поставленной задачи. Знание специфики деятельности определенной организации в сочетании с приемами, выбранными правильно и в определенной  последовательности, позволяют аудиторам более эффективно проводить проверки.

Методические приемы проверки можно объединить в следующие  четыре группы:

  1. Расчетно-аналитические;
  2. Обобщения и реализация результатов контроля
  3. Методы документального контроля (документальные);
  4. Методы фактического контроля (органолептические).

Расчетно-аналитические приемы – это традиционные приемы экономического анализа (сравнение, группировка, цепные подстановки, балансовые увязки и т. д.); статистические  расчеты; экономико-математическое моделирование.

Обобщения и реализация результатов контроля включает:

  1. классификацию и  группировку недостатков хозяйственной деятельности по экономической однородности и в хронологической последовательности;
  2. составление ведомости выборочной инвентаризации ценностей, актов ревизии кассы, актов обследования мест хранения ценностей и др;
  3. составление таблиц, схем, графиков, ведомостей, машинограмм;
  4. систематизированная группировка результатов контроля;
  5. документирование результатов промежуточного контроля;
  6. аналитическая группировка, контроль за выполнением принятых решений и т.д.

Методы документального контроля:

  1. формальная проверка;
  2. арифметическая проверка;
  3. нормативная проверка;
  4. проверка на действительность хозяйственной операции;
  5. встречная проверка;
  6. взаимная сверка;
  7. контрольное сличение;

Методы фактического контроля. Фактический контроль представляет собой изучение фактического состояния проверяемых объектов по данным осмотра в натуре (обмера, взвешивания, пересчета, лабораторного анализа и др.)

К методическим приемам фактического контроля относятся:

  1. Инвентаризация;
  2. Осмотр (наблюдение);
  3. Обследование;
  4. Контрольный запуск сырья в производство;
  5. Лабораторный анализ качества товаров, сырья и готовой продукции;
  6. Экспертная оценка;
  7. Проверка объемов выполненных работ;
  8. Проверка соблюдения трудовой дисциплины и фактического использования рабочего времени;
  9. Контрольная покупка и др.

Рассмотрим некоторые из них:

Эффективность аудиторской работы во многом зависит не только от знания методов проверки, но и от правильного их сочетания в соответствии с поставленными задачами. Методы документальной проверки применяют не только в различном сочетании, но и  с различными методами фактического контроля, а также с логическим исследованием финансово-хозяйственных ситуаций.

Умелое применение методов на практике способствует достижению максимальных результатов в выполнении аудитором своих функций    

 

 

      1. ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА АУДИТА

Информационной базой аудита могут быть:

  • Первичные документы субъекта хозяйствования и третьих лиц;
  • Регистры бухгалтерского учета;
  • Результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности компании;
  • Результаты анализа на основе сопоставления одних документов или данных компании с другими, а также сопоставление документов или данных компании с документами и данными третьих лиц;
  • Результаты инвентаризации имущества компании;
  • Финансовая отчетность;
  • Материалы арбитражных или судебных дел;
  • Устные пояснения сотрудников компании и третьих лиц.

Согласно п.13 МСА 230 «аудитор должен принять соответствующие процедуры для соблюдения конфиденциальности и обеспечения сохранности рабочих документов и их хранения в течение необходимого периода времени, достаточного для удовлетворения потребностей практики, а также в соответствии с правовыми и профессиональными требованиями, предъявляемыми к хранению записей».

Данный  стандарт дает минимальный перечень сведений, который необходим для  отражения в рабочих документах аудитора. Рабочие документы должны содержать:

  • Информацию, касающуюся юридической и организационной структуры субъекта;
  • Извлечения из важных юридических документов, договоров и протоколов или копии таких документов;
  • Информацию от отрасли, экономической конъюнктуре и правовой базе, в условиях которых субъект  осуществляет свою деятельность;
  • Положения о бухгалтерской службе, системе внутреннего контроля на предприятии;
  • Доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, риска контроля и любых изменений этих оценок;
  • Доказательства, подтверждающие факт рассмотрения аудитором работы службы внутреннего аудита и сделанных выводов;
  • Анализ операций и сальдо счетов;
  • Анализ значимости коэффициентов и тенденций;
  • Описание характера, сроков и объема выполненных аудиторских процедур и результатов таких процедур;
  • Копии корреспонденции с другими аудиторами, экспертами и третьими сторонами;
  • Письма- представления, полученные от субъекта;
  • Копии финансовой отчетности и аудиторского отчета.

При возможности аудитор может использовать комплекты документов, подготовленные клиентом.

Для удобства в последующей работе  (при повторных проверках) архивные документы целесообразно разделять на два типа:

  • Документы постоянного архива;
  • Документы текущего архива.

В постоянный архив могут включаться следующие материалы (по разделам):

  • Данные об организации;
  • Протоколы  и материалы общих собраний и заседаний Совета директоров, правления;
  • Юридические документы постоянного характера;
  • Заключения по предшествующему аудиту;
  • Материалы по организации учета и внутреннего контроля;
  • Отчеты по ценным бумагам;
  • Анализы.

Постоянные  архивы должны все время обновляться  и не иметь бесполезных и устаревших материалов.

Текущая аудиторская папка заводится для отражения данных  запланированной работы, а также проделанной работе, включая: осуществляемые процедуры, проведенные тесты, собранную информацию, полученные выводы.

В текущих архивах хранятся все  рабочие документы, разрабатываемые, составляемые или    копируемые  в ходе аудита.

В текущий архив включаются по разделам:

  • План проведения аудита;
  • Проверяемая финансовая (налоговая и иная) отчетность;
  • Все рабочие документы, подшиваемые по счетам, в соответствии с планом счетов.

Все документы должны быть надежно закреплены в папках текущего и постоянного архива, на папках казано название аудиторской организации.

 

 

      1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ

Контроль  – это функция управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования объекта в соответствии с принятыми управленческими решениями, а также позволяющая выявить отклонения в намеченных целях и принимать при необходимости корректирующие меры.

Управленческая  деятельность эффективна лишь в тех  случаях, если выполнение принятого решения своевременно контролируется с целью установления законности и эффективности проводимых мероприятий. Контроль способствует соблюдению договорной и исполнительской дисциплины, требует от работников высокого профессионализма и компетентности.

Контроль  может осуществляться на разных уровнях:

- на уровне должностного лица;

- на уровне отдельного подразделения;

- на уровне предприятия;

- на уровне отрасли;

- на уровне региона;

- на уровне страны.

Цель контроля – это объективное изучение положения дел в определенных отраслях деятельности предприятия и выявление отрицательно сказывающихся факторов.

Перед контролем  стоят следующие основные задачи:

1. Укрепление законности и правопорядка, государственной и договорной  дисциплины.

2. Обеспечение сохранности принадлежащего  организации имущества,  денежных средств и т.д.

3. Достижение целевого, экономного  и рационального использования  всех  средств, находящихся в распоряжении организации.

4. Выявление и использование резервов  роста и повышения эффективности производства.

5. Выявление путей совершенствования работы субъектов хозяйствования.

 

      1. ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Информация о работе Аудит основных средств