Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 09:33, курсовая работа
Перемены, происходящие в экономике Республики Беларусь, в связи экономическим кризисом, предполагают существенные изменения во взаимоотношениях банков с субъектами хозяйствования - предприятиями, организациями, другими банками. Банки как коммерческие организации, основными операциями которых являются кредитование, расчетные, депозитные, кассовые и другие операции, несут при их проведении самые разнообразные риски, которые в первую очередь связаны с невозвращением выданного кредита, неуплатой процентов по ссуде, риски расчетные, валютные, процентных ставок и т.п. Высокая рискованность банковских операций главным образом связана с условиями и результатами деятельности его клиентов.
Показатели оборачиваемости капитала, относящиеся ко второй группе, отражают качество оборотных активов и могут использоваться для оценки роста Кпокр. Например, при увеличении значения этого коэффициента за счет роста запасов и одновременном замедлении их оборачиваемости нельзя делать вывод о повышении кредитоспособности заемщика.
Коэффициент
привлечения (Кпривл.) образуют третью
группу оценочных показателей. Они
рассчитывается как отношения всех
долговых обязательств к общей сумме
активов или к основному
С третьей группой показателей тесно связаны показатели четвертой группы, характеризующие прибыльность фирмы. К ним относятся норма; доходности, доля прибыли в доходах, норма прибыли на акцию. Если растет зависимость фирмы от заемных средств, то снижение кредитоспособности, оцениваемой на основе Кпривл., может компенсироваться ростом прибыльности.
Таким образом, все названные показатели взаимосвязаны и образуют единую систему. Кроме основных показателей для оценки кредитоспособности фирмы могут использовать дополнительные. Например, показатели обеспеченности собственным капиталом, рентабельность. Данный вид расчетов почти полностью совпадает с методикой определения кредитоспособности в РБ.
Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческими банками включает три блока:
1) оценка предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности
2)
оценка кредитоспособности
3)
использование для оценки
На основе счета результатов деятельности определяются следующие показатели:
Валовой коммерческий доход (ВД), который определяется: выручка о реализации минус стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей и готовых изделий [4, c.20].
Добавленная стоимость (ДС), который определяют как: ВД минус эксплуатационные расходы (административные, на субподрядчиков).
Валовой эксплуатационный доход (ВЗД), который определяется как: ДС минус расходы на зарплату, минус налоги на зарплату, минус оплата отпусков.
Валовой эксплуатационный результат (ВЭР), который рассчитывается: ВЭР минус прибыль, распределяемая между работниками предприятия, и минус налоги на прибыль.
Прибыль, которая может быть использована для самофинансирования (СФ), а также рассчитывает чистая прибыль: СФ плюс или минус случайные доходы (расходы) минус амортизация недвижимости.
Баланс
и другие формы отчетности используются,
во - первых, для оценки соотношения
сальдовых показателей и, во - вторых,
для расчета коэффициентов
Показатели состояния денежной наличности оцениваются с учетом уровня развития предприятия, его рентабельности и качества потребности в оборотных средствах. Последнее излучается на основе показателей скорости оборота остатков сырья и готовой продукции на складе, а также сроков расчетов с поставщиками.
В качестве одного из вариантов частной методики оценки кредитоспособности клиента коммерческим банком можно привести методику банка Credit Lione. Эта методика построена на оборотных данных клиента, содержащихся в счете результатов. Методика представляет собой систему оценки, построенную на пяти коэффициентах:
Каждый из показателей оценивается в пределах четырех балов, определяется общий итог в баллах. К этому итогу добавляются литеры А, Б, С и Д в зависимости от достаточности собственного капитала. Достаточность оценивается на основе соотношения собственного капитала и добавленной стоимости. Норма указанного соотношения - 20%. Сумма баллов и литер определяют уровень кредитоспособности клиента.
Учитываются также и данные картотеки Банка Франции [4, c. 35]. Эта картотека имеет четыре раздела. В первом предприятия разделяются на 10 групп в зависимости от размера актива баланса. Каждой группе присваивается определенная буква, литер (от А до К). Второй раздел является разделом кредитной котировки, выражающий доверие, которое может быть допущено в отношении предприятий. Эта картотека основывается на изучении финансовой ситуации и рентабельности, а также на оценке руководителей, держателей капиталов и предприятий, с которым клиент имеет тесные коммерческие связи. Кредитная котировка делит предприятия на 7 групп, которым присваиваются шифры от 0 до 6. Третий раздел классифицирует предприятия по их платежеспособности. Банк Франции фиксирует все случаи неплатежей и в зависимости от этого разделяет клиентов коммерческих банков на три группы, которым присваивается шифры 7,8 или 9. Шифр 7 означает пунктуальность в платежах, отсутствие реальных трудностей в денежных средствах в течение года. Шифр 8 дается при временных затруднениях, связанных с наличием денежных средств, которые не ставят под серьезную угрозу платежеспособность предприятия сильно скомпрометирована. Четвертый раздел картотеки делит всех клиентов на две группы: предприятия, векселя и ценные бумаги которых могут быть переучтены или нет в Банке Франции (подпись предприятия признается Банком Франции, или признание подписи отложено до рассмотрения дальнейший отчетности).
Методики оценки кредитоспособности клиента дифференцированы в зависимости от характера клиента (его отраслевой принадлежности, форм собственности), различные для фирм и частных лиц. Например, во Франции оценка кредитоспособности при выдаче потребительского кредита отличается от подхода к изучению кредитоспособности предприятий, изложенного выше.
Таким
образом, для стран с развитой
рыночной экономикой характерны сложные
и дифференцированные по клиентам и
банкам методики оценки кредитоспособности
клиентов. Эта дифференциация сочетается
с принципиальным единым подходом к
оценке кредитоспособности, который регулируется
Центральным банком (Национальным банком
в РБ). Методики определения кредитоспособности
могут основываться как на сальдовых,
так и на оборотных показателях отчетности;
учитываются особенности построения отчетности
предприятий. В данной курсовой работе
будут использованы сальдовые показатели
отчетности. К которым относятся следующие
группы показателей: показатели ликвидности,
оборачиваемости капитала, показатели
рентабельности. Данные группы коэффициентов
составляют основу анализа финансовых
коэффициентов.
Закрытое акционерное общество «Кумпяк» зарегистрировано решением Мингорисполкомом от 08.09.2005г. № 1558, основной вид деятельность, согласно Устава общества – розничная торговля мясом и мясопродщуктами. Лицензия на право осуществления деятельности, связанное с розничной торговлей (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание, выдана решением Мингорисполкома за № 50000/0537352 от 14.05.2009 г.
Юридический адрес: 220004, г.Минск, пр.Победителей 5, пом..27. Расчетный и валютный счет находится в ОАО «Белорусский Индустриальный Банк». Форма собственности частная. Среднесписочная численность работающих 48 человек.
Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией, как самостоятельным структурным подразделением, под руководством главного бухгалтера с применением механизированного учета на базе программного продукта «1С:Бухгалтерия. Проф. версия 7.7 Windows XP», в соответствии с Законом РБ от 18.10.1994г «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции Закона РБ от 25.06.2001 № 42-3), Типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учат, утвержденным Постановлением Минфина РБ от 30.05.2003г. № 89, ст. 62 Общей части Налогового кодекса, Инструкцией о порядке ведения налогового учат, утвержденной Постановлением Минфина РБ и ИМНС РБ от 16.12.2003г. №173/111, другими нормативными правовыми актами, обязательными к исполнению и регламентирующими порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, составления отчетности в Республике Беларусь.2
Учетной
политикой предприятия
Торговая деятельность осуществляется в двух магазинах:
За восемь месяцев в 2009 году реализовано продукции на 10 298 (десять двести девяноста восемь) млн. рублей. Ежемесячная реализация составляет от 1300 до 1500 млн. белорусских рублей. Кроме того, на протяжении последних трех лет, выручка от реализации (взятая после уплаты всех налогов, сборов) возрастает, для наглядности смотрите рисунок 1.
Рисунок 1 Динамика выручки за два года
Поставки мяса производятся от предприятий и организаций на территории Республики Беларусь, а именно: ООО «Вазсервис-С» (договор 11/7 от 16.07.2008г.). Производятся поставки свинины, птицы, говядины. Реже поставляют, или поставляют в малом количестве идейку и баранину, так как она не пользуется большим спросом. Более наглядно ассортимент продукции ЗАО «Кумпяк», смотрите на диаграмме 2 ниже.
Рисунок 2 Ассортимент реализуемой продукции ЗАО "Кумпяк"
Одним из факторов, способствующих привлечению покупателей, является разнообразный ассортимент реализуемых мясных полуфабрикатов. Важное значением имеет расположением магазина «Мясо-полуфабрикаты», аналогичных торговых точек в непосредственной близости не имеется, и магазин-кулинария находится в центральном районе г.Минска, что способствует большому притоку покупателей.
Постановлением Министерства экономики от 18.06.2003г. № 129 «О торговых надбавках на продукты» утверждены торговые надбавки на мясо – 12%, на мясные полуфабрикаты и субпродукты – 20%. Предприятием ведется разумная ценовая политика – применяются торговые надбавки ниже предельно допустимых, что так же является одним из способов привлечения покупателей, успешной конкуренции с другими торговыми организациями, и в конечном итоге позволит увеличить объем продаж.
С целью обеспечения прогнозных показателей по поступлению выручки, получению прибыли планируется расширение ассортиментного перечня продукции и увеличение товарооборота за счет роста объема продаж, а также уменьшение издержек производства. Издержки по производству полуфабрикатов и реализации мяса складываются из постоянно действующих затрат: заработная плата, налоги, износ основных средств, арендные платежи, коммунальные расходы, услуги банка, техническое обслуживание оборудование; и переменных затрат: сырье, материалы, транспортные расходы. Сумма издержек составляет от 90 (девяноста) до 125 (ста двадцати пяти) миллионов белорусских рублей, таким образом, планируемая сумма чистой прибыли составит в среднем 1, 5 (полтора) миллиона белорусских рублей в месяц.