Инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:56, курс лекций

Описание работы

До начала 90-х годов ХХ века вместо понятия «инвестиции» использовался термин «капитальные вложения». Он трактовался как совокупность затрат на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Капитальные вложения рассматривались в двух аспектах: с экономической точки зрения и с финансовой. Как экономическая категория капитальные вложения представляли собой систему денежных отношений, связанных с движением стоимости, авансированной в долгосрочном порядке в основные фонды, от момента выделения денежных средств до момента их возмещения.

Содержание

1. Экономическая сущность инвестиций и их роль в развитии экономики.
2. Классификация инвестиций.
3. Инвестиционный процесс и его основные стадии.

Работа содержит 1 файл

Инвестиции.doc

— 885.00 Кб (Скачать)

 

1. Инвестиционная политика Казахстана как неотъемлемая часть экономической политики государства.

С момента обретения независимости Республика Казахстан активно выступает на международной арене и является привлекательным объектом для капиталовложений. Казахстан обладает большим потенциалом, основным составляющим которого выступают природные ресурсы. Так, государство занимает 13-е место в мире по природным запасам: 2,2 млрд. тонн нефти, 5,5 трлн. куб. м. природного газа, 0,7 млрд. тонн конденсата. По запасам железной руды РК занимает 11-е место в мире и 3-е по СНГ.

Инвестиционная политика - система мер, направленных на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в сферах и отраслях экономики

Государственная инвестиционная политика Республика Казахстан осуществляется путем разработки и принятия соответствующих нормативно-правовых актов и государственных программ.

В основе структурно-инвестиционной политики лежит концепция, определяющая главные принципы, которым должно следовать государство при выработке решений, касающихся структурных преобразований экономики и инвестиционной сферы. С учетом этих принципов, а также необходимых для их реализации условий разрабатываются соответствующие программы Правительства РК, в которых излагаются основные положения, цели, стратегия и подходы к решению структурных проблем.

Инвестиционная политика государства — составная часть финансовой политики, которая выражает отношение государства к финансированию инвестиционной деятельности. Она, во-первых, определяет цели и направления инвестиций, во-вторых, формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Основными целями инвестиционной политики государства являются мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности, преодоление спада инвестиционной активности, повышение эффективности капитальных вложений.
Инвестиционная политика охватывает как финансирование государственных инвестиций, так и создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов и предприятий, осуществляющих капитальное строительство за счет собственных средств.

 

2. Механизм и основные принципы реализации инвестиционной политики государства.

Основные направления инвестиционной политики состоят в следующем:

1. Определение приоритетов в финансировании инвестиционной деятельности. Сейчас приоритеты отдаются финансированию государственных целевых программ.

2. Приоритеты отдаются инвестициям на расширение и техническое перевооружение действующих предприятий. Иными словами, центр тяжести переносится с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий.

3. Предоставление субсидий из бюджета жизненно важным отраслям народного хозяйства на осуществление инвестиционной деятельности.

4. Расширение прав предприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых из прибыли предприятий и амортизационных отчислений.

5. Сокращение государственного бюджетного финансирования инвестиций и соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования (формы государственно-частного партнерства).

К основным принципам структурно-инвестиционной политики относятся:

 выработка приоритетов в соответствии с общемировыми тенденциями и исходя существующих диспропорций в развитии национальной экономики;

 последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития различных форм собственности, повышение роли собственных источников накоплений хозяйствующих субъектов для финансирования их инвестиционных проектов;

 государственная поддержка хозяйствующих субъектов за счет централизованных инвестиций;

 размещение централизованных инвестиций строго в соответствии с целевыми программами на конкурентной основе;

 усиление государственного контроля за целевым расходованием средств республиканского бюджета;

 совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;

 расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

Основные задачи структурно-инвестиционной политики:

 последовательное свертывание устаревших производств;

 приведение структуры производства в соответствии с платежеспособным спросом;

 обеспечение наиболее полного использования производственных ресурсов и научно-технического потенциала;

 поддержание экологической и экономической безопасности страны;

 содействие развитию эффективных, конкурентоспособных производств, рыночной инфраструктуры, сферы услуг и интеллектуальной деятельности.

К долгосрочным целям инвестиционной политики можно отнести:

 потребительский комплекс – развитие отечественного производства потребительских товаров, легкой промышленности, жилищное и социально-культурное строительство;

 науку и образование – проведение перспективных исследований, подготовку кадров для новой структуры экономики;

 машиностроение – производство передовых видов оборудования, машин, техники, средств автоматизации и связи;

 электроэнергетику – разработка и освоение новых источников энергии, экологически чистое ее производство;

 химическую промышленность – производство новых синтетических материалов, заменяющих природное сырье или обладающих качественно новыми свойствами.

Неустойчивое состояние экономики РК требует особой стратегии структурно-инвестиционной политики. Сущность ее состоит в селективной поддержке государством точек и секторов роста в народном хозяйстве. Точками роста являются наиболее рентабельные предприятия, которые могут содействовать важную роль в реализации приоритетных задач социально-экономического развития страны.

Содействие развитию производства в точках и секторах роста государство может осуществлять в виде разнообразных форм поддержки, выделяя бюджетные средства для финансирования проектов и программ, предоставляя целевые льготы по налогам и таможенным тарифам, выдавая налоговые кредиты, государственные гарантии и т.д.

Для привлечения инвестиций необходимо воздействие государства на инвестиционный процесс путем стимулирования сбережений и создания условий для трансформации накоплений в инвестиции. Это предполагает стабилизацию политической ситуации, снижение уровня правонарушений, коррупции, создание благоприятного правового климата для инвестиций.

В свое время было проведено специальное исследование наиболее перспективных для инвестиций отраслей с привлечением международных экспертов - консалтинговой компании "JE Austin" и профессора Гарвардского университета Майкла Портера - автора теории конкурентоспособности. Было исследовано более 150-ти отраслей и подотраслей несырьевого сектора экономики. Критерии отбора: привлекательность с точки зрения внутреннего потенциала, наличие сырьевых, энергетических и трудовых ресурсов, а также перспектива реализации продукции этих отраслей на внешних рынках. По итогам исследований было отобрано 23 отрасли. Это нефтегазовое машиностроение и нефтехимия, агропромышленный комплекс и производство пищевых продуктов, туризм, производство металлургической продукции, транспортно-логистический кластер и другие. Все эти отрасли потенциально привлекательны для инвесторов.

Недавно глава государства объявил о старте программы форсированного индустриально-инновационного развития. В качестве приоритетных были определены агропромышленный комплекс, стройиндустрия, металлургия, нефтепереработка, химия, фармацевтика, инфраструктура и энергетика. По всем этим отраслям будет работать не только отечественный бизнес, сюда мы будем привлекать и иностранных инвесторов.

В качестве примера конкретных проектов можно привести проект по созданию туристической зоне "Бурабай". Это специальная экономическая зона, здесь ведется работа по созданию необходимой инфраструктуры, есть компания-оператор, которая занимается поиском инвесторов. Другой проект, тоже в сфере туризма,- зона отдыха "Кендерли" в Мангистауской области на Каспийском море. В этом же регионе будет расположен Каспийский энергетический хаб. Уже есть потенциальные инвесторы - проект огромный, хватит места для всех.

 

3. Деятельность государственных органов, ответственных за проведение инвестиционной политики. 

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан  от 12 марта 2010 года № 936 «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан» центральным уполномоченным органом по государственному планированию являются два государственных органа. А именно, Министерство финансов Республики Казахстан (МФ РК) в области бюджетного планирования и Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан (МЭРТ РК) в области стратегического и экономического планирования. 

Бюджетные инвестиции в Казахстане осуществляются посредством: 

1) реализации бюджетных инвестиционных проектов; 

2) софинансирования концессионных проектов; 

3) участия государства в уставном капитале юридических лиц. 

 Бюджетные инвестиционные проекты (БИП).

Администраторы бюджетных программ формируют и представляют в МЭРТ РК, как уполномоченный орган по стратегическому и экономическому планированию, инвестиционные предложения (аналогично и на местном уровне). 

МЭРТ РК либо областное управление рассматривает инвестиционные предложения администраторов бюджетных программ на соответствие целей проекта приоритетам развития отрасли (сферы) экономики, установленным стратегическими и программными документами и направляет экономическое заключение по ним администраторам бюджетных программ. 

Администраторы бюджетных программ представляют в МФ, как уполномоченный орган по бюджетному планированию, инвестиционные предложения и положительное экономическое заключение по ним. 

МФ РК либо областное управление рассматривает инвестиционные предложения в части финансового обеспечения проектов и вносит заключение по ним на рассмотрение соответствующих бюджетных комиссий с учетом экономического заключения МЭРТ РК либо областного управления. 

По инвестиционным проектам, одобренным бюджетными комиссиями, содержащимся в инвестиционных предложениях МФ РК либо областное управление формирует перечень бюджетных инвестиционных проектов (БИП), разработка или корректировка, а также проведение необходимых экспертиз технико-экономических обоснований (ТЭО) по которым осуществляются за счет средств соответствующей распределяемой бюджетной программы МФ РК либо областного управления. 

Администраторы бюджетных программ представляют в МЭРТ РК ТЭО и соответствующие экспертизы (аналогично и на местном уровне). 

МЭРТ РК рассматривает ТЭО БИП с учетом экономической экспертизы АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» (АО «КЦГЧП») и вносит экономическое заключение по ним администраторам бюджетных программ. 

Администраторы бюджетных программ представляют в МФ утвержденное ТЭО БИП и положительное экономическое заключение по нему. 

МФ РК рассматривает ТЭО БИП в части финансового обеспечения проектов и вносит заключение по ним на рассмотрение республиканской бюджетной комиссии (РБК) с учетом экономического заключения МЭРТ РК. 

Экономическое заключение местных БИП, а также проектов, планируемых к финансированию за счет целевых трансфертов на развитие и кредитов из республиканского бюджета, осуществляются местными уполномоченными органами по государственному планированию с учетом экономической экспертизы юридических лиц, определяемыми местными исполнительными органами. 

БИП реализуются в соответствии с их утвержденными в установленном порядке ТЭО. 

По завершенным инвестиционным проектам, финансируемым за счет республиканского бюджета, проводится оценка реализации инвестиционных проектов МФ РК. 

Оценка реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств местного бюджета, в том числе целевых трансфертов из республиканского бюджета, проводится органом, уполномоченным местным исполнительным органом. 

Мониторинг и оценка реализации БИП осуществляются МФ РК либо областным управлением в период создания (строительства) новых, реконструкции имеющихся объектов и их последующей эксплуатации. 

При проведении мониторинга и оценки реализации бюджетных инвестиционных проектов МФ РК либо областное управление вправе привлекать юридическое лицо. 

 Софинансирование концессионных проектов.  

Уполномоченные государственные органы соответствующей отрасли и местные исполнительные органы формируют и представляют в МЭРТ концессионные предложения, которое в свою очередь, направляет концессионные предложения на экономическую экспертизу в АО «КЦГЧП». 

МЭРТ проводит экономическое заключение концессионных предложений с учетом экономической экспертизы АО «КЦГЧП» и направляет экономическое заключение в МФ РК. 

МФ РК либо областное управление вносит на рассмотрение соответствующих бюджетных комиссий предложения по финансированию разработки или корректировки ТЭО концессионных проектов, и проведению необходимых экспертиз. 

По концессионным проектам, одобренным бюджетными комиссиями, содержащимся в концессионных предложениях, МЭРТ РК либо областное управление формирует перечень концессионных проектов, разработка или корректировка, а также проведение необходимых экспертиз ТЭО которых осуществляются за счет средств соответствующей распределяемой бюджетной программы МЭРТ РК либо областного управления. 

Информация о работе Инвестиции