Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 15:00, дипломная работа
Для осуществления финансово - хозяйственной деятельности организации располагают определенными оборотными активами в виде материально-производственных запасов, денежных средств и средств в расчетах.
Денежные средства - это финансовые ресурсы организации. Они используются для приобретения различных предметов и средств труда, для оплаты труда работников организации и услуг сторонних организаций, а также для уплаты налогов, сборов, отчислений в социальные фонды, на погашение кредитов и займов, выплаты дивидендов учредителям организации и на другие цели.
Все хозяйствующие субъекты хранят свои денежные средства на счетах в соответствующих учреждениях банков. Платежи по обязательствам других субъектов проводятся, как правило, в порядке безналичных расчетов через эти учреждения банков. Наличные расчеты производятся в случаях и пределах, установленных нормативными документами, и осуществляются с персоналом по оплате труда, с подотчетными лицами, депонентами, дебиторами и кредиторами - по платежам, которые в соответствии с действующими законоположениями могут не проводиться через учреждения банков.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 5
1.1 Особенности учета кассовых операций 5
1.2. Особенности учета денежных средств на расчетном счете 18
1.3. Особенности учета валютных операций 24
1.4. Применение информационных технологий при учете денежных средств 31
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 38
2.1. Основные понятия и методики проведения аудита 38
2.2. Методика аудиторской проверки учета денежных средств 46
Использование наличной выручки. Расходование наличной выручки согласовывается с банком и ограничено конкретным перечнем расходов на выплату зарплаты, пособий, премий, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения, командировочные расходы, хозяйственные нужды. Внесение наличных денег из кассы организации на банковские счета других организаций и физических лиц не допускается.
Соблюдение предельного размера расчетов наличными между юридическими лицами. Согласно указанию Центрального Банка Российской Федерации «Об установлении предельного размера расчетов между юридическими лицами» данный предел составляет 100 000 рублей по одной сделке. То есть по договорам, стоимость которых больше указанной суммы, расчеты наличными деньгами запрещены. Ограничение распространяется на расчеты между: юридическими лицами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, индивидуальными предпринимателя-ми в рамках одного договора.
Применение
контрольно-кассовой техники. При продаже
товаров, работ, услуг за наличный расчет
(или при оплате пластиковыми картами)
в установленных случаях должна применяться
контрольно-кассовая техника, включенная
в Государственный Реестр.
Хозяйственные связи - необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции, Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое -- их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком
С момента создания предприятия у него появляются денежные средства: вначале -- перечисленные на расчетный счет предприятия его учредителями, затем -- полученные от клиентов за проданные товары или оказанные услуги.
В соответствии с п.1 ст.140 Гражданского кодекса Российской Федерации законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации является рубль.
Согласно п. 2 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.
Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются:
- своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
- оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;
- контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;
- контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;
- контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
- своевременная сверка расчетов с дебиторами и кредиторами.
Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и открытых особых счетах, чековых книжках и т. д.
Текущие счета открывают организациям, не обладающим признаками, дающими возможность открыть расчетный счет: производственным (структурным) единицам производственных и научно-производственных объединений; другим хозрасчетным подразделениям организаций, расположенным вне их местонахождения; кооперативам по месту нахождения их филиалов и др.
Согласно главе 4 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» дли открытия расчетного счета юридическому лицу -- резиденту в банк предоставляются:
а) свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
б) учредительные документы юридического лица.
Юридические лица, действующие на основе типового устава, утвержденные Правительством Российской Федерации; действующие на основе типовых положений об организациях и учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и разрабатываемых на их основе уставов; действующие на основе типового положения и устава, представляют указанные документы.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления представляют законодательные и иные нормативные правовые акты, принимаемые в установленном законодательством
Российской Федерации порядке решения об их создании и правовом статусе;
в) лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу в установленном законодательством Российской Федерации порядке на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, в случае если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор банковского счета соответствующего вида;
г) карточка;
д) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, а в случае когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;
е) документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;
ж) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды.
В Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации указаны традиционные и часто применяемые на практике формы расчетных документов (рис. 1).
Первичные документы для оформления банковских операций |
1 Платежное поручение |
2Аккредитив |
3 Чек |
4 Платежное требование |
5 Инкассовое поручение |
Рисунок1.
Формы расчетных документов
Платежные поручения -- распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную сумму на счет получателя средств, открытый в другом банке.
Чек -- ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной суммы чекодателю.
Аккредитивы -- условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи.
Платежные требования и инкассовые поручения -- документы для осуществления расчетов по инкассо (банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании данных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа).
Организации как участники расчетов самостоятельно определяют формы указанных документов (с обязательными реквизитами). Организации при совершении операций руководствуются Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Центральным Банком Российской Федерации 3 октября 2002 г. № 2-П .
Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платежных требований) или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков).
Исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, суда или финансовых органов. В бесспорном порядке со счетов организации списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам.
В безакцептном порядке оплачивают счета энерго-, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций.
При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.
В соответствии со ст. 855 Гражданского Кодекса Российской Федерации при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:
- в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
- во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
- в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;
- в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
- в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
- в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетных счетах, учитывают на синтетическом счете 51 «Расчетные счета». В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит -- уменьшение денежных средств на расчетном счете. Основанием для записей по расчетному счету служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами.
Учет операций по расчетному счету ведется на счете 51 «Расчетные счета», по дебету которого отражается поступление денежных средств, а по кредиту -- их выбытие (перечисление, снятие).
Основанием для отражения операций по счету 51«Расчетные счета» являются выписки с этого счета, которые банк выдает организации ежедневно или в другие сроки, установленные по соглашению с организацией; банк выдает выписки из расчетного счета с приложением оправдательных документов. Выписка является копией (вторым экземпляром) лицевого счета, который банк ведет по расчетному счету организации. В выписке указывают начальный и конечный остатки на расчетном счете и суммы операций, отраженных на расчетном счете. Бухгалтерия проверяет правильность сумм, указанных в выписке, и при обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.
Приведем несколько примеров бухгалтерского учета операций по расчетному счету.