Формирование ценовой политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:27, дипломная работа

Описание работы

Одним из ключевых моментов рыночной экономики являются цены, ценообразование, ценовая политика.
Цена представляет собой категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Когда единица конкретного товара обменивается на определенное количество другого товара, это последнее становится товарной эквивалентом данного товара.

Содержание

Введение
1. Методические основы ценообразования в условиях
рынка ......
1.1 экономическая сущность и состав цены .....
1.2 факторы, влияющие на динамику цен ......
1.3 принципы и методы определения цены.
Эластичность спроса ......
2. Минский тракторный завод и его внешняя среда.
Результаты их взаимодействия .....
2.1 краткая характеристика предприятия.
Виды цен на его продукцию .....
2.2 обзор законодательства Республики Беларусь
в сфере ценообразования .....
2.3 основные проблемы, с которыми сталкивается МТЗ
в процессе ценообразования .....
2.4 анализ финансового состояния предприятия МТЗ по
результатам хозяйственной деятельности за 1999 год .....
2.5 анализ конъюнктуры рынков сбыта .....
3. Формирование ценовой политики предприятия
3.1 основные планируемые цели МТЗ
в области ценообразования .....
3.2 определение базового уровня цен на продукцию МТЗ .....
3.3 учет рассрочки платежа в цене контракта .....
3.4 расчет эффективности новой ценовой
политики и сравнение основных планируемых
финансово-экономических показателей с их
базовым уровнем .....
3.5 стратегические возможности при использовании
новой ценовой политики
Заключение

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ 2000.1.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

      Все это, в принципе, свидетельствует об укреплении рыночной устойчивости предприятия, однако, с другой стороны, и о снижении степени маневренности в ходе хозяйственной деятельности, так как Минский тракторный завод в условиях нехватки оборотных средств уменьшил источники внешнего финансирования "оборотки", что требует дополнительного отвлечения денежных средств в ходе распределения прибыли предприятия.

Анализ структуры активов предприятия (см. приложения 2.4.6-2.4.8).

      Расчеты, приведенные в приложении 2.4.6, указывают на то, что в деятельности предприятия наблюдается некоторый инновационный уклон, о чем свидетельствует увеличение как в абсолютном, так и в относительном выражении величины нематериальных активов. Однако эта величина настолько незначительна, что в целях анализа ее можно во внимание не принимать.

      В то же время вызывает некоторую настороженность помимо своей незначительности отсутствие динамики роста величины долгосрочных финансовых вложений. Такая ситуация говорит о том, что в настоящее время предприятие живет сегодняшним днем, не осуществляя вложений на будущее.

      Снижение удельного веса незавершенных капитальных вложений положительно сказалось на результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия, так как данного рода активы не участвуют в производственном обороте.

      Снижение удельного веса оборотных активов в очередной раз свидетельствует о их явной нехватке, а также, в некоторой степени, о снижении хозяйственного оборота предприятия и его деловой активности в процессе хозяйственной деятельности.

      Как и было установлено ранее предварительно, теперь подтверждено цифрами, что высокий уровень коэффициента текущей ликвидности обеспечен в основном за счет сырья, МБП, НЗП, готовой продукции, удельный вес которых в общем объеме текущих активов достаточно велик, несмотря на его снижение в результате общего сокращения доли оборотных активов. Однако необходимо отметить, что необоснованного отвлечения запасов из производственного оборота скорее всего не происходит, т.к. один из индикаторов этого - кредиторская задолженность - в относительном выражении не только не увеличилась, но и снизилась. Другое дело, что это могло произойти по причине сокращения хозяйственного оборота предприятия, в результате чего такой объем запасов, рассчитанный на прежний объем производства и реализации,  оказался просто необоснованно высоким.

      Та же ситуация наблюдается и по данным приложения 2.4.7, которые указывают на явное увеличение долгосрочных активов предприятия наряду с сокращением оборотных средств. В то же время положительным моментом можно назвать некоторое изменение в структуре самих текущих активов, удельный вес которых в сфере обращения несколько возрос по сравнению с началом года. Однако увеличения последних пока явно недостаточно для полного и эффективного обеспечения хозяйственной деятельности Минского тракторного завода, а также увеличения коэффициента абсолютной ликвидности до нормативного уровня.

      В отношении структуры активов (см. приложение 2.4.8) можно выделить как некоторые положительные моменты, такие как увеличение доли денежных средств (хотя и незначительное) и снижение удельного веса производственных запасов, так и отрицательные: увеличение дебиторской задолженности, НЗП и готовой продукции. Значительное увеличение готовой продукции на конец года произошло за счет срыва выполнение Пакистанского контракта и снижения активности в коммерческой сфере, в результате чего был в значительной степени превышен норматив остатков готовой продукции на складе.

Группировка текущих активов по степени ликвидности (см. приложение 2.4.9-2.4.10).

      Преобладание собственного оборотного капитала над краткосрочными пассивами свидетельствует о том, что хозяйственная деятельность предприятия финансируется в основном за счет собственных источников, что с одной стороны делает предприятие более привлекательным для внешних инвесторов, а с другой приводит к несколько необоснованному отвлечению средств из оборота предприятия, в то время как это можно сделать за счет внешних источников финансирования.

      Как и предполагалось ранее наибольшее число активов предприятия сосредоточено в сфере слаболиквидных и неликвидных средств, что и обусловило низкий уровень показателя абсолютной ликвидности. Такое положение и обусловило выполнение нормативных значений по показателям общей, промежуточной и текущей ликвидности.

Прогнозирование вероятности банкротства (см. приложение 2.4.11).

      Оба показателя, рассчитанные с целью установления вероятности наступления ситуации, когда Минский тракторный завод окажется не в состоянии платить по своим обязательствам, показывают, что в настоящее время и в ближайшем будущем предприятию не угрожает такая опасность. В основном это было достигнуто за счет аккумулирования значительных средств в сфере слаболиквидных, неликвидных и основных средств.

      Учитывая уровень показателя абсолютной ликвидности, отметим, что уже в настоящее время Минский тракторный завод испытывает некоторые трудности в погашении текущих обязательств.

      Таким образом проведенный анализ финансового состояния предприятия показал, что несмотря на своего рода устойчивость предприятие в настоящий момент испытывает острый дефицит в ликвидных средствах, что не позволяет ему должным образом реагировать на изменение условий хозяйствования, а также создает определенные трудности в вопросах дальнейшего финансирования процесса воспроизводства и своего развития.

       Основной причиной создавшейся ситуации является проведение неправильной и жесткой ценовой политики, что обусловило снижение объема продаж, поступления денежных средств на счета предприятия, увеличение остатков готовой продукции на складе, которая по причине необоснованно высокого уровня цен является слаболиквидной.

      Таким образом, сложившаяся ситуация в отношении системы формирования цен на Минском тракторном заводе не только негативным образом влияет на финансовое состояние предприятия, но и в значительной степени затрудняет возможность реализации стратегии предприятия на рынках сбыта, ситуация на которых в современном мире меняется быстрыми темпами, что предопределяет необходимость принимать гибкие и правильные решения.

      В следующей главе будет приведен краткий анализ конъюнктуры рынков сбыта, который позволит более четко представить те условия хозяйствования, которые предъявляются рынком, а также правильнее спрогнозировать возможный ход развития событий для Минского тракторного завода. 

  1. Анализ конъюнктуры рынков сбыта.
 

      Конъюнктура мирового рынка тракторов характеризуется значительным снижением продаж в 1998 - 1999 гг., что продиктовано рядом объективных причин, к числу которых зарубежные эксперты относят: 

      
  • ежегодное уменьшение числа с/х предприятий в среднем на 5 %;
  • падение доходов с/х предприятий, связанное с падением мировых цен на с/х продукцию;
  • политические причины, например, появление общей европейской валюты, негативно повлиявшее на инвестиционную готовность сельхозпроизводителей, касающуюся приобретения новой с/х техники.
 

      Эти и другие причины обусловили общее снижение рынка новых тракторов на 15 - 20 % в Западной Европе и до 40 % в Северной Америке. Хотя составленные прогнозы на 2000 г. нельзя считать окончательными, по предварительным оценкам, в 2000 г. спрос на этих рынках окажется ниже, чем в 1999 г. на 5 - 10  %.

      В других регионах (Тихоокеанско - азиатский регион, Латинская Америка, Россия и страны, чья экономика тесно связана с российской), ситуация усугубилась также разразившимися в них финансовыми кризисами.

      Политические коллизии в странах Центральной и Восточной Европы повлекли за собой практически развал рынка. Продажи в этом регионе упали с 300 000 тракторов  в 1990 г. до 30 000 шт.

      Основные конкуренты среди производителей из восточноевропейских государств значительно сократили или практически прекратили свою производственную деятельность.

      С уходом с мирового рынка большинства восточноевропейских производителей основными конкурентами МТЗ стали ведущие западноевропейские и американские фирмы, входящие в финансово-промышленные международные группы с оборотом в десятки миллиардов долларов США.

      Мощные финансовые институты, поддерживающие западных производителей, позволяют им проводить политику закрепления, удержания и расширения доли на рынке, при этом чутко реагируя на все изменения конъюнктуры рынка. Так, мировой финансовый кризис, а также введение евро уже отразилось на деятельности ведущих европейских производителей с/х техники.

      Наиболее кардинальные изменения произошли на итальянском рынке тракторов. Итальянский рынок уже заставил крупнейших производителей с/х техники пересмотреть принципы формирования своей ценовой политики на этом рынке. New Holland, Landini и Case отреагировали на изменившиеся тенденции итальянского рынка заметным снижением цен на свою продукцию. New Holland  с 1 января 1999 года снизил прейскурант розничных цен на 20 %. Landini выпустил прейскурант, где предусмотрено снижение цен в среднем на 14 %.

           В свете происходящего, мировые лидеры в производстве тракторов, такие как Джон Дир, Кейс и др., планирует сокращение и свертывание производства на некоторых мощностях для достижения минимально необходимого в этих условиях уровня складских и промежуточных запасов.

           Джон Дир оценивает падение физического объема всех видов продукции в 1999 г.  на 18 – 20 %, прогноз снижения уровня объема продаж – 14 – 17 % (по сравнению с 1998 годом).

           Предвидя ухудшение конъюнктуры рынка, Нью Холланд пошел на сокращение производства. Так, производство тракторов Нью Холланд за 1998 год сократились на 14 % по сравнению с 1997 годом. Ему пришлось временно закрыть или сократить загрузку части производств. Падение продаж за 1998 год составило 5 %, чистой прибыли – 6 %.

           Во второй половине 1998 г. сильно упали продажи энергонасыщенных тракторов. По мере падения спроса обострилась конкурентная борьба  - многие производители были вынуждены понижать цены и, соответственно, свою прибыль.

           Тем не менее, несмотря на ухудшающуюся конъюнктуру  рынка Джон Дир решил воспользоваться ситуацией и приложить все усилия для увеличения собственной доли на рынке, хотя это и будет происходить на фоне падения прибылей.   

      Основным методом конкурентной борьбы западных фирм является предоставление покупателям привлекательных финансовых схем приобретения своей продукции.

      Все без исключения западные производители через свои банки-партнеры предоставляют конечному покупателю длительные, до 5-7 лет, рассрочки оплаты приобретаемых тракторов и сельхозмашин.

      Предлагаются также всевозможные программы скидок: сезонных, региональных, выставочных и т. п.

      Различные меры государственной поддержки собственных сельхозпроизводителей, а также оказание помощи другим государствам всегда связывается с целевым финансированием закупок “своего” оборудования.

      Страны связанные различного рода экономическими союзами и договорами (ЕЭС, Меркосур, Вышеградская группа и др.) предоставляют своим резидентам налоговые и таможенные  льготы.

      Одним из важнейших приоритетов в работе МТЗ всегда были рынки стран дальнего зарубежья.

      В 1995 – 1996 гг. произошел резкий скачок контрактных цен МТЗ, что не замедлило сказаться на объемах поставки тракторов в страны дальнего зарубежья (см. приложение 2.5.1). 

      В это же время с рынков стран дальнего зарубежья были вынуждены уйти практически все восточноевропейские производители, что вызвало процесс перераспределения их рыночного сегмента между другими производителями тракторов.

Информация о работе Формирование ценовой политики предприятия