Аргументация личностной позиции в сочинении-рассуждении по русскому языку

Дата добавления: 12 Мая 2012 в 16:28
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: лекция
Скачать полностью (82.55 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Аргументация личностной позиции в сочинении.doc

  —  287.00 Кб


Аргументация личностной позиции в сочинении-рассуждении по русскому языку

Создавая эту книжку, мы хотели помочь ученикам успешно сдать единый госздарственный экзамен по русскому языку. В процессе под­готовки к сочинению выяснилось на первый взгляд странное обстоя­тельство: многие старшеклассники не могут обосновать тот или иной тезис какими-либо примерами. Телевидение, книги, газеты, сведения из школьных учебников - весь этот могучий поток информации дол­жен как будто бы снабдить ученика необходимым материалом. Поче­му же рука пишущего сочинения беспомощно застывает на том месте, где нужно аргументировать личностную позицию?

Проблемы, которые испытывает ученик, когда пытается обос­новать то или иное утверждение, вызваны скорее не тем, что он не знает каких-то сведений, а тем, что известные ему сведения он не может нужным образом применить. Нет аргументов "от рождения", высказывание приобретает функцию аргумента, когда оно доказы­вает или опровергает истинность или ложность тезиса. Аргумент в сочинении на ЕГЭ по русскому языку выступает как опреде­ленная смысловая часть, которая следует после некоторого утверждения (всем известна логика любого доказательства: теоре­ма - обоснование - вывод).

В узком смысле - применительно к сочинению на ЕГЭ - аргумен­том следует считать пример, который определенным образом оформ­лен и занимает соответствующее место в композиции текста.

Пример - это факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения или для подкрепле­ния сделанного обобщения.

Пример представляет собой не просто факт, а типический факт, т.е. факт, обнаруживающий определенную тенденцию, служащий основанием для некоего обобщения. Типизирующая функция при­мера объясняет широкое его использование в процессах аргумен­тации.

Чтобы пример воспринимался не как обособленное высказывание, представляющее некую информацию, а как аргумент, его необходимо композиционно оформить: он должен занимать подчинительное по­ложение в смысловой иерархии по отношению к утверждаемому, слу­жить материалом для выводимых положений.

Наше "Собрание аргументов" содержит несколько тематических рубрик, каждая из которых делится на следующие разделы:

1.   Проблемы.

2.   Утверждающие тезисы, которые необходимо обосновать.

3.              Цитаты (они могут использоваться как для развертывания
вступления, так и для создания финальной части сочинения).

4.              Примеры, которые могут быть использованы для аргументации
генерального тезиса.

Возможно, кого-то смутит близость, а порою даже очевидное тож­дество аргументов из разных тематических рубрик. Но ведь, говоря, например, о необходимости беречь природу, мы должны говорить и о любви к родине, и о нравственных качествах человека. Любая общественная проблема в конечном счете сводится к обнаженному противостоянию добра и зла, жизни и смерти, а эти универсальные категории втягивают в свою орбиту все многообразие человеческих проявлений.

Рубрика № 1 "Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!"

I. Проблемы

1.  Нравственные качества настоящего человека

2.  Судьба человека

3.  Гуманное отношение к человеку

4.  Милосердие и сострадание

П. Утверждающие тезисы

1.  Несите миру свет и добро!

2.  Любить человека - вот главный принцип гуманизма.

3.  Мы несем ответственность за чужую жизнь.

4.  Помоги, утешь, поддержи - и мир станет чуточку добрее.

 

III.              Цитаты

1.   Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и друго­го, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М. Монтень, фран­цузский философ-гуманист).

2.   Если жизни жизнь твоя не пробудит, в вечной смене бытия мир тебя забудет (И. Гете, немецкий писатель).

3.   Единственная заповедь: "Гори" (М. Волошин, русский поэт).

4.   Светя другим, сгораю (Ван Тюльп, голландский медик).

5.   Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро (А. Че­хов, русский писатель).

6.   Правда — это воздух, без которого нельзя дышать (И. Тургенев).

7.   Жалость — драгоценность наша... Когда общество перестанет жалеть слабых и угнетенных, тогда ему же самому станет плохо: оно зачерствеет, засохнет, станет развратно и бесплодно (Ф. Достоевский, русский писатель).

8.   Самый забитый, последний человек есть тоже человек и называ­ется брат мой! (В. Кирпотин, русский литературовед).

IV.              Аргументы
Самопожертвование. Любовь к ближнему

1)   Американский писатель Д. Лондон в одном из своих произведе­ний рассказал о том, как мужчина и его жена заблудились в бескрай­ней заснеженной степи. Запасы еды кончались, и женщина с каждым днем слабела все больше и больше. Когда она упала без сил, муж на­шел у нее в карманах сухари. Оказывается, женщина, понимая, что еды на двоих не хватит, берегла пищу, чтобы дать возможность люби­мому спастись.

2)   Выдающийся русский писатель Б. Васильев рассказал про до­ктора Янсена. Он погиб, спасая детей, провалившихся в канализа­ционную яму. Человека, которого и при жизни почитали как святого, хоронил весь город.

3)   Трагедия произошла в Краснодарском крае. В доме для пре­старелых, где проживали больные старики, которые не могли даже ходить, начался пожар. На помощь инвалидам бросилась медсестра Лидия Паценцева. Женщина вытащила из огня несколько больных, но сама выйти не смогла.

В 1928 году потерпел аварию дирижабль известного итальянс­кого путешественника Нобиле. Потерпевшие оказались на льду, они по рации послали сигнал бедствия. Едва пришло сообщение, норвежский путешественник Р. Амундсен снарядил гидросамолет и, рискуя жизнью, отправился на поиски Нобиле и его товарищей. Вскоре связь с самолетом прервалась, лишь спустя несколько месяцев были найде­ны его обломки. Знаменитый полярник погиб, спасая людей.

5)  В преданиях древних ацтеков говорилось о том, что мир четы­режды полностью разрушался. После четвертого катаклизма погасло солнце. Тогда собрались боги и стали думать, как сотворить новое све­тило. Они разложили большой костер, и его свет разогнал тьму. Но чтобы свет от костра не гас, кто-то из богов должен был добровольно принести себя в жертву огню. И тогда юный бог Нанауацин бросил­ся в пылающее пламя. Так появилось солнце, которое озаряет нашу землю. В этой легенде выражена мысль о том, что самоотвержен­ность — это и есть свет нашей жизни.

6)  Известный кинорежиссер С. Ростоцкий говорил, что снял фильм "А зори здесь тихие..." как дань благодарности женщине-санитарке, которая вытащила его с поля боя во время Великой Отечественной войны.

7)  Боец Александр Корявин во время афганской войны заслонил своим телом командира. Больше в том бою никто не погиб. Герою было всего двадцать лет, и от его подвига зависела судьба всего взвода, ко­торый мог остаться без командира. Спасенный командир каждый год приезжает в Подмосковье, где живет мать убитого солдата. Свою дочь он назвал в честь погибшего бойца — Александрой. Каждое утро на поверке в Витебской дивизии выкликают имя героя.

8)  Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци потратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвя­тил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчива­ется словами: "Все — для других, ничего — для себя".

9)  Матери в южных провинциях Индии отрубали себе пальцы, принося таким образом жертву богам, чтобы те не отнимали у них детей.

 

10)   В сентябре 1940 года в Британском музее произошел пожар. При его тушении вода попала на семена шелковой акации, которые были собраны в 1793 году. Семена взошли! Не такой ли могучей силой обладает и человечность, вера в добро, которую не в силах уничтожить ни злоба, ни зависть, ни страх.

      11) Есть люди, похожие на Луну: они сияют отраженным светом. Такие люди всецело зависят от внешних обстоятельств. Если жизненные условия склоняют их ко злу, то они становятся злыми. Если им повезло, они радуются. Когда становится темно, гаснет свет и в их душе. А есть люди, похожие на Солнце. Источник добра, любви к жиз­ни заключен в их душе. Такие люди продолжают светить, даже когда их окружает мгла жестокости и злобы. Эти вторые и есть настоящие люди.

12)   Военные летчики Борис Капустин и Юрий Янов совершили не­забываемый подвиг. Самолет начал падать на жилые дома, могли по­гибнуть мирные люди. Тогда летчики ценой своей жизни отвели беду от города: они не воспользовались катапультным устройством.

13)   Плутарх, историк древности, приводит очень поучительный эпизод. Патриот древнеримской республики Муций Сцевола прибыл на переговоры к этрусскому царю, чтобы удержать его от военных действий. Но переговоры были безуспешны. Тогда Сцевола сунул свою руку в пылающий очаг и хладнокровно обуглил ее на глазах врагов. Те поняли, с какими стойким и мужественным противником им при­дется бороться, и отказались от своих воинственных замыслов.

14)   Однажды замечательного хирурга, изобретателя качествен­но новых аппаратов для лечения травм, доктора Г. А. Илизарова, спросили: "Вы так много работаете для других, а когда же вы живе­те для себя?" Доктор удивился вопросу и ответил: "А что же человеку делать? Спать? Пить? Стать лабораторией по перевариванию пищи? Смысл жизни в том и состоит, чтобы трудиться на радость людям. Живу так, а не иначе, не потому, что должен, а потому, что хочу!"

Сострадание и милосердие. Чуткость             

1)   У М. Шолохова есть замечательный рассказ "Судьба человека". В нем повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

2)   В. Гюго в романе "Отверженные" рассказывает историю вора. Переночевав в доме епископа, утром этот вор украл у него серебряную посуду. Но через час полиция задержала преступника и доставила его в дом, где ему дали ночлег. Священник сказал, что этот человек ниче­го не воровал, что все вещи он взял с разрешения хозяина. Вор, пора­женный услышанным, в одну минут пережил подлинное перерожде­ние, и после этого он стал честным человеком.

3)              Один из ученых-медиков настаивал на том, чтобы сотрудни­
ки лаборатории работали в клинике: они должны были видеть, как
страдают больные. Это заставляло молодых исследователей работать
с утроенной энергией, поскольку от их усилий зависела конкретная
человеческая жизнь.

4)   В древнем Вавилоне больного выносили на площадь, и каждый прохожий мог дать ему совет, как исцелиться, или просто сказать со­чувственное слово. Этот факт показывает, что уже в древние времена люди понимали, что нет чужой беды, нет чужого страдания.

5)   Древние историки рассказывали о том, что Пифагор покупал у рыбаков рыбу и выбрасывал ее обратно в море. Люди смеялись над чудаком, а он говорил, что, спасая рыб от сетей, он пытается уберечь людей от страшной доли - оказаться в рабстве у завоевателей. Дейс­твительно, все живое связано невидимыми, но прочными нитями при­чинности: каждый наш поступок, будто гулкое эхо, раскатывается по пространству мироздания, вызывая те или иные последствия.

6)   Каждый человек нуждается в понимании, сочувствии, душевной теплоте. Однажды выдающийся русский полководец А. Суворов уви­дел молодого солдата, который, испугавшись предстоящего сражения, убежал в лес. Когда враг был разбит, Суворов наградил героев, орден достался и тому, кто малодушно отсиделся в кустах. Бедный солдат чуть не провалился от стыда. Вечером он вернул награду и признался командиру в своей трусости. Суворов сказал: "Я беру твой орден на хранение, потому что верю в твою храбрость!" В следующем же бою солдат поразил всех своим бесстрашием и мужеством и заслуженно получил орден.

7)   Одна из легенд рассказывает о том, как шли однажды по земле святой Касьян и Никола Угодник. Увидели мужика, который пытался вытащить из грязи телегу. Касьян, торопясь на важное дело и не же­лая пачкать райское платье, пошел дальше, а Никола помог мужику. Когда об этом узнал Господь, он решил дать Николе два праздника в году, а Касьяну один в четыре года - 29 февраля.

8)   Почти невероятный случай рассказывали в одной из телеви­зионных передач. Девочка написала сказку о своей подруге, которая с самого детства из-за тяжелой болезни не могла ходить. В сказке го­ворилось о волшебном исцелении больной. Подруга прочитала сказку и, как она сама призналась, решила, что теперь должна выздороветь. Она просто отбросила костыли и пошла. Вот таким волшебством обо­рачивается искренняя доброта.

9)              Сострадание присуще не только человеку. Оно свойственно
даже животным, что свидетельствует о естественной природе этого
чувства. Ученые проделали такой опыт: рядом с экспериментальной
камерой поместили клетку с крысой, которая получала удар током
каждый раз, когда одна из ее соплеменниц брала с полки хлебный
шарик. Некоторые крысы продолжали бегать и поглощать пищу, не
обращая внимания на страдающее существо. Другие быстро хватали
корм, убегали в другой угол камеры, а затем поедали его, отвернув­
шись от клетки с истязаемым сородичем. Но большинство животных,
услышав писк боли и обнаружив ее причину, сразу отказывались от
пищи и не подбегали к полке с хлебом.

10)  В эпоху рабовладения, когда милосердие с трудом пробивало себе путь сквозь тьму жестокости и предрассудков, одна женщина в Македонии пожертвовала 10 000 аттических драхм на закупку олив­кового масла для рабов.

11)  Выдающийся чешский педагог Ян Коменский приступил к изу­чению латыни в 16 лет, когда уже считался переростком. Над ним все смеялись. Одинокий, всеми отвергнутый, он не озлобился, напротив, перенесенные в юности невзгоды развили в нем способность воспри­нимать чужое страдание как свою личную боль.

Страницы:12345678следующая →
Описание работы
Создавая эту книжку, мы хотели помочь ученикам успешно сдать единый госздарственный экзамен по русскому языку. В процессе под­готовки к сочинению выяснилось на первый взгляд странное обстоя­тельство: многие старшеклассники не могут обосновать тот или иной тезис какими-либо примерами. Телевидение, книги, газеты, сведения из школьных учебников - весь этот могучий поток информации дол­жен как будто бы снабдить ученика необходимым материалом. Поче­му же рука пишущего сочинения беспомощно застывает на том месте, где нужно аргументировать личностную позицию?
Проблемы, которые испытывает ученик, когда пытается обос­новать то или иное утверждение, вызваны скорее не тем, что он не знает каких-то сведений, а тем, что известные ему сведения он не может нужным образом применить. Нет аргументов "от рождения", высказывание приобретает функцию аргумента, когда оно доказы­вает или опровергает истинность или ложность тезиса. Аргумент в сочинении на ЕГЭ по русскому языку выступает как опреде­ленная смысловая часть, которая следует после некоторого утверждения (всем известна логика любого доказательства: теоре­ма - обоснование - вывод).
Содержание
содержание отсутствует