Аудит денежных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 15:00, дипломная работа

Описание работы

Для осуществления финансово - хозяйственной деятельности организации располагают определенными оборотными активами в виде материально-производственных запасов, денежных средств и средств в расчетах.
Денежные средства - это финансовые ресурсы организации. Они используются для приобретения различных предметов и средств труда, для оплаты труда работников организации и услуг сторонних организаций, а также для уплаты налогов, сборов, отчислений в социальные фонды, на погашение кредитов и займов, выплаты дивидендов учредителям организации и на другие цели.
Все хозяйствующие субъекты хранят свои денежные средства на счетах в соответствующих учреждениях банков. Платежи по обязательствам других субъектов проводятся, как правило, в порядке безналичных расчетов через эти учреждения банков. Наличные расчеты производятся в случаях и пределах, установленных нормативными документами, и осуществляются с персоналом по оплате труда, с подотчетными лицами, депонентами, дебиторами и кредиторами - по платежам, которые в соответствии с действующими законоположениями могут не проводиться через учреждения банков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 5
1.1 Особенности учета кассовых операций 5
1.2. Особенности учета денежных средств на расчетном счете 18
1.3. Особенности учета валютных операций 24
1.4. Применение информационных технологий при учете денежных средств 31
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 38
2.1. Основные понятия и методики проведения аудита 38
2.2. Методика аудиторской проверки учета денежных средств 46

Работа содержит 1 файл

Учет ДС. Дор. от 8.11.doc

— 1.28 Мб (Скачать)

     Наиболее важными понятиями аудита, знание которых необходимо пользователям аудита (заказчикам), в частности являются :

- заключение аудитора (или аудиторское заключение);

- существенность и уровень существенности;

- риск (аудиторский риск);

- аудиторская выборка (выборочный аудит);

- аудиторские доказательства;

- аудиторские процедуры;

- система внутреннего контроля.

     Аудиторское заключение.

     Как следует из международных стандартов аудита и Федерального закона "Об аудиторской деятельности", аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

     При этом свое мнение аудитор выражает не произвольным образом, а в официальном документе - заключении аудитора, содержание и форма которого установлены действующими нормативными актами и правилами аудиторской деятельности в РФ.

     Заключение аудитора предназначено для пользователей бухгалтерской отчетности проверяемого предприятия - юридических и физических лиц, органов государственной (местной) власти и управления. 

     Заключение аудитора может быть нескольких видов:

- безусловно-положительное;

- условно-положительное;

- отрицательное;

- отказ от составления заключения. 

     В безусловно-положительном заключении аудитор выражает мнение, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта достоверно отражает его финансовое положение, а совершенные им финансовые и хозяйственные операции в основном соответствуют действующим в РФ нормативным актам. Безусловно-положительное заключение составляется в том случае, если аудитор, по крайней мере, убежден в том, что:

- бухгалтерская отчетность проверяемого субъекта не содержит существен-ных ошибок, искажений, неточностей;

- бухгалтерский учет соответствует установленным принципам, требованиям, а также учетной политике предприятия;

- в пояснительной записке и приложениях достаточно полно раскрыты все вопросы, имеющие отношение к бухгалтерской отчетности;

- данные бухгалтерской отчетности не противоречат сведениям о проверяе-мом субъекте, ставшими аудитору известными из других источников.

     Условно-положительное заключение аудитора (заключение с оговорками) составляется в случае, если аудитор считает, что безусловно-положительное заключение не может быть составлено, но препятствующие этому факторы не настолько существенны, чтобы составить отрицательное заключение; либо если аудитор читает, что выявленные факторы, препятствующие составлению безусловно-положительного заключения, существенны, но влияние их на достоверность бухгалтерской отчетности устранимо введением оговорки (ограничения) в заключение. В условно-положительном заключении аудитор подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности организации, но с определенными оговорками, ограничениями.

     Отрицательное заключение составляется в случае, если аудитор полагает, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта содержит существенные искажения, а также если в ходе проверки были выявлены существенные нарушения действующих нормативных актов при осуществлении и отражении в учете финансовых и хозяйственных операций. В отрицательном заключении аудитор выражает мнение о том, что он не может с полной уверенностью подтвердить достоверность бухгалтерской отчетности.  

     В заключении с отказом от его составления аудитор указывает, что он не в состоянии выразить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности, т. е. не может составить ни безусловно-положительное, ни условно-положительное, ни отрицательное заключение. Отказ от составления заключения может быть обусловлен, например, тем, что аудитор ограничен в доступе к информации, вследствие чего не может сформировать мнение. 

     Существенность  

     Как видим, вид заключения (безусловное, условное, отрицательное) в значительной мере зависит от уверенности аудитора в том, содержит или нет бухгалтерская отчетность организации существенные искажения. Поэтому очень важно уяснить, какие ошибки, искажения, неточности, допущенные проверяемым субъектом, являются существенными, а какие - нет.  

     Существенность - качественная мера, это свойство информации, которое делает ее способной влиять на экономические решения квалифицированного пользователя бухгалтерской отчетностью. Существенным признается такое искажение информации, которое превышает уровень существенности. Если существенность - качественное понятие, то уровень существенности - количественная мера. Под уровнем существенности понимают такое предельное искажение бухгалтерской отчетности, начиная с которого квалифицированный пользователь этой отчетности не сможет на ее основе сделать правильные выводы и принять обоснованные экономические решения.

     Уровень существенности рассчитывается аудитором перед началом каждой аудиторской проверки на основе утвержденной руководителем методики (внутрифирменного стандарта).  

     Аудиторский риск. 

     Уверенность аудитора в надежности выражаемого мнения о достоверности бухгалтерской отчетности даже в безусловно-положительном заключении не может быть абсолютной ввиду ряда факторов, ограничивающих полноту и адекватность оценок, осуществляемых аудитором. К таким факторам прежде всего следует отнести:

- ограниченность аудита временными ресурсами и соответственно объемом проверочных процедур;

- которые ограничены условиями договора и экономическими соображе-

ниями;

- неоднозначность толкования некоторых норм, установленных действую-щим законодательством;

- наличие субъективных моментов в интерпретации некоторых фактов хозяй-ственной деятельности, порядке составления бухгалтерской отчетности, а также в оценке ее достоверности.  

     Перечисленные факторы ограничивают уверенность аудитора в надежности составленного им заключения и заставляют его высказывать свое мнение не со стопроцентной гарантией, а с приемлемым риском. 

     Риск присутствует в любой предпринимательской деятельности, в том числе и в аудиторской. Поскольку основным результатом деятельности аудитора является его мнение о достоверности бухгалтерской отчетности, выраженное в заключении, то аудиторский риск связан с тем, что это мнение может оказаться ошибочным. Таким образом, аудиторский риск - это вероятность признания аудитором бухгалтерской отчетности достоверной, в то время как она содержит не выявленные существенные ошибки (либо вероятность признания аудитором бухгалтерской отчетности недостоверной, в то время как она существенных ошибок не содержит). Аудиторский риск зависит как от факторов, присущих проверяемому экономическому субъекту, так и от факторов, присущих аудиторской фирме. 

     Выборочный аудит 

     Вследствие необходимости проведения аудита в рамках определенных временных и экономических ограничений, аудит, как правило, проводится выборочно. Выборочность проведения аудита означает, что в подавляющем большинстве случаев аудитор проверяет не всю документацию субъекта, а только выборку из нее, то есть часть документов, отобранных по определенным правилам. 

     Таким образом, под выборкой в аудите понимают совокупность определенным образом отобранных документов, проверка которых позволяет аудитору сделать вывод о достоверности всей документации. Сплошная аудиторская проверка проводится в крайних случаях, когда при ведении бухгалтерского учета организацией допущены систематические ошибки и нарушения требований нормативных документов, данное обстоятельство как правило оговаривается в договоре на проведение аудита, при этом стоимость сплошного аудита значительно выше, чем при проведении выборочного аудита.

     Аудиторские доказательства. 

     Выводы о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор делает на основе анализа информации, полученной в ходе проверки из различных источников. Таким образом, аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении аудиторской проверки, а также результаты ее анализа, на которых основывается мнение аудитора.  

     К аудиторским доказательства, в частности, относятся:

- первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой составления бухгалтерской отчетности;

- письменные разъяснения уполномоченных сотрудников проверяемой организации;

- информация, полученная из различных источников, в том числе от третьих лиц.  

     Аудиторские доказательства получают в результате выполнения аудитором комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. 

     Аудиторские процедуры 

     Для получения необходимых аудиторских доказательств аудитор в ходе проверки конкретного участка бухгалтерского учета осуществляет определенные действия или совокупности действий (просматривает документы, сравнивает их, производит подсчеты, опрашивает работников и т. д.). Эти действия, осуществляемые аудитором в определенном порядке, называются аудиторскими процедурами. 

     В зависимости от характера действий, осуществляемых аудитором, различают следующие процедуры:

- инспектирование (проверка записей, документов, материальных активов);

- наблюдение (отслеживание процесса или процедуры, выполняемой в ходе хозяйственных операций или контрольных функций);

- запрос (получение информации по различным вопросам деятельности);

- подтверждение (получение письменного ответа третьих лиц относительно информации, содержащейся в бухгалтерских записях);

- пересчет (проверка арифметических расчетов);

- аналитические процедуры (анализ и оценка полученной информации с целью выявления ошибок и искажений).  

     Система внутреннего контроля. 

     Под системой внутреннего контроля понимается существующая в каждой организации совокупность организационных мероприятий, процедур и средств контроля, направленных на сохранность имущества и получения руководством организации достоверной информации о имущественном положении и результатах производственной деятельности.

     Хорошо организованная система внутреннего контроля должна обеспечивать:

- соблюдение требований законодательства РФ при осуществлении хозяй-ственных и финансовых операций;

- исполнительскую дисциплину на всех уровнях управленческой структуры организации;

- своевременность, правильность и полноту оформления бухгалтерских документов и составления бухгалтерской отчетности;

- предотвращение и выявление ошибок и нарушений;

- сохранность активов организации. 

     Все элементы системы внутреннего контроля в организации подразделяются на две группы:

- надлежащую систему бухгалтерского учета;

- средства контроля.

     В настоящее время можно выделить 4 основных подхода к созданию методик аудита:

- бухгалтерский; юридический; специальный; отраслевой.  

     Бухгалтерский подход является традиционным. Он заключается в разработке методик проверки по различным разделам бухучета, например, аудит кассовых операций, аудит расчетов с персоналом по оплате труда и т.д. Методики аудиторской проверки по счетам бухучета в том или ином наборе выступают составными частями каждой аудиторской проверки. В правилах (стандартах) аудиторской деятельности они называются методиками проверки оборотов и сальдо по счетам бухучета.

     Юридический подход включает в себя разработку методик проверки различных вопросов с юридической точки зрения. В некоторых аспектах такие методики пересекаются с бухгалтерскими, но подразумевают более глубокое изучение правовой стороны отражения хозяйственной деятельности предприятия в учете. К таким методикам можно отнести методику аудита уставного капитала, включающую экспертизу правильности и полноты формирования уставного капитала, а также порядок проверки правильности отражения в учете расчетов с учредителями.

Информация о работе Аудит денежных средств