Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:52, дипломная работа
Развитие концепции рыночного хозяйствования происходит с учетом множества трудностей, которые являются специфическими для современного состояния отечественной экономики. Причины этого обусловлены как самой сутью состояния отечественной рыночной экономики, при которой на будущие результаты инвестиционной или иной предпринимательской деятельности существенно влияют сбои в экономической политике страны и многочисленные факторы рыночной конъюнктуры, не зависящие от инвесторов, так и тем, что экономические явления и процессы подвержены воздействию большого числа неэкономических факторов (политические, экологические, социальные и др.).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 3
1.1. Понятие финансового состояния предприятия 6
1.2. Информационная база анализа финансового состояния предприятия 12
1.3. Методика анализа финансового состояния предприятия 18
2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ» 26
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 26
2.2. Экспресс-анализ финансового состояния предприятия 36
2.3. Оценка ликвидности и платежеспособности предприятия 43
3. НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 47
3.1. Повышение финансовой устойчивости предприятия 47
3.2. Направления улучшения финансовых результатов предприятия 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ
Использование системы скидок за ускорение расчетов даст возможность ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ» сократить расходы по контролю и взысканию дебиторской задолженности и, кроме того, получить информацию о платежеспособности и финансовой устойчивости заказчика. Вероятно, что отказ от выгодной сделки свидетельствует о наличии у него финансовых затруднений.
Другим способом воздействия на ускорение расчетов с покупателями ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ» является введение в расчет штрафных санкций за задержку платежа. Несмотря на то, что внешне механизм санкций равноценен скидкам, в большинстве случаев он менее выгоден анализируемому предприятию и заказчику. Это связано с системой налогообложения прибыли. Так, штрафы, полученные от контрагентов, входят в состав прочих доходов предприятия и, следовательно, увеличивают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Кроме того, согласно требованиям Налогового кодекса РФ (часть вторая) сумма полученных штрафов в полном объеме является базой по расчету налога на добавленную стоимость.
Все вышеописанное дает нам основания рекомендовать руководству ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ» следующие направления для повышения финансовой устойчивости в части эффективного управления дебиторской задолженностью.
Руководству ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ» необходимо рекомендовать распределить функции по управлению дебиторской задолженности следующим образом:
бухгалтер ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ» должен ежедневно регистрировать поступающие платежи, проверять работу базы данных на предмет начисления штрафов и пеней и формировать «Отчет о списании дебиторской задолженности» и «Реестр старения дебиторской задолженности». Сформированные отчеты направлять вместе с «Уведомлением о нарушении срока оплаты и сумме начисляемых пеней» главному бухгалтеру и менеджеру по заказам;
менеджер по заказам должен ежедневно напоминать клиенту о необходимости оплаты, проводить с ним встречи и переговоры, предлагать схемы погашения долга (график погашения, взаимозачет, оплата векселем). Кроме того, необходимо составить акт сверки (в двух экземплярах);
юрист (он работает на условиях гражданско-правового договора, по совместительству) в случае неудачного завершения переговоров с клиентом на основании заявления менеджера по заказам должен направлять должнику письмо с просьбой вернуть задолженность (заказное с уведомлением) и претензию;
генеральный директор ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ» в случае, если выполнение этих процедур не приводит к погашению долга, должен принять решение либо продать дебиторскую задолженность, либо заключить договоры цессии, факторинга, или же обращаться в суд;
главный бухгалтер должен нести ответственность за проведение инвентаризации дебиторской задолженности, формирование резервов по сомнительным долгам и документальное оформление списания безнадежных долгов с баланса ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ».
Отчет о списании дебиторской задолженности (таблица 3.1.3) должен вестись бухгалтером ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ» по каждому дебитору и имеет цель контроля за поступлением платежей и ведения статистики платежной дисциплины. Так, например, по счету № 105, максимальный срок оплаты по которому наступил 15 декабря 2008 года, заказчик (ООО «Вектор», г. Бугульма) погашает дебиторскую задолженность четырьмя платежными поручениями.
В графе № 6 таблицы 3.1.3 указывается период просрочки по каждому платежному поручению.
Такая форма представления информации позволяет рассчитать величину затрат ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ», вызванных просрочкой платежа по каждому выставленному счету, она будет определяться по формуле:
З = r · (ΣДЗтд · Тпр), (3.1.1)
где r - банковская ставка процента (дневная);
ДЗтд - дебиторская задолженность на текущую дату (графа 5 таблицы 3.1.3);
Тпр - период просроченной дебиторской задолженности [50, С.109].
Таким образом, при средней ставке 19% годовых (0,0528% в день), по которой ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ» привлекает денежные средства, связанные с отсрочкой платежа по счету №105, составят 2739,2 руб. (0,0528% · (350 тыс. руб. · 3 дн. + 300 тыс. руб. · 5 дн. + 230 тыс. руб. · 8 дн. + 80 тыс. руб. · 10 дн.)).
Обобщающим отчетом, позволяющим аккумулировать информацию для осуществления контроля за дебиторской задолженностью в ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ», должен являться реестр старения (инкассации) дебиторской задолженности. Он представляет таблицу, в которой дебиторская задолженность классифицируется на группы в зависимости от сроков возникновения (табл. 3.1.4).
В условиях финансового кризиса периоды старения дебиторской задолженности необходимо уменьшить в связи с ростом рисков неплатежей. Поэтому необходимо подвергать тщательному анализу изменение возрастной структуры дебиторской задолженности (последняя строка табл. 3.1.4) в динамике.
Основными элементами кредитной политики для ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ» должны являться: формирование кредитного рейтинга клиентов-заказчиков и выработка условий коммерческого кредитования.
Формирование кредитного рейтинга клиентов-заказчиков ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ» заключается в распределении заказчиков по группам риска непогашения дебиторской задолженности. В основу распределения могут быть заложены такие показатели, как: общее время работы с данным заказчиком, объем выполненных работ, приходящийся на данного заказчика, объемы и сроки просроченной задолженности по данному заказчику, показатели оборачиваемости дебиторской задолженности, а также качественная оценка значимости клиента с позиции работающего с ним менеджера по заказам. В нашем случае мы заложим объем выполненных работ, приходящийся на данного заказчика.
Кредитный рейтинг необходимо перевести в числовое значение. С этой целью объем выполненных работ, приходящийся на данного заказчика, переводится в 100-балльную шкалу измерения, в которой нулю соответствует - наименее, а ста - наиболее предпочтительное значение. Рассчитанные значения этих показателей приводятся в Приложении 7. Затем каждому показателю присваивается весовое значение значимости, и тогда кредитный рейтинг конкретного клиента определяется как сумма взвешенных оценок.
На результаты анализа накладываются данные о соответствующей доле дебиторской задолженности, приходящейся на каждую группу клиентов ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ» (табл. 3.1.5).
По данным таблицы 3.1.5 видно, что клиенты группы А обеспечивают 73% общего объема работ ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ» и их доля в дебиторской задолженности составляет 56%. Заказчикам этой группы довольно эффективно предоставление товарного кредита, так как их доля в объеме работ превышает долю в совокупной дебиторской задолженности, чего нельзя сказать об оставшихся двух группах.
Подобное разделение клиентов на группы может быть использовано в ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ» как ориентир для взаиморасчетов с ними, для принятия решений по дифференциации предоставляемых клиентам скидок, по максимальным объемам кредита, проценту необходимой предоплаты и т.д.
Возможно также проведение XYZ-анализа дебиторской задолженности. С помощью этого анализа выявляются тенденции изменения взаимоотношений с отдельными клиентами. Клиенты классифицируются по стабильности осуществляемых ими заказов на строительно-монтажные работы, то есть по значению коэффициента вариации выбранного показателя (например, объема реализации).
Данные мероприятия позволят не допустить списания дебиторской задолженности на убыток, а значит, экономическая эффективность рекомендуемых мероприятий по данным 2007 года составит 147 тыс. руб., а по данным 2008 года – 42 тыс. руб. Именно эти суммы дебиторской задолженности в ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ» были списаны в убыток по итогам 2007-2008 годов.
При формировании условий коммерческого кредитования стоит понимать, что даже в условиях финансового кризиса ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ» не должно полностью отказываться от реализации своих работ в рассрочку, так как это, скорее всего, вызовет резкое сокращение объемов выполнения и реализации.
В дополнение к предложенным мероприятиям, необходимо также упомянуть автоматизацию управления оборотными активами. В связи с этим предлагаем руководству ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ» закупить и внедрить программный продукт «1С» последней версии 8.2 конфигурация «Управление торговлей», которая позволяет осуществлять все перечисленные методы управления оборотными активами предприятия в оперативном режиме.
В этом программном продукте при заполненных справочниках для автоматического распределения клиентов по группам важности используется отчет "АВС-анализ покупателей" (Приложение 8). После формирования отчета каждому клиенту, участвующему в АВС-классификации, будет автоматически присвоена соответствующая категория. Автоматическое присвоение категорий базируется на формальном подходе и не учитывает некоторых деталей, таких, как потенциал клиента и др.
В дополнение к АВС-классификации в «1С» можно классифицировать контрагентов по стадиям взаимоотношений и хранить историю изменения стадий для анализа развития взаимоотношений.
Автоматическая оценка стадии взаимоотношений с клиентами и XYZ-классификация постоянных клиентов выполняется с помощью отчета "XYZ -анализ покупателей" (Приложение 9). В отчете стрелками показывается изменение стадий взаимоотношений с клиентами (понижение или повышение стадии взаимоотношений).
При формировании отчета "XYZ-анализ покупателей" контрагентам автоматически присваивают соответствующие стадии и классы. Руководитель ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ» (или менеджер по заказам) может поправить эти результаты анализа и вручную проставить контрагенту ту стадию и тот класс, которые считаете нужными.
Таким образом, для ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ» необходимо использовать расширенную систему скидок в целях избавления от значительной величины дебиторской задолженности. Также нами было рекомендовано: 1) перераспределение обязанностей по управлению дебиторской задолженностей между бухгалтером, менеджером по заказам, генеральным директором, юристом и главным бухгалтером; 2) в целях детализации дебиторской задолженности бухгалтеру необходимо составлять отчет о списании дебиторской задолженности (с помощью этого отчета можно отследить и рассчитать стоимость привлечения дополнительных денежных средств) и реестр старения дебиторской задолженности; 3) использовать АВС-анализ и XYZ-анализ в целях оценки клиентов-заказчиков; 4) автоматизировать процесс управления оборотными активами. Экономическая эффективность рекомендуемых мероприятий по данным 2007 года составит 147 тыс. руб., а по данным 2008 года – 42 тыс. руб.
3.2. Направления улучшения финансовых результатов предприятия
Систематическое получение прибыли является необходимой целью предпринимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирующей проблемой для ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ» является максимизация прибыли, что означает разработку стратегии на систематическое увеличение прибыли и минимизацию затрат. Данная задача многоплановая, вот почему для своего решения она требует системного подхода.
В обязательном порядке руководству ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ» необходимо вводить, развивать и совершенствовать систему получения прибыли. Причём на этот фронт работы необходимо закинуть наилучшие свои кадры, так как планирование поможет избежать падения объема чистой прибыли, которое имело место в рассматриваемом периоде 2007-2009 гг. Но, одного финансового плана не достаточно – необходим контроль за его выполнением. Это также ответственный этап, требующий пристального внимания руководства. При чем, при каких-либо отклонениях, например, увеличение размеров санкций, штрафов, налогов, обязательно проводить корректировку плана.
Помимо финансового плана необходима также смета расходов. Смета может составляться укрупнено или детализировано. Первый вариант предпочтительнее, так как оставляет достаточно широкие возможности для маневрирования средствами в условиях, когда из-за высокой инфляции и экономической нестабильности заранее предусмотреть все возможные направления использования прибыли не представляется возможным.
При утверждении сметы расходования прибыли на предстоящий год осуществляется предварительное распределение прибыли по фондам. Ввиду того, что определить достаточно точно размер прибыли, которая будет получена предприятием в текущем году в условиях мирового финансового кризиса достаточно трудно, предлагается утверждать смету в процентном отношении к общему размеру полученной прибыли. В этом случае будет получена достаточная свобода маневра. Кроме того, при утверждении сметы необходимо предусмотреть минимально необходимые размеры некоторых статей: например, при осуществлении инвестиционных программ может оказаться необходимым на инвестиции сумм определенных размеров, снижение которых приведет к нецелесообразности расходования средств.
Сейчас, на разных стадиях деятельности и управления, современные технологии позволяют вводить и использовать специальные методы моделирования и автоматизации. Поэтому в ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ» можно разработать и внедрить методику управлением и использованием прибыли на предприятии на основе экономико-математического моделирования. А также принять во внимание возможность разработки компьютерного программного обеспечения для поддержки принятия соответствующих управленческих решений. Эти меры повысят и качество, и скорость управленческих решений и операций, в том числе и по использованию прибыли.
На каждом предприятии, и ООО «КАПИТАЛ-СТРОЙ» не исключение, должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:
увеличение выпуска продукции (объема выполненных работ, оказанных услуг);
Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия