Аудит основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 06:24, курс лекций

Описание работы

Основной целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению основных средств нормативным актам, действующим в |РК в проверяемом периоде для того, чтобы сформировать мнение о достоверности финансовой отчетности во всех существенных аспектах.

Работа содержит 1 файл

Audit_Lektsii.docx

— 116.10 Кб (Скачать)

Экономический или хозяйственный контроль означает распространение контрольной функции на область хозяйственных вопросов, в сферу экономики.

Экономический контроль – это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности.

Экономический контроль выполняет следующие функции: информационную, профилактическую, мобилизующую и воспитательную.

Информационная  функция заключается в том, что информация, полученная в результате экономического контроля, является основанием для принятия  соответствующих управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта.

Профилактическая  функция заключается в том, что экономический контроль призван не только выявить недостатки, хищения, злоупотребления, но и  способствует их устранению и недопущению в дальнейшей работе.

Мобилизующая  функция контроля заставляет субъекты хозяйствования  ответственно выполнять свои обязательства. Организации должны обеспечить рациональное и целевое использование всех своих средств и ресурсов, то есть мобилизовать все имеющиеся у нее ресурсы для достижения поставленной цели и эффективного ведения производства.

Воспитательная  функция контроля воспитывает у работников организации потребность неукоснительного соблюдения законности и четкого исполнения  своих обязанностей.

 

      1. КЛАССИФИКАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

 

Контроль  можно классифицировать по различным  признакам.

1. По видам контроль делится на государственный контроль, аудит и общественный контроль.

Государственный контроль осуществляют органы государственной  власти и управления и административные органы.

Аудит – независимый контроль за деятельностью организаций, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторскими фирмами.

Общественный  контроль осуществляется общественными  организациями.

2. По субъектам контрольной деятельности контроль подразделяется на ведомственный и вневедомственный контроль.

Ведомственный контроль за деятельностью организаций осуществляется вышестоящим органом по принципу административной подчиненности.

Вневедомственный  контроль предполагает осуществление  контрольных функций независимо от ведомственной подчиненности проверяемых организаций.

3. По характеру контрольных функций и сфере их применения выделяют правовой, экономический и производственно-технический контроль.

Правовой  контроль осуществляется в сфере  государственного управления и обеспечивает точное и неуклонное соблюдение законов всеми организациями и должностными лицами, его осуществляют в основном органы прокуратуры и суды.

Экономический контроль производится в сфере управления экономикой и включает в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный и статистический контроль.

Производственно-технический  контроль осуществляется в сфере производственного процесса и является способом оперативного регулирования  хода производства. Его обеспечивают отделы технического контроля,  диспетчерские службы и другие службы контроля и качества.

4. По времени осуществления контроль подразделяют на предварительный,   текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль применяется на стадии принятия управленческих  решений до начала совершения хозяйственных операций. Целью его является  предупреждение нарушений законности, нецелесообразного, неэффективного  использования хозяйственных средств и принятия необоснованных решений.

Текущий контроль осуществляется в ходе хозяйственных  операций. Его цель – оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений при выполнении производственных заданий, поиск и освоение внутрихозяйственных резервов роста эффективности производства.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций по истечении определенного отчетного периода. Цель данного вида контроля – установить правильность, законность и экономическую целесообразность произведенных хозяйственных операций, выявить факты бесхозяйственности и хищений. Эта форма контроля является самой распространенной и применяется в работе всех контролирующих органов.

5. По источникам проверки выделяют документальный и фактический  контроль.

Документальный  контроль заключается в проверке первичных документов,  бухгалтерских и оперативных регистров, статистической, бухгалтерской, оперативной отчетности. Целью его является выявление правильности,  достоверности, законности и экономической целесообразности документально  отраженных хозяйственных операций.

Фактический контроль предполагает проверку фактического состояния,  наличия и использования средств организации, осуществляемую путем  обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания.

6. По методам осуществления контроль подразделяется на ревизию, аудит, тематическую проверку, экономический анализ, обследование, расследование  (следствие) и хозяйственный спор.

Ревизия представляет собой документальную и фактическую проверку производственно-финансовой и коммерческой деятельности организаций за определенный период времени. Цель ревизии – получение достоверной и полной  информации о состоянии контролируемого объекта.

Аудит – это независимая проверка состояния  бухгалтерского учета и  отчетности. Цель аудита – проверить правильность ведения бухгалтерского  учета в соответствии с действующими нормативными положениями,  подтвердить достоверность показателей финансовой отчетности организации.

Тематическая  проверка организуется по отдельной, заранее  разработанной тематике (проверка сохранности  средств организации, обеспечение  сохранности  и использования оборудования и т.д.). Цель тематической проверки – получение данных, характеризующих состояние дел по изучаемой тематике и выявление не используемых в организации резервов.

Данный  способ контроля часто используется при наличии сигналов о тех  или  иных недостатках в хозяйственной деятельности организаций и отдельных  должностных лиц либо при необходимости специального изучения отдельных вопросов этой деятельности.

Экономический анализ – это способ контроля, позволяющий  выявить  влияние факторов на результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций. С помощью специальных приемов анализа количественно  измеряется величина факторов, положительно и отрицательно влияющих на результаты деятельности предприятия. Таким образом, анализ позволяет вскрыть неиспользуемые резервы роста эффективности производства.

Обследование  – ознакомление с состоянием контролируемого  объекта на месте. Оно организуется, например, для проверки состояния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда и т.д.

Расследование (следствие) представляет собой способ установления виновности должностных лиц в совершении тех или иных нарушений законности, связанных с присвоением собственности, бесхозяйственностью, должностными злоупотреблениями, и определения размера причиненного ими материального ущерба.

Хозяйственный спор – это способ установления соблюдения законности и обеспечения, законных прав организаций в хозяйственных взаимоотношениях. акие споры разрешаются в арбитражных судах.

 

 

      1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ, ТЕКУЩИЙ И ПОСЛЕДУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ

По времени проведения контрольных мероприятий существуют предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль предшествует совершению хозяйственной операции. С него начинается разделение обязанностей (фундамент контроля).

Важнейшие контрольные моменты, используемые на стадии принятия управленческого решения, сводятся к предупреждению незаконных действий отдельных должностных лиц, к пресечению нецелесообразных с экономической точки зрения операций по расходованию товарно-материальных  ценностей или денежных средств. Таким образом, предварительный контроль является профилактическим. С его помощью различные должностные лица проводят взаимную сверку целесообразности предстоящих расходов и предотвращают возможности осуществления таких хозяйственных операций, которые потенциально способны нанести ущерб хозяйственной системе.

Если компания имеет сильную структуру внутрихозяйственного контроля, то диапазон объектов предварительного контроля может быть достаточно широким (и наоборот).

Текущий контроль  (по другому, оперативный) – это тот контроль, который осуществляется в ходе совершения различных хозяйственных операций.  Те ошибки, просчеты и даже не выявленные предварительным контролем попытки злоупотребления, которые могут быть обнаружены проверяющим лицом в ходе текущего контроля, должны быть немедленно исправлены или устранены. При сильной структуре хозяйственного контроля объектами текущего контроля могут быть все хозяйственные операции.

Субъекты текущего контроля еще более разнообразны, чем предварительного. Каждый из вас, пересчитывает полученные деньги одновременно с проставлением своей подписи в расходном ордере или расчетно-платежной ведомости, тем самым, участвуя в осуществлении текущего контроля. Тем более эту функцию постоянно осуществляют  и должны осуществлять все должностные лица из состава управляющей системы в рамках их полномочий и рядовые сотрудники, занятые в управляемой системы.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций. Любые должностные лица и сотрудники компании, участвуя в той или иной хозяйственной операции  и оформляя соответствующие документы, хорошо осознают, что эти оправдательные документы и после совершения хозяйственной операции будут неоднократно проверены  другими лицами.

Разумеется, любая хозяйственная операция может быть подвергнута тщательному последующему контролю лишь потенциально. Обычно количество контрольных моментов по всей совокупности хозяйственных операций того или иного типа все-таки ограничено. Количество контрольных моментов, а также степень их тщательности каждый раз определяются  экономической целесообразностью исходя из соотношения затрат на осуществление таких контрольных моментов и потенциальных результатов проверки.

Среди субъектов последующего контроля различают финансовые и налоговые органы (включая налоговую полицию), органы валютного и таможенного контроля, банковско-кредитной системы и т.д. Но аудит (как внешний, так и внутренний) занимает особое место, поскольку, в отличие от выше перечисленных органов, аудиторы призваны контролировать не тот или иной особо обозначенный аспект деятельности организации, а результаты всей финансово-хозяйственной деятельности в целом. Для этого они должны справиться с огромным количеством учетно-аналитической и юридической документации, осуществить большое число контрольных процедур и проверок хозяйственных операций по существу. Таким образом, современный аудит можно определить как особую организационную форму контроля.

 

 

      1. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ ПРОВЕРЯЕТСЯ

Руководитель  ревизуемого предприятия обязан:

1) создавать необходимые условия  для работы ревизионной группы;

2) до окончания проверки или  ревизии принять меры к устранению выявленных нарушений;

3) обеспечить сбор специалистов, руководителей  подразделений и служб для обсуждения результатов ревизии и принять меры к устранению выявленных недостатков и к недопущению их в дальнейшем.

Должностные лица, служебная деятельность которых  проверяется, обязаны:

1) по требованию ревизора предъявить  для проверки документы, учетные регистры, бланки строгой отчетности, денежные средства и товарно-материальные ценности;

2) давать объяснения в устной  и письменной форме по вопросам, имеющим отношение к проводимой ревизии.

Должностные лица, служебная деятельность которых  проверяется, имеют право:

1) присутствовать при инвентаризации  вверенных им ценностей, контрольных запусках сырья и материалов в производство, контрольных обмерах, осмотрах складов и хранящихся в них материальных ценностей;

2) знакомиться с актами ревизий  и проверок, относящихся к их  служебной деятельности, и представлять в письменной форме объяснения и возражения по ним;

3) знакомиться со всеми документами  и отчетами, послужившими основанием для выводов о допущенных ими недостатками в работе, а также с произведенными расчетами сумм подлежащего возмещению материального ущерба;

4) предоставлять ревизору подлинные документы и другие материалы в оправдание своих действий.

Должностные лица несут ответственность:

1) за преднамеренное искажение  фактов и обстоятельств;

2) за невыполнение требований ревизора  о представлении для проверки материальных ресурсов, документов, учетных регистров, отчетов и объяснений.

Ответственность должностных лиц определяется должностными инструкциями, разработанными на основании типовых должностных инструкций и утвержденными руководителем организации.

 

      1. ПРИЕМЫ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Основными приемами документального контроля являются следующие виды проверки: формальная; логическая; арифметическая; нормативно-правовая; встречная проверка документов; взаимный контроль; контрольные сличения; проверка правильности корреспонденции счетов; проверка регистров бухгалтерского учета; исследование неофициальных материалов; исследование и проверка объяснительных записок, полученных в процессе ревизии.

Информация о работе Аудит основных средств