Аргументация личностной позиции в сочинении-рассуждении по русскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:28, лекция

Описание работы

Создавая эту книжку, мы хотели помочь ученикам успешно сдать единый госздарственный экзамен по русскому языку. В процессе под­готовки к сочинению выяснилось на первый взгляд странное обстоя­тельство: многие старшеклассники не могут обосновать тот или иной тезис какими-либо примерами. Телевидение, книги, газеты, сведения из школьных учебников - весь этот могучий поток информации дол­жен как будто бы снабдить ученика необходимым материалом. Поче­му же рука пишущего сочинения беспомощно застывает на том месте, где нужно аргументировать личностную позицию?
Проблемы, которые испытывает ученик, когда пытается обос­новать то или иное утверждение, вызваны скорее не тем, что он не знает каких-то сведений, а тем, что известные ему сведения он не может нужным образом применить. Нет аргументов "от рождения", высказывание приобретает функцию аргумента, когда оно доказы­вает или опровергает истинность или ложность тезиса. Аргумент в сочинении на ЕГЭ по русскому языку выступает как опреде­ленная смысловая часть, которая следует после некоторого утверждения (всем известна логика любого доказательства: теоре­ма - обоснование - вывод).

Работа содержит 1 файл

Аргументация личностной позиции в сочинении.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

3)  Жизненная драма Евгения Онегина, человека незаурядного, вызвана именно тем, что "труд упорный ему был тошен". Выросший в праздности, он не научился самому главному - терпеливо трудить­ся, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилась в безрадостное существование "без слез, без жизни, без любви".

4)  Колонисты Северной Америки сгоняли коренных жителей-ин­дейцев в специальные поселения - резервации. Белые люди желали индейцам блага: они строили им жилища, обеспечивали их пищей, одеждой. Но странное дело: индейцы, лишенные необходимости сво­им трудом добывать себе пищу, стали вымирать. Вероятно, труд, опас­ности, жизненные невзгоды нужны человеку так же, как воздух, свет и вода.

5)  Самореализация - одна из важнейших потребностей человека. С точки зрения мещанина, считающего спокойную сытость высшим благом, поступок декабристов кажется верхом безумия, каким-то не­лепым чудачеством. Ведь почти все они выходцы из богатых семей, довольно успешно делали карьеру, были известны. Но жизнь проти­воречила их убеждениям, их идеалам, и они променяли роскошь на кандалы каторжников ради своей цели.

6)  Существует легенда, согласно которой X. Колумб, возвращаясь из своего знаменитого плавания, попал в жестокий шторм. Боясь, что корабль может пойти ко дну, великий мореплаватель написал заве­щание, в котором оставлял родным несколько монет, а всему челове­честву - открытый им Новый Свет. В конце своего завещания он на­писал: "Наша жизнь ничего не стоит. Дорого стоят только наши дела для жизни остальных людей".

7)  Один талантливый изобретатель придумал тару, в которой не билась посуда^, придумал особые тележки для транспортировки дре­весины. Но его изобретения никого не заинтересовали. Тогда он стал делать фальшивые деньги. Его поймали и посадили в тюрьму. Горько сознавать, что общество не сумело создать условия для того, чтобы этот человек смог реализовать свой незаурядный талант.

8)  Некоторые ученые продолжают утверждать, что не человек про­изошел от обезьяны, а напротив, обезьяна произошла от людей, кото­рые в результате деградации превратились в животных.

     9) Доктор Альберт Швейцер вместе со своей женой отправился в Центральную Африку, где организовал госпиталь. К нему со всех концов потянулись больные, приходилось работать без сна и отдыха. Многие люди недоумевали: зачем обеспеченный материально чело­век обрек себя на такие лишения? Это безумие? Приступ гордыни? Швейцер отвечал, что по-настоящему счастливым он почувствовал себя именно тогда, когда стал помогать людям, когда слышал слова благодарности тех, кого он вырвал из лап смерти.

10)              Когда Эразм Роттердамский — он жил в XVI веке - под старость
сильно заболел, знаменитый в те времена врач Парацельс написал
ему письмо с диагнозом и с советами О лечении. Эразм ответил врачу,
что он занят учёными трудами и у него нет времени ни болеть, ни ле­
читься, ни умирать.

Больного и старого Вальтера Скотта тоже попросили не работать. "Это всё равно, - ответил он, — как если бы служанка Молли поставила чайник на огонь и сказала бы: "Смотри же, чайник, не кипи!"

11)   Акула, если перестает двигать плавниками, камнем пойдет на дно, птица, если перестанет махать крыльями, упадет на землю. Так и человек, если в нем угаснут стремления, желания, цели, рухнет на дно жизни, его затянет густая трясина серой обыденности.

12)   Река, которая перестает течь, превращается в зловонное боло­то. Так и человек, который перестает искать, думать, рваться, утрачи­вает "души прекрасные порывы", постепенно деградирует, его жизнь становится бесцельным, жалким прозябанием.

13)   Всех героев Л.Толстого правильнее делить не на плохих и хо­роших, а на тех, кто изменяется, и тех, кто утратил способность к ду­ховному саморазвитию. Нравственное движение, неустанный поиск самого себя, вечная неудовлетворенность - это и есть, по мнению Тол­стого, наиболее полное проявление человечности.

14)   А.Чехов в своих произведениях показывает, как умные, пол­ные сил люди постепенно утрачивают свои "крылья", как в них угаса­ют высокие чувства, как они медленно погружаются в болото обыден­ности. "Никогда не сдавайся!" - этот призыв звучит почти в каждом произведении писателя.

15)   Н. Гоголь, обличитель человеческих пороков, настойчиво ищет живую человеческую душу. Изображая Плюшкина, который стал "прорехой на теле человечества", он страстно призывает читателя, выходящего во взрослую жизнь, забирать с собой все "человеческие движения", не терять их на жизненной дороге.

16)   Образ Обломова - это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей... Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.

17)              Греческое слово "апйхгороз" означает "человек". Интересна
этимология этого слова. Приставка "апо" означает "вверх", "ггоро" —
"стремиться". Таким образом, в самом наименовании человека содер­
жится чрезвычайно важная мысль: человек — существо, стремящееся
вверх, обращенное к небесам.

18)              Выдающийся русский ученый К. Э. Циолковский говорил, что
его главная цель заключалась не в том, чтобы придумать ракету, а в
том, чтобы своими открытиями продвинуть человечество хоть немного
вперед.

Ложные ценности

 

1)   И. Бунин в рассказе "Господин из Сан-Франциско" показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Его богом было Богатство, и ему он поклонялся. Но когда этот американский милли­онер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.

2)   Газеты рассказывали о судьбе преуспевающего менеджера, ко­торый увлекся ролевой игрой в бойцовском клубе. Его посвятили в сан рыцаря, дали новое имя, и придуманная жизнь так увлекла молодого человека, что он забыл о работе, о своей семье... Теперь у него другое имя, другая жизнь, и он жалеет только об одном, что нельзя навсегда уйти из реальной жизни в ту жизнь, которую он для себя придумал.

3)   Не все, вероятно, знают о том, как появился Летучий Голландец, сулящий встречным судам гибель. Давным-давно один капитан пок­лялся обогнуть мыс Доброй Надежды вопреки ветрам и течениям. Он многократно пытался добиться своей цели, но каждый раз встречные ветра отгоняли корабль обратно. Тогда капитан, отказываясь при­знавать себя побежденным, пообещал отдать душу дьяволу, если тот поможет добиться желаемого. В тот же миг ветра стихли, и капитан обогнул мыс. Но с тех пор его бесприютный корабль-призрак носится по морям, напоминая всем о том, как губительна для человеческой души непомерная гордыня.

     4) Говорят, что устами младенца глаголет истина. Дети, в отли­чие от взрослых, смотрят на мир чистыми, незамутненными глазами и потому ясно видят те нелепости, которые многим кажутся нормаль­ными. Вспомним известную сказку Г. X. Андерсена. Подданные, гля­дя на обнаженного короля, который важно шествует в своем "новом платье", восторгаются его нарядом. Но мальчик видит, что никакого платья нет, и кричит: "Король-то голый!" В этом удивленном детском возгласе звучит правда, которая сбросила с себя оковы трусливой под­лости и расчетливой лести.

5)   В Голландии сняли реалити-шоу, которое называлось "Донор". Смертельно больная женщина должна была с помощью телезрителей выбрать из трех больных человек того, кому она отдаст свою почку. Ус­троители шоу уверяли возмущенную общественность, что ими движет сострадание, стремление привлечь внимание людей к судьбе боль­ных. Но такие отговорки никого не могут обмануть, все понимают, что из трагедии пытаются сделать увлекательное, пряное зрелище, чтобы расширить аудиторию, заинтересовать рекламодателей.

6)   В Англии война Алой и Белой Розы длилась 30 лет. Главная причина войны заключалась в том, что бароны, графы, герцоги, по­томки королей рвались к власти, не думая о последствиях. Ради до­стижения своих целей они не гнушались ничем: ни подлостью, ни предательством, ни помощью иноземных захватчиков. В результате погибла почти четверть населения страны, хозяйство было развалено, деревни опустошены, люди обнищали. История наглядно показывает разрушительную силу эгоистических устремлений.

7)   Высокая нравственность — это главное оружие, которое спасает народ в дни самых жестоких испытаний. Когда жажда наживы, ко­рысть подтачивают национальный дух, то страна погибает. Так слу­чилось и с Византией: сановники беззастенчиво торговали военным имуществом из арсеналов военно-морского ведомства. В ход шло всё: якоря, паруса, канаты, гвозди, весла. В результате к моменту прихода крестоносцев на рейде не было ни одного боеспособного корабля.

8)   Летом 2007 года в Греции объявили чрезвычайное положение из-за лесных пожаров, количество и размеры которых достигли мас­штабов стихийного бедствия. Пожары возникали не вследствие слу­чайной оплошности: огонь разводили группы поджигателей, которых нанимали владельцы крупных строительных компаний, заинтересо­ванные в том, чтобы таким варварским образом освободить место для застроек.

9)   Рассказывают, что в Англии жил скряга, который экономил на всем. Однажды он сильно ушиб обе ноги, но, не желая тратиться на лечение, не стал обращаться за врачебной помощью. Лишь угроза за­ражения заставила его все же призвать доктора. Но, чтобы сэкономить половину гонорара, он сказал, что у него болит только одна нога.

10)              Когда после аварии на Чернобыльской АЭС из городка было
срочно эвакуировано население, милиция столкнулась с проблемой: жулики, тайными тропами обходя заслоны, стали красть всё, что пло­хо лежит. И это несмотря на устрашающие предупреждения о радиа­ции! Жажда легкой наживы оказалась сильнее инстинкта самосохра­нения.

11) В романе Жюля Верна "Пятнадцатилетний капитан" бандит, желая изменить курс корабля, подкладывает под компас топор. И суд­но, послушное движению магнитной стрелки, поплыло в другом на­правлении. К людоедам.

Довольно часто люди руководствуются ложными целями, движут­ся в неверном направлении, и там, где они думают найти счастье, их ожидает горькое разочарование.

Верность призванию

 

1)   Пифагор основал математическую школу, куда принимал толь­ко тех юношей, кто в течение пяти лет не разговаривал. Давая обет молчания, ученик школы брал на себя обязанность не растрачивать время на суету, думать только о решении сложных математических задач.

2)   Молодой скульптор получил письмо, в котором индейцы проси­ли его высечь на скале изображение их умершего вождя. Скульптор потратил на эту работу более полувека, ему помогали жена и дети. Никто не желал финансировать проект сумасшедшего скульптора, но он не отступал. Перед смертью он попросил жену закончить начатое дело. Люди, тронутые такой преданностью главному делу жизни, ста­ли присылать пожертвования.

3)   Когда Репин был маленьким, он сильно заболел. Многие счи­тали, что ребенок скоро умрет. Соседка тайком пробралась в дом, где лежал бедный мальчик, и стала уговаривать его побыстрее умереть, потому что на том свете безгрешным детям уготована прямая дорога в рай. Мальчик тихо спросил ее:

- Тетя, а в раю есть кисточки и краски? Женщина в растерянности отшатнулась.

4)              Имя простой крестьянской девушки Жанны д'Арк сегодня из­
вестно всем. 75 лет Франция вела безуспешную войну с английскими
захватчиками. Жанна поверила, что именно ей суждено спасти Фран­
цию. Молодая крестьянка уговорила короля дать ей небольшой отряд
и смогла сделать то, что не удавалось умудренным военачальникам:
она зажгла своей неистовой верой людей. После многих лет позорных
поражений французы наконец смогли победить захватчиков. Когда размышляешь над этим поистине чудесным событием, то понимаешь, как важно, чтобы человеком руководила великая цель.

5)   М. Горький, работая над одним из своих романов, описывал сцену убийства женщины. Внезапно писатель вскрикнул и упал без чувств. Приехавшие врачи обнаружили у него щну в том самом месте, куда ударили ножом героиню его произведения. Этот пример показы­вает, что подлинный писатель не просто выдумывает события, а пишет кровью своей души, все созданное он пропускает через свое сердце.

6)   Верность своему призванию не может не вызывать уважения. Народоволец Николай Кибальчич был приговорен к смерти за поку­шение на царя. Ожидая смерти, он работал над проектом реактив­ного двигателя. Больше, чем собственная жизнь, его заботила судь­ба изобретения. Когда за ним пришли, чтобы отвести к месту казни, Кибальчич отдал жандарму чертежи космического аппарата и просил передать их ученым. "Трогательно, что человек перед страшной каз­нью имеет силы думать о человечестве!" — так писал об этом духовном подвиге К. Циолковский.

7)   Восемь лет провел итальянский поэт и философ Д. Бруно в за­стенках инквизиции. От него требовали, чтобы он отрекся от своих убеждений и обещали за это сохранить ему жизнь. Но Бруно не стал торговать своей правдой, своей верой.

8)              Научный поиск требует самоотверженного служения. Древ­
негреческий философ Эмпедокл говорил современникам: "Ничто не
рождается из ничего и никуда не исчезает, одно переходит в другое".
Люди смеялись над бреднями безумца. Тогда Эмпедокл, чтобы дока­
зать свою правоту, бросился в огнедышащее жерло вулкана.

Поступок философа заставил сограждан задуматься: может быть, на самом деле устами безумца говорила истина, которая не боится даже смерти. Не случайно идеи древнегреческого философа стали ис­точником для научных прозрений в более поздние эпохи.

9)              Блез Паскаль постоянно носил железный пояс с острыми шипа­
ми, направленными вовнутрь. Едва только в голову приходили праз­
дные мысли, он локтем бил себя в бок, острая боль напоминала ему о
великих целях и заставляла его возвращаться к работе.

10)              Во дворе церкви Санта-Мария дель Фьоре лежала огромная
мраморная глыба. Она предназначалась для изваяния статуи царя
Давида. Многие мастера пробовали взяться за работу, но робко от­
ступали, не имея сил для исполнения столь грандиозного замысла.
Лишь великий Микеланджело не испугался титанического труда, использовал свой шанс и чудесным свершением обессмертил свое имя. Статуя Давида и поныне вызывает чувство восхищения своей красотой.

11)   Выдающийся французский химик Лавуазье отдавал все свое время работе. Один из его приятелей посоветовал ему больше отды­хать, дескать, год жизни на земле лучше, чем 100 лет в памяти людей. Но ученый в ответ только покачал головой и продолжил свой поисти­не титанический труд.

Информация о работе Аргументация личностной позиции в сочинении-рассуждении по русскому языку