Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:49, курсовая работа
Цель данной работы – выявить пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Основными задачами для достижения поставленной цели являются:
- раскрыть сущность конкуренции и конкурентоспособности;
- рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;
- изучить методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ конкурентоспособности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема повышения
Проблемой конкурентоспособности предприятия занимаются во всех странах мира, о чем свидетельствуют многочисленные публикации по вопросам теории и практики конкурентоспособности продукции и предприятия. Исследования в данной области показывают, что решение проблемных вопросов обеспечения конкурентоспособности предприятия во многих странах стало национальным движением. Например, в США, Великобритании, Франции, Италии, Японии управление конкурентоспособностью выведено на государственный уровень.
В повышении
Эффекты от повышения
А эффекты от повышения
Эффект от повышения
Таким образом, тема «Повышение конкурентоспособности предприятия» является весьма актуальной на сегодняшний день.
Цель данной работы – выявить пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Основными задачами для достижения поставленной цели являются:
- раскрыть сущность конкуренции и конкурентоспособности;
- рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;
- изучить методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ
Объект исследования – Торговый дом «Моготекс» ОАО «Моготекс».
Предмет исследования – конкурентоспособность предприятия.
Вопросы конкурентоспособности предприятия достаточно широко освещены в литературе. Данные вопросы находят отражение в многочисленных исследованиях ученых (Ф. Котлер, М. Портер, Г.Л. Азоев, Н.В. Боровских, М.Г. Миронов, Р.А. Фатхутдинов, А.Ю. Юданов и др.).
При написании работы использовались такие методы, как аналитический метод, методы систематизации, метод сравнения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1 Сущность конкуренции и конкурентоспособности
Конкуренция – это исходная категория, характеризующая сущность рыночной экономики. Имеется несколько определений этого понятия. Приведем некоторые из них:
1) Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [3, с.92].
Соответственно, конкуренция на рынке финансовых услуг – состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг.
Такое определение конкуренции предполагает, что: участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты; конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как: важнейшую роль в конкуренции играет рынок потребительских товаров, где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения; наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно «широкой» олигополии;
2) конкуренция – борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка [6, с.103].
Это определение предполагает только конкуренцию продавцов, имеющую место при олигополии в условиях развитой рыночной экономики;
3) конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства. Продавцы и покупатели конкурируют между собой, чтобы добиться каждый своей цели за счет конкурентов. Цена, установившаяся в ходе конкурентной борьбы, выполняет функцию регулирования спроса и предложения. В процессе соперничества на рынке заключаются сделки и изменяются доли участия в рыночной сфере [9, с.216].
В этом неформальном определении
понятие конкуренции
Именно конкуренция:
- оживляет рынок
- заставляет предприятия
и поставщиков ресурсов
- заставляет при вступлении в ту или иную отрасль новых фирм расширять производство и снижать цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства;
- заставляет фирмы
переходить на самые
- обеспечивает обстановку, способствующую техническому и общественному прогрессу [4, с.116].
Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции должен удовлетворять следующим условиям:
- на нем существует много производителей (продавцов), каждый из которых мал относительно рынка в целом;
- рынок характеризуется
продуктовой однородностью, т.
е. продукты по своим характери
- покупатели должны быть хорошо информированы о рыночном предложении;
- должен обеспечиваться
свободный вход и выход на
рынок, т. е, должны
- производители и потребители имеют возможность формировать независимые решения.
Очевидно, что в реальных условиях рынки свободной конкуренции практически отсутствуют, так как на реальных рынках все эти условия в подавляющем числе случаев не удовлетворяются. Обычно как производители, так и торговцы, воздействуют на рыночную цену, на объемы выпускаемой продукции, вступают в гласные и негласные сговоры для контроля рыночной ситуации; государство ограничивает доступ на рынок иностранных производителей. В силу указанных причин подавляющее число рынков относятся к рынкам - несовершенной конкуренции. Классификация рынков несовершенной конкуренции приведена на рисунке 1.1 [1, с. 103].
Один продавец |
Несколько продавцов |
Много продавцов | |
Недифференцированный продукт |
Чистая монополия |
Чистая олигополия |
Чистая конкуренция |
Дифференцированный продукт |
Дифференцированная олигополия |
Монополистическая конкуренция |
Рисунок 1.1 – Типы рынков несовершенной конкуренции
Как мы видим из рисунка, классификационных признака два:
- количество продавцов на рынке;
-дифференцированность товара: под недифференцированным продуктом понимается массовая продукция с однородными свойствами – металл, нефть, зерно, сахарный песок и т. д. Свойства этих продуктов или заданы природой, или определяются стандартами. Все остальные продукты относятся к категории дифференцированных, характеристики которых производители могут менять.
Чистая монополия характеризует рынок единственного продавца (государственная организация, частная регулируемая или нерегулируемая со стороны государства организация), не имеющего близких заменителей.
Цена в каждом случае
устанавливается по-разному, например,
государственная монополия
Деятельность чистых
или почти чистых монополистов обычно
регулируется государством. В этом
случае государство стремится
- продавцы (покупатели) являются крупными экономическими агентами;
- небольшое число продавцов;
- существуют значительные барьеры входа и выхода;
- прибыль экономических агентов в долгосрочном периоде отлична от нуля;
- продаваемый товар может быть как дифференцированным так и однородным.
Чистая конкуренция имеет место, когда большое число фирм производят и продают массовую продукцию с однородными свойствами, например, зерно, масло, сахарный песок и т. п. В условиях чистой конкуренции преимущества в конкурентной борьбе обеспечиваются, прежде всего, за счет создания надежной, устойчивой репутации организации, эффективных систем сбыта и сервиса, проведения активных кампаний по продвижению продуктов. Поскольку в данном случае наблюдается наличие множества производителей (продавцов) товары, которых являются практически одинаковыми, увеличивать цену выше уровня превалирующей рыночной цены нет смысла. С другой стороны, снижать цены тоже нет необходимости, поскольку фирма и так может продать все, что может произвести. Для чистой конкуренции характерно:
- наличие большого количества экономических агентов, продавцов и покупателей;
- однородность продаваемой продукции;
- ни один из продавцов или покупателей не в состоянии повлиять на рыночную цену.
Монополистическая конкуренция. В данном случае фирмы продают дифференцированные версии одного и того же базового товара. Это обусловлено наличием в его предложении элементов, крайне важных для части потребителей. С другой стороны, поскольку товары дифференцированы, фирма может снижать цены, но не переманит к себе покупателей от всех конкурентов. В условиях монополистической конкуренции работают, например, аптеки, рестораны, производители многих потребительских товаров. Для монополистической конкуренции характерны следующие черты:
- продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов;
- тип такого отраслевого рынка позволяет продавцам осуществлять определенный контроль над продажной ценой;
- на данном рынке действует относительно большое количество продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами.
В известном смысле конкуренция – двигатель прогресса. Парадоксально, но факт: злейший враг предпринимателя – конкурент оказывается его лучшим другом. [10, с. 277] Конкурентная среда – рынок или его сегмент, где продавцы свободно соперничают за право продать товар покупателю. Единственным арбитром между честно конкурирующими предпринимателями является потребитель. Он голосует своим кошельком, выбирая наиболее устраивающий его товар. На рынке развертывается конкурентная борьба между фирмами, выпускающими или продающими аналогичную продукцию (со схожими свойствами) одним и тем же категориям покупателей. Конкурентная борьба – совокупность действий фирмы, направленных на достижение конкурентного преимущества, на завоевание прочных позиций на рынке и вытеснение с него конкурента. Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:
1) размер рынка – чем больше, тем сильнее конкуренты;
2) темпы роста рынка – быстрый рост облегчает проникновение на рынок;
3) мощности – излишние мощности приводят к падению цен;
4) препятствия для входа или выхода из рынка защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентных новичков;
5) цена;
6) уровень стандартизации товаров – покупатели имеют преимущество, так как им легко переключиться с одного товара на другой;