Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:06, дипломная работа

Описание работы

Основной целью дипломной работы является изучение административной и юридической ответственности за совершение экологических правонарушений, ее видов и порядка применения. Исходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих взаимосвязанных задач:
1) обобщение и систематизация материалов по данной теме;
2) исследование отдельных признаков административной ответственности за экологические правонарушения;

Содержание

Введение 3
1 Административная ответственность в механизме охраны окружающей
среды: сущность, функции, соотношение с иными видами юридической
ответственности 6
1.1 Понятие и виды административных правонарушений в области
охраны окружающей среды 14
1.2 Направления совершенствования законодательства об административной ответственности за экологические правонарушения 17
2 Виды юридической ответственности за экологические правонарушения 23
2.1 Уголовная ответственность за экологические правонарушения…………………………………………………………………...25
2.2 Административная ответственность за экологические правонарушения.......................................................................................................33
2.3 Дисциплинарная и материальная ответственность за экологические правонарушения........................................................................................................37
2.4 Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения........................................................................................................42
2.4.1 Понятие и виды экологического вреда.........................................................43
2.4.2 Возмещение вреда природной среде.............................................................44
2.4.3 Возмещение вреда здоровью и имуществу, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды...........................................46
2.4.4 Ответственность за экологический вред, причиненный источником повышенной опасности............................................................................................48
3 Юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды в зарубежных странах 51
Заключение 58
Список использованных источников 61

Работа содержит 1 файл

ДИПЛ_Админ_право.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

Названные субъекты освобождаются от ответственности, если докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. К действию непреодолимой силы относятся стихийные бедствия или явления (землетрясения, наводнения, оползни), а также аварии, катастрофы. Владелец источника повышенной опасности освобождается от ответственности и в случаях, когда источник выбыл из его владения без его ведома в результате противоправных действий других лиц (например, угнали машину).[42]

 


3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

 

В основе юридической ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды в экономически развитых странах находится правонарушение, порождающее отношения между лицом, его совершившим, и тем, перед кем нарушитель должен нести ответственность. Субъектами правоотношений выступают предприятия, учреждения, их должностные лица и граждане. В качестве субъектов могут выступать также учреждения, выполняющие функции контроля за соблюдением норм права об охране окружающей среды.

Ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды наступает при наличии определенных предпосылок: противоправности поведения, причинения вреда, причинной связи между неправомерным поведением и причиненным вредом, вины нарушителя.

Основанием ответственности наряду с противоправным деянием может являться бездействие ответственного физического либо юридического лица. Преступное бездействие выступает чаще всего как невыполнения мероприятий по охране окружающей среды, бесконтрольности со стороны должностных лиц. Примером подобного рода правонарушений может служить предусмотренная ст. 304 Закона США о чистоте воздуха (1970 год) ответственность руководителя Агентства по охране окружающей среды США в случае невыполнения им своих обязанностей, установленных законом. Право возбуждения гражданского иска против него в таком случае предоставляется законом любому лицу.[43]

Применение  санкций ко всем должностным лицам, не выполняющим свои  законодательные правомочия, мыслится как фактор, побуждающий к добросовестному их выполнению. Весьма любопытное решение этой проблемы предусмотрено английским Законом о контроле за загрязнением 1974 года. В случае невыполнения своих обязанностей со стороны нижестоящих органов контроля за охраной окружающей среды от загрязнения, министр по делам окружающей среды Великобритании может изъять у данных органов определенную часть полномочий и передать их министерству. При чем, в этом случае материальное обеспечение выполняемых действий осуществляется за счет органа, нарушившего требования законодательства (ст.97). Такое решение вопроса представляется весьма неэффективным, ибо в конечном счете министерство не в состоянии будет выполнять обязанности всех местных контрольных органов.

Объективным же результатом такого неправомерного поведения является загрязнение окружающей среды, причинение вреда животному и растительному миру.

Статья 70 Гражданского кодекса Японии, на основании которой рассматривается ряд дел о загрязнении окружающей среды, предусматривает компенсацию в случае причинения вреда либо нарушения прав в результате небрежных действий.

В Англии и США ответственность за причинение вреда наступает, как правило, при наличии вины. Противоправные действия, за которые предусматривается ответственность по законодательству экономически развитых государств, совершаются умышленно или в форме небрежности. Например, статья из Закона о чистоте воздуха в США (1970 год) предусматривает ответственность за умышленное нарушение положений плана мероприятий по обеспечению стандартов качества воздуха в районах контроля, стандартов выбросов из стационарных источников загрязнения.[44]

Административная и уголовная ответственность наступает за нарушение конкретных норм. В США и Великобритании административная ответственность, применяемая в форме штрафа, рассматривается как разновидность гражданско-правовой ответственности, поскольку такой штраф взыскивается в судебном порядке. Так, по законам Великобритании о чистоте воздуха (1956 и 1968 годов) размер штрафа составляет до 100 фунтов стерлингов, по Закону о контроле за загрязнением - до 400 фунтов стерлингов. По законодательству США гражданско-правовая ответственность установлена в размере до 25 тысяч долларов за один день нарушения законодательства. Японский закон о наказания за преступления, связанные с загрязнением окружающей среды (1970 год), возлагая на руководство предприятия ответственность за небрежный сброс сточных вод и выброс загрязняющих веществ в атмосферу, которые создают угрозу жизни и здоровью людей, наказывает за данное нарушение штрафом в сумме до 2 миллионов йен. Во Франции в соответствии с декретом о контроле за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу (1974 год) административному взысканию в виде штрафа размером от 600 до 2000 евро подлежат лица, производящие, импортирующие или выпускающие в продажу материалы, предназначенные для сожжения или использования в качестве топлива, которые не отвечаю действующим правилам, а также лица, не соблюдающие специальные правила в зонах специальной охраны.[45]

Одно из административных средств принуждения предпринимателей соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды - временное либо постоянное запрещение или приостановление деятельности источника загрязнения. Статья 30 Закона США о чистоте воздуха (1970 год) предусматривает возможность ограничения деятельности предприятия с целью уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в случаях возникновения критических ситуаций.

Уголовная ответственность за экологические преступления регулируется как природоохранным законодательством, так и уголовными кодексами (например, в Германии).

Во Франции существует весьма либеральная система привлечения к ответственности. Здесь ответственность основана на принципе принуждения к соблюдению предписанных законом мер. Когда обнаруживается нарушение требований законодательства об охране воздуха, полицейский трибунал устанавливает срок, в течении которого нарушитель должен выполнить соответствующие предписания. В случае невыполнения этих работ в установленное время исправительный трибунал может дать указание специальным службам устранить нарушения за счет нарушителя, в дополнение к этому может вынести решение о запрете использования сооружения, загрязняющего воздух, до окончания работ, и лишь после этого, если лицо продолжает нарушать меры запрещения, оно может быть подвергнуто тюремному заключению на срок до шести месяцев.[46]

В отличии от уголовной, гражданская ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды, и причинение вреда имеет многовековую историю. Общая гражданская ответственность наступает при причинении вреда в результате загрязнения окружающей среды здоровью людей либо их имуществу и регулируется нормами гражданского права (Франция, Япония, Германии и др.) либо общего права (США, Великобритания).

Гражданский кодекс Франции посвящает деликтам и квазиделиктам пять статей - 1382-1386. В частности, ст. 1382 гласит: «Какое бы ни было действие человека, причиняющего другому вред, обязывает того, по вине которого вред возник, к его возмещению». Эта статья применяется судами чаще всех других.

Положительным моментом для гражданского процесса Японии по спорам о загрязнении окружающей среды явилось то, что бремя доказывания перенесено на ответчика, в то время как в других странах бремя доказывания лежит на истце.

Что касается, Англии и США, то здесь действует общепринятый принцип возмещения вреда, причиненного загрязнением окружающей среды, в соответствии с которым лицо, потерпевшее вред, должно быть восстановлено в том же положении, в котором оно находилось до нанесения вреда. Регулируется возмещение на основе средств защиты, известных общему правилу, путем предъявлении иска о зловредности. Кроме данного иска, основание которого является причинение имущественного вреда либо вред здоровью или жизни человека, для защиты прав собственника применяется иск о нарушении прав владения.

В соответствии с наличием двух видов исков, охраняющих различные интересы, возмещение по общему правилу подразделяется на номинальное и реальное. Номинальное возмещение применяется при отсутствии у истца какого-либо вреда и представляет собой какую-либо денежную сумму, присуждаемую как свидетельство признания определенных прав истца, нарушенных ответчиком. Номинальное возмещение допускается лишь при таких деликатных исках, предъявление которых не обосновывается на нанесении имущественного вреда. Примером подобного рода исков могут служить иски из нарушения владения, а также иски, предъявляемые в случаях физического воздействия на личность. Здесь закон сам презюмирует наличие вреда, и иск может быть удовлетворен, даже если фактически никакого поддающегося денежной оценке вреда не нанесено. В отличие от номинального, реальное возмещение. Кроме признания и подтверждения нарушенных  прав, предполагает присуждение денег в качестве компенсации за ущерб, действительно понесенный  истцом. Таким образом, определяющий признак разграничения номинального и реального возмещения – причинение имущественного вреда. В случае его наличия удовлетворение прав достигается путем предъявления иска о зловредности.

Более строгая ответственность предусмотрена в Германии. Так, за нарушение требований по обращению с отходами параграфа 326 УК ФРГ предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до трех лет или денежного штрафа.[47] До пяти лет лишения свободы наказывается такое изменение сельскохозяйственных и иных земель, которое связано с невозможностью их использования в течении длительного времени.

Возмещение вреда, причиненного нарушением законодательства об окружающей среде, является одной из сложнейших проблем в праве окружающей среды.

Оригинальный вариант правового регулирования возмещения экологического вреда был применен в Японии в связи с массовым отравлением соединениями ртути и кадмия в заливе Минамата. В декабре 1969 года был принят Закон о специальных мерах по оказанию помощи пострадавшим от загрязнения, а в 1973 году Закон о компенсации ущерба, нанесенного здоровью населения загрязнением. Этими законами предусматривается компенсация пострадавшим расходов на лечение и уход; избавление от необходимости возбуждать судебные дела против виновных предприятий и бремени доказывания.

Механизм регламентации возмещения причиненного вреда включает следующее. Правительственным распоряжением устанавливаются районы, где загрязнение воды и воздуха достигает  значительных  размеров.  В соответствующем районе создаются комиссии муниципалитета по регистрации  жертв  загрязнения.  Пострадавшие  должны  пройти  медицинский  осмотр и  подать прошение  компенсации. После официальной регистрации пострадавшего городские власти обязаны оплатить расходы на медицинское обслуживание. Лицо признается жертвой загрязнения, если проживало или пребывало в районе в течении определенного Законом периода времени. При этом государство взимает с загрязнителя окружающей среды налог. Он рассчитывается исходя из вклада конкретного предприятия в загрязнение. Налог устанавливается государственными органами после загрязнения и причинения вреда здоровью людей. В этом случае речь идет лишь о возмещении ущерба, причиненного здоровью человека, и не регулируются последствия причинения вреда иным объектам - животным, растениям и т.п.[48]

В Японии, как и в других странах, существует внесудебный порядок компенсации ущерба на основе переговоров между жертвами и виновниками загрязнения окружающей среды. Так, представители промышленного комплекса Йоккаити в Японии в ноябре 1972 года договорились, не доводя дело до суда, со 140 пострадавшими от загрязнения о выплате им 1,75 млн. долларов. Однако, договор о возмещении не заменяет собой правового регулирования и не может служить основанием для отказа от судебного разбирательства по этому же делу в будущем.

Система платы за загрязнения вод и атмосферного воздуха в настоящее время получила распространение во многих странах. Регулируя размер платежа за единицу загрязнения, государство рассчитывает добиться от предприятий сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и сброса сточных вод, а также внедрения новейшей технологии. Предполагается, что бремя платежей за загрязнение среды заставит фирмы перейти к поискам «чистых» технологий и «чистых» продуктов.

Размер платы за загрязнение окружающей среды в разных странах обусловлен различными показателями.[49] Так, в Нидерландах плата за загрязнение вод для каждого регионального водоема зависит от вида сбрасываемых загрязняющих веществ, от «возраста» очистных сооружений, от способности водоема к  самоочищению, от состава загрязняющих веществ. Во Франции плата для разных речных бассейнов также различна и зависит от состояния водных объектов, в которые производится сброс сточных вод, от стоимости по поддержанию благоприятного качества водоема и его восстановления. В Германии ставки за сброс сточных вод рассчитываются с учетом их состава и качества водоочистки.

 

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении можно отметить, что с каждым годом число экологических правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на жизнь и здоровье людей. Экологические правонарушения причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.

Исследования показывают, что в данной области существует множество проблем.

Во-первых, нормативная база в области юридической ответственности за экологические правонарушения остается до конца не проработанной. Более того, некоторые положения законодательства об охране окружающей среды внесли разного рода неясности в рассматриваемой сфере.

Например, Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2002 года по сравнению с законом 1991 года «Об охране окружающей природной среды»:

1. Не предусмотрены виды экологических правонарушений, в том числе применительно к деятельности промышленных предприятий как основных природопользователей и загрязнителей окружающей среды.

2. Исключена статья об ответственности предприятий как источников повышенной опасности для окружающей среды (сегодня это одна из актуальных проблем охраны окружающей среды в Российской Федерации и Уральском регионе). Более того, закон не определяет виды и признаки промышленных предприятий, относящихся к источникам повышенной опасности для окружающей среды, что непосредственно влияет на соблюдение ими эколого-правовых требований в процессе производства.

Информация о работе Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды