Аргументация личностной позиции в сочинении-рассуждении по русскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:28, лекция

Описание работы

Создавая эту книжку, мы хотели помочь ученикам успешно сдать единый госздарственный экзамен по русскому языку. В процессе под­готовки к сочинению выяснилось на первый взгляд странное обстоя­тельство: многие старшеклассники не могут обосновать тот или иной тезис какими-либо примерами. Телевидение, книги, газеты, сведения из школьных учебников - весь этот могучий поток информации дол­жен как будто бы снабдить ученика необходимым материалом. Поче­му же рука пишущего сочинения беспомощно застывает на том месте, где нужно аргументировать личностную позицию?
Проблемы, которые испытывает ученик, когда пытается обос­новать то или иное утверждение, вызваны скорее не тем, что он не знает каких-то сведений, а тем, что известные ему сведения он не может нужным образом применить. Нет аргументов "от рождения", высказывание приобретает функцию аргумента, когда оно доказы­вает или опровергает истинность или ложность тезиса. Аргумент в сочинении на ЕГЭ по русскому языку выступает как опреде­ленная смысловая часть, которая следует после некоторого утверждения (всем известна логика любого доказательства: теоре­ма - обоснование - вывод).

Работа содержит 1 файл

Аргументация личностной позиции в сочинении.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

2)  Одному африканскому племени, которое жило в экваториаль­ной зоне, решили помочь. Молодых африканцев научили выращи­вать рис, им привезли трактора, сеялки. Прошел год — приехали посмотреть, как живет племя, одаренное новыми знаниями. Каково же было разочарование, когда увидели, что племя как жило, так и жи­вет первобытно-общинным строем: трактора они продали фермерам, а на вырученные деньги устроили всенародный праздник.

Этот пример - красноречивое свидетельство того, что человек дол­жен созреть до понимания своих потребностей, нельзя никого сделать богатым, умным и счастливым насильно.

3)              Историк Е. Тарле в одной из своих книг рассказывает о посеще­
нии Николаем I Московского университета. Когда ректор представил
ему лучших студентов, Николай I сказал: "Не нужны мне умники, а
нужны мне послушники". Отношение к умникам и послушникам в различных областях знания и искусства красноречиво свидетельству­ет о характере общества.

4)  В 1848 году мещанина Никифора Никитина сослали в дальнее поселение Байконур "за крамольные речи о полёте на Луну". Конечно, никто не мог знать, что спустя столетие на этом самом месте, в безлюдной казахстанской степи, построят космодром и космические корабли поле­тят туда, куда смотрели пророческие глаза восторженного мечтателя.

5)  Трагичной порой бывает судьба идей, которые родились прежде времени.

Блез Паскаль еще в XVII веке придумал счетную машину, но она не нашла широкого распространения, потому что не было мастеров, которые могли бы изготовить нужные детали, не было специалистов, обладающих необходимым объемом математических знаний, чтобы ею пользоваться. Так выдающееся изобретение воспринималось все­ми как техническая диковинка "французского Архимеда".

6)  Однажды Ивану Грозному сообщили, что какой-то иностранный купец привез с собой в Москву много книг. По воспоминаниям одного из современников, царь велел принести книги во дворец. Они пока­зались ему очень мудреными, поэтому, опасаясь, чтобы народ не на­учился такой премудрости, царь приказал заплатить купцу, сколько тот потребует, а все книги сжечь.

7)  Будущий самодержец Павел ехал в Москву, чтобы короноваться. Проезжали мимо села, где жили сектанты-духоборцы. Честолюбивый Павел, желая показать приближенным свой авторитет среди простого народа, велел позвать старика, который руководил сектой. Старик, вер­ный обычаям своей веры, пришел к Павлу, не снимая шапки. Мелочную натуру будущего императора это взбесило. Моментально забыв о своих благородных намерениях, он приказал отправить старика на пожизнен­ную на каторгу, а село сжечь. К счастью, кто-то из приближенных угово­рил Павла отменить это бессмысленное по своей жестокости приказа­ние, поскольку его исполнение могло бросить тень на царский трон.

Человек и познание

1) Древние историки рассказывают о том, что однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец, который принес в дар блес­тящий, как серебро, но чрезвычайно мягкий металл. Мастер поведал, что этот металл он добывает из глинистой земли. Император, испу­гавшись, что новый металл обесценит его сокровища, велел отрубить изобретателю голову.

2)  Архимед, зная о том, что человек страдает от засухи, от голода, предложил новые способы орошения земель. Благодаря его открытию резко выросла урожайность, люди перестали бояться голода.

3)  Выдающийся ученый Флеминг открыл пенициллин. Этот ле­карственный препарат спас жизни миллионам людей, которые пре­жде умирали от заражения крови.

4)  Один английский инженер в середине 19 века предложил улуч­шенный патрон. Но чиновники из военного ведомства высокомерно сказали ему: "Мы и без того сильные, только слабые нуждаются в улучшении оружия".

5)  Известного ученого Дженнера, который победил оспу с помо­щью прививок, на гениальную мысль натолкнули слова обыкновен­ной крестьянки. Врач сказал ей, что она больна оспой. На это женщи­на спокойно ответила: "Не может быть, ведь я уже болела коровьей оспой". Врач не счел эти слова результатом темного невежества, а стал вести наблюдения, которые и привели к гениальному открытию.

6)              Раннее Средневековье принято называть "темными веками".
Набеги варваров, разрушение античной цивилизации привели к глу­
бокому упадку культуры. Грамотного человека трудно было найти не
только среди простолюдинов, но и среди людей высшего сословия. Так,
например, основатель франкского государства Карл Великий не умел
писать. Однако жажда знания изначально свойственна человеку. Тот
же Карл Великий во время походов всегда носил с собою восковые до­
щечки для письма, на которых под руководством учителей старатель­
но выводил буквы.

7)   Трудно переоценить роль наставника в становлении человека. Любопытна легенда о встрече Сократа с Ксенофонтом, будущим ис­ториком. Как-то разговорившись с незнакомым молодым человеком, Сократ спросил у него, куда следует идти за мукой и маслом. Юный Ксенофонт бойко ответил: "На рынок". Сократ поинтересовался: "А за мудростью и добродетелью?" Юноша удивился. "Иди за мною, я пока­жу!" — пообещал Сократ. И многолетний путь к истине связал крепкой дружбой знаменитого учителя и его ученика.

   8) Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его пе­ременить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, от­крывший закон сохранения энергии, был пивоваром. Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчиком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным сооружениям и отдавал физике лишь свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни.

9)              В свое время Джоуль воспользовался вольтовой батареей, чтобы
запустить от нее собранный им же электродвигатель. Но заряд батареи
скоро иссяк, а новая стоила очень дорого. Джоуль решил, что лошадь
никогда не будет вытеснена электродвигателем, так как прокормить
лошадь гораздо дешевле, чем менять цинк в батарее. Сегодня, когда
электричество используется повсеместно, нам кажется наивным мне­
ние выдающегося ученого. Этот пример показывает, что очень трудно
прогнозировать будущее, трудно обозреть те возможности, которые от­
кроются перед человеком.

10)              В середине 17 века из Парижа на остров Мартиника капитан де
Клие вез в горшке с землей черенок кофе. Плавание было очень тяже­
лым: корабль пережил жестокую схватку с пиратами, ужасный шторм
едва не разбил его о скалы. На судне были сломаны мачты, разбиты снас­
ти. Постепенно стали иссякать запасы пресной воды. Ее выдавали строго
отмеренными порциями. Капитан, едва держась на ногах от жажды, пос­
ледние капли драгоценной влаги отдавал зеленому росточку... Прошло
несколько лет, и кофейные деревья покрыли остров Мартиника.

Эта история иносказательно отражает нелегкий путь всякой науч­ной истины. Человек бережно лелеет в своей душе росточек пока еще неведомого открытия, поливает его влагой надежды и вдохновения, укрывает от житейских бурь и штормов отчаяния... И вот он — спаси­тельный берег окончательного озарения. Созревшее деревце истины даст семена, и целые плантации теорий, монографий, научных лабо­раторий, технических новинок покроют материки познания.

      11)В науке царствует только один авторитет — авторитет исти­ны, поэтому подлинная наука немыслима без свободного поиска. Тре­тьекурсник механико-математического факультета МГУ осмелился опровергнуть одно из утверждений лектора. Лектором же был не кто иной, как сам Колмогоров, великий математик. Ученому не показа­лось зазорным пригласить студента к себе, чтобы тот подробнее изло­жил свою точку зрения.

12)   В небо взлетают самолеты. Вопреки тому, что известный аст­роном, профессор С. Ньюком, математически доказал невозможность создания летательных аппаратов тяжелее воздуха. Мы пользуемся радио. Вопреки авторитетному мнению известного ученого Г. Герца, утверждавшего, что это невозможно, так как "для дальней радиосвязи потребуются отражатели размерами с континент".

13) Весьма показательна оплошность, которую допустили состави­тели одного из европейских справочников о крупных ученых. После характеристики М. Ломоносова как выдающегося химика XVIII века шло предупреждение о том, что его не следует путать со знаменитым русским поэтом того же времени Михаилом Ломоносовым.

Рубрика № 7 "Помни имя свое!"

I. Проблемы

1.   Историческая память

2.   Отношение к культурному наследию

3.   Роль культурных традиций в нравственном становлении че­ловека

4.   Отцы и дети

П. Утверждающие тезисы

1.  Без прошлого нет будущего.

2.  Народ, лишенный исторической памяти, превращается в пыль, которую носит ветер времени.

3.  Копеечные кумиры не должны подменять настоящих героев, ко­торые жертвовали собою ради своего народа.

III. Цитаты

       1. Прошлое не мертво. Оно даже не прошло (У. Фолкнер, амери­канский писатель).

3.  Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Д. Сантаяна, американский философ).

4.  Помни о тех, кто был, без кого ты бы не был (В. Тальников, рус­ский писатель).

5.  Народ умирает, когда становится населением. А населением он стано­вится тогда, когда забывает свою историю (Ф. Абрамов, русский писатель).

 

5.  Культура есть способ плодотворного существования человека (Б. Пастернак, русский поэт).

6.  Воспоминания - это не засохшие цветы и реликвии, а живой, тре­пещущий, полный поэзии мир (К. Паустовский, русский писатель).

7.  Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы (Н. Карамзин, русский историк и писатель).

8.  Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы (Д. Лихачев, русский литера­туровед, общественный деятель).

9.              Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пре­
смыкаясь лишь перед одним настоящим (А. Пушкин, русский писа­
тель и поэт).

10.   Расскажи нам свою историю, и мы скажем тебе, кто ты таков (С. Соловьев, русский историк).

11.   Радикальный отказ от отцовской культуры - даже если он пол­ностью оправдан — может повлечь за собой гибельное последствие, сделав презревшего напутствие юношу жертвой самых бессовестных шарлатанов (К. Лоренц, австрийский ученый-зоолог).

12.   Глядя назад, мы шагаем вперед (А. Герцен, русский писатель, общественный деятель).

13.   Народ умирает, если он не знает своего прошлого (Ш. де Кос­тер, бельгийский писатель).

IV. Аргументы

1)  Давайте представим себе людей, которые утром начинают стро­ить дом, а на следующий день, не закончив начатого, принимаются за строительство нового дома. Ничего, кроме недоумения, такая кар­тина вызвать не может. Но ведь именно так поступают люди, которые надменно отвергают опыт своих предков и как бы заново начинают строить свой "дом".

2)  Человек, который смотрит вдаль с горы, может увидеть больше. Так и человек, который опирается на опыт своих предшественников, видит гораздо дальше, а его путь к истине становится короче.

3)  Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова "Вишневый сад" не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он — живое воплощение беспамятства.

4)  Ч. Айтматов в романе "Буранный полустанок" рассказывает легенду о манкуртах. Манкурты - это люди, насильно лишенные па­мяти. Один из них убивает свою мать, которая пытается вырвать из плена беспамятства своего сына. И над степью звучит ее отчаянный крик: "Вспомни имя свое!"

5)  Базаров, который пренебрежительно относится к "старичкам", отрицая их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. И этот драматический финал показывает безжизненность тех, кто отор­вался от "почвы", от традиций своего народа.

    6) В одном научно-фантастическом рассказе повествуется о судьбе людей, которые летят на огромном космическом корабле. Они летят много лет, и новое поколение не знает, куда летит корабль, где нахо­дится конечный пункт их многовекового путешествия. Люди охвачены мучительной тоской, их жизнь лишена цели. Этот рассказ — тревожное напоминание всем нам о том, как опасен разрыв между поколениями, как опасна утрата памяти.

7)  Завоеватели древности сжигали книги и разрушали памятни­ки, чтобы лишить народ исторической памяти.

8)  В свое время футуристы выдвинули лозунг: "Сбросить Пушки­на с корабля современности". Но в пустоте творить невозможно. Не случайно в творчестве зрелого Маяковского ощущается живая связь с традициями русской классической поэзии.

9)  В годы Великой Отечественной войны сняли фильм "Александр Невский", чтобы у советского народа появились духовные сыны, поя­вилось чувство единства с "богатырями" прошлого.

 

10)   Царь Петр I умел заглядывать далеко вперед, зная, что плоды его усилий пожнут будущие поколения. Как-то Петр, сажая желуди, заметил, как один из присутствовавших при этом вельмож скептичес­ки улыбнулся. Разгневанный царь сказал: "Понимаю! Ты мнишь, не доживу я до матерых дубов. Правда! Но ты - дурак; я оставляю при­мер прочим, чтоб делали то же, а потомки со временем строили из них корабли. Не для себя тружусь, польза государству впредь".

11)   Недаром время называют лучшим судьей. Афиняне, не поняв величия истин, открытых Сократом, осудили его на смерть. Но прошло совсем немного времени, и люди поняли, что убили человека, который стоял выше их в духовном развитии. Судей, которые вынесли смерт­ный приговор, из города изгнали, а философу поставили бронзовый памятник. И теперь имя Сократа стало воплощением беспокойного стремления человека к правде, к познанию.

12) Старший сын царя Александра II был прикован к постели и уже умирал. Императрица ежедневно навещала великого князя пос­ле обязательной прогулки в коляске. Но однажды Николай Александ­рович почувствовал себя хуже и решил отдохнуть в часы обычного ви­зита к нему матери. В результате они не виделись несколько дней, и Мария Александровна поделилась с одной из фрейлин своей до­садой на это обстоятельство. "Да отчего ж Вы не поедете в другой час?" — удивилась та. "Нет, это мне неудобно", — ответила императ­рица, будучи не в силах нарушить заведенный порядок даже тогда, когда речь шла о жизни ее любимого сына.

Информация о работе Аргументация личностной позиции в сочинении-рассуждении по русскому языку