Аргументация личностной позиции в сочинении-рассуждении по русскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:28, лекция

Описание работы

Создавая эту книжку, мы хотели помочь ученикам успешно сдать единый госздарственный экзамен по русскому языку. В процессе под­готовки к сочинению выяснилось на первый взгляд странное обстоя­тельство: многие старшеклассники не могут обосновать тот или иной тезис какими-либо примерами. Телевидение, книги, газеты, сведения из школьных учебников - весь этот могучий поток информации дол­жен как будто бы снабдить ученика необходимым материалом. Поче­му же рука пишущего сочинения беспомощно застывает на том месте, где нужно аргументировать личностную позицию?
Проблемы, которые испытывает ученик, когда пытается обос­новать то или иное утверждение, вызваны скорее не тем, что он не знает каких-то сведений, а тем, что известные ему сведения он не может нужным образом применить. Нет аргументов "от рождения", высказывание приобретает функцию аргумента, когда оно доказы­вает или опровергает истинность или ложность тезиса. Аргумент в сочинении на ЕГЭ по русскому языку выступает как опреде­ленная смысловая часть, которая следует после некоторого утверждения (всем известна логика любого доказательства: теоре­ма - обоснование - вывод).

Работа содержит 1 файл

Аргументация личностной позиции в сочинении.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

12)   Когда Архимед, один из самых великих людей в истории че­ловечества, увидел тень занесенного над ним меча, он гневно за­кричал: "Не тронь моих чертежей!" В минуту смертельной опаснос­ти великий житель Сиракуз стал защищать не свою жизнь, а дело своей жизни.

Рубрика № 4 "Человек - ось мира"

г

I. Проблемы

1.  Нравственная ответственность человека (художника, ученого) за судьбу мира

2.  Роль личности в истории

3.  Нравственный выбор человека

4.  Конфликт человека и общества

5.  Человек и природа

II.              Утверждающие тезисы

1.   Человек приходит в этот мир не для того, чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше.

2.   От каждого человека зависит, каким будет мир: светлым или темным, добрым или злым.

3.   Все в мире связано невидимыми нитями, и неосторожный пос­тупок, нечаянное слово могут обернуться самыми непредсказуемыми последствиями.

4.   Помни о своей высокой человеческой ответственности!

III.              Цитаты

1. Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей — он хороший; производит он вражду и разъединение — он дурной (Л.   Толстой, русский писатель).

2.   Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и друго­го, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М. Монтень, фран­цузский философ-гуманист).

3.   Да — я в ладье. Меня разлив не тронет! Но как мне жить, когда народ мой тонет? (Саади, персидский писатель и мыслитель)

4.   Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту (Кон­фуций, древнекитайский мыслитель).

5.   А в центре я ставлю Человека! (Пико делла Мирандола, италь­янский мыслитель)

6.   Люби — и делай что хочешь (Августин Блаженный, христиан­ский мыслитель).

7.   Жизнь — это борьба за бессмертие (М. Пришвин, русский писа­тель).

8.   Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, английский писатель).

9.   Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора. Рассматривайте себя как единицу — и Вы придете в отчаяние» (Н. Некрасов, русский поэт).

10.              Назло людскому суесловью велик и свят был жребий твой!..
(Ф. Тютчев, русский поэт).

IV. Аргументы

 

У каждого в руках судьба мира

1)  В. Солоухин рассказывает притчу о мальчике, который не послу­шался неведомого голоса и спугнул бабочку. Неведомый голос печаль­но сообщил, что произойдет дальше: потревоженная бабочка улетит в королевский сад, гусеница от этой бабочки заползет на шею спящей королевы. Королева напугается и умрет, а власть в стране захватит коварный и жестокий король, который причинит людям много бед.

2)  Существует древняя славянская легенда о Деве-Чуме. Однажды крестьянин пошел косить траву. Вдруг ему на плечи прыгнула страш­ная Дева-Чума. Взмолился мужик о пощаде. Дева-Чума согласилась пожалеть его, если он будет носить ее на своих плечах. Там, где появ­лялась эта жуткая пара, умирали все люди: и маленькие дети, и седовласые старики,   и прекрасные девушки, и статные парни.

Эта легенда обращена к каждому из нас: а что ты несешь миру - свет или тьму, радость или горе, добро или зло, жизнь или смерть?

3)              В одном из фантастических романов рассказывается об ученом,
которого военные попросили придумать какое-нибудь средство против бездорожья и распутицы. Ученый придумал "лед-9" - крис­талл с открытой структурой. Крошечная таблетка превращала в лед, сантиметр за сантиметром, метр за метром, всю воду, которая есть в лужах, в грязной почве... Но ученый забыл, что ручейки впадают в реки, реки - в моря, моря — в океаны. И брошенный солдатом крис­талл мог погубить все живое на земле.

4)  А. Куприн написал рассказ "Чудесный доктор", основанный на реальных событиях. Человек, измученный нищетой, готов в отчаянии покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменяется самым счастливым образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей.

5)  Историки пишут, что турки смогли захватить Константинополь, пройдя через калитку, которую кто-то забыл закрыть.

6)  Страшная катастрофа в Аше произошла из-за того, что экска­ваторщик ковшом зацепил трубу газопровода. В этом месте, спустя много лет, образовался разрыв, газ вырвался наружу, а потом пришла настоящая беда: в страшном.пожаре погибли сотни людей.

7)  Двадцатый век — век первых в истории человечества мировых войн, век создания оружия массового поражения. Складывается не­вероятная ситуация: человечество может само себя уничтожить. В Хиросиме, на памятнике жертвам атомной бомбардировки, написа­но: "Спите спокойно, ошибка не повторится". Чтобы та и многие дру­гие ошибки не повторялись, всечеловеческий характер приобретает борьба за мир, борьба против оружия массового поражения.

8)  Слово обладает магической силой. Не случайно его называют "царственным". Историки говорят, что судьбу Гражданской войны в США между Севером и Югом решили 272 слова, которые произнес Ав­раам Линкольн, обращаясь к собравшимся гражданам. Эта короткая речь вдохнула в сердца людей веру в справедливость их борьбы, дала им силы для решительного сражения.

Во время первых испытаний водородной бомбы выяснилось, что у поднявшегося с ней в небо самолета серьезные неполадки в систе­ме навигации и его необходимо сажать. Но на борту находится самое страшное оружие на свете! Не произойдет ли при посадке взрыв, кото­рый уничтожит все живое? Еще ни разу самолет с бомбой на борту не возвращался на аэродром! В этот драматический момент академик И. Курчатов взял всю ответственность на себя. Он передал летчикам команду садиться, а сард, чтобы внушить людям уверенность в успеш­ном завершении полета, вышел на взлетную полосу.

10) Когда-то в Венеции на основании весьма убедительной версии был приговорен к смерти какой-то хлебопек. Приговор привели в ис­полнение. Когда "по вновь установленным обстоятельствам" удалось выстроить иную версию, более убедительную, хлебопек был признан невиновным, но... было уже поздно. И во всех судах Венецианской рес­публики появилась надпись: "Помните о хлебопеке!"

Роль личности в истории

1) "Записки охотника" И. Тургенева сыграли огромную роль в об­щественной жизни нашей страны. Люди, прочитав светлые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно владеть людьми, как скотом. В стране началось широкое движение за отмену крепост­ного права.

2)       После войны многих советских солдат, которые попали во вра­жеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М. Шолохова "Судьба человека", в котором показывается горькая доля солдата, за­ставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военно­пленных. Был принят закон об их реабилитации.

3)       Во время Великой Отечественной войны ученый-физик Г. Ф. Фле­ров, используя короткий отпуск, зашел в научную библиотеку. Он обратил внимание на то, что в зарубежных журналах нет публика­ций о радиоактивности. Значит, эти работы засекречены. Он тут же написал тревожное письмо в правительство. Сразу после этого всех ученых-ядершиков вызвали с фронта и начались активные работы, связанные с созданием атомной бомбы, что в будущем помогло остано­вить возможную агрессию против нашей страны.

4)       Долгое время считалось нормальным, что почти каждая четвер­тая роженица умирала от заражения крови. Молодой австрийский врач Земмельвейс не мог с этим мириться. После долгих раздумий он пришел к выводу, что инфекцию разносят сами врачи, которые не мыли рук, осматривая рожениц. Врач уговорил своих коллег при­нимать все меры предосторожности. Доктора сначала смеялись над чудаковатым врачом, но вскоре, когда молодые женщины перестали умирать, они убедились в его правоте.

     5)Когда в Эстонии глумились над памятником советскому воину, редакция "Литературной газеты" к целому ряду наших творческих ра­ботников обратилась с таким вопросом: "Когда в Германии распоясал ся фашизм, прогрессивная западная интеллигенция стала бойкоти­ровать эту страну. Готовы ли вы в знак протеста против притеснения русских и героизации фашистов в Латвии отменить свой концерт, ав­торский вечер, выпуск книги, выставку?" По словам главного редакто­ра "Литературной газеты", ни один деятель культуры не захотел этого сделать.

6) Не так давно в итальянском городе Аквила произошло страшное землетрясение, которое унесло много человеческих жизней. Без крова над головой остались более 100 тысяч жителей. Между тем за месяц до трагедии итальянский сейсмолог Джампаоло Джулиани предсказал землетрясение в регионе. Ученый немедленно разместил информа­цию в интернете. По его инициативе в Аквилу въехали автобусы с громкоговорителями, которые призывали жителей к срочной эваку­ации. Но возмущенный мэр города пожаловался на ученого в поли­цию - якобы тот сеет панику. Джулиани даже задержали и предписа­ли прекратить "запугивать население".

Человек и природа

1)    Почему так получилось, что в Древнем Риме стало чрезмерно много обездоленных, бедствующих "пролетариев»? Ведь в Рим стека­лись богатства со всей ойкумены, а местная знать купалась в роскоши и безумствовала от излишеств... Большую роль в обеднении земель метрополии сыграли два фактора: истребление лесов и истощение почв. В результате мелели реки, снижался уровень грунтовых вод, развивалась эрозия земель, уменьшались урожаи. И это — при более или менее постоянном росте населения. Ужесточался, как мы теперь говорим, экологический кризис.

2)    Бобры строят поразительные жилища для потомства, но их деятельность никогда не превращается в истребление той биомассы, без которой и им — конец. Человек же на наших глазах продолжа­ет роковое дело, которое начал уже тысячелетия тому назад: во имя собственных потребностей он уничтожил наполненные жизнью леса, обезводил и превратил в пустыни целые континенты. Ведь Сахара и Кара-Кумы — очевидное свидетельство преступной деятельности че­ловека, продолжающейся и поныне. А разве не свидетельством тому является загрязнение Мирового океана? Человек сам лишает себя жизненно необходимых ресурсов.

3)              В древности человек ясно осознавал свою связь с природой, наши
первобытные предки обожествляли животных, считали, что именно они оберегают людей от злых духов, даруют удачу на охоте. Так, например, египтяне с почтением относились к кошкам, за убийство этого священного животного полагалась смертная казнь. А в Индии и сейчас любая корова спокойно может зайти в овощную лавку и съесть все, что ей захочется. Лавочник ни за что не прогонит эту священную гостью. Многим такое почитание животных покажется нелепым суе­верием, но на самом деле в нем выражено чувство глубокого, кровного родства с природой. Чувство, которое стало основой человеческой мо­рали. Но оно, к сожалению, сегодня многими утрачено.

4)  В русских народных сказках часто прославляется бескорыстие человека. Емеля не собирался ловить щуку — она сама попала ему в ведро. Увидит странник выпавшего птенца — положит его в гнездо; попадет птица в силки — он ее освободит; выбросит волной рыбу на берег — он отпустит ее обратно в воду. Не искать выгоды, не губить, а помогать, спасать, беречь — этому учит народная мудрость.

5)  Вмешательство человека в сложную жизнь природы может привести к непредсказуемым последствиям. Один известный ученый решил привезти в свой регион оленей. Однако животные не смогли приспособиться к новым условиям и скоро погибли. Зато клещи, кото­рые жили в шкуре оленей, освоились, наводнили леса и луга и стали настоящим бедствием для остальных обитателей.

6)  Глобальное потепление, о котором все настойчивее говорят в последнее время, чревато катастрофическими последствиями. Но не все задумываются о том, что эта проблема является прямым следстви­ем жизнедеятельности человека, который в погоне за наживой нару­шает устойчивое равновесие природных циклов. Не случайно ученые все больше говорят о разумном самоограничении потребностей, о том, что не прибыль, а сохранение жизни должно стать главной целью де­ятельности человека.

7)  Польский фантаст С. Л ем в своих "Звездных дневниках" опи­сал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитате­лям других галактик. Возмездие за такую слепоту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Эта исто­рия — грозное предупреждение всему человечеству, которое хищни­чески грабит природу.

В Индийском океане есть маленький остров Рождества, на кото­ром иностранные компании добывают фосфаты. Люди вырубают тропические леса, экскаваторами срезают верхний слой почвы и вывозят ценное сырье. Остров, некогда покрытый пышной зеленью, превра­тился в мертвую пустыню с торчащими, словно гнилые зубы, голыми скалами. Когда тракторы соскоблят последний килограмм почвы, на­сыщенной удобрениями, людям на этом острове делать будет нечего. Может быть, печальная судьба этого клочка суши среди океана отра­жает судьбу Земли, окруженной безбрежным океаном космоса? Может быть, и людям, варварски разграбившим родную планету, придется искать себе новое пристанище?

9)              Увидев червя, вымытого дождем на тротуар, доктор Швейцер
клал его обратно в траву, а насекомого, барахтающегося в луже, выни­
мал из воды. Он говорил: "Когда я помогаю насекомому выбраться из
беды, я пытаюсь тем самым искупить часть вины человечества за со­
вершенные им против животных преступления". Швейцер выступал и
в защиту животных. В своем эссе, написанном в 1935 г., он призывал
"быть добрыми по отношению к животным по тем же самым причи­
нам, в силу которых мы добры к людям".

10)              Еще Достоевский говорил о незримой связи времен и про­
странств, о том, что события, происшедшие на одном краю земли,
могут роковым образом отозваться на судьбах людей другого её края.
Вспомним "Смутное время" в России. Тогдашнее правление Бориса
Годунова получило в российской хронологии название "несчастного"
именно потому, что в Москве выпадал снег в июле и августе, а замо­
розки случались во все летние месяцы. В некоторых губерниях вымер­
ло до половины населения. Борис Годунов прилагал всяческие усилия
для спасения людей: открыл царские закрома, наделял хлебом голо­
дающих, но все было тщетно. А причиной этих несчастий стало извер­
жение вулкана в Южной Америке (на территории нынешнего Перу).
В 1600 году вулкан извергнул в атмосферу огромное количество пыли
и сернистых газов. Это и привело к столь печальным последствиям в
русской истории.

Информация о работе Аргументация личностной позиции в сочинении-рассуждении по русскому языку