Анализ обьема производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основной задачей ООО «Ламифор» является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Основными задачами курсовой работы являются оценка динамики основных показателей объема, структуры и качества продукции, определение влияния факторов на изменение величины этих показателей, выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции, разработка мероприятий по освоению внутрихозяйственных резервов.
Объектами курсовой работы являются объем производства и реализации продукции как в целом, так и по ассортименту и качество товарной продукции.
Предметом изучения является величина объема производства и реализации продукции. Так как от величины объема производства от величины объема реализации зависят результаты финансово - хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….5
1 Теоретическое содержание анализа объема производства и реализации продукции………………………………………………………………………………6
1.1 Категории продукции……………………………………………………6
1.2 Анализ производства продукции……………………………………….9
1.3 Анализ производительности……………………………………………12
1.4 Анализ комплектности и ритмичности производства……………….15
1.5 Анализ брака…………………………………………………………….17
1.6 Производство и реализация…………………………………………….18
1.7 Анализ реализации продукции предприятием………………………...20
1.8 Анализ структуры доходов предприятия………………………………22
2 Анализ показателей объема производства и реализации продукции ООО «Ламифор»…………………………………………………………………………….25
2.1 Анализ показателей объема производства продукции……………….25
2.2 Анализ показателей реализации продукции………………………….28
Заключение………………………………………………………………………..30
Список использованных источников……………………………………………31

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Успешная, ритмичная работа хозяйствующего субъекта предполагает, что в целом по не очень коротким для данного предприятия периодам времени (например, по кварталам) объемы производства и реализации целого предприятия примерно совпадают. Однако внутри этих периодов это часто бывает не так. И тогда динамика производства и реализации продукции оказывается различной. Например, при производстве нового товара, когда рынок и потребители еще «не привыкли» к нему, объемы производства могут существенно превышать его реализацию, по мере того как спрос формируется, темпы роста выручки начинают расти быст­рее, и динамика производства и продаж сравнивается. В таком случае, чтобы избежать неправильных выводов, следует принимать во внимание и особенности жизненного цикла производимой про­дукции.

Прямо противоположной динамика производства и реализации может оказаться лишь случайно и в течение коротких промежутков времени. Ведь падение производства при росте реализации очень быстро приведет к падению и реализации тоже, поскольку реализовывать станет нечего. Падение же реализации, в свою очередь, неблагоприятно повлияет на производство из-за нехватки оборотных средств. Поэтому обычно далеко идущих последствий у такой инверсии не бывает. Производство почти никогда не отстает от реализации. Показателем соответствия темпов производства и реализации может служить коэффициент реализации, равный отношению величин реализованной и товарной продукции за определенный период времени.

Чем ближе значение коэффициента реализации к единице и чем устой­чивее эта тенденция, тем более синхронно и ритмично действуют сбыто­вая и производственная подсистемы предприятия. Обеспечение постоян­ного сбыта продукции является свидетельством успешной деятельности маркетинговых подразделений предприятия.

Если в соответствии с учетной политикой предприятия реализованной считается лишь оплаченная, а не отгруженная продукция, то равенство (или близость) коэффициента реализации единице будет свидетельство­вать об эффективной работе не только сбытовых служб, но и финансовых подразделений, ответственных за работу с дебиторами.

Проблемы несоответствия темпов производства и реализации могут возникнуть и при анализе объемов производства и реализации в разрезе структурных подразделений предприятия. Например, перед постановкой цеха на плановый ремонт объемы производства могут сильно возрасти, если было решено сделать некоторое количество готовой продукции «про запас». Анализ покажет, что за скачком производства, продолжавшимся несколько недель, последовало несколько недель «простоя», после чего -новый всплеск производства. При этом если запас готовой продукции оказался достаточным, динамика реализации осталась приблизительно той же, что и в предыдущие месяцы, показывая лишь небольшой спад с некоторым запозданием.

Как уже отмечалось, что целью анализа объема производства продукции является определение степени выполнения производственных заданий и бюджетов как необходимое условие для успешной реализации продукции. Наибольшее аналитическое значение имеют производственные показатели не для предприятия в целом, а в разбивке по отдельным подразделениям и видам продукции [5, с 312].

 

1.7    Анализ реализации продукции предприятием

Поскольку объем реализации - это конечный результат деятельности предприятия как производственного комплекса, анализ выручки проводят как по предприятию в целом, так и в разрезе его структурных подразделений или видов продукции, а также по его обособленным хозяйственным единицам, ведущим самостоятельную производственную деятельность (цехам, филиалам). Разумеется, такой анализ имеет смысл только в случае, когда в финансовых потоках всего предприятия можно вычленить выручку конкретного подразделения, а также, если величина этой выручки существенна для предприятия в целом. Как и при анализе производства продукции, анализ выручки потребует существенных затрат времени сотрудников как аналитических служб, так и линейных подразделений, поэтому его можно считать оправданным лишь в той мере, в какой он дает полезную информацию для определения перспектив предприятия и отдельных подразделений.

Разумеется, все не так просто в случае, когда предприятие выпускает сложную, уникальную или очень дорогостоящую продукцию, выполняя в течение квартала или года ограниченное количество крупных заказов. Для таких предприятий говорить о динамике реализации продукции достаточно сложно, поскольку выручка не представляет собой постоянного потока, а выполнение каждого заказа дает существенный вклад в общий объем реализации.

Инструментом анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта является бухгалтерская отчетность. И первое, что следует выяснить, приступая к анализу реализации, - это принцип регистрации выручки. В практике российского бухгалтерского учета есть два основных способа регистрации выручки - реализация признается на момент оплаты или на момент отгрузки продукции. Использование этих двух методов имеет свои «плюсы» и «минусы». Для аналитика принципиально другое: поскольку стандартная практика хозяйственных отношений в рыночных условиях предусматривает предоставление покупателям и потребителям отсрочек оплаты, выбор способа отражения выручки повлияет на ее динамику. Особенно заметно это влияние будет у тех предприятий, где поток денежных поступлений неоднороден, выручка поступает крупными суммами, через неодинаковые (а чаще всего - и неопределенные) промежутки времени. Понятно, что графики реализации, учтенной по оплате и по отгрузке, при предоставлении отсрочек покупателям будут смещены друг относительно друга по времени на срок, равный продолжительности этих отсрочек. Очень часто предприятия придерживаются определенной, одинаковой почти для всех покупателей политики в отношении оплаты отгруженной продукции. Если такая практика принята на предприятии, выпускающем стандартную массовую продукцию, то разрыв между от­грузкой и оплатой при нормальном положении дел на предприятии дол­жен быть примерно равен продолжительности обычной отсрочки. Увели­чение этого разрыва свидетельствует о том, что покупатели продукции предприятия не соблюдают договорных отношений и задерживают оплату полученной продукции. Это неблагоприятный знак; финан­совому руководству предприятия в этом случае следует больше внимания уделять работе с дебиторами и более тщательно отслеживать выполнение контрактов, применяя, если это необходимо, к провинившимся должни­кам штрафные санкции.

Если сравнивать динамику производства и реализации продукции, то, очевидно, что даже при признании выручки по отгрузке между графиками будет наблюдаться неполное совпадение. Между производством и отгрузкой потребителям на подавляющем большинстве предприятий проходит какой-то срок: для пищевой промышленности в силу особенностей самой продукции он небольшой и исчисляется днями, реже - неделями, для продукции других отраслей «складской» период может оказаться су­щественно дольше. Если же учетная политика предприятия предусматри­вает признание выручки по оплате, тогда разрыв между производством и реализацией становится еще больше.

 

1.8    Анализ структуры доходов предприятия

 

При анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия сле­дует разделять понятия «выручка» и «доход». Под выручкой в российском бухгалтерском законодательстве понимается выручка от реализации го­товой продукции (работ, услуг), от продажи товаров и т. п.. для определения фи­нансовых результатов от реализации исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

При этом помимо выручки предприятие может иметь и прочие доходы: от реализации основных средств, сдачи в аренду своего имущества, в том числе недвижимого, дивиденды и другие доходы от финансовых вложений и т.п.; а также внереализационные доходы - списанная ранее и взысканная в данном периоде безнадежная задолженность, штрафы, пени, неустойки, курсовые разницы по операциям в иностранной валюте и т.д. К внереализационным эти виды доходов относят постольку, поскольку они не являются регулярными и «нормальными» для деятельности данного предприятия. Вместе с выручкой от реализации внереализационные доходы формируют показатель валовой ручки.

Доля доходов разных видов, в том числе внереализационных, в o6щей сумме валовой выручки предприятия может быть достаточно большой, а в отдельных случаях - даже превышать выручку от реализации. Поэтому самую полную картину финансово-хозяйственной деятельности предприятия даст анализ всех его доходов.

В подавляющем большинстве случаев выручка от реализации товаров (работ, услуг), т.е. доходы от основной деятельности, являются преобладающими в структуре доходов предприятий. Если это не так, требуется более глубокий анализ причин того,  почему так произошло, особенно в случаях, когда такая ситуация наблюдается в течение ряда последовательных периодов.

Аномально высокая доля финансовых доходов (от совместной деятельности и от деятельности дочерних организаций) может свидетельствовать, в частности, о том, что предприятие, даже являясь формально производственным, существует лишь как своего рода «оболочка» для других фирм.                                                                               

Такую ситуацию, однако, нельзя признать типичной. Вряд ли она встретится при анализе хозяйствующих субъектов, ведущих активную производственную деятельность. У таких предприятий высокая доля внереализационных доходов может наблюдаться, например, в тот период, когда предприятие, выиграв крупный судебный процесс, получило большую сумму в качестве неустойки или штрафов за невыполнение обязательств от своих контрагентов.

Особое внимание аналитика должны привлечь факты увеличивающей­ся или стабильно высокой доли доходов от реализации имущества пред­приятия. Уменьшение производственных фондов ставит под угрозу нор­мальное функционирование хозяйствующего субъекта, поэтому является тревожным сигналом. Если же распродажа имущества осуществляется систематически, это может привести к полному прекращению производ­ственной деятельности или банкротству.

Высокая доля доходов от реализации основных средств в общей структуре доходов предприятия должна насторожить стороннего аналити­ка еще по одной причине. Возможно, распродажа высоколиквидных акти­вов является свидетельством намерений собственников или управляющих предприятия прекратить его деятельность или провести серьезную реструктуризацию со сменой основных направлений деятельности. Сами по себе такие намерения не являются чем-то отрицательным, наоборот, в отдельных случаях только проведенная вовремя реструктуризация позволяет предприятию избежать банкротства, однако наличие экстраординар­ных доходов требует дальнейшего серьезного анализа [7, с 204].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ показателей объема производства и реализации продукции ООО «Ламифор»

 

2.1 Анализ показателей объема производства продукции

 

         Таблица 1 – Анализ категорий выпуска продукции

Показатели

Условные обозначения

На начало периода, тыс. руб.

На конец периода, тыс. руб.

Отклонение

+/-

%

Готовая продукция

ГП

1834

2192

358

19,52

Полуфабрикат

ПФ

1123

458

-665

59,22

Полуфабрикаты на сторону

ПФС

68

203

135

198,53

Внутрицеховое незавершенное производство

ВЦНП

956

958

2

0,20

Инструменты, приспособления и работы, реализуемые на сторону

ИПРС

202

301

99

49,01

Товарная продукция

ТП=ГП+ПФ+ ИПРС

3159

2951

-208

6,58

Незавершенное производство

НП

2350

1958

-392

16,60

Валовая продукция

ВП

5509

4909

-600

0,11

Валовой оборот

ВО

5658

5554

-104

1,84

 

Различают также валовую продукцию нетто и валовую продукцию брутто:

ВП нетто = ГП + (ПФ2 – ПФ1) + ПФС + ИПРС = 2192 + (458 – 1123) + 203 + 301 =  2031 тыс. руб.                         

  ВП брутто = ГП+ (НП2 – НП1) + ПФС + ИПРС = 2192 + (1958-2350) + 203+ 301 = 2304 тыс. руб.

ВПбрутто больше ВПнетто, так как  данный показатель считается с учетом внутрицехового незавершенного производства.

ВО нетто = ВП нетто + ПФП = 2031 + 149 = 2180 тыс. руб.

ВО брутто = ВП брутто + ПФП = 2304 + 645 = 2949 тыс. руб.

Как видно из таблицы 1, валовая продукция предприятия на конец периода уменьшилась на 0,11 % за счет того, что в первую очередь уменьшился выпуск товарной продукции (на 0,58%). А если уменьшается валовая продукция, то уменьшается и валовой оборот (на 1,84%).

Анализ производства продукции:

Для анализа натуральных показателей выполнения плановых заданий вводится условная единица количества и коэффициенты пересчета выпуска изделий разного вида в условные штуки.

Таблица 2 – Анализ выполнения предприятием плана за первый квартал 2010 год

Вид изделий

Индекс цен

План,

тыс. руб.

Фактическое выполнение, тыс. руб.

% выполнения плана

в текущих ценах

в сопоставимых ценах

А

1,60

534,68

568,72

106,37

66,48

Б

1,20

318,50

390,69

110,11

102,22

В

1,10

386,72

471,18

106,32

110,76

Информация о работе Анализ обьема производства и реализации продукции