Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:06, дипломная работа

Описание работы

Основной целью дипломной работы является изучение административной и юридической ответственности за совершение экологических правонарушений, ее видов и порядка применения. Исходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих взаимосвязанных задач:
1) обобщение и систематизация материалов по данной теме;
2) исследование отдельных признаков административной ответственности за экологические правонарушения;

Содержание

Введение 3
1 Административная ответственность в механизме охраны окружающей
среды: сущность, функции, соотношение с иными видами юридической
ответственности 6
1.1 Понятие и виды административных правонарушений в области
охраны окружающей среды 14
1.2 Направления совершенствования законодательства об административной ответственности за экологические правонарушения 17
2 Виды юридической ответственности за экологические правонарушения 23
2.1 Уголовная ответственность за экологические правонарушения…………………………………………………………………...25
2.2 Административная ответственность за экологические правонарушения.......................................................................................................33
2.3 Дисциплинарная и материальная ответственность за экологические правонарушения........................................................................................................37
2.4 Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения........................................................................................................42
2.4.1 Понятие и виды экологического вреда.........................................................43
2.4.2 Возмещение вреда природной среде.............................................................44
2.4.3 Возмещение вреда здоровью и имуществу, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды...........................................46
2.4.4 Ответственность за экологический вред, причиненный источником повышенной опасности............................................................................................48
3 Юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды в зарубежных странах 51
Заключение 58
Список использованных источников 61

Работа содержит 1 файл

ДИПЛ_Админ_право.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, то есть совокупно. Специфической целью данного вида ответственности компенсация причиненного экологическим правонарушением вреда.

Возмещение экологического вреда регулируется в основном Гражданским кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексов РФ.

Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда может быть возложена только за противоправное и виновное причинение вреда (за исключением ответственности по ст. 1079 ГК РФ). При наличии вреда, но отсутствии характера противоправности в поведении лица ответственность исключается. Например, при тушении лесного пожара применяется такой прием, как поджигание леса навстречу огню, делается так называемый встречный пал. Может случиться, что при этом от огня будет уничтожена значительная площадь леса, но ответственность «поджигателя» исключается: он действовал правомерно, в ситуации крайней необходимости (ст. 1067 ГК РФ).[38]

Такую ответственность несут как юридические, так и физические лица. В соответствии с Гражданским кодексом имущественный вред возмещается виновной стороной в полом объеме (ст. 1064 ГК РФ).

 

2.4.1 Понятие и виды экологического вреда, способы его возмещения

 

Вред, причиненный нарушением правовых экологических требований, называется в доктрине экологического права экологическим или экогенным вредом.

Под экологическим вредом понимается любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований. Он, прежде всего, проявляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем. Следует подчеркнуть, что экологический вред имеет и другие общественно значимые проявления. Они касаются, в частности, демографической сферы: снижение продолжительности жизни, уменьшение прироста населения.

Экологический вред часто связан с упущением выгоды, то есть неполучением природопользователем доходов, которые он мог получить при обычных условиях. Например, фермер мог получить более высокий урожай сельскохозяйственных культур, если бы не была загрязнена окружающая среда.

Новым для российского экологического права элементом экологического вреда является моральный вред. Он может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также с физической болью, связанной с повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий. Так как природа удовлетворяет эстетические (духовные) потребности человека, уничтожение, к примеру, зеленых насаждений в городах также может рассматриваться как фактор причинения морально вреда и потому должно служить основанием для его возмещения. Такие иски могут предъявляться в контексте нарушения права на благоприятную окружающую среду.

           Законодательством предусматривается судебный и внесудебный порядок возмещения экологического вреда. Соответствующая обязанность может быть исполнена по решению суда - общего или арбитражного. Внесудебный порядок возмещения реализуется рядом способов, включая добровольное возмещение, возмещение посредством страхования риска причинения экологического вреда и в административном порядке. Добровольный способ возмещения вреда, редко встречающийся на практике, имеет для причинителя некоторые преимущества, пока мало осознаваемые в российском обществе. Судебный порядок  может создать мощную антирекламу предприятию и иному причинителю вреда, в которой они никак не могут быть заинтересованными. При очевидности ситуации, касающейся экологического вреда, в частности, когда налицо причинитель вреда и его жертва, вред иногда «выгоднее» компенсировать добровольно.

Административный порядок возмещения нанесенного экологического вреда применяется, как правило, при авариях и стихийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путем применения мер социально-экономической защиты пострадавшего населения. В качестве других форм возмещения такого вреда в административном порядке можно рассматривать оформление листка временной нетрудоспособности, инвалидности.

Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить веще того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.

 

2.4.2 Возмещение вреда природной среде

 

Дела о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, рассматриваются по искам прокурора, государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов, граждан и юридических лиц, во владении и использовании которых находятся природные ресурсы, администрации государственных заповедников и национальных природных парков.

Гражданский кодекс предусматривает два способа возмещения вреда - в натуре (реальный) и в денежном выражении. Что касается реального возмещения вреда в натуре, то при различных видах экологических правонарушений встает вопрос о пределах возможностей такого возмещения. К примеру, применительно к охране земель возмещение вреда в натуре может быть реализовано посредством восстановления прежнего состояния земли. Так, при неправомерном нарушении рельефа земельного участка - участок покрыт траншеями, котлованами - восстановление может заключаться посредством новых посадок древесных культур.

Решение о восстановлении прежнего состояния земли, других природных ресурсов как способ реального возмещения вреда, причиненного нарушением правил рационального использования и охраны природных богатств, принимается в каждом конкретном случае судом.

При невозможности возмещения вреда в натуре решается вопрос о денежном возмещении.

Возмещение причиненного природной среде вреда в денежном выражении определяется рядом способов, предусмотренных законодательством об охране окружающей среды. В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» возмещение причиненного окружающей среде вреда в результате экологического правонарушения производится: в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами, а также методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.[39]

Так, например, за уничтожение или повреждение лесных культур, плантаций, молодняка естественного происхождения, подроста за каждый гектар уничтоженных или поврежденных культур взыскивается трехкратная стоимость создания и выращивания лесных культур до возраста уничтоженных.

Методика подсчета ущерба применяется в случае возмещения вреда, причиненного загрязнением вод, атмосферного воздуха, почв.

По фактическим затратам возмещается ущерб, когда отсутствуют соответствующие таксы или методики подсчета. В частности, в таком порядке определяется ущерб, причиненный невыполнением обязанностей по рекультивации земель и другими правонарушениями.

В соответствии с ч. 3 ст. 78 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением экологического законодательства, могут быть предъявлены в суд или арбитраж в течение двадцати лет.

 

2.4.3 Возмещение вреда здоровью и имуществу, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды

 

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, - конституционное право (ст. 42). По имеющимся данным, 20-30% заболеваемости населения непосредственно связано с провоцирующим действием загрязнения окружающей среды. Приведенные данные свидетельствуют об остроте и актуальности проблемы защиты этого конституционного права каждого.

О возмещении вреда здоровью людей, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды, как и вреда самой природе, можно говорить лишь условно. Такой вред не может быть возмещен. Он может быть только компенсирован.

Обычной для России практикой возмещения вреда здоровью граждан в результате загрязнения окружающей среды (как частный случай повреждения здоровья вообще) является получение пособия повременной нетрудоспособности. В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан соответствующее решение принимается на основе специальной экспертизы. Экспертиза временный нетрудоспособности производится лечащими врачами.

При наличии признаков инвалидности соответствующее решение принимается по результатам медико-социальной экспертизы.

Предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды, мер социально-экономической защиты, льгот и компенсаций получило нормативное оформление после аварии на Чернобыльской АЭС. Такие меры, льготы и компенсации предусмотрены, в частности, Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», иными законами.

Так, гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы гарантируется:

1) бесплатное оказание медицинской помощи (в стационаре и амбулаторно), бесплатное приобретение лекарств (по рецептам врачей), бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов), бесплатное ежегодное обеспечение санаторно-курортным лечением и получение денежной компенсации в размере средней стоимости путевки и другое;

2) выплата работающим инвалидам пособия по временной нетрудоспособности до четырех месяцев подряд или до пяти месяцев в календарном году в размере 100% фактического заработка без ограничения двумя тарифными ставками (окладами);

3) оплата занимаемой жилой площади (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе и членам семей, проживающих с ними, в размере 50% квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией;

4) бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов, бесплатный проезд с правом первоочередного приобретения билетов по железной дороге или на судах транзитных и местных линий речного флота один раз в год (туда и обратно).[40]

Субъектами ответственности за причинение вреда здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями могут быть как юридические лица и граждане - предприниматели, так и государственные органы, и их должностные лица. Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных органов и их должность лиц. При этом Гражданский кодекс устанавливает, что вред, причиненный гражданину (а также юридическому лицу) в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного  самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Он возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069).

Важно также знать, что наряду с возмещением вреда здоровью и имуществу, причиненного экологическим правонарушением, гражданин иметь право на возмещение потерь, связанных с моральными травмами или морального вреда.

 

2.4.4 Ответственность за экологический вред, причиненный источником повышенной опасности

 

Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, регулируется ст. 1079 ГК РФ. К объектам повышенной опасности ГК РФ относит средства, механизмы, электрическую энергию высокого напряжения, атомную энергию, взрывчатые вещества, сильнодействующие яды и т.п., а также осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельностью.

Этот список не является исчерпывающим. К ним могут быть отнесены и другие материальные объекты, в которых содержатся вредоносные свойства, в силу чего они представляют повышенную опасность для окружающих. Например, обычные минеральные удобрения, применяемые в сельском хозяйстве, некоторые химические вещества в небольших концентрациях, как правило, не представляют повышенной опасности, но при определенных обстоятельствах могут быть признаны таковыми. Так, арбитражный суд, руководствуясь ст. 454 ГК РСФСР (ст. 1079 ГК РФ), взыскал с сельхозпредприятия таксовую стоимость четырех погибших кабанов, отравившихся азотными минеральными удобрениями. Суд установил, что минеральные удобрения не были полностью использованы для подкорки сельскохозяйственных культур, свалены на опушке леса и поедались кабанами. К источникам повышенной опасности относится деятельность предприятия, производящего сбросы и выбросы производственных отходов в воду, атмосферу сверх установленных лимитов и нормативов. Вред, причиненный загрязнением среды, гибелью рыбы и животных, подлежит взысканию с предприятия согласно ст. 1079 ГК РФ.

Объекты повышенной опасности представляют угрозу природной среде, жизни и здоровья людей, как правило, не сами по себе, а своими вредоносными свойствами в связи с деятельностью людей.[41]

Как исключение из общих правил гражданско-правовой ответственности статья 1079 ГК РФ предусматривает обязанность возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности, и при отсутствии вины его владельца. Он освобождается от обязанности возмещения вреда, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы. Второе обстоятельство, исключающее ответственность - умысел потерпевшего - в отношении природопользования не применимо: животные и другие компоненты не являются субъектами правоотношений.

Обязанность возмещения такого вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Информация о работе Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды