Формирование ценовой политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:27, дипломная работа

Описание работы

Одним из ключевых моментов рыночной экономики являются цены, ценообразование, ценовая политика.
Цена представляет собой категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Когда единица конкретного товара обменивается на определенное количество другого товара, это последнее становится товарной эквивалентом данного товара.

Содержание

Введение
1. Методические основы ценообразования в условиях
рынка ......
1.1 экономическая сущность и состав цены .....
1.2 факторы, влияющие на динамику цен ......
1.3 принципы и методы определения цены.
Эластичность спроса ......
2. Минский тракторный завод и его внешняя среда.
Результаты их взаимодействия .....
2.1 краткая характеристика предприятия.
Виды цен на его продукцию .....
2.2 обзор законодательства Республики Беларусь
в сфере ценообразования .....
2.3 основные проблемы, с которыми сталкивается МТЗ
в процессе ценообразования .....
2.4 анализ финансового состояния предприятия МТЗ по
результатам хозяйственной деятельности за 1999 год .....
2.5 анализ конъюнктуры рынков сбыта .....
3. Формирование ценовой политики предприятия
3.1 основные планируемые цели МТЗ
в области ценообразования .....
3.2 определение базового уровня цен на продукцию МТЗ .....
3.3 учет рассрочки платежа в цене контракта .....
3.4 расчет эффективности новой ценовой
политики и сравнение основных планируемых
финансово-экономических показателей с их
базовым уровнем .....
3.5 стратегические возможности при использовании
новой ценовой политики
Заключение

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ 2000.1.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

                 По импорту приобретается:

  • 90 % материалов;
  • 25 % комплектующих.

    По калькуляции ПЭО на 15.09.98 г. в себестоимости трактора вышеперечисленные статьи составляют:

  • материалы - 80 643 600 бел. руб. или 1 569 $ (курс 51 400);
  • комплектующие - 76 949 250 бел. руб. или 1 497 $ (курс 51 400).

    --------------------------------------------------------------------------------------

               итого по импорту:                3 066 $ 

      Таким образом, в 1998 году затраты в долларах США на один трактор МТЗ-82.1 составляли 3 066 $, что по бухгалтерским документам проходило как 157 592 400 бел. руб., а полная себестоимость этого трактора - 498 440 000 бел. руб., т.е. (157 592 400 + 340 847 600). Исходя из имеющихся данных отобразим два варианта калькулирования  себестоимости: бухгалтерскую и реальную (см. таблицу 2.3.1). 

Таблица 2.3.1 Варианты калькуляции себестоимости трактора МТЗ-82.1.

БУХГАЛТЕРСКАЯ, тыс. руб. РЕАЛЬНАЯ, тыс. руб.
1. материалы 89 604 1. материалы 401 210
2. комплектующие 307 797 2. комплектующие 605 097
3. транспорт 10 106 3. транспорт 10 106
4. топливо и энергия 12 573 4. топливо и энергия 12 573
5. зарплата основная 6 350 5. зарплата основная 6 350
6. зарплата дополнительная 1 270 6. зарплата дополнительная 1 270
7. отчисления на соцстрах 2 667 7. отчисления на соцстрах 2 667
8. износ инструмента 3 810 8. износ инструмента 3 810
9. общепроизводственные 31 750 9. общепроизводственные 31 750
10. общехозяйственные 11 748 10. общехозяйственные 11 748
11. налоги 15 875 11. налоги 15 875
12. прочие затраты 444 12. прочие затраты 444
13. производственная с/с 493 994 13. производственная с/с 493 994
14. внепроизводственные расходы 4 446 14. внепроизводственные расходы 4 446
15. полная себестоимость 498 440 15. полная себестоимость 1 107 347
16. прибыль 723 657 16. прибыль 114 750
17. НДС 160 403 17. НДС 160 403
18. Ф в/ж 3 500 18. Ф в/ж 3 500
19. Ф с/х 14 000 19. Ф с/х 14 000
20. СОЦ 1 400 000 20. СОЦ 1 400 000
 

      При реальной калькуляции себестоимости видно, что ее величина намного больше, нежели при бухгалтерской. Однако при существующей цене налоги предприятие платит как это произведено в расчетах бухгалтерской себестоимости, что в значительной степени снижает прибыль. Но у предприятия как бы остается 114 750 000 руб. прибыли, на самом же деле итог его хозяйственной деятельности отрицателен (см. схему 2.3.2).

      Как видим, исходя из реального курса доллара (минимальное предложение покупки на межбанковской бирже) 250 000 руб. за один доллар, полная реальная себестоимость составила 1 107 347 тыс. бел. руб. Следовательно, МТЗ на каждом тракторе несет потери от курсовой разницы в размере: 

      3 066 * (250 000 - 51 400) = 608 907 тыс. руб.

                                    или

      1 107 347 - 498 440 = 608 907 тыс. руб., 

которые ему необходимо возместить, т.к. в противном случае будет происходить проедание собственных оборотных средств, что снизит возможности осуществления процесса воспроизводства. В сложившейся ситуации источни4ком возмещения потерь от курсовой разницы может служить только прибыль (см. схему 2.3.2). 

Схема 2.3.2 Возмещение потерь от курсовой разницы. 

Прибыль

723 657 000 
 
 

налог на прибыль (30%)

217 097 100 
 

возмещение курсовой разницы

608 907 600 
 
 

итог: - 102 347 700 

   Как видим, даже имеющейся прибыли недостаточно для возмещения потерь от курсовой разницы. Поэтому у предприятия одной из проблем в сфере ценообразования является формирование цен на внутреннем рынке на уровне, который бы обеспечивал достаточный уровень рентабельности в целях воспроизводства.

      Для разрешения этой проблемы, т.е. устранения потерь от курсовой разницы, необходимо к существующей величине прибыли в цене добавить дополнительно определенную сумму, которой было бы достаточно для этой цели, что обусловит увеличение свободно-отпускной цены. В связи с этим первоначально необходимо определить величину экономически обоснованной прибыли, которую должен приносить один трактор в целях обеспечения дальнейшей хозяйственной деятельности Минского тракторного завода.

      Таким образом, исходя из производственной программы на 4 квартал 1998 года и плановой прибыли, определим величину прибыли, которую должен приносить один трактор от продажи: 

прибыль на          М * Р        0.105 * 499 800 000 000

один трактор = ------------ = ------------------------------- = 174 930 000 (руб.)

                                  Q                              300

где М - удельный вес производства тракторов МТЗ-82.1 для внутреннего

             рынка в общем объеме производства для этого же рынка;

      Р -  общая сумма плановой прибыли на 4 квартал 1998 года;

      Q - количество тракторов МТЗ-82.1 в плане производства. 

      Исходя из имеющейся величины необходимой прибыли на один трактор рассчитаем свободно-отпускную цену, учитывая необходимую сумму денег для возмещения потерь от курсовой разницы. Однако перед этим укажем формулу, по которой будет рассчитана общая сумма прибыли на один трактор, которая, после уплаты налога на прибыль и возмещения курсовой разницы, будет равна 174 930 000 руб. 

общая прибыль на       Р + (а - в) * К     174 930 000 + 608 907 600

один трактор          = ------------------ = ---------------------------------- =1 119 768 000 (руб.)

        1.                                    0.7

где Р - величина прибыли, необходимая заводу для осуществления дальнейшей

             хозяйственной деятельности;

(а - в) * К - величина потерь от курсовой разницы, где а - межбанковский курс;

                                                                                      в - курс Национального банка;

                                                                                     К - материалы и комплектующие

                                                                                          по импорту в долл. США.

  1. - коэффициент, получаемый путем вычитания из единицы коэффициента

       налога на прибыль. 

      На основании вышеизложенного свободно-отпускная цена трактора МТЗ-82.1 для внутреннего рынка составит:

себестоимость -   498 440 000

прибыль -          1 119 768 000

НДС -                   239 625 600

Фв/ж -                      4 656 224

Фс/х -                     18 813 028

СОЦ -                1 881 302 852 

Таким образом, свободно-отпускная цена трактора МТЗ-82.1 в 1998 году, с учетом величины необходимой прибыли (174 930 000 руб.) и курсовой разницы (608 907 600 руб.), должна была составлять 1 881 302 852 руб. Если же предприятие решит отказаться от прибыли, необходимой для его развития, т.е. при фактически нулевой рентабельности, а включит в цену лишь величину прибыли, необходимую для погашения курсовой разницы в размере (608 907 600/0.7) = 869 868 000 руб., то цена составит: 1 577 634 590 руб., т.е. это минимально возможная цена для предприятия, когда его расходы будут равны доходам.

      На графике 2.3.3 отражены возможные варианты цен и их влияние на конечный результат хозяйственной деятельности предприятия.

 

      Второй проблемой в области ценообразования для Минского тракторного завода является формирование экспортной цены. В настоящее время трактора МТЗ на внешнем рынке конкурируют сами с собой, а именно: наблюдается следующая ситуация: 

                  1 случай                                                      2 случай

     трактор покупает фирма-                        трактор на внешнем рынке

  резидент РБ для дальнейшей                         хочет продать ПО МТЗ

перепродажи на внешнем рынке 
 

  1. покупает за 1 400 000 тыс. р.                   1) для ПО МТЗ цена также
  2. переводит эту цену по межбан-                   равна 1 400 000 тыс. р.

    ковскому курсу и получает эк-                 2) экспортная цена у ПО МТЗ

    спортную цену: 5 600 $                                  составляет 14 000 $ 
 

                                                   РАЗНИЦА 
 

                                                                        $ 8 400 
 

      В настоящее время МТЗ формирует свои экспортные цены исходя из себестоимости продукции в белорусских рублях и обменного курса Национального Банка РБ. В результате этого долларовая цена завода на внешних рынках значительно превышает цены коммерческих фирм на «серые» трактора МТЗ. Эти фирмы, приобретая трактора МТЗ, имеют возможность устанавливать на них долларовые цены по неофициальному (межбанковскому) курсу.

   Такой характер деятельности независимых фирм приводит к сокращению своих продаж Минским тракторным заводом и подрывает репутацию белорусских тракторов, а также ограничивает возможности ПО МТЗ проводить собственную эффективную ценовую политику на рынке и, как следствие, отсутствие возможности влиять на уровень розничных цен на свою продукцию.

   Это самым негативным образом сказалось на деятельности Минского тракторного завода и поступлении иностранной валюты в Республику Беларусь. Следствием этого явилось снижение официального экспорта тракторов МТЗ за 10 месяцев 1998 года по сравнению с аналогичным периодом 1997 года, в то время как общие продажи тракторов МТЗ на внешних рынках значительно выросли за счет несанкционированного экспорта.

   Так, например, за 9 месяцев 1998 года фирмой «Белимпекс», реализующей нашу продукцию на рынке Германии, было продано 419 тракторов МТЗ, что на 11.4% больше аналогичного периода 1997 года. Однако значительная часть этих продаж приходится на первое полугодие 1998 года. Начиная с июля наблюдалась отрицательная тенденция, а именно: уменьшение продаж фирмой «Белимпекс» и значительное увеличение продаж ‘´серого´´ рынка. Так, например, доля продаж фирмой «Белимпекс»  в третьем квартале 1998 года снизилась в среднем на 27.3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Информация о работе Формирование ценовой политики предприятия