Анализ финансового результата ОАО «Дальневосточная генерирующая компания»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:18, дипломная работа

Описание работы

Предметом исследования является система бухгалтерского учета формирования финансовых результатов
Целью дипломной работы является разработка методических рекомендаций по совершенствованию учетного процесса финансовых результатов с целью управления ими на предприятии ОАО «Дальневосточная генерирующая компания»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы организации финансовых результатов
1.1 Формирование финансовых результатов. Прибыль как показатель деятельности коммерческой организации
1.2 Состав финансовых результатов организации. Признание доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете
1.3 Проблемы бухгалтерского и налогового учета финансовых результатов
2 Бухгалтерский и налоговый учет финансовых результатов ОАО «Дальневосточная генерирующая компания»
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Дальневосточная генерирующая компания»
2.2 Учет финансовых результатов от продажи продукции
2.3 Учет прочих доходов и расходов
2.4 Налоговый учет финансовых результатов
2.5 Порядок составления отчета о прибылях и убытках
3 Анализ и аудит финансовых результатов ОАО «Дальневосточная генерирующая компания». Направления совершенствования учета, анализа и аудита
3.1 Анализ состава и динамики балансовой прибыли
3.2 Анализ прочих доходов и расходов
3.3 Факторный анализ прибыли от продаж
3.4 Анализ показателей рентабельности предприятия
3.5Аудит финансовых результатов от обычных видов деятельности
3.6 Аудит финансовых результатов от прочих видов деятельности
3.7 Направления совершенствования анализа и аудита. Разработка рекомендаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Диплом от Жени.doc

— 1.44 Мб (Скачать)

При формировании финансового результата (прибыли или убытка) в бухгалтерском учете находят отражение все виды доходов и расходов организации.

Для целей налогового учета учитываются не все полученные доходы и не все поне­сенные организацией расходы. Это вызвано тем, что состав затрат, включаемых в себестоимость продукции и учиты­ваемых при налогообложении прибыли, определяется не правилами бухгалтерского учета, а налоговым законодательством, т.е. правилами налогового учета. Состав доходов и расходов, учитываемых и не учитываемых при налогообложении прибыли, регламентируется главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации [2].

Для целей налогового учета все доходы организации, учитываемые в целях налогооб­ложения прибыли, подразделяются на две основные группы:

1.      доходы от реализации;

2.      внереализационные доходы.

Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров, продукции (ра­бот, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реали­зации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.

К внереализационным доходам отнесены все остальные доходы, не относящиеся к доходам от реализации. В состав внереализационных доходов, в частности, включаются безвозмездно полученное имущество, стоимость излишков материальных ценностей, вы­явленных в результате инвентаризации, стоимость материалов, полученных в результате ликвидации основных средств и иного имущества и др.

Состав доходов от реализации определен статьей 249 Налогового кодекса РФ, а состав внереализационных доходов - статьей 250 [2].

Состав доходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли, установлен статьей 251 Налогового кодекса Российской Федерации. К доходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли, в частности, отнесены имущество, полученное в счет вклада в уставный капитал или по договору про­стого товарищества и др.

Для целей налогового учета все расходы организации, учитываемые в целях налогооб­ложения прибыли, также подразделяются на две основные группы:

•    расходы, связанные с производством и реализацией;

•    внереализационные расходы.

В состав расходов, связанных с производством и реализацией, включаются:

•    материальные расходы (в частности, расходы на материалы и оплату работ или услуг сторонних организаций);

•    расходы на оплату труда;

•    суммы начисленной амортизации основных средств и нематериальных активов;

•    прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

К внереализационным расходам, в частности, отнесены расходы в виде недостач мате­риальных ценностей, потери от чрезвычайных ситуаций, расходы на оплату услуг банков, потери от брака и др.

Состав расходов, связанных с производством и реализацией, определен статьей 253 Налогового кодекса Российской Федерации, а состав внереализационных расходов - статьей 265 [2]. Состав расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли, установлен статьей 270 Налогового кодекса Российской Федерации. К расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли, в частно­сти, отнесены расходы в виде взноса в уставный капитал другой организации, в совмест­ную деятельность и др.

Очевидно, что для целей бухгалтерского и налогового учета используются различные классификации и наименования доходов и расходов. Так, например, доходы и расходы, связанные с продажей объектов основных средств, для целей бухгалтерского учета явля­ются прочими доходами и расходами, а для целей налогового учета - доходами и расхо­дами, связанными с производством и реализацией.

 

1.3 Проблемы бухгалтерского и налогового учета финансовых результатов

 

В условиях развивающихся рыночных отношений принципиально изменилось по­ложение организаций. Получив юридиче­скую и экономическую самостоятель­ность, они полностью отвечают за финан­совые результаты своей деятельности.

Поиск и реализация резервов увеличе­ния прибыли позволяют организациям вы­жить в условиях конкурентной борьбы. Особую актуальность приобретает со­вершенствование учета операций, фор­мирующих финансовые результаты.

Проблемы учета финансовых результа­тов организаций в настоящее время за­ключаются в несовпадении их бухгалтер­ского и налогового учета. В соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Учёт расчётов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), организация долж­на отразить начисление условного расхода при исчислении налога на прибыль:

- дебет счета 99 субсчёт «Условный расход по налогу на прибыль»;

- кредит счета 68 субсчёт «Расчёты по налогу на прибыль».

Согласно требованиям ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль» сумму условного расхода на счёте 99 «Прибыли и убытки» корректируют на величину отложенных и постоянных нало­говых обязательств. Причём постоянные налоговые активы и обязательства учиты­вают на отдельных субсчетах счёта 99 «Прибыли и убытки», т.е. при реформа­ции баланса эти субсчета надо закрыть [32].

Если умножить вычитаемую временную разницу на ставку налога на прибыль, то получится отложенный налоговый актив. В бухгалтерском учёте его отражают на счё­те 09 «Отложенные налоговые активы»:

- дебет счета 09 «Отложенные нало­говые активы»;

- кредит счета 68 субсчёт «Расчёты по налогу на прибыль».

Погашение отложенного налогового актива будет отражаться:

- дебет счета 68 субсчёт «Расчёты по налогу на прибыль»;

- кредит счета 09«Отложенные нало­говые активы».

Основные термины, введённые ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на при­быль» для корректировки, — «постоянные» и «временные» разницы. Чтобы учитывать эти разницы, а главное, знать, из чего они формируются, нужно вести аналитический учет не только по счетам и субсчетам, но и по каждому виду операций. Поскольку не ясно, на каких счетах должны учиты­ваться новые понятия.

Объектом исследования выступают учетно-аналитические процессы при фор­мировании финансовых результатов орга­низаций.

Предметом исследования являются теоретические, методические и организа­ционные аспекты учета финансовых ре­зультатов.

В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализа и синтеза, индукции и дедукции, системного подхо­да, что позволило обеспечить глубину и обоснованность выводов [11].

При отражении в бухгалтерском учёте и бухгалтерской от­чётности отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства возможно применение варианта с исполь­зованием счёта 99 «Прибыли и убытки» как наиболее полно удовлетворяющего требованиям действующих в настоящее время нормативных документов, регла­ментирующих порядок составления бух­галтерской отчётности.

Из вышесказанного можно сделать вы­вод: отрицательным моментом в органи­зации бухгалтерского учёта является его «нестыковка» с налоговым учетом. Разра­ботчики главы 25 «Налог на прибыль» На­логового кодекса Российской Федерации видят в налоговом учете сущест­венно отличающуюся от бухгалтерского учета и не совместимую с последним сис­тему учета операций налогоплательщика [3].

Проблема состоит в том, что бухгалтерский и налоговый учет отли­чаются существенно, и хозяйствующим субъектам приходится вести «двойную бух­галтерию», что совершенно нерационально и требует дополнительных временных и ма­териальных затрат. В результате исследо­вания нами выявлены общие черты бухгал­терского финансового и налогового учета:

•    обязательность ведения: бухгалтер­ский учет определен Федеральным зако­ном от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ, налого­вый — Налоговым кодексом Российской Федерации;

•    используемые измерители — денеж­ное выражение (рубли);

•    объект учета — организация в целом (более точно определение дано в налого­вом учете);

•    периодичность составления в предос­тавлении отчетности;

•    обязательное документальное под­тверждение всех хозяйственных операций;

•    «исторический» характер, т.е. отра­жение результатов прошлых периодов;

•    пользователи информации как внут­ренние, так и внешние.

Цели ведения бухгалтерского финансо­вого и налогового видов учета приблизи­тельно одинаковые — формирование пол­ной и достоверной информации для внут­ренних и внешних пользователей. Однако методики ведения — совершенно разные.

Нетождественны определения в бухгал­терском и налоговом учете «первона­чальной стоимости активов», а также су­щественно отличаются понятия «прямые затраты (расходы)» и «косвенные затраты (расходы)», используемые в обоих видах учета. Встречаются случаи, когда сразу не только не удается выбрать совпадаю­щие способы бухгалтерского и налогового учета, но и невозможно использовать способы учета, предполагаемые налого­вым законодательством. Примером мо­жет служить оценка остатков незавер­шенного производства. Конкретный, по­нятный, а главное, экономически обосно­ванный алгоритм распределения сумм прямых расходов на остатки незавершен­ного производства отсутствует и в новой редакции Налогового кодекса Российской Федерации, и в отдельных законода­тельных актах Российской Федерации. Нет и точного определения нормативной се­бестоимости. Применение способов оценки остатков незавершенно­го производства для целей налогового учета на практике весьма проблематично.

Таким образом, наличие множества разногласий между налоговым и бухгал­терским учетом создает проблемы в уче­те финансовых результатов организаций.

Для решения данных проблем можно создать в структуре финансово-бухгалтерской службы хозяйствующих субъектов специальное подразделение, осуществляющее ведение налогового учета, либо назначить ответственным за этот участок работы специалиста бухгал­терской службы. Однако наличие двух видов учета в одной организации нера­ционально уже потому, что реализация этого варианта на практике обязательно приведет к дополнительным расходам.

Другой выход из сложившейся ситуации специалисты видят в максимальном сближении на­логового учета с бухгалтерским. В этом случае будет необходима такая методо­логическая и организационная основа, ко­торая позволит наиболее рационально, с наименьшими временными и финансовы­ми затратами вести оба вида учета.

В связи с реформированием бухгал­терского учета возник вопрос о профес­сиональном суждении, которое является средством обеспечения достоверной ин­формации. Если действующее законода­тельство противоречиво излагает норму в отношении одного и того же способа ве­дения бухгалтерского учета, эта ситуация представляет собой область профессио­нального суждения, которое оформляется как система документов, включаемых в учетную политику организации, и является уникальным средством. С помощью данного средства, во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгал­терского учёта; во-вторых, происходит совершенствование нормативной системы бухгалтерского учета и отчетности; в-третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства.

Изучение различий между бухгалтер­ским и налоговым учетом финансовых результатов позволяет сделать выводы о необходимости их разграничения. Каждое нововведение налогового законодательст­ва должно оценивать не только микро, но и макроэкономические последствия. Одним из аспектов реформирования бух­галтерского учета в Российской Федера­ции на среднесрочную перспективу явля­ется формирование рыночной модели сближения принципов бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов.

Проблема заключается в порядке отра­жения доходов и расходов в бухгалтер­ском и налоговом учете. Разграничение принципов учета доходов и расходов для целей бухгалтерского учета и учета в це­лях налогообложения в организациях при­водит к увеличению объема работ и сни­жению рациональности учетных процедур.

В Налоговом кодексе РФ (статья 40) регламентированы прин­ципы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения [2]. В бухгалтерском учете принципы учета до­ходов и расходов определены Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и Положением по бухгалтерскому учету «Рас­ходы организации» (ПБУ 10/99).

В действующей нормативно-правовой базе нет четкой модели взаимодействия бухгалтерского и налогового учета дохо­дов и расходов организации.

Для сближения принципов бухгалтерского и налогового учета необходимо выяснить и устранить основные различия, связанные с учетом доходов и расходов.

1. В налоговом учете доход от реализа­ции для исчисления налога на прибыль ор­ганизаций признается в момент перехода права собственности. В бухгалтерском учете обязательным условием признания выручки «является право на получение этой выручки», вытекающее из конкретного до­говора или подтвержденное иным соответ­ствующим образом, то есть доходы в бух­галтерском учете признаются позже, чем в налоговом. Для сближения налогового и бухгалтерского учета целесообразно урегулировать такое противоречие законодательно.

2. В настоящее время широко исполь­зуются договоры, по которым право соб­ственности на реализованные товары (ра­боты, услуги) переходит к покупателям и заказчикам после их оплаты. Для целей исчисления налога на прибыль доход от реализации связан с моментом перехода права собственности. В бухгалтерском учете дата признания доходов определена ПБУ 9/99 «Доходы организации». Про­тиворечие принципов признания доходов усложняет их учет. Можно рекомендовать признание доходов от реа­лизации на момент отгрузки — по методу начисления, но не позднее определяемого по общему правилу момента реализации.

3. Различия в признании внереализаци­онных доходов (расходов) заключаются в том, что в налоговом учете датой получе­ния дохода (расхода) признается дата под­писания акта приема-передачи имущества (основных средств, услуг, работ). В бух­галтерском учете акт приема-передачи применяется только по отношению к ос­новным средствам. По остальным видам активов используются другие первичные документы (накладные, приходные ордера и т.д.). Для устранения различий налогово­го и бухгалтерского учета целесообразно в Налоговом кодексе Рос­сийской Федерации (статья 271) заменить словосочетание «акт приема-передачи имущества» на формулировку «первичный документ» в соответствии с альбомом первичных документов Федеральной службы государственной статистики.

Информация о работе Анализ финансового результата ОАО «Дальневосточная генерирующая компания»