Формирование ценовой политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:27, дипломная работа

Описание работы

Одним из ключевых моментов рыночной экономики являются цены, ценообразование, ценовая политика.
Цена представляет собой категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Когда единица конкретного товара обменивается на определенное количество другого товара, это последнее становится товарной эквивалентом данного товара.

Содержание

Введение
1. Методические основы ценообразования в условиях
рынка ......
1.1 экономическая сущность и состав цены .....
1.2 факторы, влияющие на динамику цен ......
1.3 принципы и методы определения цены.
Эластичность спроса ......
2. Минский тракторный завод и его внешняя среда.
Результаты их взаимодействия .....
2.1 краткая характеристика предприятия.
Виды цен на его продукцию .....
2.2 обзор законодательства Республики Беларусь
в сфере ценообразования .....
2.3 основные проблемы, с которыми сталкивается МТЗ
в процессе ценообразования .....
2.4 анализ финансового состояния предприятия МТЗ по
результатам хозяйственной деятельности за 1999 год .....
2.5 анализ конъюнктуры рынков сбыта .....
3. Формирование ценовой политики предприятия
3.1 основные планируемые цели МТЗ
в области ценообразования .....
3.2 определение базового уровня цен на продукцию МТЗ .....
3.3 учет рассрочки платежа в цене контракта .....
3.4 расчет эффективности новой ценовой
политики и сравнение основных планируемых
финансово-экономических показателей с их
базовым уровнем .....
3.5 стратегические возможности при использовании
новой ценовой политики
Заключение

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ 2000.1.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

      Наряду с прочими факторами, повлиявшими на хозяйственную деятельность предприятия, новая ценовая политика с 1996 года стала одной из главных причин кризисного положения Минского тракторного завода в области продаж своей продукции в настоящее время.

      В связи с этим сегодня перед Минским тракторным заводом стоит задача, суть которой заключается в разработке и выборе дальнейшей маркетинговой стратегии деятельности как на внешнем, так и на внутреннем рынке (взаимосвязь этих рынков обусловлена сложившейся ситуацией). Причем в основу маркетинговой стратегии в настоящее время следует заложить важнейший для потребителя (в основном на внешнем рынке) принцип соотношения ‘´цена-качество´´.

      Сегодня основной причиной падения объемов продаж является наличие ‘´серого´´ рынка и условий для его функционирования. В большинстве случаев рынки покидает не марка «Беларус», а Минский тракторный завод, т.е. сложилась ситуация, в которой наши трактора конкурируют сами с собой по ценовым параметрам. Выход из этого положения возможен при использовании ценовой политики, разработанной ОКиЭА. Все остальные меры могут решить лишь часть существующих проблем, но никогда не достигнут цели увеличения продаж. Обоснование этого см. в приложении 2.3.6-2.3.12.

      Анализ графиков, представленных в приложениях 2.3.7-2.3.12, показывает, что на протяжении пяти лет (1995-1999гг.) на объемы продаж продукции Минского тракторного завода оказывали влияние в основном ценовые факторы. Причем, начиная с 1996 года влияние сторонних производителей (конкурентов) практически полностью нейтрализуется за счет появления трактора марки «Беларус», поставляемого на внешний рынок ‘´серыми ´´ дилерами.

      Отметим, что по техническим параметрам эти трактора ничем не отличаются. Поэтому на сегодняшний день переход на новый, более высокий технический уровень продукции завода проблему низких продаж не решает, т.к. не устраняет основную причину, ее порождающую - ´´серый´´ рынок. В результате этого единственными факторами, способными оказать влияние на динамику продаж становятся: 

      • цена;
      • рассрочка платежа.
 

      Однако, как показывает анализ динамики, на протяжении рассматриваемого периода фактор рассрочки платежа не изменялся, а объемы продаж: у «МТЗ-Хунгария» - падали, у серого дилера - росли.

Вывод: проблемой Минского тракторного завода в области продаж является наличие ´´серого ´´ рынка тракторов на внешнем рынке, а фактором, ее вызвавшим, - существующая ценовая политика (см. приложение 2.3.12).

      В результате проведенного анализа была выявлена еще одна важная проблема, в значительной степени влияющая на динамику продаж - уровень сервиса. При существующем положении этого параметра даже с более высоким техническим уровнем и значительными финансовыми затратами Минскому тракторному заводу не удастся освоить новые для него сегменты.

      Приведенные в этой главе примеры и расчеты показали, что предприятие Минский тракторный завод не является исключением в реалиях сегодняшних дней. Оно, также как и другие хозяйствующие субъекты, сталкивается с рядом проблем, негативно влияющим на результаты его производственно-хозяйственной деятельности.

      Последствия неправильного формирования и использования механизма ценообразования, а также их масштабы более детально будут отражены в главе 2.4, в которой приводится анализ финансового состояния предприятия за 1999 год.

 

  1. Анализ финансового состояния предприятия по результатам хозяйственной деятельности за 1999 год.
 

      Основной целью данного анализа является выявление слабых мест в хозяйственной деятельности предприятия Минский тракторный завод и определении некоторых рекомендаций по повышению ее эффективности.

      Методика анализа построена таким образом, чтобы можно было изучить финансовое состояние предприятия со всех сторон. В этих целях в данной работе были использованы различные экономические показатели, которые используются аналитиками как во всем мире, так и характерные только для экономики Республики Беларусь.

Определение структуры баланса и анализ реальной возможности утраты платежеспособности предприятием (см. приложение 2.4.1-2.4.2).

      Незначительное увеличение оборотных средств предприятия в 1999 году наряду с более высокими темпами роста внеоборотных активов (рост последних в значительной степени был вызван проведенной в конце 1999 года переоценкой основных фондов предприятия) вызвало снижение показателя текущей ликвидности (К1). Однако, несмотря на это ему удалось удержаться в нормативных пределах.

      Увеличение значения показателя обеспеченности собственными средствами (К2), который к концу года стал соответствовать своему нормативному порогу, в совокупности с выполнением требуемого норматива по текущей ликвидности, позволяет расценивать структуру баланса предприятия Минский тракторный завод по итогам хозяйственной деятельности за 1999 год как положительную (во всяком случае не отрицательно).

      В подтверждение этого показатель утраты платежеспособности (К4) указывает на то, что в ближайшее время у предприятию практически отсутствует угроза утраты своей платежеспособности.

*** Показатель К3 в сложившейся ситуации во внимание не принимается, т.к. К1 и К2 находятся в пределах своих нормативных значений.

      В целях анализа платежеспособности временной период для предприятия целесообразно представить следующим образом:

  

      • текущий период;
      • краткосрочная перспектива;
      • долгосрочная перспектива.
 

      В соответствии с такой классификацией, неудовлетворительное значение показателя абсолютной ликвидности говорит о том, что предприятие испытывает некоторые трудности в возможности погашения своих текущих обязательств своевременно (к ним можно отнести также и выплату заработной платы сотрудникам). Такое положение дел требует уделить в ходе анализа особое внимание сфере обращения, а именно: ее наиболее ликвидной части, которая, судя по всему, имеет недостаточную величину для обеспечения требуемой маневренности предприятия в ходе хозяйственного оборота.

      Показатель промежуточной ликвидности, который находится в допустимых пределах, предоставляет предприятию возможность привлечения к погашению своих обязательств иных, менее ликвидных, активов (готовой продукции, дебиторской задолженности, товаров отгруженных). Скорее всего это говорит о том, что значительная часть оборотных средства предприятия находится именно в этой, менее ликвидной, сфере (более точно это будет установлено в дальнейшем).

      Показатель общей ликвидности, который даже превышает требуемый норматив, подтверждает факт невозможности утраты платежеспособности предприятием. Наряду с прочими активами на его величину, помимо уже названных статей оборотных активов, дополнительное  влияние оказала также значительная стоимость запасов и затрат, которые в настоящее время находятся либо в процессе производства, либо на складах в виде НЗП.

      Более детальный анализ динамики общей платежеспособности предприятия будет осуществлен с помощью расчетов, проведенных в приложении 2.4.2.

      Произведенные расчеты показывают, что несмотря на увеличение платежеспособности предприятия на 4.5 за счет роста стоимости текущих активов, более высокие темпы роста краткосрочных обязательств не только смогли "компенсировать" увеличение платежеспособности, но и повлияли на ее снижение. Такая ситуация могла сложиться по причине использования предприятием краткосрочных обязательств как источника пополнения собственных оборотных средств.

Анализ структуры пассива баланса. Оценка рыночной устойчивости предприятия (см. приложение 2.4.3 - 2.4.5).

      На конец отчетного периода наблюдалось значительное увеличение удельного веса собственных средств, что наряду со снижением доли долгосрочных и краткосрочных обязательств предприятия способствовало усилению финансовой (рыночной) устойчивости предприятия.

      Наряду с общим снижением удельного веса краткосрочной задолженности предприятия, которое стало возможным в основном из-за падения задолженности перед другими предприятиями-кредиторами, наблюдался также рост удельного веса обязательств перед бюджетом. Возможной причиной такого положения дел могло стать отсутствие денежных средств, которые могли бы быть направлены на уплату налогов и сборов в бюджет, в то время как по расчетам с предприятиями-кредиторами Минский тракторный завод имеет возможность использовать зачетные и бартерные схемы. То же подтверждает и рост задолженности по оплате труда, где также требуется наличие денежных средств.

      Все это свидетельствует о наличии у предприятия определенных трудностей в сфере абсолютно ликвидных средств.

      Увеличение удельного веса средств, направленных в фонд потребления предприятия, явилось относительным явлением и в целях анализа такая динамика восприниматься не может по причине constanta величины уставного фонда. В то же время увеличение рассматриваемой величины в абсолютном выражении есть естественный ход развития событий в процессе инфляционных процессов в экономике страны.

      Отсутствие нераспределенной прибыли у предприятия как на начало, так и на конец года подтверждает факт дефицита ликвидных средств, что обусловило необходимость использования имеющейся прибыли в качестве источника пополнения оборотных средств предприятия.

      Предварительные выводы о рыночной устойчивости предприятия Минский тракторный завод, сделанные по результатам расчетов в приложении 2.4.3 подтверждаются расчетами, приведенными в приложении 2.4.5. Так, на конец отчетного периода предприятию удалось в значительной степени снизить внешнюю зависимость, что естественным образом повлекло увеличение доли самофинансирования своей хозяйственной деятельности. В основном это произошло по причине падения удельного веса долгосрочных обязательств предприятия, в то время как доля краткосрочных обязательств снизилась немного меньшими темпами.

Информация о работе Формирование ценовой политики предприятия