Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:05, дипломная работа
Цели анализа в данной выпускной работе достигаются в результате решения определенного набора взаимосвязанных аналитических задач, представляющих собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения данного анализа.
Основные задачи:
Дать понятие и определить структуру бухгалтерской отчетности;
Провести анализ результатов работы предприятия на основании данных его бухгалтерской отчетности;
Определить пути повышения результатов работы предприятия и улучшения его финансового состояния.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Бухгалтерская отчетность и ее применение в анализе и оценке
результатов работы организации………………………………………………...7
1.1. Понятие бухгалтерской отчетности, ее назначение и предъявляемые
к ней требования………………………………………………………………….7
1.2. Состав и содержание бухгалтерской отчетности…………………………11
1.3. Применение бухгалтерской отчетности в оценке и анализе
результатов работы предприятия……………………………………………….22
2. Анализ финансового состояния ИП Полякова Е. М. на основе бухгалтерской отчетности………………………………………………………35
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия………………………35
2.2. Оценка динамики, состава и структуры имущества предприятия………42
2.3. Анализ состава и структуры текущих активов по степени риска……….52
2.4. Факторный анализ эффективности использования оборотного
капитала………………………………………………………………….………55
2.5. Анализ динамики и структуры капитала………………………………….58
2.6. Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей…………………..63
2.7. Анализ и оценка динамики платежеспособности………………………...68
2.8. Анализ коэффициентов деловой активности с определением операционного и финансового цикла………………………………………….79
2.9. Факторный анализ прибыли и анализ себестоимости по элементам…...89
2.10. Выводы по финансовому анализу предприятия………………………...97
3. Оценка эффективности мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия………………………………………………………..104
3.1. Общие рекомендации……………………………………………………..104
3.2. Описание и оценка экономического эффекта от 1-ого мероприятия…..105
3.3. Описание и оценка экономического эффекта от 2-ого мероприятия…..107
3.4. Описание и оценка экономического эффекта от 3-его мероприятия…..108
3.5 Общий экономический эффект от внедрения предложенных
мероприятий………………………………………………………….…….…..110
Заключение……………………………………………………………………..115
Список литературы…………………………………………………………….123
ПП — прибыль от продаж;
ПБ — прибыль бухгалтерская (до налогообложения);
ПЧ — чистая (нераспределенная) прибыль.
Методика расчета влияния факторов (аддитивная модель) на прибыль от обычной деятельности включает следующие шаги (данные из табл. 2.28)
Таблица 2.28
Исходные данные для факторного анализа прибыли и рентабельности за 2008-2009 гг.
Наименование показателя | Код строки | За 2009 год отчетный период | За анало-гичный период 2008 года | Откло-нение (+,-) | Уровень в % к выручке в отчетном периоде | Уровень в % выручке в базисном периоде | Откло-нение уровня |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 = 3–4 | 6 | 7 | 8 = 6–7 |
Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей (В) , тыс. руб. | 10 | 73 575 | 70 896 | 2 679 | 100 | 100 | 0 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (С) , тыс. руб. | 20 | 34 106 | 33 668 | 439 | 46,4 | 47,5 | -1,1 |
Коммерческие расходы (КР) , тыс. руб. | 30 | 424 | 596 | - 172 | 0,6 | 0,8 | -0,3 |
Управленческие расходы (УР) , тыс. руб. | 40 | 2 313 | 2 219 | 94 | 3,14 | 3,13 | 0,01 |
Прибыль (убыток) от продаж (стр. 010–020–030–040) (ПП) , тыс. руб. | 50 | 36 732 | 34 413 | 2 318 | 49,9 | 48,5 | 1,383 |
Проценты к полученные (%пол) | 60 | 651 | 268 | 383 | 0,9 | 0,4 | 0,51 |
Проценты к уплате (%упл) | 70 | 5 | 6 | - 1 | 0,0 | 0,0 | 0,00 |
Прочие доходы (ПрД) , тыс. руб. | 90 | 125 | 244 | - 119 | 0,2 | 0,3 | -0,17 |
Прочие расходы (ПрР) , тыс. руб. | 100 | 93 | 349 | - 256 | 0,1 | 0,5 | -0,37 |
Прибыль (убыток) до налогообложения (стр.050+060–070+080+090–100) (ПБ) , тыс. руб. |
140 | 37 410 | 34 570 | 2 839 | 50,8 | 48,8 | 2,08 |
Чистая прибыль (убыток) очередного периода, тыс. руб.
| 190 | 37 080 | 34 337 | 2 742 | 50,4 | 48,4 | 2,0 |
1. Расчет влияния фактора «Выручка от продажи».
Расчет влияния этого фактора нужно разложить на две части. Так как выручка ИП Полякова Е. М. — это произведение количества и цены реализуемой продукции, то сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавалась продукция или товары, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения физической массы проданной продукции.
При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Цены на мебельную продукцию в 2009 году возросли по сравнению с базисным 2008 годом в среднем на 19%.
Тогда индекс цены Jц = = 1,19
Следовательно, выручка от продажи ИП Полякова Е. М. в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна:
где В´ — выручка от продажи в сопоставимых ценах;
В1 — выручка от продажи продукции в 2009 г. (отчетном периоде.).
Для анализируемого предприятия ИП Полякова Е. М. выручка в сопоставимых ценах составит:
В’ = = 61 827,7 (тыс. руб.)
Следовательно, выручка от продажи продукции в отчетном году по сравнению с прошедшим периодом увеличилась за счет роста цены на 11 747,3 тыс. руб.:
∆ВЦ = В1 - В´ = 73 575 – 61 827,7 = 11 747,3 (тыс. руб.)
∆Вкол-во услуг/товаров = В´ - В0 = 61 827,7 - 70 896 = -9 068 (тыс. руб.)
Сокращение количества реализуемой продукции привело к уменьшению выручки в отчетном периоде на 9 068 тыс. руб., тогда как общий прирост выручки (+2 679 тыс. руб.) получился за счет повышения цен на 19%. В данном случае прирост качественного фактора перекрыл негативное влияние количественного фактора.
1.1. Расчет влияния фактора «Цена»
Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи необходимо сделать следующий расчет:
(20)
где RP0 – рентабельность продаж в 2008 году.
Тогда ∆ППЦ = ∆ВЦ × RP0 / 100 = 11 747,3 × 48,5 / 100 = 5 702,2 (тыс. руб.)
Таким образом, прирост цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 19% привел к увеличению суммы прибыли от продажи на 5 702,2 тыс. руб.
1.2. Расчет влияния фактора «количества проданных услуг/продукции (мебели)»
Влияние на сумму прибыли от продажи (ПП) изменения количества проданной продукции можно рассчитать следующим образом:
(21)
где ΔПП(К) — изменение прибыли от продажи под влиянием фактора «количества проданной мебели» ИП Полякова Е. М.;
В1 и В0 — соответственно выручка от продажи в отчетном (1) и базисном (0) периодах;
ΔВЦ — показатель, изменение выручки от продажи под влиянием цены;
RР0 — рентабельность продаж в базисном периоде.
Для анализируемой компании ИП Полякова Е. М.:
ΔПП(К) = (73 575 – 70 896 -11 747,3) × 48,5/100 = - 4 401,8 (тыс. руб.).
Таким образом, влияние получилось отрицательным, т.е. в результате сокращения в 2009 году (отчетном периоде) объема полученной выручки в сопоставимых ценах сумма прибыли от продажи уменьшилась на 4 401,8 тыс. руб., потому что помимо цены на выручку влияет и количество реализуемой продукции (товаров).
2. Расчет влияния фактора «Себестоимость проданной услуги/продукции» осуществляется следующим образом:
(22)
где УС1 и УС0 — соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах.
ΔПП(С) = 73 575 × (46,4 – 47,5)/100 = 833,4 (тыс. руб.)
Здесь при анализе нужно быть внимательным, так как расходы — это факторы обратного влияния по отношению к прибыли. Если мы посмотрим таблицу 1, то увидим, что себестоимость в отчетном периоде снизилась на 439 тыс. руб., а уровень ее по отношению к выручке от продажи уменьшился на 1,1 процентных пункта. Поэтому экономия привела к увеличению суммы прибыли от продажи на 833,4 тыс. руб.
3. Расчет влияния фактора «Коммерческие расходы»
Для расчета используется формула, аналогичная предыдущей:
(23)
где УКР1 и УКР0 — соответственно уровни коммерческих расчетов в 2009 году и базисном 2008 году периодах.
ΔПП(КР) = 73 575 × (0,6 – 0,8)/100 = 194,5 (тыс. руб.)
Таким образом, сокращение коммерческих расходов в 2009 году и уменьшение их уровня на 0,3% пункта привел к увеличению суммы прибыли от продажи на 194,5 тыс. руб.
4. Расчет влияния фактора «Управленческие расходы»
(24)
где УУР1 и УУР0 — соответственно уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах.
ΔПП(УР) = 73 575 × (3,14 – 3,13)/100 = -10,1 (тыс. руб.)
Это означает, что перерасход по управленческим расходам в отчетном периоде по сравнению с прошедшим и повышение их уровня на 0,01 процентных пункта уменьшил сумму прибыли на 10,1 тыс. руб.
Поверка: 5 702,2 - 4 401,8 + 833,4 + 194,5 -10,1 = 2 318,2 (тыс. руб.)
Остальные показатели — факторы от прочей операционной и внереализационной деятельности и чрезвычайные — не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы. Однако их влияние на сумму прибыли тоже можно определить. В данном случае используется метод балансовой увязки, факторная модель чистой прибыли отчетного периода аддитивного вида.
Влияние фактора определяется по колонке 5 в таблице 2.28 (абсолютные отклонения). Все показатели нужно разделить на факторы прямого и обратного влияния по отношению к прибыли. На какую величину увеличивается (уменьшается) показатель-фактор «прямого действия», на такую же сумму увеличивается (уменьшается) прибыль. Факторы «обратного действия» (расходы) влияют на сумму прибыли противоположным образом.
Таким образом, можно обобщить влияние факторов, воздействующих на прибыль от продажи и, следовательно, на прибыль отчетного периода.
Таблица 2.29
Сводная таблица влияния факторов на чистую прибыль отчетного периода
Показатели-факторы | Сумма, тыс. руб. |
1. Количество проданной продукции (работ, услуг) | 4 401,8 |
2. Изменение цен на реализованную продукцию | 5 702,2 |
3. Себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг | 833 |
4. Коммерческие расходы | 194,5 |
5. Управленческие расходы | 10,1 |
6. Проценты к получению | 383,0 |
7. Проценты к уплате | 1 |
8. Доходы от участия в других организациях | - |
9. Прочие доходы | 119 |
10. Прочие расходы | 256 |
11. Налог на прибыль и санкции | - |
12. Прочие внереализационные расходы | - |
13. Ткущий налог на прибыль | 97 |
Совокупное влияние факторов | 2 742,2 |
Аналогичные расчеты выполнены и за предыдущие периоды.
Качество анализа расходов ИП Полякова Е. М. зависит от качества исходной информации. По данным финансовой отчетности выполнить полный анализ затрат невозможно. Для этого необходимо располагать данными аналитического и синтетического учета. Для того чтобы проанализировать расходы и по видам, и по продуктам, и по затратным центрам можно составлять соответствующие аналитические таблицы.
Используя данные п. 6 формы № 5, составим таблицу 2.30. В отчетном 2009 году по сравнению с прошлым годом расходы предприятия возросли на 1 504 тыс. руб., или на 8,0%. В составе всех элементов затрат произошли некоторые изменения.
Таблица 2.30
Анализ себестоимости ИП Полякова Е. М. по элементам за 2008-2009 гг.
Виды затрат | За предыдущий год | За отчетный год | Отклонения | Темп роста | |||
Сумма | Сумма в % | Сумма | Сумма в % | Сумма | Уд. вес, % | ||
1. Материальные затраты, тыс. руб. | 19 290 | 51,9 | 20 947 | 55,5 | 1 657 | 3,60 | 108,6 |
2. Затраты на оплату труда, тыс. руб. | 11 628 | 31,3 | 11 777 | 31,2 | 149 | - 0,08 | 101,3 |
3. Отчисления на социальные нужды, тыс. руб. | 3 023 | 8,1 | 3 062 | 8,1 | 39 | - 0,02 | 101,3 |
4. Амортизация ОС, тыс. руб. | 651 | 1,8 | 202 | 0,5 | - 449 | - 1,22 | 31,0 |
5. Прочие затраты, тыс. руб. | 2 603 | 7,0 | 1 781 | 4,7 | - 821 | - 2,28 | 68,4 |
Итого, тыс. руб. | 37 195 | 100 | 37 770 | 100 | 575 | 0,00 | 101,5 |
Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия