Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:02, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить организацию и методики учёта расчётных операций и анализа дебиторской и кредиторской задолженностей, обобщить передовой опыт ведения учёта расчётных операций и анализа дебиторской и кредиторской задолженностей и внести предложения по их совершенствованию в рыночных условиях хозяйствования на основании принципов НСФО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РАСЧЁТОВ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА, АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
1.1 Экономическая сущность и основные принципы организации расчётов между организациями
1.2 Формы и процедуры расчётов, их роль в рациональной организации расчётных взаимоотношений хозяйствующих субъектов
1.3 Цель и задачи расчётных операций и анализа дебиторской и кредиторской задолженностей организации
1.4 Краткая экономическая характеристика объекта исследования
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ РАСЧЁТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1 Документальное оформление расчётных операций
2.2 Организация и методика учёта расчётов с поставщиками и покупателями. Налоговый учёт покупок
2.3 Организация и методика учёта расчётов по нетоварным операциям
2.4 Инвентаризация расчетов и учет ее результатов
2.5 Пути совершенствования бухгалтерского учета расчетных операций и отчетности о задолженности организации
3. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Информационное обеспечение и общая методика анализа дебиторской и кредиторской задолженностей организации
3.2 Анализ структуры и динамики средств, вложенных в расчёты с дебиторами. Оценка эффективности их использования
3.3 Анализ структуры и динамики кредиторской задолженности организации. Оценка эффективности использования средств кредиторов
3.4 Анализ влияния состояния расчётов с дебиторами и кредиторами на платежеспособность организации, основные направления его совершенствования
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 155.95 Кб (Скачать)

  В экономической  литературе понятию "безналичные  расчёты" отведено существенное место. По мнению М.М. Усоскина, безналичными являются расчёты посредствам перевода денег с одного счёта на другой счёт в банке с помощью различных кредитных операции или зачётом встречного требования [28, с.336].

  М.Д. Усманов считает: "Безналичные расчёты – это платежи хозяйственных органов друг другу за товарно-материальные ценности и оказанные услуги, а также по финансовым обязательствам, которые приводятся не наличными деньгами, а путём записей соответствующих сумм по расчётным, текущим и ссудным счетам в банке, а также путём зачёта взаимных требований" [36, с.57].

  Э.Г. Полонский  и У.С. Компанеец определяют безналичные расчёты как "проводимый записью в документах, а не уплатой наличных денег" [16, с.29]. Эту точку зрения поддерживает В.А. Белов, который, основываясь на анализе литературы 20-х годов, делает замечание о том, что тогда подобные расчёты именовались "безденежными" [5, с.24].

  Г.И. Кравцова считает: "Безналичные расчёты - это  денежные расчёты, совершаемые путём  записей по счетам плательщиков и  получателей средств, либо путём зачёта взаимных требований, то есть без использования наличных денег".[13,с.46]

  Банковским  кодексом Республики Беларусь безналичные  расчёты определены как "расчёты  между юридическими лицами, а также  расчёты с участием индивидуальных предпринимателей и физических лиц, проводимые через банк, его филиал в безналичном порядке".

  Гражданский кодекс Республики Беларусь, не давая  определения понятию "безналичные  расчёты" устанавливает, что такие  расчёты производятся через банк, в котором открыт соответствующий  счёт, если иное не предусмотрено законодательством  или используемой формой расчёта. Это  даёт основание для вывода, что  к безналичным расчётам отнесены только операции по переводу денежных средств по соответствующим банковским счётам.

  Система безналичных расчётов представляет собой совокупность принципов, предъявляемых  к ним требований, форм и способов расчётов. Принципы организации безналичных  расчётов следующие:

  денежные  средства в обязательном порядке  хранятся на счетах в кредитных учреждениях  всеми организациями и учреждениями. Для хранения денежных средств и  осуществления безналичных расчётов организации открывают в банке  расчётный счёт. С открытием расчётного счёта субъект хозяйствования становится полноправным участником платёжного оборота. По этому счёту проходят безналичные  расчёты, связанные с основной деятельностью, инвестициями, капитальным ремонтом, а также операции с наличными  деньгами. В отдельных случаях  организациями, в состав которых  входят нехозрасчётные подразделения  вне места своего расположения, могут  отрываться расчётные субсчета для  аккумуляции выручки и ускорения  платежа за товары и услуги;

  субъекты  хозяйствования совершают платежи  главным образом через учреждения банков в безналичном порядке  по документам, предусмотренными правилами  расчётов;

  платежи совершаются, как правило, после  отгрузки продукции, оказание услуг, выполнения работ. Этот принцип не исключает  финансовых платежей и предварительной  оплаты, которые допускаются законодательными актами или предусмотрены договором;

  на списание средств со счёта плательщика  требуется его согласие. Согласие даётся путём акцепта документов, выписанных получателем средств  либо путём выписки платёжных  документов. Согласие плательщика на оплату расчётных документов связано  с проверкой выполнения поставщиком  договорных условий. При нарушении  условий договора плательщик может  отказать от оплаты расчётных документов, о чём уведомляет банк или поставщика в порядке и в сроки, предусмотренные договором;

  платежи осуществляются лишь при наличии  достаточных средств на счёте  плательщика. Средства со счёта организации  списываются по распоряжению владельца  счёта. Списание средств без его  согласия производится лишь в случаях, когда законодательством установлен бесспорный порядок списания средств  либо к оплате предъявлены исполнительные и приравненные к ним документы. Оплата расчётных документов при  недостаточности средств на счёте  производится в очерёдности, устанавливаемой  законодательными актами в зависимости  от состояния экономики и финансов.

  Средства  зачисляются на счёт поставщика, как  правило, после их списания со счёта  плательщика. Предварительная оплата товарно-материальных ценностей осуществляется только за счёт собственных средств  организации. Предоставление кредита  на предварительную оплату материальных ценностей запрещается.

  По экономическому содержанию безналичные расчёты  могут быть товарными и нетоварными. К товарным относятся расчёты  между организациями за реализуемые  товарно-материальные ценности, выполненные  работы и оказанные услуги, а к  нетоварным – расчёты с бюджетом по налогам и сборам, с персоналом по прочим операциям, по погашению банковских ссуд и уплате процентов, перечислению страховых взносов, с учредителями и т.п.

  1.2 Формы  и процедуры расчётов, их роль  в рациональной организации расчётных  взаимоотношений хозяйствующих  субъектов

  В соответствии с действующим законодательством  и в зависимости от вида расчётных  документов, способов платежа и организации  документооборота в банках плательщиков и получателей денежных средств  различают следующие основные формы  безналичных расчётов:

  Ø  платёжными требованиями;

  Ø  платёжными поручениями;

  Ø  платёжными требованиями – поручениями;

  Ø  аккредитивами;

  Ø  чеками;

  Ø  банковскими пластиковыми карточками.

  При выборе наиболее целесообразной формы расчётов необходимо учитывать, насколько она  способствует реализации продукции, своевременному получению поставщиком денежных средств за неё, содействует максимальному  сокращению сроков получения товарно-материальных ценностей и услуг покупателями, создаёт условия для взаимного контроля участников расчётов, обеспечивает ускорение документооборота, минимальную трудоёмкость расчётных операций.

  В соответствии с Инструкцией "О банковском переводе" №66 от 29 марта 2001г. и в зависимости  от того, кто является инициатором  платежа, выделяют дебетовый и кредитовый банковские переводы.

  Кредитовый  перевод - банковский перевод, инициатором  которого является плательщик [4,с.25] . Он осуществляется на основании представляемых в банк – отправитель платёжных  инструкций. Платёжные инструкции могут  быть оформлены следующими документами:

  ·          платёжное поручение;

  ·          платёжное требование – поручение;

  ·          иные документы.

  Дебетовый перевод – банковский перевод, инициатором  которого является бенефициар [4,с.31]. При  осуществлении дебетового перевода платёжные инструкции оформляются  платежным требованием, чеком и  другими документами, предусмотренными нормативными актами Национального  банка Республики Беларусь.

  Платёжное поручение представляет собой платёжную  инструкцию, согласно которой банк – отправитель по поручению плательщика  осуществляет перевод денежных средств  в банк – получатель лицу, указанному в поручении [14,с.9]. Расчёты платёжными поручениями производятся, как правило, за полученные товары, выполненные  работы и оказанные услуги. Кроме  этого, при помощи платёжных поручений  производятся: предварительная оплата товаров, готовых к отгрузке (в  сроки установленные договором); авансовые платежи при плановых отгрузках или поставках; платежи  в бюджет и внебюджетные фонды; оплата товарных векселей; оказание финансовой временной помощи и другие. Достоинством расчётов платёжными поручениями является то, что они представляют собой  универсальную форму, обеспечивают самый рациональный документооборот  и являются более дешёвой по сравнению  с другими. Однако данная форма расчётов не гарантирует поставщику платёж. Своевременное поступление платежа  поставщику зависит не только от платежеспособности плательщика, но и от своевременности  выписки и предоставления им в  банк платёжного поручения.

  Платёжные требования представляют собой платёжную  инструкцию, в которой содержится требование получателя (бенефициара) денежных средств об оплате определённой суммы  через учреждение банка [14,с.12] . Использование  платёжного требования для осуществления  безналичных расчётов в форме  банковского перевода оговаривается  в договоре между получателем и плательщиком. В соответствии с договором, платёжное требование заполняется и предоставляется в обслуживающий банк получателем сразу после отгрузки товара (работ, услуг). Для проведения перевода денежных средств уполномоченные банки осуществляют операции по инкассо в порядке, установленном Инструкцией "О банковском переводе" №66 от 29 марта 2001г. При осуществлении расчётов посредством платёжных требований используется акцептная и безакцептная форма инкассо. Акцептная форма инкассо используется при расчётах за отгруженные товары (работы, услуги), при расчётах по обязательствам, возникшим в результате проведения банковских операций, а также при расчётах в иных случаях, если использование платёжного требования для осуществления безналичных расчётов предусмотрено действующими нормативными актами Национального банка Республики Беларусь. Акцепт обозначает согласие плательщика на оплату и может быть предварительным и последующим.

  Предварительный акцепт - акцепт плательщика, полученный банком до поступления платёжного требования. Плательщик предоставляет в банк заявление на предварительный акцепт, в котором содержится инструкция банку-отправителю оплачивать платёжные  требования в день поступления.

  Последующий акцепт - акцепт плательщика, полученный банком после поступления платёжного требования в течение срока, установленного нормативными актами. Последующий акцепт может быть как на всю сумму  платёжного требования (полный), так  и на её часть (частичный).

  Безакцептная форма используется, как правило, только при описании средств со счёта плательщика в бесспорном порядке, т.е. без его согласия, на основании исполнительных документов, определяемых законодательными актами Республики Беларусь.

  Расчёты платёжными требованиями имеют положительные  стороны: позволяют плательщику  проконтролировать поставщика в  части выполнения им условий хозяйственного договора, содействуют ускорению  разгрузки поставщиками товара и  сокращению расходов по их складированию. Однако данная форма не гарантирует  поставщику своевременное получение  денежных средств и является более  дорогостоящей.

  Платёжное требование–поручение - это платёжная  инструкция, содержащая требование бенефициара  к плательщику оплатить поставленного  по договору товара, на основании направленного  ему (минуя банк) расчётных отгрузочных  и иных документов [4,с.28]. Достоинство  данной формы расчётов заключается  в ускорении документооборота. Однако нет гарантии платежа.

  Расчёты аккредитивами представляют собой  соглашение между плательщиком и  обслуживающим его банком, по которому банк по поручению плательщика обязуется  произвести платёж получателю средств  или уполномочивает другой банк произвести такой платёж при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве. Аккредитивы могут быть:

  ·          отзывные и безотзывные;

  ·          покрытые и непокрытые;

  ·          резервные;

  ·          переводные;

  ·          подтверждённые и неподтверждённые;

  ·          с красной оговоркой;

  ·          встречные.

  Особенность данной формы расчётов заключается  в том, что оплата покупателем  фактически уже произведена, деньги с его счёта перечислены, но на расчётный счёт продавца они ещё  не поступили, а зачислены на аккредитивный  счёт. Продавцу гарантируется немедленная  оплата отгруженных товаров или  оказанных услуг с этого счёта, и он застрахован от неплатежеспособности или отказа от оплаты товаров покупателем. Покупатель в свою очередь уверен в том, что перечисленные с  его счёта деньги поступят в распоряжение продавца только после того, как  он выполнит свои обязательства. Таким  образом, аккредитив – это фактически безопасная предоплата и является компромиссом в случае, когда продавец товара сомневается в платежеспособности покупателя и требует предоплаты, а покупатель сомневается в надёжности продавца и не решается рисковать  своими деньгами и делает эту предоплату. Сдерживает применение этой формы расчётов в более широком плане необходимость  резервирования денежных средств на оплату товаров ещё задолго до того, как они отгружены поставщиком. Это приводит к отвлечению из оборота  покупателя денежных средств и замедлению оборачиваемости; на практике выставление  аккредитивов часто задерживается  из-за отсутствия средств на расчётном  счёте покупателя и невозможности  получения кредита.

  Дебетовый перевод может осуществляться на основании чеков. Чек – ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное  распоряжение чекодателя провести платёж указанной в нём суммы чекодержателю [2,с.14]. Порядок проведения операций с использованием чеков регулируется Постановлением Правления Национального  банка Республики Беларусь № 43 от 30 марта 2005г. "Об утверждении Инструкции о порядке проведения операций с  использованием чеков из чековых  книжек и расчётных чеков". Расчёты  чеками имеют следующие достоинства: уменьшается оборот наличных денег, максимальное сближение срока платежа и момента получения товара, гарантия своевременного получения платежа чекодержателем либо за счёт забронированных средств в сумме лимита, либо за счёт кредита, простота расчётов. Вместе с тем, этой форме расчётов присуще следующие недостатки: ограниченная возможность использования этой формы в иностранных расчётах, длительный срок действия чека, что может замедлить оборачиваемость оборотных средств.

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей организации