Формирование номенклатуры и ассортимента товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

-изучение основных проблем и тенденций развития розничной торговли;

-рассмотрение теоретических основ формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;

-анализ содержания торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале;

- пути совершенствования ассортиментной политики ООО «Эдем-2» Объектом исследования курсовой работы является продовольственный магазин ООО "Эдем-2". Временные рамки исследования объекта - 2 года (2008-2010гг.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4

1. Основные проблемы и тенденции развития розничной торговли в России..6

1.1. Роль и значение розничной торговли в рыночных условиях……….....6

1.2. Особенности функционирования…………………………………………..8

1.3. Законодательное ограничение розничной торговли в РФ………………14

2.Теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли……………………………………………18

2.1. Критерии выбора товарного ассортимента предприятий розничной торговли…………………………………………………………………………18

2.2. Анализ содержания торгово-технологических процессов розничной торговли предприятия………………………………………………………….23

2.3. Эффективность рекламной деятельности предприятия торговли…….28

3. Товарная и ассортиментная политика ООО «Эдем-2»…………………..34

3.1. Общая характеристика предприятия…………………………………….34

3.2. Специфика кадровой политики предприятия…………………………...37

3.3. Пути совершенствование ассортиментной политики предприятия…..53

Заключение………………………………………………………………………55

Список использованной литературы…………………………………………57

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 109.22 Кб (Скачать)

     Процесс формирования ассортимента товаров  в магазине осуществляется по следующим  этапам:

     -Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.

     -Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.

     -Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.

     В отдельных случаях, в рамках потребительского комплекса может быть предусмотрена  специальная площадь для организации  сезонных микрокомплексов.

     Следующим этапом формирования ассортимента является количество реализованных разновидностей товара по их отличительным особенностям, т.е. его глубины. Основой для определения  количества разновидностей товаров  в магазинах различных форм товарной специализации является размер торговой площади торгового зала и состояние  предложения товаров на региональном потребительском рынке. Рекомендуемое  количество разновидностей товаров для магазинов отдельных форм специализации приведено в таблице 1.

     Таблица 1 Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов самообслуживания отдельных форм специализации

Формы специализации магазинов Размеры торговой площади, кв.м.
  до 250 251-630 631-1000 свыше 1000
Универсам - до 700 700-1000 1001-1500
Кондитерские  товары до 300 301-500 - -
Товары  для детей - до 1000 1001-1500 свыше 1500
Товары  для молодежи - до 800 801-1200 свыше 1200
Товары  для женщин - до 1000 1001-1500 свыше 1500
Товары  для мужчин - до 800 801-1200 свыше 1200
Одежда - до 600 601-1000 свыше 1000
Обувь до 300 301-500 501-800 свыше 800
Хозтовары до 500 501-800 801-1200 свыше 1200
Галантерея до 600 601-900 свыше 900 -
 

     Заключительным  этапом формирования ассортимента является разработка конкретного перечня  товаров, реализуемых в магазине. Основой для разработки конкретного  ассортиментного перечня товаров  в рамках отдельных их групп, подгрупп и определенного количества разновидностей являются материалы изучения спроса на товары на данном региональном потребительском  рынке и результаты внутри группового анализа оборачиваемости товарных запасов.

     Наряду  с правильным формированием ассортимента товаров, важной задачей является обеспечение его устойчивости. Одним из показателей, характеризующих устойчивость ассортимента товаров в магазине, является коэффициент устойчивости, определяемый по формуле:

     Оn

     Ку = 1 - --------------; (1)

     n x a

     где Ку - коэффициент устойчивости ассортимента товаров в определенном периоде;

     О1;О2;...Оn - количество разновидностей товаров отсутствующих в продаже в момент проверок (из предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем товаров);

     a - количество разновидностей товаров, предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем;

     n - количество проверок.

     При росте коэффициента устойчивости из ассортиментного перечня следует  исключить товары сезонного спроса, которые в период проверки не реализуются.

     Особое  внимание уделяется формированию ассортимента непродовольственных товаров в  магазинах самообслуживания. В данную группу, как правило, включают поздравительные открытки, кухонную посуду, писчебумажные товары, школьные принадлежности, игрушки, книги, предметы домашнего обихода, штучные текстильные товары, предметы ухода за автомашинами, столовое и постельное белье, драпировку, бытовые машины, дорожные принадлежности, корм для домашних животных, птиц, спорттовары, изделия из дерева, грампластинки и кассеты, электротовары, предметы для шитья и рукоделия, фототовары, принадлежности для сада и огорода, пряжу и предметы вязания, парфюмерию, косметику, предметы санитарии и гигиены.

     Из  изложенного можно сделать вывод, что необходимо придерживаться одинаковой системы показателей эффективности  ассортимента товаров и его формирования. Выделяют следующие показатели: широту ассортимента, глубину, коэффициент  обновления и коэффициент устойчивости ассортимента.

     Мы  считаем, что в розничной торговле формирование ассортимента является прерогативой самого торгового предприятия. В  основу действующих в магазинах  ассортиментных перечней положен производственно-технический  признак ассортимента товаров, который  не позволяет с достаточной полнотой учесть комплектность спроса, взаимное дополнение товаров, сезонные особенности  развития спроса и другие условия.

     По  нашему мнению, для характеристики ассортимента розничного предприятия  и определения результативности ассортиментной политики, анализ структуры  ассортимента, его широта и частично глубина позволяют охарактеризовать лишь фактическую структуру ассортимента товаров в магазинах, так как  сведений о предпочтительном ассортименте работники не имеют. А изучение спроса сводится в основном к элементарному  учету реализации, причем чаще по групповому ассортименту на предприятиях розничной  торговли анализ ассортимента товаров  не проводится.

     Мы  считаем, что для повышения социального  уровня торгового обслуживания торгово-оперативные  работники магазинов должны уделять  особое внимание устойчивости ассортимента. С одной стороны, этот показатель существенно влияет на показатель уровня обслуживания, а с другой - свидетельствует  о ритмичности поставок. Устойчивость ассортимента - главный ориентир для  покупателя.

     Расчеты устойчивости ассортимента позволяют  судить об отсутствии перебоев в продаже  отдельных товаров. Анализ стабильности реализации товара с колеблющимся, неравномерным качеством покупок  в течение дня, поможет не только проанализировать эффективность организации  товароснабжения, но и определить рациональность ассортиментной структуры и эффективность  ассортиментной политики розничного предприятия.

2.2. Содержание торгово-технологических процессов розничного торгового предприятия

     Основной  из инновационных функций торговой фирмы является управление технологическими процессами в магазине. Под этими  процессами понимается совокупность последовательных, взаимосвязанных операций, выполняемых  персоналом магазина, направленных на доведение товаров до покупателей  с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Торгово-технологические процессы, осуществляемые в магазинах, условно  подразделяют на основные и вспомогательные.

     К основным торгово-технологическим  процессам относятся продажа  товаров и обслуживание покупателей, включающие в себя организацию покупательских потоков в торговом зале; выкладку товаров на оборудование, обеспечивающую покупателям оптимальные условия их осмотра и отбора; организацию расчетов за отобранные покупателями товары; оказание покупателям дополнительных торговых услуг и другие подобные им технологические операции.

     К вспомогательным торгово-технологическим  процессам относятся: приемка товаров  от поставщиков; доставка их на места  хранения; обеспечение необходимых  условий хранения товаров; подготовка товаров к продаже; их транспортирование  в торговый зал; организация хранения и сдачи тары.

     Мы  считаем, что содержание основных и  вспомогательных торгово-технологических  процессов магазинов различных  типов имеет определенные особенности, вызываемые формой их товарной специализации, методами продажи товаров, а также  размерами. Эти особенности определяют специфику отдельных технологических  операций, осуществляемых в рамках основных и вспомогательных торгово-технологических  процессов в магазине. Для примера  рассмотрим структуру и последовательность операций торгово-технологического процесса в магазинах самообслуживания.

     Кроме того, специалисты по торговле обращают внимания на то, что существенное влияние  на структуру площадей оказывает  форма товарной специализации магазинов, это можно проследить по данным таблицы 2.

     Таблица 2. Рекомендуемая структура площадей различных видов помещений в  магазинах самообслуживания 
 
 

Форма товарной специализации магазина Торговая площадь,

М2

Всего

Площадь для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже,М2

 Вт.ч. торгового зала

Площадь подсобных  помещений,

М2

Площадь административно- бытовых и технических помещений,М2 Итого,

%

Продовольственные 60 55 25 8 100
Универмаги 54 56 31 9 100
Товары для детей 58 56 27 9 100
Товары для молодежи 60 58 25 9 100
Товары для женщин 61 59 24 9 100
Товары для мужчин 61 59 24 9 100
Товары для дома 57 55 28 9 100
Галантерея
    63
    61
    23
8 100

     Рассматривая  рекомендации, изложенные в таблице 2, следует обратить внимание на то, что в настоящее время структура  площадей многих магазинов самообслуживания не соответствует этому методу продажи. Как правило, в непродовольственных  магазинах основная масса товарных запасов, находящихся в магазине перемещается непосредственно в  торговый зал. Так, если в магазинах  с обычными методами продажи непродовольственных  товаров доля запасов, находящихся  в торговом зале составляет 20-25%, то в магазинах самообслуживания она  доходит до 40-60%, что создает предпосылки  для существенного распределения  площадей между торговым залом и складским помещением. За счет повышения доли торговой площади в общей площади на 1% товарооборот магазинов самообслуживания увеличивается на 0,2-0,4%

     В торговых залах прямоугольной конфигурации шириной от 7 до 12 м., по нашему мнению целесообразно применять линейную систему с продольным размещением  оборудования, а при ширине 13-24 м. наиболее эффект дает линейная система  с поперечным размещением оборудования. В крупных магазинах, где ширина торгового зала превышает 24 м, целесообразно  применять смешанную систему  расстановки оборудования, комбинируя при этом его продольное и поперечное линейное размещение.

     Следовательно, эту направленность движения покупателей  необходимо использовать с тем, чтобы  им был обеспечен хороший обзор  торгового зала, и потоки покупателей  по возможности не пересекались. Однако не следует жестко направлять покупательские потоки по единым определенным маршрутам  с помощью заградителей, декоративного  оборудования и др. Покупателю необходимо предоставлять свободу в выборе маршрута движения в торговом зале.

     Для определения общей эффективности  технологической планировки торгового  зала применяют следующие показатели:

     Коэффициент установочной площади. Он представляет собой отношение суммарной установочной площади оборудования к общей  площади торгового зала.

     Коэффициент демонстрационной площади. Он определяется как отношение суммарной демонстрационной площади оборудования к общей  площади торгового зала.

     В зависимости от размера площади  торгового зала и форм товарной специализации  рекомендуются следующие примерные  показатели коэффициентов установочной и демонстрационной площади для  магазинов розничной торговли.

Информация о работе Формирование номенклатуры и ассортимента товара